О ЧЕМ РАССКАЖЕТ СТАРЫЙ ДОМ?
Коробов Е.Н. Дом А.П. Бондина в Нижнем Тагиле. 1950-е гг.
На территории городского парка им. А.П. Бондина всегда привлекает внимание деревянный одноэтажный дом. Только представители старшего поколения помнят, как когда-то этот дом был частью ул. Красноармейской, которая начиналась прямо от пруда, и в этой своей части до проспекта Ленина была застроена одноэтажными деревянными домами вплоть до конца XX века. Невольно возникают вопросы «Почему он остался здесь?». Ответ кроется в истории дома.
Дело в том, что в нём расположен Мемориально-литературный музей Алексея Петровича Бондина (1882–1939) – тагильчанина, рабочего Нижнетагильского отделения железной дороги и одного из первых советских писателей Урала. В этом доме с 1935 по 1939 год А.П. Бондин жил со своей семьёй. Этот же период считается самым плодотворным в литературной деятельности писателя. Вполне закономерно, что дом, где жил и творил Бондин, в 1959 году стал музеем, который в 2024 году отмечает свой 65-летний юбилей.
Но история здания, в котором сейчас располагается музей, начинается немного раньше – во второй половине XIX века. Оно находилось в центральной части Нижнего Тагила на улице Арзамасская, которая с 1926 года стала Красноармейской. Она тянулась почти на три километра с юга на север, от берегов Тагильского пруда до реки Выи. Арзамасская улица застраивалась каменными и деревянными домами под железными крышами и с парадными входами, в основном принадлежавшими подрядчикам, торговцам, купцам, заводским служащим и интеллигенции Тагила.
План Нижнетагильского завода 1900–1901 гг. Выделена ул. Арзамасская и местоположение объекта.
В фондах Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» хранятся исторические фотографии, по которым можно составить представление об исторической застройке береговой линии Тагильского пруда, в том числе, улицы Арзамасской. На фото конца XIX в. мы видим первоначальный облик описываемого дома. Это одноэтажное бревенчатое здание с вальмовой крышей. На главном фасаде, обращённом на пруд, расположены семь окон. К левому боковому фасаду примыкают деревянные ворота.
Вид на Нижнетагильский заводской поселок. Фрагмент. Конец XIX в. Выделен описываемый объект.
На этом фото видна одна особенность – наличники, обрамляющие три окна правой части центрального фасада, выглядят новее, чем наличники левой части. Почему? Ответ на этот вопрос мы находим в документах из архива музея-заповедника. А именно, в описании дома и приусадебного участка, составленном в 1969 г. женой писателя Александрой Самуиловной Бондиной (1893–1976) на 1930-е гг.
Изменение генерального плана усадебного участка №8 по Красноармейской улице
(при музее-квартире писателя А.П. Бондина), составлено женой писателя. 1969 г.
Экспликация: А – жилой дом; А1 – жилой дом (в нём поселилась семья Бондиных); Б – флигель (в нём жили работники НТМЗ); В – сарай; Г – проезд; Д – амбар; Е – навес; Ж – кладовая; З – навес; И – навес; К – дровяник.
Согласно ее записям, здание представляло собой два бревенчатых, изолированных друг от друга дома, объединенных одной железной крышей, принадлежавших семье Дружининых. Кроме дома на участке располагались хозяйственные постройки, флигель, в котором проживали работники завода, деревянные ворота, огород и сад.
После смерти Дружинина его вдова Ефимья Борисовна в 1930–1931 гг. продала оба дома жилищно-коммунальному отделу Нижнетагильского металлургического завода. Постройки были выполнены в разное время. В описании по этому поводу говорится: «Тот, что на четыре окна, выстроен во второй половине XIX столетия... Он имеет вход только с улицы через двор... Тот, что тремя окнами глядит на пруд, с парадным входом, поставлен в конце прошлого столетия... В квартиру этого дома А.П. Бондин вселился со своей семьёй 31 мая 1935 года...». Так, в малой части дома №8 по ул. Красноармейская, соседствуя с жильцами второй половины, начал жить тагильский писатель.
Семья Бондиных. 1933 год.
Слева – супруга А.С. Бондина, в центре – приемная дочь Варя, справа – А.П. Бондин.
Этот дом Алексей Петрович любил. Он находился в отдалении от шума центральных улиц, имел прекрасный вид на Лисью гору и зеркальную гладь тагильского пруда. Именно в нём прошли последние годы его жизни, наполненные творческими успехами и планами на будущее. Но им не суждено было осуществиться: «нелепая преждевременная смерть прервала жизнь А. П. Бондина в расцвете его творческих сил». Писатель умер 7 ноября 1939 года.
Но неугасающий интерес к творчеству Бондина со стороны школьников, студентов и городской общественности всячески способствовал превращению дома в мемориальный музей: сначала неофициально, а с 1959 года – в качестве филиала Нижнетагильского краеведческого музея.
Учащиеся в музее А.П. Бондина с Александрой Самуиловной. 1969 год.
Экспозиция нового музея отражала основные этапы жизни и творчества А.П. Бондина. Но особую атмосферу создавало убранство рабочего кабинета и предметы быта писателя, сохранившиеся благодаря усилиям Александры Самуиловны. Она же составила детальное описание квартиры, в которой жила семья Бондиных в период 1930-х годов: «Обстановка была весьма скромная, потому что А.П. Бондин был сам человеком скромным, умел довольствоваться тем, что есть... Бондин был квалифицированный интеллигентный рабочий, слесарь лекальщик, инструментальщик и автоматчик. По бытовой обстановке квартиры можно судить о жизни таких рабочих, как Бондин, в двадцатые и тридцатые годы».
План расстановки мебели и предметов в квартире при жизни А.П. Бондина. 1969 г.
На плане расстановки мебели и предметов в квартире при жизни А.П. Бондина изображена правая часть дома – квартира Бондиных, которая делилась на длинные парадные сени, столовую, переднюю, рабочую комнату (кабинет), кухню, проходную, кладовую, уборную и черные сени. Из исторического убранства, отмеченного на упомянутом выше плане, в помещениях сохранились две печи – голландская (в рабочей комнате) и русская (на кухне).
Описание интерьера рабочего кабинета А.П. Бондина, составленное А.С. Бондиной. Фрагмент. 1969 г.
Становление музея сопровождалось переменами, касающимися самого здания и построек, расположенных на участке.
До 1942 года левая часть дома была занята жильцами. Они были переселены по решению Нижнетагильского Горисполкома в целях сохранения дома писателя. В правой части оставалась проживать Александра Самуиловна Бондина вместе с сестрой. Позднее, в период подготовки музея, супруге писателя была предоставлена благоустроенная квартира по проспекту Ленина. Так дом постепенно терял жилые функции.
В составе строений, которые находились на участке вместе с домом, также произошли изменения: в связи с непригодностью, были убраны хозяйственные постройки. Сам бревенчатый деревянный дом требовал ремонта и замены обветшалых частей. Поэтому в 1978 году по заказу Управления Коммунальным Хозяйством НТМК (заказ №121-77) проектно-сметным бюро Управления коммунального хозяйства Нижнетагильского Исполкома Горсовета при Министерстве Коммунального Хозяйства РСФСР был подготовлен проект реконструкции.
Согласно ему, предусматривались работы по перепланировке левой части дома (для размещения в ней музея), замене перегородок, сгнивших дверных и оконных проёмов, стропил крыши всего дома, деревянных полов. Также предполагалось заменить элементы декоративного оформления наличников, водосточных труб и навеса над крыльцом. Проект был реализован в 1982 году к столетию со дня рождения А.П. Бондина.
На фотографии 1982 года видно, что был возведён новый бревенчатый сруб левой части дома, в которой в дальнейшем была размещена экспозиция «История литературной жизни Нижнего Тагила». Правая – мемориальная часть дома – не подверглась кардинальным изменениям, и в ней была воссоздана прижизненная обстановка гостиной и кабинета писателя, также обновлена экспозиция «Жизнь и творчество писателя А.П. Бондина».
Улица Красноармейская. Реконструкция дома-музея А.П. Бондина. Фото Б. Шилова. 1981 г.
После реконструкции здания у музея начался новый этап. Увеличилась экспозиционная площадь, что позволило расширить освещаемые музеем темы. В то же время фонд музея стал активно пополняться рукописями и личными документами тагильских писателей и поэтов, их труды и достижения стали основой литературного наследия Нижнего Тагила и бережно хранятся сотрудниками музея.
Однако само здание музея также является частью культурного наследия – памятником истории и культуры регионального значения. Этот статус оно приобрело в 1986 году, когда было принято решение Свердловского областного исполнительного комитета «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области». Такое решение возлагает ответственность на собственника здания, признанного памятником, за его сохранность и реставрацию.
Следующие изменения связаны с постепенной утратой исторической застройки, окружающей дом. На улице Красноармейской появлялись бетонные многоэтажные дома, расширялась территория парка им. А.П. Бондина.
В период 2002–2006 гг. был сооружен каскад фонтанов, а прилегающая территория облагорожена. В связи с этим уменьшена площадь участка, на котором располагался Мемориально-литературный музей, и установлено металлическое ограждение.
Сегодня старинное деревянное здание явно выделяется на фоне парковых аттракционов. Облик дома, являющегося образцом жилой постройки середины – конца XIX века, привлекает внимание своими интересными деталями. Давайте поговорим и о них.
Главный фасад дома.
Дом прямоугольной формы в плане представляет собой одноэтажный бревенчатый сруб «с остатком» под вальмовой четырёхскатной кровлей. На южном скате крыши расположены две кирпичные печные трубы. На трубах установлен оцинкованный дымник, с зубчатым прорезным орнаментом.
Главный фасад здания, обращённый на Тагильский пруд, имеет несимметричную композицию. Четыре окна правой части фасада и три окна левой части разделены дверным проёмом главного входа здания. Его обрамляет деревянный козырёк килевидной формы с прорезным подзором и зубчатым декором. С южной стороны к главному фасаду примыкает деревянная въездная группа.
Фасад мемориальной части.
Горизонтальное деление фасадов достигается за счёт карниза, широкого фриза и завалинки.
Декор окон.
Окна т-образной расстекловки обрамлены деревянными наличниками. Лобная часть наличников раскрепована, а нижнюю часть завершают свесы. Наличники декорированы деревянными гранёными квадратами и прямоугольниками.
Водосточная труба.
На углах фасада расположены водосточные трубы, украшенные цветочными накладными элементами.
Дом состоит из двух частей: реконструированной и мемориальной, не подвергшейся значительным изменениям. В этом его особенность. Но исторически значимой является та часть дома, где жил Алексей Петрович Бондин. В ней осталась неизменной не только планировка комнат, но и некоторые детали, отражающие историю этого здания.
Так, в помещении столовой, помимо предметов и обстановки, сохранились декоративные элементы стен и потолка: профилированная тяга и потолочная розетка.
Мемориальная часть дома: столовая. Выделены декоративные элементы: профилированная тяга и потолочная розетка.
Каждая деталь создаёт аутентичный облик старинного деревянного дома с историей, в которой переплелись судьбы семьи тагильского писателя и музея. Сегодня, как и 65 лет назад, Мемориально-литературный музей А.П. Бондина принимает множество посетителей, ведь он является неотъемлемой частью культурного наследия Нижнего Тагила.
Брусницына Татьяна Дмитриевна,
научный сотрудник отдела по объектам культурного наследия и землепользованию.