Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Виртуальный проект

Эко-индустриальный технопарк "Старый Демидовский завод"

Дорогие друзья!

 

Приветствуем вас на территории Эко-индустриального технопарка «Старый Демидовский завод», который был создан в 1989 году и является первым и единственным  в России.


Первые домны Нижнетагильского чугуноплавильного и железоделательного завода, одного из самых крупных и передовых предприятий России и Европы XVIII  века, начали работать 25 декабря 1725 года. Старый  демидовский завод – это, можно сказать, сердце Нижнего Тагила. Ведь собственно поселок, а впоследствии и город,  возникли уже после пуска первых домен, и вся его инфраструктура и окружающий ландшафт были подчинены нуждам производства. Потом  от завода радиальными лучиками потянулись улицы, с каждым десятилетием расширялись сегменты  жилых районов. Особенности такой городской планировки  сохранились и до наших дней.



Вид на музей-завод с горы Лисьей 

Идея сохранения этого своеобразного «места силы», как достопримечательности, появилась ещё в первой трети XX века. А.Н. Словцов, первый директор краеведческого музея советского периода, в 1930 году обосновал целесообразность музеефикации Нижнетагильского металлургического завода после остановки производства.


В 1966 году ученые Свердловского архитектурного института (ныне Уральской государственной архитектурно-художественной академии – УрГАХА, г. Екатеринбург) провели обследование завода в качестве памятника индустриального наследия и сделали вывод: «Нижнетагильский металлургический завод представляет собой уникальный, сложившийся в XVIII – первой половине XIX века промышленный ансамбль, наиболее ярко и отчетливо демонстрирующий важнейшие черты индустриальной культуры Урала. Обладает историко-культурной и архитектурно-художественной ценностью, которая обусловлена тем, что в его функционально-планировочной и композиционной структуре содержится важная информация о зарождении и развитии отечественной и региональной металлургической промышленности». Учёные высказались за возможность и необходимость музеефикации завода в Нижнем Тагиле.


В 1980-е годы в Нижнем Тагиле была успешно реализована программа создания музейного комплекса на базе музеефикации памятников архитектуры и культуры. В результате этого в 1987 году был создан Нижнетагильский музей-заповедник – крупнейшее на Урале музейное объединение, включающий в настоящее время одиннадцать действующих музеев разного профиля, отражающих все грани горнозаводской промышленности, культуры и быта. В рамках создания музея-заповедника активно разрабатывалась концепция музеефикации старого завода.


На территории музея-завода

В 1989 году был создан первый в России музей-завод истории черной металлургии, ныне Эко-индустриальный технопарк «Старый Демидовский завод», учредителями которого стали Министерство черной металлургии СССР и Министерство культуры РСФСР.


Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995 года комплекс памятников истории и культуры в городе Н. Тагил, входящих в состав музея-заповедника, был включен в перечень объектов истории и культуры федерального значения.


Уникальность завода заключается в его исторической многослойности. Она предопределена почти 300-летней историей предприятия. Ценность памятников индустриального наследия Нижнетагильского завода была признана российской и международной музейной общественностью во время проведения в Нижнем Тагиле четырех крупных международных форумов ученых – специалистов в этом области: в 1993, 1996, 2000 и 2003 годах.


Результатом, проведённых на базе музея-завода всероссийских и международных конференций были однозначные выводы: территория   старого завода требует особого внимания, как объект индустриального наследия, имеющий огромный потенциал для развития территории города и Урала в целом.


Нижнетагильский музей-завод в качестве памятника индустриального наследия уральской металлургии обладает рядом редких, а поэтому особо ценных признаков:


- является целостным комплексом цеховых объектов металлургического завода;

- включает в себя памятники промышленной архитектуры двух прошлых столетий;

- имеет на своей территории памятники техники металлургического производства первой половины ХХ века;

- сохранилась часть энергетической системы вододействующего предприятия XVIII века, которая являлась основой его планировочной застройки.


Экспонаты музея–завода - это в первую очередь промышленное оборудование, сохранившееся на производственных площадках тагильского завода и собираемое музейщиками на закрывающихся предприятиях с 1960-х годов до настоящего времени.


Водопропускное устройство Нижнетагильской заводской плотины

Энергетическое хозяйство завода


Основой энергетики Нижнетагильского завода в течение двух столетий были заводской пруд, плотина и деревянные лари – водоводы по которым вода подавалась к водяным колёсам, а с середины XIX века к гидротурбинам.


Нижнетагильская плотина была одной из крупнейших на Урале и представляла собой сооружение из дерева, глины и камня.  В 1927 году в результате наводнения целостность вешнячного прореза плотины была нарушена,  её перестроили, используя железобетон для обустройства верхнего строения плотины.


Металлический водяной ларь. 1899 г.

На вододействующие механизмы в цеха вода подавалась через рабочие прорезы по водяным ларям. В настоящее время сохранился металлический водяной ларь диаметром 3,8 м, построенный в 1899 году. Ларь действовал до 1957 года, после чего был остановлен, а вода для заводских нужд стала подаваться двумя водоводами диаметром по 800 мм. Из вододействующих двигателей уцелела лишь водяная турбина Жирарда, перевезённая в 1924 году с Выйского завода и приводившая в действие третью клеть листопрокатного цеха, на территории которого она и расположена в настоящее время.


Турбина Жирарда. Последняя четверть XIX в.

В 1895 году на заводе была сооружена небольшая электростанция для освещения механического цеха и заводских контор. Она действовала до 1913 года, когда на месте западного кричного цеха на одной линии со зданиями воздуходувок была построена новая электростанция с мощными паровыми котлами и машинным залом. Здание, выстроенное в популярном тогда стиле модерн, является украшением музея - завода.


Здание электростанции. 1913 г.

Доменный цех


В основе своей, существующий ныне в качестве музейного объекта доменный цех был построен 1930 году в ходе реконструкции всего завода. Были установлены две печи круглого сечения, объёмом 270 куб.м. каждая.


Конструкции доменного цеха

Продукты плавки (чугун, шлак) поступали в специальные ковши - чугуно- и шлаковозы. Чугун везли на разливочную машину, установленную на заводе в 1932 году, шлак поступал на грануляционную установку. После войны, в 1951-54 годах, а также в 1960 – начале 1970-х в доменном цехе прошла реконструкция с автоматизацией основных производственных процессов. Были установлены скиповые подъёмники, транспортёрная система шихтоподачи с автоматическим дозированием сырых материалов. В состав музея-завода цех вошёл в том виде, в каком был остановлен 6 октября 1987 года. Посетители во время экскурсии по заводу могут осмотреть воздухонагреватели доменных печей, газовые сети и газоочистку, рудную эстакаду с системой доставки и загрузки шихты и литейный двор разливочная площадка доменной печи № 1 с оборудованием и инструментами для горновых работ и уборки продуктов плавки.


Шлаковозный ковш

Часть стены доменного корпуса. 1 пол. XIX в.


В цехе имеется
ряд уникальных,
имеющих большую
историческую ценность
объектов предшествующих
эпох– часть стены доменного
корпуса первой половины XIX века,
каркас колошниковых площадок
1896 и 1930 годов.



Мартеновский цех

 

В 1891 году на западной террасе, за линией металлообрабатывающих цехов было построено здание мартеновского цеха с двумя печами ёмкостью 820 пудов чугуна (примерно 13 т). В ходе реконструкции 1930-х годов для загрузки печей начали использовать завалочную машину, механизировали работы в разливочном пролёте, постепенно увеличивая ёмкость печей. В 1958 году мартеновская печь № 1 была демонтирована, а в 1980-м остановлена печь № 2.



Завалочные окна мартеновского цеха

В экспозиции мартеновского производства представляется рабочая площадка с демонстрацией завалочного окна и завалочной машины Пруденко, нижняя рабочая площадка с нагревательными печами, разливочный пролёт с мостовым краном, сталевозом над разливочной канавой, в которой расположены поддоны под изложницы. Сами стальные фермы арочного перекрытия цеха являются предметом восхищения художников, фотографов, ценителей промышленной архитектуры. Изложницы разных размеров расположены на специальной площадке, чуть ниже цеха.


Разливочный пролет мартеновского цеха 

Прокатное производство

 

Линия прокатного передела расположилась вдоль  рабочего ларя с восточной стороны. На площадке сохранился один пролёт листокатального цеха, построенного  в 1896 году. В этом цехе в 1924 году разместилось сутуночное производство. В настоящее время демонстрируется маховик и привод сутуночного стана 1926  года.


Маховик сутуночного стана сортопрокатного цеха

Большое здание листопрокатного цеха, построенное в 1902 году, было признано памятником промышленной архитектуры в ходе обследования 1980-х годов.   Колонны и фермы перекрытий представляют собой единую металлическую конструкцию с клёпаными соединениями. В этой части прокатного передела расположено колесо гидротурбины Жирарда, изготовленной на Выйском заводе в 1890-е годы.  


В 1928-30-е годы по линии прокатного передела были построены здания нового листопрокатного цеха (от него осталась одна колонна), а также здания листобойного и листообрезного цехов, сохранившиеся до наших дней.   Прокатный цех был закрыт в январе 1961 года. Всё оборудование демонтировали, часть отправили на соседние заводы, остальное ушло на переплавку. На выставке крупногабаритных экспонатов около здания краеведческого музея представлены гильотинные ножницы листообрезного участка, листобойный молот.



Конструкции листопрокатного цеха. 1902 г.

Механический и кузнечный цеха

 

Традиционно вся техника для уральских заводов изготовлялась на месте собственными силами. «Старое правило всех крупных уральских заводов, «иметь всё своё» от рабочего до последнего гвоздя, применялось тагильскими заводами шире, чем кем бы то ни было. Та же система практикуется и теперь: в Тагиле своя руда, свой ферромарганец, свои мастера из местной школы и, наконец, своя железная дорога», - писал инженер К. Егоров, участник академической экспедиции на Урал в 1899 года под руководством Д.И. Менделеева.


Полный комплекс механообрабатывающего производства на Нижнетагильском заводе был выстроен в 1840-е годы, образовав третью линию производственных зданий. В неё входили механический цех, кузница, котельный цех, и позже - цех рельсовых скреплений. Механический цех после реконструкции 1896 года, по отзыву инженера К. Егорова являлся одним из лучших на Урале. Установленный в нём мостовой кран, не единожды реконструированный проработал более века. Разметочная плита 1916 года верой и правдой служила до закрытия цеха осенью 2014-го, когда участки ЦРМО № 2 были переведены на территорию НТМК. Одним из раритетных экспонатов кузнечного участка является паровой молот 1932 года представленный на выставке в Индустриальном сквере.


Здание механического цеха. 1870 г.

Паровой железнодорожный транспорт появился на заводе в 1895 году, когда были построены железные дороги нормальной и узкой колеи для заводских нужд. Выставка сохранившегося подвижного состава 1929-1965 годов размещается на железнодорожных путях шихтового двора доменного цеха и на эстакаде рудного двора. В её состав входят натурные экспонаты, как общего, так и специального назначения, в том числе:


 - Промышленный паровоз серии «9Пм» на территории эко-индустриального технопарка «Старый Демидовский завод»



Промышленный паровоз серии «9Пм» 1951 г.

- чугуновозный ковш фирмы «Бамаг», 1932 г.


 - чугуновозный ковш фирмы «Поллок», 1948 г.,


 - чугуновозный ковш «ДЗМО» , 1965,


 - шлаковозы объёмом 9 куб. м, 1930 г., 11 куб. м. 1971 г.


 - двухосный вагон «Железянка» , 1929 г.,


 - двухосный вагон «Коробка» 1929 г. и др.



Выставка «Подвижной состав»

4-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства на площадке музея-завода истории развития техники черной металлургии. 2017 г.


В планах развития музея-завода, как исторической основы индустриально-ландшафтного Демидов-парка, предусматривалась экологическая реабилитация данной территории и её благоустройство. Работу в этом направлении в 2000-е годы проводила профессор С.И. Гомжина, используя различные виды растений для озеленения. Разумеется, реабилитация площадки, занятой промышленным предприятием на протяжении 289 лет, процесс очень долгий и весьма затратный.


Проект реновации старопромышленной территории – создание Эко-индустриального технопарка «Старый Демидовский завод», предложенный М.В. Кузовковой в 2011 году, включает в себя предложения по сохранению индустриального ландшафта города, памятников историко-культурного и индустриального наследия XVIII-XIX в.в., а также объектов эпохи социалистической индустриализации ХХ в.


Реновация индустриальных объектов – путь развития территории с включением индустриальных объектов в социальную жизнь города.

Музею-заводу отведена важнейшая роль в реализации таких грандиозных планов. Так как создание эко-индустриального технопарка «Старый Демидовский завод» (ЭИТ) на его базе должно стать первым этапом создания масштабного «Демидов-парка». Суть концепции ЭИТ состоит в делении территории Старого Демидовского завода на функциональные зоны: историческая, историко-производственная, досуговая.


Разделение на функциональные зоны позволяет адаптировать исторические объекты и частично использовать их в современных производственных процессах, при этом результаты использования будут направлены на накопление средств для сохранения и реновации исторической зоны – архитектурного комплекса, оборудования и ландшафта – уникальных элементов индустриального наследия. Производственные лаборатории для апробирования и использования инноваций будут востребованы, как для производства, так и в учебных целях.


Реализация проекта «Старый Демидовский завод» способна изменить стратегию развития города Нижний Тагил и его облик, дать мощный толчок созданию ландшафтно-индустриального «Демидов-парка» а также позволит наработать опыт реновации подобных территорий, в большом количестве имеющихся в индустриальной Свердловской области.

Режим работы:
Музей-завод открыт для экскурсий с 1 мая по 1 октября. Проводится только экскурсионное обслуживание по предварительным заявкам. выходной день - понедельник В целях безопасности вход для детей осуществляется с 14 лет.
Адрес:
Телефон для справок и заявок: 8(3435)37-02-01 добавочный номер 372, 373 Как добраться: остановка «Музей» трамвай № 15,17, 1,3,12 автобус № 3,8,104 маршрутка № 26, 27, 32, 34, 43,49
Цена билетов:
Действует безналичный расчет Входные билеты: учащиеся (с 14 лет) - 100 руб. студенты - 150 руб. пенсионеры - 150 руб. взрослый - 200 руб. Экскурсионное обслуживание: Группа 1-5 чел. (взрослые): 600 р. с группы Группа 6 чел. и выше (взрослые): 100 р. с чел. Льготный билет (школьники, студенты, пенсионеры) для группы 1-10 чел.: 550 р. с группы Льготный билет (школьники, студенты, пенсионеры) для группы свыше 10 чел.: 50 р. с чел.