Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Эко-индустриальный технопарк

Title1.jpg


Title2.jpg

Содержание

 

РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Историография

Примеры традиционной музеефикации индустриальных объектов

 

1. Концепция сохранения и развития "Старого Демидовского завода" – создание Эко-Индустриального технопарка

2. Текущее положение

3. Особенности проекта

4. Направления деятельности ЭИТ

5. Структура ЭИТ

5.1. Историческая зона

5.2. Историко-производственная зона – технопарк

5.3. Историко-досуговая зона

6. Реновация исторических производственных объектов в городской среде

7. Экологическая реабилитация – основа проекта ЭИТ

7.1. Экологическое восстановление и использование водных объектов на территории ЭИТ

7.2. Загрязнение реки Тагил и Нижнетагильского пруда отработанными сточными водами

7.3.Экологическая реабилитация водных объектов

7.4. Экологическая реабилитация городского пруда

8.Особенности реализации проекта. Экономическая и правовая модель

 

РАЗДЕЛ 2. МАСТЕР-ПЛАН

1.Мастер-план. Понятие и содержание

2.Мастер-план индустриального парка (пример реализации)

3.Мастер-план "Эко-Индустриального парка" (предпроектное предложение и 3D моделирование)

4.Архитектурно-градостроительная концепция технопарка

5.Компьютерное 3D моделирование объектов технопарка

6.Трехмерный Мастер-план "Эко-Индустриального технопарка"

7.Интерактивный Мастер-план

8.Смета расходов на реновацию Старого Демидовского завода – создание "Эко-Индустриального технопарка"

 

Заключение

 

Библиография

НАЗАД К ИНДУСТРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ


Введение


Эко-Индустриальный технопарк учрежден в 2011 г. на базе Музея истории техники черной металлургии с целью обеспечения развития Старого Демидовского завода как центрального объекта музея-заповедника, определяющего его горнозаводскую «направленность» и требующего индивидуальных решений в области методологии сохранения и использования объектов индустриального наследия. 



Площадка Старого Демидовского завода (Музея истории развития техники черной металлургии) действовала в качестве чугуноплавильного и железоделательного завода с 1725 г. В 1957–1987 гг. данное предприятие являлось частью производственных площадей Нижнетагильского металлургического комбината. 



После закрытия завода решением Министерства черной металлургии СССР и Министерства культуры РСФСР от 13 января 1989 г. был учрежден Завод-музей техники черной металлургии. 



На сегодняшний день Старый Демидовский завод признан достоянием мировой индустриальной культуры и имеет научное, историческое и культурное значение для России и Урала 



Техническую и финансовую поддержку Заводу-музею до настоящего времени оказывает ЕВРАЗ-НТМК. 



Актуальность. Разработка концепции развития территории Старого Демидовского завода была продиктована необходимостью:


  • обеспечения сохранности объекта индустриальной культуры в современных экономических условиях и актуальном правовом поле России;

  • формирования системы юридического и финансового обеспечения использования объекта;

  • создания модели адаптации объекта в градостроительной среде Нижнего Тагила;

  • формирования юридической, экономической и концептуальной базы для развития музея-заповедника в целом.


Историография


Территория Старого Демидовского завода стала объектом музейного интереса еще в 1920-е гг. 


Идея музеефикации индустриального объекта как памятника технической мысли уральской металлургии воплотилась в 1990-е гг. в проект Индустриально-ландшафтного "Демидов-парка", разработанный научными сотрудниками музея-заповедника совместно со Свердловской архитектурно-художественной академией. 



- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1. Концепция реновации старого демидовского завода – создание Эко-Индустриального технопарка


Цель проекта: 

Сохранение, адаптация и использование индустриального ландшафта, индустриальных объектов (зданий, сооружений и оборудования) Старого Демидовского завода в г. Нижний Тагил посредством реновации старопромышленной территории. 



Использование потенциала индустриального наследия для развития города Нижний Тагил и самого Эко-Индустриального технопарка, а также формирование нового туристического кластера – «Индустриальный туризм».


Задачи проекта: 

1. Обеспечить сохранность объектов индустриального наследия: промышленного ландшафта, зданий и сооружений. 


2. Сформировать правовую и экономическую модель развития территории Старого Демидовского завода. 


3. Обеспечить единство и неделимость территории Старого Демидовского завода. Создать условия, при которых территория завода не может быть использована для реализации точечных инвестиционных проектов, прежде всего, в области капитального строительства либо коммерческой (хозяйственной) деятельности.


4. Обеспечить экологическую реабилитацию территории Старого Демидовского завода. 


5. Обеспечить адаптацию старой промышленной территории к социально-экономическому и социокультурному пространству города. 


6. Сформировать портфель инструментов эффективного (интеллектуального, инновационного, динамичного) использования территории и объектов Старого Демидовского завода. 


7. Сформировать основу для использования объекта (Старого Демидовского завода) как части туристической инфраструктуры Индустриально-ландшафтного Демидов-парка. 


8. Снять финансовую и организационную нагрузку с бюджета и администрации города. 



Методология проекта – реновация старой промышленной территории. 


Под реновацией подразумевается технико-экономический процесс замещения старой методологиимузеефикации на новую – адаптацию и использование старой промышленной территории на базе предельной формы существования Старого Демидовского завода в качестве музея, который стоит на пороге физической утраты территории и объектов индустриального наследия. 

В этом смысле реновация представляется эволюционным шагом, поскольку протекает в отсутствии возможности адекватной диагностики и мониторинга текущего состояния территории Старого Демидовского завода, его объектов и сооружений (в том числе, и по критериям безопасности), при дефиците сотрудников и производственных мощностей, экономической модели содержания и развития, взаимодействия с городской инфраструктурой. 



Эко-Индустриальный технопарк (ЭИТ) 

Индустриальный обозначает направленность технопарка на сохранение и использование объектов и технологий индустриального наследия. 

Индустриальное наследие включает в себя индустриальный ландшафт, архитектуру исторических промышленных зданий и сооружений, конструкции исторических промышленных зданий и сооружений, а также производственное оборудование, образцы продукции и производственные технологии [14].


Термин Индустриальный обозначает направленность технопарка на сохранение и использование объектов и технологий индустриальной культуры – народных промыслов, производственных процессов и навыков в использовании воды, пара и электроэнергии в области металлургии и машиностроения.


Вместе с тем, индустриальный означает использование в развитии Эко-Индустриального технопарка инновационных технологий и производств, в том числе и в сфере услуг.


Технопарк – это технологический ареал – единый кластер взаимозависимых научных, образовательных, просветительских, досуговых и производственных предприятий, расположенных на одной территории и объединённых общими целями и задачами. Предприятия делят общую инфраструктуру, рынок труда и услуг (в том числе и на территории города), имеют дело со схожими возможностями и рисками.


Эко в названии технопарка означает экологическую реабилитацию старой промышленной территории и, вместе с тем, предполагает, что деятельность всех его субъектов будет направлена на поиск и внедрение инновационных экологически чистых материалов и способов производства. 


Эко-Индустриальный технопарк – природный, идейный и имущественный комплекс, в котором объединены исторические производственные объекты, исследовательские, деловые, спортивные и досуговые центры, гостиницы, выставочные и учебные площадки, а также обслуживающие их средства транспорта, подъездные пути, реки, мосты, парковые зоны, охрана, единая инфраструктура и т.д.


Предлагаемое название Эко-Индустриального технопарка – "Всероссийский центр инновационных технологий в металлургии и машиностроении XVIII-XXI вв."


к СОДЕРЖАНИЮ


3. Особенности проекта


В соответствии с Генеральным планом городского округа «Город Нижний Тагил», на период до 2030 г. территория «Эко-индустриального технопарка» входит в состав:


– Индустриально-ландшафтного «Демидов-парка»



– границ памятного места завода и поселка; 



археологического культурного слоя, представляющего историческую, научную, культурную ценность; 



– зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (режим «А»).




Характер состояния памятника индустриального наследия и прилегающих к нему выведенных из оборота индустриальных территорий, имеющих единую историческую и производственную основу, определяет необходимость принятия следующих мер: 



  • сохранения исторически важной зоны Нижнего Тагила как части Мирового индустриального наследия;


  • экологической реабилитации территории ЭИТ как бывшей производственной площадки и центра Нижнего Тагила (второго по значимости города Свердловской области, одного из крупных промышленных центров России);


  • адаптации территории с огромным потенциалом инженерно подготовленной и частично оснащённой производственной площадки, имеющей научную и образовательную базу и являющейся объектом городской структуры;


  • использовании объекта как технологического ареала – "Всероссийского центра инновационных технологий в металлургии и машиностроении XVIII-XXI вв." с историческими и производственными площадками;


  • использовании потенциала территории для развития индустриального туризма;


  • использовании потенциала для развития градостроительной среды как показателя качества жизни на территории 7.


4. Направления деятельности «Эко-индустриального технопарка»


1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

1.1. Чугунное литьё

1.2. Стеклодувное производство

1.3. Кузнечное производство

1.4. Металлообработка 

1.5. Деревообработка

1.6. Народные промыслы


2. ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 


3. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЦЕНТРЫ


4. ДЕЛОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Симпозиумы, конгрессы, форумы, конференции, семинары.


5. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Знакомство с профессией, производственные и учебные практики.


6. ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА. Комплексные и однокомпонентные экскурсионные маршруты по 
исторической, историко-досуговой и производственной зоне (пешеходный и с использованием узкоколейной ж/д как средства взаимодействия с объектами прилегающей территории).


7. РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Театральные, концертные и демонстрационно-выставочные мероприятия.

8. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в области популяризации индустриального 
наследия и инновационных технологий XVIII-XXI вв.


9. СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ 


10. ПРОЖИВАНИЕ (гостиницы, общежития).


11. ПИТАНИЕ (кафе, рестораны).


12. ПРОВЕДЕНИЕ ДОСУГА И СЕМЕЙНОГО ОТДЫХА 



к СОДЕРЖАНИЮ

5. Структура «Эко-индустриального технопарка»



В основе проекта «Эко-индустриальный технопарк» создание трех функциональных зон:

      1. исторической, 

      2. историко-производственной, 

      3. историко-досуговой. 





«Эко-индустриальный технопарк».
Объекты исторической зоны выделены оранжевым цветом, историко-производственной – синим,
историко-досуговой – зеленым.

Зоны не имеют чёткого межевания, разделяются по видам деятельности и ответственности, но преследуют общую цель – сохранение и развитие индустриального наследия. 


Главные принципы использования всех зон – информативность, зрелищность, безопасность, свобода выбора, возможность самовыражения, интерактивность


Каждая из зон делится на комплексы, взаимодействующие друг с другом и обеспечивающие целостность восприятия. 



к СОДЕРЖАНИЮ

5.1 Историческая зона


Сохранение, регенерация и реновация (реставрация с элементами реконструкции и модернизации)объектов исторической зоны заводской территории позволят:

  •   сохранить и открыть недоступные в настоящее время для обозрения памятники промышленной архитектуры;


  •   реконструировать и продемонстрировать утраченные производственные процессы в металлургии 
    и машиностроении, а также безвозвратно ушедшие образцы гидравлических и механических машин;


  •   провести экологическую реабилитацию и археологические раскопки на производственной территории;


  •   создать экспозицию истории развития металлургии и машиностроения в зависимости от вида используемой энергии: ВОДЫ – ПАРА – ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ.





Экспозиция будет размещена на исторической территории, там, где происходили как структурные, так и технологические изменения, связанные с развитием завода и металлургии в целом в период с XVIII по XX вв.

В Исторической зоне станет возможным проведение научных исследований по биологии, археологии, истории, а также инженерных изысканий.

Уникальная площадка «Эко-индустриального технопарка» даст возможность объединить исследователей России и зарубежья в изучении мирового индустриального наследия. 


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 



к СОДЕРЖАНИЮ

5.2 Историко-производственная зона – технопарк



Организация историко-производственной зоны позволит адаптировать исторические объекты и использовать их в современных производственных процессах архитектуры, строительства, металлургии и машиностроения.



Главное назначение историко-производственной зоны – аккумуляция средств, вырученных при ее функционировании, для сохранения и реновации исторической зоны. 



Зона производственной лаборатории для апробирования и применения инноваций будет востребована как в производственных, так и в учебных целях. 


Реализация зоны будет способствовать созданию в перспективе более тысячи новых рабочих мест и существенному увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.


От ручного передела к инновационным технологиям. Металлургия. Машиностроение. Народные промыслы. Инновационные технологии. 


1. Разработать фирменную эмблему ЭИТ для нанесения на продукцию ТЕХНОПАРКА.


2. Разработать мероприятия по технике безопасности производственных процессов и на демонстрационных производственных участках. 


3. Разработать логистический график производства и проведения экскурсий, который призван обеспечивать безопасное производство (доставку исходных материалов, непосредственно производство и отгрузку готовой продукции) с проведением показательных учебно-теоретических программ: мастер-классов, теоретических занятий, конкурсов и т.д.


4. Разработать сценарий для демонстрации производственных процессов. 


5. Использовать элемент театрализации доставки заготовок на участок росписи подносов.


6. Предусмотреть вероятность необходимости в обслуживании или подсобной работе на территории зон во время экскурсий и мероприятий. 


7. Разработать программу экскурсий по производственным предприятиям города.






ПРОЕКТИРУЕМАЯ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БАЗА «ЭКО-ИНДУСТИРАЛЬНОГО ТЕХНОПАРКА» 



1) Всероссийский центр инновационных технологий в области металлургии и машиностроения XVIII-XXI вв. 


2) Центр виртуальной истории техники – Нижнетагильский филиал Института истории техники и естествознания РАН (г. Москва).
 

3) Всероссийский Центр экологической ревитализации старопромышленных территорий и индустриальных ландшафтов. Лаборатория-инкубатор для выращивания маточной культуры эйхорнии (водного гиацинта). 


4) Всероссийский центр урбанистической реновации старопромышленных территорий и индустриального наследия. 


5) Национальное представительство TICCHI (Международного комитета по сохранению индустриального наследия). 


6) Всероссийский центр развития Индустриального туризма в РФ. 


7) Центр по восстановлению производственной технологии уральского подносного промысла «Тагильский поднос». 


8) Региональный центр экстремальных видов спорта и туризма.


9) Центр развития народных промыслов. 



- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -


к СОДЕРЖАНИЮ

5.3. Историко-досуговая зона



В основу зоны положен принцип сохранения индустриального ландшафта и элементов заводской планировки. Территория предназначена для застройки туристическими, досуговыми и инфраструктурными сооружениями:

  •    детский технический парк под открытым небом «Земля Сидеротехнии»;


  •    паровая машина двойного действия 6 000 л.с.;


  •    спортивные площадки для молодёжных видов спорта;


  •    восстановленная демидовская узкоколейная дорога.




Эмоциональный аспект подразумевает связь поколений. Создается высококачественный туристический продукт и маршруты, необходимая инфраструктура, в том числе гостиницы, торговые комплексы, ресторан, кафе и дороги. 



Туристическая составляющая проекта – это особая структура, призванная сделать индустриальный туризм новым элементом туристической отрасли на Урале, который свяжет посредством путей «железных караванов» Демидовых 4 уральскую "горнозаводскую цивилизацию" с Европейской Россией (Москва, Санкт-Петербург, Одесса).



Карта Российской империи 1860 г.
Пути "железных караванов" от пристани "Усть-Утка" до Санкт-Петербурга, Москвы, Одессы

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -



к СОДЕРЖАНИЮ

6. Реновация исторических производственных объектов в городской среде


Реновация (от лат. Renovatio - обновление, возобновление). 


В настоящее время принято определять термин РЕНОВАЦИЯ как адаптацию старых производственных или административных зданий к современным условиям для дальнейшего использования за счет изменения их функционального назначения (перепрофилирования). 


Современные направления в этой области изложены по результатам изучения следующих источников [6, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 17].


Исторические промышленные объекты и их территория – это неотъемлемая часть городской среды. Промышленные предприятия, размещённые ранее на городских окраинах, в настоящее время входят в архитектурно-планировочную структуру современного города и составляют единое целое с его жилой и общественной застройкой. Старинные сооружения придают особую выразительность городскому пейзажу, поэтому их принимают в расчет при проектировании магистралей и площадей, парков и набережных рек. Многие промышленные предприятия XVIII - начала XX вв. представляют собой памятники архитектуры, и проблема их сохранения и дальнейшего использования является исключительно важной. 


Особенность промышленной архитектуры заключается в том, что в ней, как нигде чрезвычайно сложна задача комплексного решения функционально-технологических, социально-экономических и композиционно-художественных проблем. Почти каждое историческое промышленное предприятие имеет свои особенности как чисто исторические, так и технологические. Продукция некоторых из них по праву может занимать достойное место даже среди музейных раритетов. История технологии, ее секреты и тонкости представляют собой уникальное наследие, которое необходимо выявлять и бережно хранить, а производственное оборудование как экспонат, отражающий уровень науки и техники определенного времени, само по себе в некоторых случаях может обладать высокой художественно-эстетической ценностью. 


Кроме того, промышленная архитектура во многом формирует уникальные образы многих старых городов и поселков. В небольших городах промышленные объекты часто являются одним из главных элементов архитектурно-пространственной композиции города и его структуры.


Проблема интеграции промышленных объектов в современную городскую среду обусловлена непрерывным развитием социума, изменениями эстетического восприятия архитектуры и отношения общества к индустриальному наследию, а также совершенствованием науки, техники и производства. Изменяющееся экономическое положение в стране, современные методы и принципы хозяйствования, новые требования к продукции вызывают необходимость создания более совершенных производств, как правило, за чертой города и в новых зданиях. Возникает вопрос, как использовать исторические эдания, где ещё не так давно действовало производство.


В настоящее время многие исторические промышленные предприятия, находящиеся в структуре современных городов России и имеющие высокую историко-культурную ценность, воспринимаются как «чёрные дыры» в городской среде. Сохраняя уникальные образцы оборудования и плоды инженерной мысли, они недоступны для большинства граждан, в том числе и людей, интересующихся наукой и техникой. Многие исторические производственные постройки просто огорожены забором или закрыты другими близлежащими зданиями, что препятствует их визуальному обзору. Многие промышленные здания заброшены либо находятся в ветхом состоянии и продолжают разрушаться. 


Общество не имеет возможности изучать историю исторических промышленных предприятий, знакомиться с процессом производства и условиями труда на этих объектах, осматривать цеха и оборудование. Сегодня многие объекты индустриального наследия просто изолированы от социальной среды современного города. Поскольку многие крупные и быстро растущие города испытывают острую нехватку в жилых и административных площадях, историческое промышленное наследие могло бы сыграть большую роль в решении этой проблемы. [14]


Возникает закономерная необходимость в реновации промышленных объектов и интеграции их в современную городскую и социальную среду.

***


Реновация промышленных территорий в соответствии с современными требованиями [11]. 



С функциональной точки зрения существуют три принципиально разных направления преобразования промышленных объектов (территорий): 



1. Сохранение промышленной функции: 



а) мемориальный путь – полная, детальная реставрация, воссоздание, сохранение первоначального облика здания, что важно для памятников промышленной архитектуры;
б) совершенствование – современное технологическое оснащение производства в существующем объеме здания – реконструкция объекта.



2. Частичная рефункционализация: 



а) реконструкция и сохранение – реконструкция планировочной структуры здания по принципу выделения и сохранения наиболее благоприятных планировочных характеристик; 


б) музеефикация объекта – консервирование;


в) включение объектов нового типа – включение в сложившуюся структуру промышленного объекта современного назначения. 



3. Полная рефункционализация: 



а) рефункционализация существующего памятника индустриальной архитектуры в соответствии с актуальными социально-культурными критериями (устройство жилья, административно-офисных центров, учреждений образования, торгово-развлекательных комплексов, гостиниц, спортивных сооружений);


б) экологическая реабилитация территории – рекультивация территорий, попавших в зону загрязнения (устройство новых зеленых массивов – парков, скверов, аллей);


в) демонтаж промышленного объекта и использование территории в других целях. 



***


Выделяют несколько основных методов для реконструкции или рефункционализации объектов промышленного назначения с целью приспособления их к современным условиям: 


1. Метод «аппликации» предполагает создание композиции на основе уже существующего здания: это реконструкция фасадной плоскости, создание «фальшфасада» (создание композиции из объемов и плоскостей, различных по цвету, текстуре, фактуре). Такой способ, при использовании которого создается современная красивая оболочка, подразумевает работу с новейшими материалами. 


2. Метод «аналогий» предполагает сравнение проектируемого объекта с теми или иными свойствами образного аналога. Метод применяется в том случае, когда объекту необходимо придать новые качества.



Для промышленной архитектуры применяются: 
функциональные аналогии: образы, детали, элементы, говорящие не только о функции здания,
но и о специфике предприятия благодаря функционально-художественному использованию инженерного оборудования, вынесенного на фасад; 

технические аналогии: образы, возникшие на основе ассоциации с выпускаемой ранее продукцией, или условное отображение на фасаде основного технологического процесса предприятия. 

Используется также реальное перемещение или искусственно созданный эффект технологии (подсветка и пр.). 



3. Метод «интеграции» предполагает внедрение новых конструкций и элементов в существующие здания с целью усилить визуальное восприятие архитектурного объекта и адаптировать его к новому назначению и окружающей застройке. При этом используются такие приемы, как создание новых или усиление старых доминант, пристройка объемов, коммуникационных пространств, смена масштабов здания. 



***


С композиционной точки зрения, для адаптации промышленных зон к современным условиям и благоприятной взаимосвязи их с окружающими объектами в структуре городской среды выделяют следующие приемы : 

  •   Модификация – изменение формы, конфигурации или пропорций как всего объекта, так и его отдельных частей;

  •   Замена – использование новых отдельных форм, конструкций, проекций, функций, материалов взамен старых;

  •   Устранение или добавление – изменение количества форм, конструкций, функций с возможностью присоединения новых, расширяющих возможности решений;

  •   Сочетание – комбинация свойств, функций, идей, элементов в одном объекте;

  •   Инверсия – рассмотрение поставленных задач по принципу «от противного».



***


Реновация индустриальных объектов и территорий – будущее промышленной архитектуры, которое можно осуществить за счет реконструкции «неэффективных» объектов, либо изменения их функционального назначения. 


Различные архитектурно-композиционные методы и приемы позволят гармонично адаптировать промышленные объекты к структуре быстро развивающегося современного города, что, несомненно, должно вызвать интерес потенциальных инвесторов. 



Применение конкретных методов реновации промышленных территорий в контексте Старого Демидовского завода будет определяться совместно с проектной организацией на стадии разработки технического задания. 





к СОДЕРЖАНИЮ

7. Экологическая реабилитация – основа проекта ЭИТ


При реновации и ревалоризации (ревалоризация — мероприятия по возобновлению культурных и функциональных свойств объектов культурного наследия, приведению в состояние, пригодное для их использования) проблема загрязнения окружающей среды решается конструктивно. Любые работы в данном направлении сопровождаются (во всяком случае, должны сопровождаться) санацией почвенного покрова, который на старом демидовском заводе был очень сильно загрязнен . 

«Опарковывание» – наиболее фундаментальное преобразование старой промзоны, территории «Демидов-парка», сопровождается очень глубокими преобразованиями экосистем, а для восстановления почвенного покрова необходимо применить сложные и дорогостоящие средства биорекультивации. 


Природный экологический процесс демутации (от де ... и лат. mutatio — изменение, перемена) – разновидность вторичной сукцессии в направлении восстановления сообществ прежнего состава, происходящая в экосистеме, где прежние растительные и животные сообщества удалены или находятся в состоянии дигрессии по антропогенным или естественным причинам, также является «союзником» объектов индустриальной культуры.


Старые производственные корпуса можно превратить в выставочные залы или оранжереи, перед дымовыми трубами разбить скверы, старый металлургический завод преобразовать в тихое и уютное место в центре города. 


В результате реновации, в ходе которой будет проведена санация почвенного покрова, загрязненная промплощадка и окружающая жилая застройка «поменяются местами»: источником загрязнения (прежде всего автотранспортного) станут соседние улицы, а бывшая заводская территория превратится в зону отдыха. 


Считается, что оптимизация промышленных зон и горнопромышленных земель с целью вовлечения их в сферу культуры не только сопровождается широким применением разнообразных экологических мероприятий, но и является полигоном, где разрабатываются их новейшие способы и методы. Важно то, что научные способы экологической оптимизации, разрабатываемые для целей реновации и ревалоризации ОИК, органически сочетаются с архитектурно-художественными, эстетическими приемами. Образуется своеобразный сплав науки и искусства, архитектуры, дизайна и экологии (архитектурная и градостроительная экология, экодизайн). 


Самым ярким и убедительным примером здесь являются, конечно же, «ливинг-машины» – прообразы будущего завода-сада. В концептуальном отношении экологические аспекты современной архитектурной и строительной деятельности обобщены в идеях биопозитивного строительства и экологического каркаса городов как главного градостроительного фактора. 


Важную роль экологические подходы играют в работе по сохранению индустриального наследия. Если объекты индустриального наследия продолжают эксплуатироваться, они становятся очень уязвимыми в физическом плане. Вибрации, большие перепады температуры между рабочей зоной и окружающим пространством, химически агрессивная внутрицеховая среда – всё это обусловливает их более быстрый износ по сравнению с иными типами памятников. 


Недействующие ОИН (объекты индустриального наследия) также ранее испытали на себе влияние разрушающих химических и физических агентов, что вызывает особую необходимость в защите старых промышленных сооружений не только от эстетического невежества несознательных граждан и архитектурного бандитизма строителей, норовящих пустить под снос все недействующие промплощадки, но и от разрушающего влияния факторов времени. 


Решение задач по защите оснований и фундаментов, стен и перекрытий, скульптур и витражей памятников от разрушающего воздействия природных факторов способствовало формированию в рамках инженерной геологии и прикладной биологии целых научных направлений, являющихся важными практическими разделами геоэкологии. В области реновации объектов индустриального наследия на сегодня апробированы решения самой сложной в теоретическом и практическом отношении задачи прикладной экологии – комплексного подхода. Вероятно, это не случайно: иначе проблему экологической оптимизации промышленной территории с одновременным сохранением индустриального наследия решить нельзя.


Перед архитекторами необходимо поставить сложную задачу: не просто корректно «переделать» старые цеха под экологически чистый, допустим, детский городок, а сделать это так, чтобы ни в малейшей мере не повредить исключительно хрупкую и ранимую историко-архитектурную ткань уникального исторического наследия.



Проект экологической реабилитации предусматривает следующие мероприятия: 


    1) оптимизацию водной системы; 

    2) функциональное перепрофилирование промышленных зданий с полным сохранением экстерьера (внешнего вида); 

    3) комплексную утилизацию твердых и жидких отходов, включая биорекультивацию загрязненных почв. 


Для возрождения ОИН необходимо разработать «Программу реабилитации и экологического строительства». Союз экологии и индустриальной реновации является наглядным подтверждением справедливости тезиса известного теоретика памятниковедения П. В. Боярского о том, “ что памятники науки и техники – постоянные участники грандиозного по своим временным и пространственным масштабам эксперимента взаимодействия человека и природы – должны стать эталоном позитивного и негативного опыта при решении проблем дальнейшего развития и совершенствования тех или иных технологий в современном мире и в будущем ”. При этом исследователь подчеркивает, что данная проблема (взаимодействия памятников и экосистем) должна рассматриваться в широком контексте учения В. И. Вернадского о ноосфере и Д. С. Лихачева – об экологии культуры. По существу, она и является одним из важнейших аспектов экологии культуры.





к СОДЕРЖАНИЮ


8. Особенности реализации проекта. Экономическая и правовая модель


Концессионное соглашение, по которому государство ( концедент ) является единым собственником неделимой и заповедной территории, а крупный бизнес ( концессионер ) является монополистом на оперативное управление (владение без права распоряжения и в рамках установленных обременений) всей (неделимой) территорией ЭИТ и его объектами, обеспечивая реализацию основной цели проекта. 


Концессионер в соответствии с концессионным соглашением обязан создавать условия, необходимые для развития малого и среднего бизнеса в соответствии с целями и задачами проекта. Участие малого и среднего бизнеса определяется концессионером в рамках соглашения вне государственно-частного партнерства. 



Основы государственно-частного партнерства


Учредитель


Портфель ресурсов 


Примечания

  

   Государство - 
  концедент


  Территория 

  

  Особо ценные земли с особым режимом
  использования, водные объекты,
  природные объекты


  

 Инфраструктура    


      Инженерные сети, дороги

 

  Преференции


  Государственные льготы

 

   Экспертиза


  Государственная экспертиза для запуска объектов 
  в общественное пользование

       

     Мотивация


  

   Развитие территории, новый портфель ресурсов
   в области управления, демография, рынок труда,
   культурная среда, инвестиционная
   привлекательность


 

  Крупный бизнес -     концессионер


       Территория

  

   Здания, сооружения, объекты в оперативном
  управлении по концессионному соглашению



 Инфраструктура


  

  Обслуживание сетей на основе концессионного
  соглашения с использованием инженерного
   и производственного потенциала


  Проектные     организации

  

Разработка проектов в соответствии
  с целями и задачами ЭИТ


   Капитал

   

   Основные средства


    Мотивация 

    Модернизация производства, рынок
    квалифицированных специалистов, 
    инновационные технологии, прибыль,
    перспектива роста и развития бизнеса, инвестиционная привлекательность, влияние на территории.




к СОДЕРЖАНИЮ

Раздел 2. МАСТЕР-ПЛАН


1. «МАСТЕР-ПЛАН». ПОНЯТИЕ и СОДЕРЖАНИЕ


(по материалам IV Московского урбанистического форума [23]): 


В России термин «мастер-план» стал широко употребляться во многом благодаря голландскому урбанисту Кейсу Кристиансе. Стратегический мастер-план Перми, подготовленный его компанией KCAP Architects & Planners в 2010 году, получил широкий резонанс, однако назвать его успешным с точки зрения реализации, к сожалению, нельзя.


Термин «мастер-план» употребляется в разных значениях. В англоязычной профессиональной литературе он обозначает то, что в русском языке обычно называется «архитектурно-градостроительной концепцией».
Речь идет о градостроительном решении района, квартала или участка, на которых проектируются различные здания или комплексы. Такие проекты сопровождаются трехмерными видами, определяющими пространственные рамки для размещения объектов. 


В различных случаях это слово пишется по-разному: Masterplan и Master Plan. В русском языке его, как правило, пишут через дефис – «мастер-план»


Авторы [23] дают следующее определение этому понятию.

Мастер-план — стратегия пространственного развития, содержащая выраженную градостроительную компоненту и разрабатываемая публичной властью при участии представителей различных групп интересов– бизнесменов, экспертов, жителей. 


 Данная стратегия служит:


во-первых — для предъявления комплексного видения, каким должно быть данное место в отдаленном будущем; 

во-вторых — для формирования общественного консенсуса относительно целей, повестки и направлений развития; 

в-третьих — для определения ресурсов и механизмов достижения поставленных целей; 

в-четвертых — для подготовки среднесрочных документов оперативного планирования. 



ХАРАКТЕРИСТИКИ МАСТЕР-ПЛАНА


Исходя из вышесказанного, можно выделить основные характеристики мастер-плана.


1. Как любая стратегия, мастер-план имеет определенную цель и фокусируется на ограниченном количествеприоритетов (не менее четырех и не более шести).

2. Имеет две отправные точки: 
во-первых, это ценности и принципы, определяющее общее видение;
во-вторых, анализ социально-экономического, технологического и иных контекстов, позволяющий выявить угрозы и потенциалы развития.

3. Имеет комплексный характер. Учитывает различные аспекты жизнедеятельности города, включая социальную, экономическую, экологическую, культурную и иные сферы. 

4. Подразумевает активный и разнообразный диалог с многочисленными заинтересованными сторонами городского развития. Отсюда ясность, доходчивость и наглядность документа, делающие его понятнымширокой аудитории.

5. Является не техническим, а политическим документом , формулирующим видение и намерения публичной власти относительно пространственного развития города. 

6. Носит долгосрочный характер. Ориентируется на преобразования в отдаленной перспективе — на 15 и более лет. Вместе с тем, однако, включает набор первоочередных мер или «быстрых побед», сообщающих преобразованиям наглядность и позволяющих почувствовать скорые улучшения.

7. Является рамочным документом. Задает направления развития, которые конкретизируются в других документах. Не носит директивного характера и не имеет статуса закона.

8. Затрагивает проблемы как проектирования, так и управления. При этом определение механизмов развития играет в пространственных стратегиях все более весомую роль. 

9. Ориентирован главным образом на оптимизацию имеющихся ресурсов, а также привлечение новых.Лучше приспособлен для работы с уже сложившейся средой, а не на создание принципиально новой.

10. Как правило, имеет механизмы оценки результатов. Подразумевает мониторинг и периодическую актуализацию. 




ЧЕМ МАСТЕР-ПЛАН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ГЕНПЛАНА? 

Мастер-планы нередко путают с документами территориального планирования, в частности с генеральными планами, устанавливающими основные параметры и характеристики различных зон города, а также отображающими объекты линейной инфраструктуры. 


Однако между мастер-планом и генеральным планом существуют важные различия, которые имеют тенденцию не сглаживаться, а увеличиваться. Не в последнюю очередь это свидетельствует о необходимости наличия обоих документов для управления развитием территорий.


Главные различия касаются назначения документов, степени их детализации и юридической силы.Генеральный план является прежде всего документом, регулирующим вопросы землепользования. На его основе разрабатываются Правила землепользования и застройки, проекты планировок территорий, градостроительные планы отдельных участков и пр. Генеральный план охватывает всю территорию поселения сплошным зонированием и обладает статусом закона. 


Мастер-план в первую очередь определяет повестку и инструменты пространственного развития.Он предполагает реализацию в длительные сроки, свободные и относительно недетализированные форматы, а также согласительные механизмы в противовес директивным.Мастер-план стремится восполнить то, чего так не хватает генеральным планам. Во многом, как сказано выше, эти документы контрастируют между собой и в то же время дополняют друг друга. 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -



к СОДЕРЖАНИЮ


6. ТРЕХМЕРНЫЙ МАСТЕР-ПЛАН "Эко-Индустриального технопарка"


Ниже представлены три вида трехмерного мастер-плана "Эко-Индустриального технопарка", которые являются результатом компьютерного 3D моделирования его объектов и ландшафта. 

Вид со стороны пруда


Вид с Востока 

Вид с Севера

Вид с Запада

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -



к СОДЕРЖАНИЮ

Заключение


Проект "Реновация старого демидовского завода" (концепция и мастер-план) является основой для разработки архитектурного проекта по развитию территории города и городского округа [21]. 


В городе существуют три крупных индустриальных района:


     1. Cтарый демидовский завод и прилегающий к нему исторический центр города;


     2. Нижнетагильский металлургический комбинат с прилегающей к нему жилой застройкой;


     3. Уральский вагоностроительный завод и относящийся к нему городской район. 



Генеральный план. Нижний Тагил (на период до 2030 года).
Схема охраны памятников истории и культуры

Разработка подобных проектов этих районов позволит получить важную и актуальную для города модель развития старопромышленной территории. 

От того, как будет решен вопрос по развитию территории завода-музея, зависит будущее музея-заповедника – его объектов, сферы деятельности и участия в социально-экономической жизни города. 


Музей-заповедник может возглавить работу по формированию охранных зон в городе в рамках концепции проекта Индустриально-ландшафтный Демидов-парк, чтобы избежать «эффекта ловушки» - ограничения возможности его развития. 



Ожидаемые результаты проекта:


Включение промышленной территории в социальную жизнь города (реабилитация депрессирующих социально небезопасных районов города). 


Включение в практику использования городской территории нового способа управления, снимающего финансовую нагрузку с бюджета города и организационную нагрузку с его администрации.


Город приобретает современный центр с новой инфраструктурой: инженерной (дорожная сеть, освещение, коммуникации и др.), социальной (жилые зоны, объекты туристической направленности, обслуживающие и местное население: кафе, рестораны, клубы, спортивные площадки, рекреационные зоны и т.п.).


ЭИТ обеспечит взаимодействие производственного, профориентационного, образовательного и культурного направлений в жизни города.


ЭИТ - это территория для производственных, социальных, культурных проектов, которые будут иметь тесную связь с другими городскими территориями.


Производственная площадка ЭИТ будет использована для реализации наукоемких проектов в направлениях, которые предлагают градообразующие предприятия. 


Создадутся новые рабочие места, соответствующие тем специальностям, которые подпадают под сокращение (упраздняются) на основном производстве. 


Прогнозируется введение более 2 тысяч новых рабочих мест.


Амортизация сокращения квалифицированных кадров узкой специализации в условия цикличных экономических кризисов. 


Помощь производственным площадкам. 


Сохранение культурного и индустриального наследия Урала.


Создание позитивного имиджа территории, повышающего инвестиционную и туристическую привлекательность.


Экологическая реабилитация бывшей промышленной загрязненной территории.


Пропаганда традиций инженерных достижений в металлургии и машиностроении и работа по профессиональной ориентации среди детей и молодежи.


Укрепление имиджа профессий инженера и рабочего-металлурга как главных действующих лиц промышленной истории Урала.


Организация площадок для исследовательских, экспериментальных, научных разработок новых технологий, моделирования технологий производственных процессов в металлургии и машиностроении. 


Создание зон активного отдыха молодежи для корпоративного и профессионального общения, спортивных площадок для занятий спортом, в том числе и его экстремальными и водными видами.


Создание открытых и закрытых площадок для промышленных выставок.


Внесение ЭИТ в список памятников мирового индустриального наследия наряду с такими европейскими странами, как Германия, Швеция, Англия.

к СОДЕРЖАНИЮ

Библиография



1. Архитектурно-планировочная организация территории промышленно-ландшафтного комплекса «Демидов-парк». Проектное предложение. 2001 г.

2. Индустриальный музей-заповедник. URL://http://www.gttp.ru/PC/pc_45.htm

3. Кузовкова М.В., Баранов Ю.М, Бунькова А.А. Индустриально-ландшафтный Демидов-парк. Реновация старопромышленной территории. Стратегия модернизации города Нижний Тагил и Нижнетагильского городского округа [Электронный ресурс]: электронная монография, /. Электрон. дан. (42 Мб, 147 стр. гипертекста, 25 илл.) – М. : ИНФОРМРЕГИСТР, [2013]. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. — Систем. требования: Pentium 1 ГГц; Windows 2000/XP/7, прогр. Adobe Reader. – Загл. с экрана. № гос. регистр. 34423 от 25.12.2013.

4. Музей-заповедник «Красная горка». URL://http://etosibir.ru/muzej-zapovednik-krasnaya-gorka/

5. Семенов И.Г. Слово о музее и музейщиках// Хранители исторического наследия. Статьи и воспоминания сотрудников Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»// Екатеринбург, 2013.

6. Сны о полуострове ЗИЛ// Архнадзор, 24 марта 2013 г. 
URL: http://www.archnadzor.ru/2013/03/24/snyi-o-poluostrove-zil/

7. Тютюнник Ю.Г. Объекты индустриальной культуры и ландшафт. Киев, 2007.

8. Закон № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации». URL: https://rg.ru/2002/06/29/pamjatniki-dok.html 

9. Государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации с приложением. 
URL: http://www.culture-chel.ru/htmlpages/Show/Programs/Federalnyeprogrammy 

10. Гуськова Т.К. Заводское хозяйство Демидовых в первой половине XIX века. Челябинск, 1995. – 234 с. 

11. Дрожжин Р.А. Реновация промышленных территорий// Вестник Сибирскогогосударственного индустриального университета № 1 (11), 2015. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/renovatsiya-promyshlennyh-territoriy 

12. Белоусов В.Н. Реконструкция центров исторических городов: Сов.-фр. науч.-техн. сотрудничество / 
В.Н. Белоусов, Н.Н. Бочаров, В.А. Васильченко и др. – М.: Стройиздат, 1987. – 224 с.: ил. 

13. Седова Л.И. Основы композиционного моделирования в архитектурном проектировании: учеб. пособие / Л.И.Седова. – Екатеринбург: Изд-во УралГАХА, 2004. – 29 с.: ил. 

14. Чайко Д. С. Современные направления интеграции исторических производственных объектов в городскую среду : Дис. на соискание ученой степени кандидата архитектуры: 18.00.02. Москва, 2007. – 194 с. 

15. Яковлев А. А. Архитектурная адаптация индустриального наследия к новой функции: Дис. на соискание ученой степени кандидата архитектуры: 05.23.21. Нижний Новгород, 2014. – 203 с.

16. Шенкман Р.И. Строительство на территории старых предприятий: учеб. текстовое электронное издание / - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. – 170 с.: ил. 

17. Нефедов В. А. Архитектурно-ландшафтная реконструкция как средство оптимизации городской среды : Дис. на соискание ученой степени доктора архитектуры: 18.00.04. СПб., 2005. 329 с. 

18. Концепция реконструкции старого Демидовского завода в г. Нижний Тагил// Архитектурное бюро Л. Лосевой. URL: http://larisaloseva.ru/portfolio/koncepciya-rekonstrukcii-starogo-demidovskogo-zavoda-v-g-nizhniy-ta...

19. Андреев М. Реновация промышленных территорий и объектов. URL: http://arch-rafika.ru/publ/bez_kategori/bez_kategorij/renovacija_promyshlennykh_territorij_i_obektov...

20. Завалинка - Форум поисковиков и коллекционеров Урала. URL: http:/forum.iskateli.ru/index.php?. 

21. Основные положения Генерального плана городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту Город Нижний Тагил (Утверждены Решением Нижнетагильской городской Думы от 25.11.2010 № 67). 

22. Вильгельм де Геннин. Описание Уральских и Сибирских заводов. М., 1937. 

23. Материалы IV Московского урбанистического форума "Драйверы развития мегаполиса". 11-14 декабря 2014 г. Институт медиа, архитектуры и дизайна КБ Стрелка. Москва, 2014.
URL: http://docplayer.ru/370152-Strategicheskiy-master-plan-instrument-upravleniya-budushchim-the-strateg...
master-plan-as-a-tool-for-managing-the-future.html. 

24. Методические рекомендации по созданию индустриального парка. НП "Ассоциация индустриальных парков", Москва, 2014. URL: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/Metodicheskie_Recomendacii_ip.pdf

25. МАСТЕР-ПЛАН: Зачем он Москве? URL: http://strelka.com/ru/magazine/2014/12/22/master-plan

26. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 4 августа 2015 г. N 794. МОСКВА. 
Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков. URL: http://government.ru/docs/19250/

к СОДЕРЖАНИЮ


НАЗАД К ИНДУСТРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ