Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

СТАРИННЫЙ ОСОБНЯК ИСКУССТВ

На территории Нижнего Тагила находится множество удивительных, исторических зданий и мест. Старинные дома, подобно людям имеют свое лицо, историю, судьбу. Они являются живым свидетельством эпохи и становятся жемчужинами среди современной городской застройки. Сегодня мы поговорим об одном таком старинном особняке, расположенном на улице Карла Маркса.

Не все тагильчане знакомы с ним, а гости города не всегда обратят внимание на историческое здание, откуда слышатся звуки музыки.

В конце XIX – начале ХХ вв. в одной из построек, относившихся к Введенской церкви, располагалась церковно-приходская и воскресная школы. Сегодня этот дом значится под адресом ул. К. Маркса, д. 28, к. 1.




введенское земское училище 1900-1910.jpg
Введенское земское училище. 1900-1910 гг.




Введенская церковь 1927.jpg
Введенская церковь. Слева выделено здание училища. 1927 г.



В 1917-1918 годы здесь размещалась эвакуированная из западных районов страны Либавская женская гимназия. На первом этаже, кроме вестибюля, находились классные комнаты. В центре второго этажа располагался большой зал, по обе стороны от которого обустроены были классные комнаты и учительская.

В 1919 году, после освобождения Нижнего Тагила от белых, в этом здании находилась вновь образованная начальная школа № 5. Впоследствии здесь размещались фабрично-заводская, начальная и специализированные школы.

В сентябре 1964 года здание обрело нового хозяина в лице Нижнетагильского музыкального училища. Вновь начался капитальный ремонт, вызванный необходимостью приспособить старую постройку к новым требованиям: увеличилось количество учебных классов, появился концертный зал. В результате работ здание хоть и приобрело обновленный облик, но были утрачены исторические элементы: демонтировано деревянное крыльцо, вход перенесен на западный торцовый фасад.



НВ-24099-29 фото чб. Музыкальное уч-ще по ул. К. Маркса 28..jpg
Здание музыкального училища. 1960-е гг.



карла маркса 28 1960-1970.jpg
Здание музыкального училища. 1960-1970-е гг.



Шли годы, увеличивалось количество учащихся, а помещений не хватало. Благодаря энергии директора училища Владимира Хомлева и заинтересованности талантливых тагильских архитекторов с 1977 года началось проектирование, а затем и строительство нового трехэтажного корпуса с концертным залом на 400 мест. Новый корпус открыл свои двери для молодых музыкантов в 1983 году.

Не забыли и про старое здание. В нем разместилась детская музыкальная школа, ставшая самостоятельным учреждением. Благодаря подвижнической деятельности директора школы, Заслуженного работника культуры РФ Елены Владимировны Милевской в школе открывается хореографическое отделение, и музыкальная школа становится Детской школой искусств №3.





строительство нового корпуса училища 1981 г.jpg
Строительство нового корпуса училища. 1981 г.



здания музыкального училища 1983.jpg
Здание музыкального училища. 1983 г.




музыкальное училище 1980-ы.jpg
 Музыкальное училище. 1980-е гг.



И теперь на улице Карла Маркса рядом стоят как будто две эпохи - девятнадцатый и двадцатый века: современное здание колледжа и старинная постройка школы искусств. Последнее достойно особого внимания, познакомимся с ним поближе!

Здание школы прямоугольное в плане, соединено крытыми переходами с корпусом колледжа искусств, образуя замкнутый – закрытый с четырех сторон - дворик. Поэтому пройти в здание можно только через главный вход колледжа.



План комплекса 2024 г.jpg
План комплекса. 2024 г.





Главный вход.jpg
Главный вход



IMG_20240606_095015.jpg



Центральная часть главного фасада акцентирована выдвинутым ризалитом, увенчанным мощным щипцом. По периметру здание опоясывают межэтажные карнизы простого профиля в классическом стиле.



Главный северный фасад.jpg
Главный северный фасад



Западный фасад.jpg





IMG_20240606_101710.jpg




IMG_20240606_101733.jpg
Западный фасад


Декоративные элементы – многочисленные украшения этого здания, - приковывают взгляд и заставляют рассматривать его вновь и вновь. Четкий ритм арочных окон в профилированных наличниках на втором этаже разделен пилястрами (плоскими колоннами). Широкая полоса фриза членится квадратными ширинками и завершается в нижней части полосой подзора с сухариками. Благородный внешний вид здания подчеркивает удачно выбранный бордовый цвет плоскости фасада, по которому декоративные части, подобно орнаменту, выделены белым колером.

Взяв за основу черты классицизма – упорядоченность и простоту форм, архитекторы смогли уравновесить строгий облик школы, добавив резные и зубчатые элементы, отсылающие к мотивам древнерусского зодчества. В этом заключается вся прелесть архитектурного стиля эклектики, столь модном в конце XIX века: смешение несочетаемого в один гармоничный образ.

А вот расположенный рядом современный корпус колледжа выглядит ультрасовременно. Выполненный из стекла и бетона, он в корне отличается от старинного особняка, но не подавляет его своей масштабностью. Монолитность постройки основного объема разбавляют вертикальные бетонные контрфорсы на всю высоту здания, а также большие окна второго этажа, слегка утопленные в плоскость стены.




IMG_20240606_102104.jpg




IMG_20240606_102204.jpg



Интерьеры обоих комплексов выполнены в соответствии с современными требованиями. Просторные и светлые помещения предназначены для занятий, но тонкое звучание музыкальных инструментов и детские, звонкие голоса слышны и в длинных коридорах. В некоторых учебных классах сквозь штукатурку просвечивают сохранившиеся профилированные потолочные тяги, добавляющие определенный шарм обстановке.




фойе.jpg
Фойе



учебный класс (3).jpg


учебный класс.jpg


учебный класс (2).jpg
Учебные классы



Удивительно то, что весь общий комплекс является отражением той самой эклектики, в которой соединилось прошлое и настоящее, советский и дореволюционный стиль. Простота архитектурного решения, добротность строительной работы, элементы декора – все это придает сооружению неповторимый колорит эпохи и говорит о высоком профессионализме наших предков.

Стоит отметить, что здание школы искусств не является объектом культурного наследия. Это не единственный случай в нашем городе. Но  существование подобных архитектурных драгоценностей заставляет задуматься о бережном отношении и сохранении нашего прошлого.


Татаринова Яна Алексеевна,
научный сотрудник отдела ОКН