Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Эх, валенки да валенки!

В Музее быта и ремесел горнозаводского населения «Господский дом» открылась выставка, которая знакомит с историей пимокатного промысла на Урале, и, конечно, главные ее герои – это валенки.



Эх, валенки да валенки!




Эх, валенки да валенки!






 Историю появления валенок на Руси исследователи относят ко временам монголо-татарского ига, периоду соседства с кочевыми племенами евразийских степей. В XVI-XVII веках валеную обувь изготовляли в Сибири и некоторых северных областях. Тогда отдельно валяли голенища и «ботиночки», а затем их сшивали.


 Родиной валенок современного вида считают Семёновский уезд Нижегородской губернии, где занимались пимокатным производством с начала XIX века. Именно там начали изготавливать «цельные валяные сапоги».



Эх, валенки да валенки!




Эх, валенки да валенки!




Эх, валенки да валенки!





 Изготовление валенок достаточно трудоёмкий процесс. Долгими зимними вечерами крестьяне валяли обувь в домашних условиях. Некоторые пимокаты держали в тайне особенности изготовления валенок и передавали секреты мастерства по наследству.
В зависимости от региона бытования и материалов изготовления валенки именовались по-разному: чесанки, катанки, валенцы, пимы. Например, сваленная из козьей шерсти обувь называлась волнушечками или выходками.


 Долгое время в деревнях валенки оставались дорогой обувью, которую носили по праздникам. Крестьянская семья зачастую имела лишь одну пару, которую носили «в очередь».
На Урале во второй половине XIX в. зимой носили «пимы» - твёрдую валяную обувь, а тонкие мягкие «чесанки» в весеннее и осеннее время. Валенки очень берегли от сырости, поэтому надевали на них лыковые ступни, а с начала ХХ в. – резиновые галоши.



Эх, валенки да валенки!





Эх, валенки да валенки!





 Высокая потребность в тёплой зимней обуви, а также развитие овцеводства, содействовали широкому распространению пимокатного промысла и повсеместному распространению валенок.
В ХХ веке в Нижнетагильском горнозаводском округе пимокатный промысел бытовал в посёлке Висим. В фондах музея-заповедника хранится коллекция инструментов пимоката Кадникова Леонида Маркеловича (1913 – 1971 гг.): чугунный пимокатный прутик, чугунный валёк для катки валенок, деревянная колодка и деревянный рубчатый валик.


 Промысел продолжал бытовать в Висиме и в 70-е годы ХХ века.
Этот факт подтверждается материалами историко-этнографической экспедиции музея-заповедника «Горнозаводской Урал» в 1973г. под руководством Т.Н. Петрухиной.



Эх, валенки да валенки!





Эх, валенки да валенки!





 На сегодняшний день пимокатный промысел на Урале не имеет большого развития. Мастеров-пимокатов крайне мало. При этом валенки, не сдавая своих позиций, остаются популярной обувью и в настоящее время.


 На выставке представлено около 30 предметов из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» - это ремесленные инструменты пимоката и, конечно, сами валенки XIX-XXI вв.



Эх, валенки да валенки!





 Выставка проработает в Музее быта и ремесел горнозаводского населения «Господский дом» (ул. Тагильская, 26) до конца марта 2023 г.