Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Виртуальный проект

Музей быта и ремесел горнозаводского населения (Господский дом)

Уважаемый посетитель!
Приветствуем Вас в музее быта и ремесел горнозаводского населения!


Здание, где расположена экспозиция музея, было построено в 1830-х годах по заказу вдовы купца 3-й гильдии Евдокии Дерябиной. Исследователи предполагают, что это одна  из работ крепостного архитектора А.П. Чеботарева. Жилой дом, построенный в лучших традициях позднего русского классицизма, был основной частью обширной усадьбы, в которую еще входили: каретный сарай, конюшня и обширный тенистый сад, тянущийся до самой поймы реки Тагил.



Во второй половине XIX века семья Дерябиных продала свой дом заводской администрации. С тех пор он стал именоваться «господским». Тагильская легенда связывает дом с именем Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной (1808-1902). Возможно, что она останавливалась в этом доме, когда приезжала после смерти мужа на Тагильские заводы в 1849 году.


Со второй половины XIX века особняк использовался для проживания именитых приезжих, а с конца XIX века -  в качестве квартиры для высшей заводской администрации. 


В советское время жилой дом использовался под коммунальное жилье, поэтому от первоначальной планировки здания почти ничего не сохранилось.

 


Музей быта и ремесел горнозаводского населения

В 1979 году здание получило статус архитектурного памятника федерального значения. Вскоре после этого началась работа над созданием будущего музея.


В 1997 году музей быта и ремесел горнозаводского населения открыл свои двери для посетителей. В 1999-м авторы экспозиции музея были удостоены областной музейной премии им. О.Е. Клера.


Фрагмент экспозиции «Коневодство»

Знакомство с музеем начинается с первого этажа. Экспозиция посвящена традиционным занятиям и промыслам горнозаводского населения,  развитие которых было связано с работой на железоделательных и медеплавильных заводах, которая была основным занятием жителей заводского поселка.


В обеспечении стабильной работы заводов был очень важен гужевой транспорт. Лошади использовались для подвоза угля, руды  и транспортировки готовой продукции.


В Нижнетагильском поселке было три конных табуна. Каждое животное клеймилось при помощи длинного тонкого прута, который назывался «тавро».


В праздничные дни лошадей запрягали в нарядную упряжь с расписными дугами, на которые прикрепляли колокольчики, бубенцы и  шаркунцы (разновидность бубенцов). Упряжь для лошадей изготавливали  мастера-шорники. Их изделия, тавро, расписные дуги, колокольчики и бубенцы представлены в экспозиции.


     

Расписная дуга и поддужные колокольчики.  Бубенцы-шаркунцы.

В силу необходимости обеспечения домашнего скота сеном, большое значение приобретали покосы. Пастухов нанимали в сезон, который начинался 7 мая (Юрьев день) и заканчивался 14 октября (праздник Покрова святой Богородицы). Фуражом необходимо было обеспечить весь домашний скот. Косьба считалась наиболее легкой из заводских работ, поэтому к ней привлекались женщины и дети. В период покосной страды рабочим даже предоставлялся отпуск для заготовки сена. В первый день покоса женщины надевали обрядовую рубаху-покосницу с нарядной вышивкой, которая служила оберегом.


Экспозиция «Покосные работы»
Коса-горбуша, серп и берестяной футляр для камня-оселка для заточки кос

Косили мужчины чаще всего косой - «стойкой», или иначе «литовкой», а женщины использовали косу - «горбушу», похожую на большой серп. Когда сено подсыхало, женщины и дети  ворошили его деревянными граблями и сгребали в длинные, на всю длину покоса, валы. Затем при помощи трехпалых вил сено метали в высокие стога. Когда оно выстаивалось, его  можно было  перевозить на телегах, закрепив воз сена при помощи веревок с деревянными коклюшками  на концах. Все эти предметы, использовавшиеся при заготовке сена, вы видите в экспозиции.



Экспозиция «Традиционные женские занятия»

В следующем зале рассказывается о традиционных женских занятиях, связанных с обработкой льна и изготовлением из него ткани. До 1880-х годов, когда в Нижнетагильске появилось достаточное количество привозных тканей, в рабочей среде широко использовалась домотканина, которую женщины ткали из льняных нитей. Одежду украшали узорами, вышитыми крестом или гладью, отделывали кружевом, плетенным при помощи крючка или коклюшек. Был популярен набивной рисунок, для нанесения которого были необходимы специальные приспособления: доски-манеры, с вырезанным орнаментом, который заполнялся краской. Сверху накладывали ткань и ударами сверху «набивали» рисунок.


Женщины так же плели пояса, которые  украшали различными узорами или надписями 
в виде молитв или пожеланий. Для Урала наиболее характерны пояса, плетеные на картах (дощечках). Пояс служил не только элементом одежды, он являлся  оберегом. Сделанный руками матери или жены, с вытканной молитвой или добрым пожеланием,
он охранял своего обладателя от злых людей и темных помыслов.  



Кросны – ткацкий станок.  Пояса.

В этом зале  Вы увидите как инструменты женского рукоделия: льномялку, прялки, ткацкий станок, карты для плетения поясов, так и готовые изделия – полотенца, пояса, скатерти.



Орудия женского рукоделия

В таком лесном краю, как Урал, изделия из дерева окружали человека от рождения до смерти: дома, мебель, посуда, орудия труда, игрушки. Мастера любили работать с таким податливым, «живым», ароматным материалом, как древесина. Очень популярна была береста, которая ценилась из-за своих антисептических и термодинамических свойств. Из неё изготавливались бураки (общерусское название «туеса»), солоницы-уточки, пестери-заплечники, набирушки-ягодницы, пайвы, короба.


Экспозиция «Изделия из дерева и бересты»

Продукты в берестяных изделиях долго не кисли, не намокали и сохраняли свою температуру. Работа с берестой требовала особых навыков и знаний природных явлений, например, время, когда лучше всего заготавливать материал,  способы соединения и укрепления изделия.  Бураки – берестяные емкости для хранения продуктов и напитков  часто украшали чеканным (тесненным) узором. Так же распространены были расписные бураки: шпаклеванные или полушпаклеванные. Их украшением занимались мастера, которые расписывали тагильские подносы. При этом применялась  традиционная тагильская маховая роспись. Иногда использовали переводные картинки. Самыми распространенными цветами фона были красный и зеленый, большую популярность имели бураки на 3, 5 литров.



Бураки с цветочной росписью

В экспозиции Вы увидите эти чудесные и изделия из бересты и инструменты, которые использовались для работы с ней.


Бондарные изделия

Мастера-бондари изготавливали самую различную деревянную посуду, используемую как в быту, так и на производстве.  В любом тагильском доме были бочки, кадки, квасники, лагуны, кружки, подойники, масленки, кубеи (емкости, в которых хранили мясо).


Инструменты бондарей были очень простые: рубанки, фуганки, зауторник, стамески, лучковая пила, черемуховый размер.


Деревянный чурбак кололи топором на чурочки, потом при помощи тесла и горбатого скобеля выбирали серединную древесину, и получалась клепка - основа любого бондарного изделия. Клепки тщательно подгоняли друг к другу, обрабатывали круглым скобелем (двуручным ножом). Натягивали обод, который тоже в старину делали из дерева.


Инструменты бондарей и их изделия Вы увидите в экспозиции. 


Инструменты мастеров-бондарей

В среде горнозаводского населения была широко распространена кожаная обувь. Это обусловлено климатическими, экономическими и производственными факторами жизни на Среднем Урале. Самыми востребованными среди изделий тагильских обувщиков являлись сапоги с «притачкой», бродни и женские ботинки.

Наибольшим спросом пользовались сапоги с «притачкой», состоящие из двух частей – притачки и голенища. Дело в том, что при работе на рудниках и заводах нижняя часть сапога быстро приходила в негодность, а вот голенище оставалось почти новым. Поэтому рабочие придумали такой нехитрый способ обновления сапога – к старому голенищу притачивали новую нижнюю часть


Экспозиция «Сапожное ремесло»

Ботфорты или бродни – сапоги, распространенные среди работников шахт. Длинные голенища спасали ноги от воды,  а деревянное шпилье (мелкие деревянные гвоздики), которыми  крепилась подошва,  от воды разбухали и делали её особо крепкой.

Жены служащих, купцов и зажиточных кустарей могли позволить себе женские сапожки на шнуровке и «французском» каблучке. 


Сапожные изделия

На праздники надевали сапоги в «гармошку» (с набором). Сапоги с набором изготавливались из тонкой кожи и высоко ценились в XIX - начале XX веков.

Мастера чеботарного дела (сапожного промысла) в зависимости от уровня мастерства занимались мелким ремонтом обуви или изготовлением частных заказов. Зажиточные кустари содержали собственные «заведения». Часто мастерскими служили подсарайные избы – хозяйственные отапливаемые постройки на 1-2 окна, расположенные во дворе жилого дома сапожника.

Швейная машинка «Зингер» Конец XIX века




Гордостью зажиточных сапожников являлись швейные машины «Singer» - дорогие и надежные. На швейной машине трудился, как правило,
сам владелец «заведения».


В крупных «фабриках» соблюдалось строгое разделение труда.
По воспоминаниям Д.Л. Бородина – потомка тагильской династии обувщиков, - в мастерской его отца, один работник (отличавшийся силой) занимался вытяжкой сапог; другой – подмастерье, работал на подшиве ботинок – «набирал» каблуки; сам хозяин на швейной машине отстрачивал заготовки.





Сундучный промысел – один и старейших промыслов Урала. Для него характерен принцип разделения труда при организации производства, когда одно изделия изготавливалось силами нескольких мастерских. Мастера в одной  мастерской  изготавливали сам короб (ящик сундука), в другой - производились петли, в третьей - замки, в четвертой – сундучные гвозди, в пятой – производили  печатание железа, в шестой – украшали  жесть рисунком «морозка», в седьмой - полоски из жести украшали чеканным рисунком, в восьмой – выделывали зеркальное железо. И только после этого, собирался сам сундук в отдельной мастерской, занимавшейся только сборкой сундуков.




Сундучное производство


Лучшие замки, ключи, музыкальные замки для сундуков изготавливали в селении Быньги под Невьянском.


Ларцы имели два разных, независимых друг от друга отделения – верхнее и нижнее, каждое из которых закрывалось на отдельный замок. В подобных ларцах хранили важные документы и семейные ценности, потому что он был полностью защищен от огня на случай пожара.




Ларец. XIX век

Сундуки разных размеров, как матрешка, складывались один в другой, и в таком виде транспортировались на базары и ярмарки. С Ирбитских и Нижегородских ярмарок сундуки уходили далеко за пределы Урала.  На восток, в Бухару, отправляли  шкатулки – так  называемые «бухарцы», которые обивали цветной жестью.



Шкатулки. XIX  век

Сундуки пользовались большим спросом, так как они были удобны для хранения вещей, на них спали старики и дети. Горки сундуков стояли в горницах состоятельных людей. Когда женихи приходили сватать невесту, то старались заглянуть в горницу, чтобы узнать, высока ли у нее горка с приданым.


 Производство сундуков было делом прибыльным. Самые известные сундучные «короли» Нижнетагильского поселка - купцы Кокушкины. 



Общий вид зала «Заводской поселок Нижнетагильск в XIX  веке»

Экспозиция этого зала посвящена заводскому поселку Нижнетагильску. В боковых витринах располагаются подлинные фотографии улиц дореволюционного Тагила.


В центральной части зала находится вышитое панно - увеличенная копия картины тагильского художника Исаака Федоровича Худоярова (1807-1879) «Гулянье на Лисьей горе». Эта сложнейшая работы выполнялась три года девятью мастерицами студии «Мягкий дизайн» товарищества «Белый квадрат» (г. Екатеринбург), занимавшегося оформлением экспозиции музея. 



Фрагмент панно «Гуляние на Лисьей горе».  Ткань, вышивка. 1997 г.

В мельчайших подробностях на панно воспроизведена жизнь тагильского заводского посёлка 1830-х годов, показан один из самых любимых праздников тагильчан – гулянье на Лисьей горе, который проходил 9 мая (по старому стилю) – в день Николы Вешнего и объединял представителей всех сословий: от рабочих до управляющего заводами…

Далее Вы входите в узкий зал и оказываетесь, по замыслу художников, как бы внутри  действительности XIX века: справа и слева от вас фигуры жителей Нижнетагильска в традиционных костюмах.


Зал «Традиционная одежда горнозаводского населения»

В это время широко был распространен  такой вид женской одежды, как сарафан. Это связано с тем, что значительную часть жителей Нижнетагильска составляли староверы (раскольники), которые не только строго следовали религиозным обрядам дониконианской Руси, но и сохраняли традиции в быту, в семейном укладе. Это ярко проявлялось, в том числе, в консерватизме женского и девичьего костюма, наиболее важной частью которого являлся сарафан. В праздничные дни девушки из среды рабочей молодёжи носили косоклинный сарафан, выполненный из дорогой парчовой ткани и украшенный позументом. Благодаря своему крою, такой сарафан подчеркивал статность женщины и плавность её походки, что соответствовало народным идеалам женской красоты. Под сарафан надевалась белая, светло-розовая или светло-желтая рубаха. Обязательный элемент – шелковый или шерстяной пояс с кистями. На голове незамужней девушки была девичья повязка, очелье которой также украшалось позументом.

Сарафан косоклинный и девичья повязка. XIX  век.

После замужества, кроме платка, женщины носили повойник - головной убор, который, полностью закрывал волосы, праздничным головным убором был кокошник.


Необходимым предметом в семье рабочего был шкаф с буфетом. В буфете вы видите фарфоровую посуду, которую очень берегли и использовали только в торжественных случаях. Чаще пользовались деревянной, нередко расписывая её.  Примечательно,  что женщины пили чай  из маленьких чашечек, а мужчины из стаканов в подстаканниках.


В нижней части шкафа женщины обычно хранили столовое белье – полотенца, скатерти, салфетки. Обратите внимание на форму для изготовления печатного пряника, при помощи которой изготавливались вкусные и красивые лакомства.


Самым большим показателем достатка в доме был самовар. Лишь в начале XX века он появляется практически в каждом доме. Это были как простые «баночной» формы самовары,  так и фигурные никелированные красавцы.



Самовар медный. XIX  век

В противоположной витрине мы видим одежду и элементы интерьера, которые дают нам представление о том, как жили служащие и  управляющие заводами.


Жены служащих следили за модой и старались соответствовать ей. Из привозных европейских журналов они выбирали понравившиеся  модели одежды, а затем заказывали их у портних. Очень характерным видом женской одежды становится «парочка», состоявшая из  узкой, приталенной кофты и расклешенной юбки, сшитых  из одного материала. Голову дамы украшали модный капор или накидка  файшонка. В конце XIX века одежда городского типа прочно вошла в обиход, почти полностью вытеснив традиционный сарафан.


Городской женский костюм

В витрине представлены характерные для дома служащего привозные вещи: напольные часы, кресло, выполненное в псевдоготическом стиле, а также угольница (чугунная грелка), использовавшаяся для согрева ног  в морозный день.


Интерьер гостиной управляющего Нижнетагильскими заводами. 1830-е гг.

 И.Ф. Худояров (?). Тагильчанка в кокошнике. Середина XIX  в.



В следующем зале представлен условный интерьер гостиной  управляющего заводами 30-х гг. XIX века, выполненный в стиле александровского ампира, который прославлял победы России в Отечественной войне 1812 г.


Характерными чертами стиля ампир являются строгость, торжественность, симметричность. Украшением гостиной является привозная европейской мебелью из красного дерева, шкаф-горка с хрусталём и фарфором, а также  модные в те время романтические руинные пейзажи, изображавшие экзотические виды далёких стран и старинных городов. Непременной принадлежностью гостиной были рояль и ломберный столик, позволявшие отдохнуть после решения важных деловых вопросов.


Предметом украшения гостиной XIX века были зеркала, которые располагали между окнами, а также портреты, которые вешали на торцевых стенах.

Следующий зал  представляет  условный интерьер гостиной  в купеческом доме середины XIX века.



Интерьер гостиной в купеческом доме середины XIX  века

В этот исторический период в  моду входит стиль модерн, для которого характерен растительный орнамент, изящество и плавность линий, пестрота красок. Популярные цвета модерна: серо-голубые, оливково-зеленые, соломенные, бледно-розовые, сиреневые. Обои, обивка для мебели и драпировки на окнах щедро украшались крупными изображениями стилизованных цветов, павлиньих перьев, лебедей.


Хозяева и гости коротали время за игрой в карты или чтением книг вслух.  Чтение проходило при свете керосиновой лампы. На столе стоит лампа из фарфора с красивым матовым абажуром. Абажуры модерна часто выполнялись в витражной технике. Они обильно украшались фруктами, цветами или бабочками. Подставки для абажуров изготавливали из бронзы в виде стеблей и листьев.


Фрагмент интерьера купеческой гостиной

В моду входят круглые подставки для цветов (жардиньерки). Комнату украшает уже не рояль, а фисгармония.








У купцов, как у староверов (а купцы почти всегда имели кержацкие корни) в  красном углу находилась лампадка, под ней молельный столик с книгами религиозного содержания. Стены гостиной украшают портреты купцов Волковых и Шептаевых, а также реалистическое полотно  художника П. Веденецкого «Вид Нижнего Тагила зимой».



Веденецкий П.П. Тагил зимой. 1830-е гг.

Гостиная-столовая в доме зажиточного кустаря конца XIX – начала XX вв.

В доме ремесленника на первом этаже чаще всего располагалась мастерская, а на втором – жилое помещение. Так как большая площадь дома – весь первый этаж – был занят, то приходилось объединять столовую и гостиную. Такие гостиные называли «зало». Внимание привлекает большой обеденный стол с красивой фарфоровой посудой фабрик товарищества М.С. Кузнецова. По свидетельству старожилов, такой посудой пользовались только в большие праздники, а в повседневном быту использовали более простую керамическую.


Посуда производства фабрик товарищества Кузнецова. XIX  век

Вокруг стола располагались удобные «венские» стулья, бытовавшие во многих семьях ещё до недавнего времени.


Горки сундуков постепенно сменяются  городской мебелью, например, комодами. В них хранили вещи и одежду.


Комод украшали керамическими статуэтками, стеклянными вазочками. Приходит мода и на фотографии. Примечательно, что невеста, которую мы видим на фотоснимке уже в белом подвенечном платье европейского образца, а не в старинном сарафане. Это связано с активным проникновением в жизнь тагильских рабочих европейской культуры городского типа. Буфет - шкаф  с  «глухими» дверцами, которые закрывались на ключ. В верхнюю часть буфета обычно клали сладости, а в нижнюю - посуду, кухонную утварь. Популярностью пользовались подцветочники, которые часто покрывались самодельными вязаными салфетками.



Зеркало в резной раме. XIX  век.

Музей быта и ремесел горнозаводского населения ярко представляет быт тагильчан до революции 1917 года.  В музее проводятся временные выставки, музыкальные концерты и театрализованные представления.

Режим работы:
касса прекращает продажу билетов за полчаса до закрытия музея. Среда: с 9-30 до 17-30 Четверг: с 11-00 до 19-00 Пятница: с 9-30 до 17-30 Суббота: с 9-30 до 17-30 Воскресенье: с 9-00 до 16-30 Выходные дни: понедельник, вторник С 1 октября до 28 февраля музей работает до 17-30, в воскресенье до 16-30
Адрес:
Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Тагильская, д.26. Телефон: 8 (3435) 37-02-01 8 909 021 31 63 добавочный номер 354 Как добраться: остановка «Горбатый мост» автобус № 15,19 маршрутка № 33
Цена билетов:
Действует безналичный расчет Полный осмотр Входной билет: учащиеся - 50 руб. студенты - 80 руб. пенсионеры - 60 руб. взрослый - 100 руб. Экскурсионное обслуживание: Группа 1-5 чел. (взрослые): 600 р. с группы Группа 6 чел и выше (взрослые): 100 р. с чел. Льготный билет (школьники, студенты, пенсионеры) для группы 1-10 чел.: 550 р. с группы Льготный билет (школьники, студенты, пенсионеры) для группы свыше 10 чел.: 50 р. с чел. Семьи с детьми до 14 лет (двое взрослых, не более трех детей): 300 р. с семьи