Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Праздничный сарафан + муаровая тальма

Реставрация экспонатов – очень важная часть музейной работы. Предметы одежды одни из наиболее уязвимых: они страдают от пыли, света, даже от собственного веса – натяжения нитей.


Недавно вернулись с реставрации два музейных предмета: сарафан косоклинный старообрядческий и женская накидка – тальма.



Праздничный сарафан


Праздничный сарафан





Праздничный сарафан наверняка был гордостью своей владелицы — С.С. Санниковой, которая жила в пос. Черноисточинск на рубеже XIX и XX веков. Он сшит из муаровой шелковой ткани с тканым рисунком по всему полю в виде небольших букетов мелких цветов, с соблюдением всех старообрядческих традиций: расширяющийся книзу подол на подкладе подчеркивал плавную походку девушки, а вертикальные украшения в виде золотистых галунов – её стройность.


 Тальма женская – накидка без рукавов, в свое время стоила немалых денег. Этот элемент гардероба был в моде в начале XX в. Свое название тальма получила в честь французского актера по фамилии Тальма, который сыграл важную роль в развитии сценического костюма.


муаровая тальма



муаровая тальма





 Наша накидка из шелковой ткани муар черного цвета довольно сложного кроя. Она состоит из четырех частей: кокетка, спинка, оборка, заложенная в одиннадцать складок, переходящая в «крылья». При этом кокетка и спинка выполнены из бархата черного цвета с симметричной бисерной вышивкой в виде цветов с завитками и аппликацией в виде листочков из шелковой ткани с прожилками из бисера, нижняя часть тальмы, оборка, сшита из 4-х частей и заложена в одиннадцать складок.
Шов соединения кокетки и оборки с лицевой стороны декорирован бахромой в виде овальных ажурных деталей, украшенных внутри черным бисером и стеклярусом.


 Реставратор Е.В. Лупенко проделала огромную работу по очистке ткани, укреплению нитей разными методами. Сейчас оба экспоната готовы ко встрече с посетителями.



Ольга Александровна Бастрикова, научный сотрудник музея-заповедника