Эх, валенки да валенки!
В Музее быта и ремесел горнозаводского населения «Господский дом» открылась выставка, которая знакомит с историей пимокатного промысла на Урале, и, конечно, главные ее герои – это валенки.
Историю появления валенок на Руси исследователи относят ко временам монголо-татарского ига, периоду соседства с кочевыми племенами евразийских степей. В XVI-XVII веках валеную обувь изготовляли в Сибири и некоторых северных областях. Тогда отдельно валяли голенища и «ботиночки», а затем их сшивали.
Родиной валенок современного вида считают Семёновский уезд Нижегородской губернии, где занимались пимокатным производством с начала XIX века. Именно там начали изготавливать «цельные валяные сапоги».
Изготовление валенок достаточно трудоёмкий процесс. Долгими зимними вечерами крестьяне валяли обувь в домашних условиях. Некоторые пимокаты держали в тайне особенности изготовления валенок и передавали секреты мастерства по наследству.
В зависимости от региона бытования и материалов изготовления валенки именовались по-разному: чесанки, катанки, валенцы, пимы. Например, сваленная из козьей шерсти обувь называлась волнушечками или выходками.
Долгое время в деревнях валенки оставались дорогой обувью, которую носили по праздникам. Крестьянская семья зачастую имела лишь одну пару, которую носили «в очередь».
На Урале во второй половине XIX в. зимой носили «пимы» - твёрдую валяную обувь, а тонкие мягкие «чесанки» в весеннее и осеннее время. Валенки очень берегли от сырости, поэтому надевали на них лыковые ступни, а с начала ХХ в. – резиновые галоши.
Высокая потребность в тёплой зимней обуви, а также развитие овцеводства, содействовали широкому распространению пимокатного промысла и повсеместному распространению валенок.
В ХХ веке в Нижнетагильском горнозаводском округе пимокатный промысел бытовал в посёлке Висим. В фондах музея-заповедника хранится коллекция инструментов пимоката Кадникова Леонида Маркеловича (1913 – 1971 гг.): чугунный пимокатный прутик, чугунный валёк для катки валенок, деревянная колодка и деревянный рубчатый валик.
Промысел продолжал бытовать в Висиме и в 70-е годы ХХ века.
Этот факт подтверждается материалами историко-этнографической экспедиции музея-заповедника «Горнозаводской Урал» в 1973г. под руководством Т.Н. Петрухиной.
На сегодняшний день пимокатный промысел на Урале не имеет большого развития. Мастеров-пимокатов крайне мало. При этом валенки, не сдавая своих позиций, остаются популярной обувью и в настоящее время.
На выставке представлено около 30 предметов из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» - это ремесленные инструменты пимоката и, конечно, сами валенки XIX-XXI вв.
Выставка проработает в Музее быта и ремесел горнозаводского населения «Господский дом» (ул. Тагильская, 26) до конца марта 2023 г.
Историю появления валенок на Руси исследователи относят ко временам монголо-татарского ига, периоду соседства с кочевыми племенами евразийских степей. В XVI-XVII веках валеную обувь изготовляли в Сибири и некоторых северных областях. Тогда отдельно валяли голенища и «ботиночки», а затем их сшивали.
Родиной валенок современного вида считают Семёновский уезд Нижегородской губернии, где занимались пимокатным производством с начала XIX века. Именно там начали изготавливать «цельные валяные сапоги».
Изготовление валенок достаточно трудоёмкий процесс. Долгими зимними вечерами крестьяне валяли обувь в домашних условиях. Некоторые пимокаты держали в тайне особенности изготовления валенок и передавали секреты мастерства по наследству.
В зависимости от региона бытования и материалов изготовления валенки именовались по-разному: чесанки, катанки, валенцы, пимы. Например, сваленная из козьей шерсти обувь называлась волнушечками или выходками.
Долгое время в деревнях валенки оставались дорогой обувью, которую носили по праздникам. Крестьянская семья зачастую имела лишь одну пару, которую носили «в очередь».
На Урале во второй половине XIX в. зимой носили «пимы» - твёрдую валяную обувь, а тонкие мягкие «чесанки» в весеннее и осеннее время. Валенки очень берегли от сырости, поэтому надевали на них лыковые ступни, а с начала ХХ в. – резиновые галоши.
Высокая потребность в тёплой зимней обуви, а также развитие овцеводства, содействовали широкому распространению пимокатного промысла и повсеместному распространению валенок.
В ХХ веке в Нижнетагильском горнозаводском округе пимокатный промысел бытовал в посёлке Висим. В фондах музея-заповедника хранится коллекция инструментов пимоката Кадникова Леонида Маркеловича (1913 – 1971 гг.): чугунный пимокатный прутик, чугунный валёк для катки валенок, деревянная колодка и деревянный рубчатый валик.
Промысел продолжал бытовать в Висиме и в 70-е годы ХХ века.
Этот факт подтверждается материалами историко-этнографической экспедиции музея-заповедника «Горнозаводской Урал» в 1973г. под руководством Т.Н. Петрухиной.
На сегодняшний день пимокатный промысел на Урале не имеет большого развития. Мастеров-пимокатов крайне мало. При этом валенки, не сдавая своих позиций, остаются популярной обувью и в настоящее время.
На выставке представлено около 30 предметов из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» - это ремесленные инструменты пимоката и, конечно, сами валенки XIX-XXI вв.
Выставка проработает в Музее быта и ремесел горнозаводского населения «Господский дом» (ул. Тагильская, 26) до конца марта 2023 г.