Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

ОЧАРОВАНИЕ СТАРИННОГО ФАРФОРА

Очарование старинного фарфора.png


В Музее «Демидовская дача» состоялось открытие выставки, представляющей одну из самых красивых коллекций Нижнетагильского музея-заповедника – коллекцию русского и западноевропейского фарфора XVIII-XIX вв. Она насчитывает более 500 предметов.



_DSC1471.JPG



Первые значительные поступления фарфора в музей произошли с 1925 по 1930 гг. Это были компенсационные поступления за знаменитую «Тагильскую Мадонну», или «Мадонну дель Пополо», обнаруженную сотрудниками краеведческого музея в 1924 г. в одном из домов Нижнего Тагила и отвезённую в 1925 г. на реставрацию в Москву. Ныне она экспонируется в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.



_DSC1476.JPG



Среди поступивших предметов были образцы посуды Императорского фарфорового завода последней четверти ХVIII – середины ХIХ вв., а также частных заводов Ф.Я. Гарднера, А. Попова, И.Е. Кузнецова, М.С. Кузнецова и многих мелких фарфоровых заведений. Коллекция западноевропейского фарфора музея-заповедника  насчитывает всего несколько десятков предметов. Но в ней представлены ведущие фарфоровые центры Европы: Мейсен (Саксония), французская Севрская мануфактура, фабрика Даготи, фабрика Ж. Пети, завод в Дерби (Англия) и некоторые другие.



_DSC1504.JPG



Издавна изделия из фарфора ценились за изысканность формы, тонкость материала и великолепные росписи, которые делают фарфор произведением искусства. Коллекция фарфора Нижнетагильского музея-заповедника позволяет проследить тенденции украшения фарфора с сер. XVIII до кон. XIX вв. Именно на этой декоративной стороне фарфора и сделан упор на выставке.



_DSC1506.JPG



Роспись раннего европейского и русского фарфора развивалась под влиянием китайских традиций. Первоначально художники копировали китайских мастеров, изображая на своих изделиях драконов, животных, птиц и цветочные орнаменты.


_DSC1478.JPG



Под влиянием китайского фарфора в Европе и России зародилась традиция изображения на фарфоре цветов и плодов. Изображения были очень подробными и натуралистичными. Такая живопись называлась «ботанической».

Наряду с цветочной росписью пользовалась популярностью и сюжетная. Под влиянием вкусов «галантного века» и стиля рококо фарфоровые изделия декорировались разнообразными галантными сценами и пасторалями. В качестве образцов для подобных сюжетов использовались картины модных в то время французских художников, таких как А. Ватто и Ф. Буше. В духе галантных и пасторальных сцен Ватто и Буше расписаны две парные вазы-амфоры из замка Тюильри, которые являются гордостью коллекции музея-заповедника и которые можно увидеть на выставке «Очарование старинного фарфора».


_DSC1522.JPG



В росписи фарфора нашли свое отражение мифологические сюжеты античности. Увлечение классицизмом в конце XVIII в. привело к трактовке мифологических сцен в театрально-сентиментальной манере. Был забыт фарфор – ценный, изящный материал. Вся поверхность изделия подвергалась росписи и также декорированию золотом. Такова тарелка венского производства с изображением Марса и Венеры, представленная на выставке.


_DSC1501.JPG



Еще одним направлением в декоре фарфора было изображение архитектурных пейзажей. В искусстве русского фарфора эта традиция восходит к концу XVIII в. В первой четверти XIX в. на императорском фарфоре исполнялись росписи известных мест столицы и окрестностей Петербурга. В качестве первоисточников изображений на фарфоре использовали акварели, рисунки и гравюры А.Е. Мартынова, С.Ф. Галактионова и других граверов, литографов начала XIX в. из альбомов с видами известных архитектурных ансамблей столицы.


_DSC1525.JPG



Эти и другие тенденции в росписи фарфора можно проследить на выставке «Очарование старинного фарфора», которая будет работать в Музее «Демидовская дача» (ул. Красногвардейская, 5а)  до октября 2023 г.