Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. Крест-Распятие с предстоящими из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника

Страстная седмица..png



В Страстную седмицу представляем вашему вниманию Крест-Распятие из собрания музея- заповедника «Горнозаводской Урал».


Кресты подобного типа получили широчайшее распространение в старообрядческой среде в XIX веке.


Крест-Распятие небольшого размера. Наверху два поклоняющихся ангела с покровными руками. В центре представлено Распятие Христово, по сторонам перекладины изображены померкнувшее Солнце (слева) и «обратившаяся в кровь» Луна (справа), личины переданы в чисто лубочной манере с типизированными чертами, под ними надписи: С[ОЛ]НЦЕ ЛУНА.


Вверху помещен образ Спаса Нерукотворного, указывающего на принадлежность креста старообрядцам-беспоповцам. Под ним надпись в два ряда: ОБРАЗЪ НЕРУКОТВОРНЫЙ. Под горизонтальной перекладиной рельефными буквами наведен Кондак праздника Воздвижения Креста Господня: КРЕ[С]ТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ ВЛ[АДЫ]КО И Ч[ЕСТН]OE ВОКРЕСЕНIE ТВОЕ СЛАВИМЪ.


В нижней части изображены град Иерусалим (видны городские башни), гора Голгофа и голова Адама. Крест сопровождают многочисленные надписи: С[Ы]НЪ Б[О]ЖIЙ, А[Н]ГГ[Е]ЛИ Г[ОСПО]ДН[И], М[ЕСТО] Л[ОБНОЕ ] Р[АЙ] Б[ЫСТЬ] и т.д.


Одной из разновидностей Крестов-Распятий являются киотные кресты с фигурами предстоящих, находившихся недалеко от распятия во время казни Иисуса Христа. По существующим тогда законам никому, кроме воинов, не разрешалось стоять возле приговоренного, однако «Были тут и женщины, которые смотрели издали… и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» (Мк. 15;40,41), а в Евангелии от Иоанна сказано: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин.19;25). Лишь эти мужественные «жены» и любимый ученик Иисуса Христа - Иоанн Богослов находились рядом с Его Крестом, переживая страдания и смерть Спасителя.


На клеймах справа изображалась Пречистая Богородица - «умиленно и печальным образом» и одна из святых жен-мироносиц: Мария Магдалина или Марфа. На представленном киотном кресте из нашего собрания изображена Святая Марфа-сестра Лазаря, которого воскресил Господь. Об этом говорит надпись: С[ВЯ]ТАЯ МАРФА М[А]Р[ИЯ] Ф[ЕОТОК]У[С].


В клейме слева - Иоанн Богослов («образом млад, власы кудреваты») и уверовавший во Христа Лонгин в воинских доспехах, обычно с копием в руках («брада невелика курчевата»). Надпись над фигурами: С[ВЯ]Т[ОЙ] А[ПОСТОЛ] ИОАН[Н] С[ВЯТОЙ] ЛО[Н]ГИН. Скорбь и душевное страдание находят отражение в их облике. Богоматерь стоит со склоненной головой, подняв руку к щеке, поддерживая ее другой рукой. Это традиционный жест- выражение большого горя. Изображение Богоматери и Иоанна Богослова рядом у креста связывают с текстом Евангелия: «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19; 26,27)


У Креста Господня произошло усыновление Богоматерью не только Иоанна Богослова, но и всех христиан. Поэтому к Пресвятой Богородице верующие на протяжение веков относятся, как к собственной Матери, которая их любит и может защитить.


Киотные кресты были во многих уральских семьях старообрядцев и служили для домашней молитвы. Обычно их помещали в киот. Созерцание этих композиций создавало представление о событиях священной истории, что более всего было важно для малограмотного населения.



Марина Юрьевна Казакова, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», искусствовед