Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

«Вода. Триумф Галатеи и Нептуна на море, в сопровождении кортежа нимф и тритонов»

Мы продолжаем публикацию гравюр XVIII-XIX веков, собранных крепостным мастером господ Демидовых - Сидором Дубасниковым (р.1781г.-1850 е гг.) из художественной коллекции музея-заповедника.


Собрание Дубасникова представляет собой 33 гравюры на мифологические, религиозные и исторические темы. Бумажная основа старинных графических листов дошла до наших дней пожелтевшей, сильно запыленной с серьезными загрязнениями, вошедшими в структуру бумаги. Поверхность была сильно деформирована и имела заломы, изломы, складки в различных направлениях, а с оборотной стороны – заклейки из различных видов бумаги, некоторые – с рукописным или печатным текстом. Листы имели пятна различного происхождения, в том числе многослойные сквозные пятна жира, масляной краски, фоксинги («лисьи пятна»), следы жизнедеятельности насекомых и пр.


На сегодняшний день ведутся реставрационные работы отдельных листов, и мы имеем возможность познакомить вас с некоторыми из них. Ранее нами уже были опубликованы три резцовые гравюры итальянского художника Якопо Гуараны, представителя венецианской школы живописи. На этот раз мы представляем офорт с картины французского живописца Луи де Булонь Младшего (1654-1733) «Триумф Галатеи и Нептуна».




«Вода. Триумф Галатеи и Нептуна на море, в сопровождении кортежа нимф и тритонов»




Луи де Булонь родился в Париже в семье художника. Первые уроки рисования получил под руководством своего отца. Уже в 18 лет был удостоен академической премии и за королевский счет отправлен на учебу в Италию. После возвращения в Париж работал преимущественно над церковными сюжетами. В 27 лет стал членом Королевской Академии живописи и скульптуры, а позже ее профессором и директором, в 1725 году получил титул «первого королевского живописца» Людовика XV.




«Вода. Триумф Галатеи и Нептуна на море, в сопровождении кортежа нимф и тритонов»



Гравюра с картины Луи де Булоня Младшего из собрания нашего музея-заповедника была отпечатана в Венеции в 1799 году, гравером Антонио Регоной, представителем печатного дома «Goseph Remondini & Fils».




«Вода. Триумф Галатеи и Нептуна на море, в сопровождении кортежа нимф и тритонов»




Интересным является тот факт, что подобная гравюра с таким же названием и этого же автора находится в фондах музея-усадьбы Останкино в Москве, но издана она во Франции на четверть века раньше нашего листа, в 1773 г., гравером Христофорусом Вицентусом.


Есть еще одно различие: у останкинской гравюры под изображением другой текст. На просторах интернета (Национальной Парижской библиотеке) удалось найти еще один графический лист с таким же сюжетом и этого же автора, но отпечатанный уже с разницей в 80 лет, в 1718 году, в Париже гравером Луи Деплас (1682-1739). Лист полностью повторяет композицию нашей гравюры, но только в зеркальном отражении.




«Вода. Триумф Галатеи и Нептуна на море, в сопровождении кортежа нимф и тритонов»




Эта гравюра имеет название «Триумф Венеры и Нептуна», текст под изображением отличается от двух представленных выше. Три гравюры с картины одного автора и все с разным текстом. Авторское название картины Луи де Булоня, с которой отпечатаны данные гравюры, выявить пока не удалось, но вот с персонажами попробуем разобраться.


В центре гравюры мы видим восседающих на колеснице из гигантской ракушки гребешка фигуры Галатеи(?) и Нептуна, держащего трезубец – традиционный атрибут бога морей.



«Вода. Триумф Галатеи и Нептуна на море, в сопровождении кортежа нимф и тритонов»




Его волнистая борода и волосы развиваются на ветру, одной рукой он придерживает за плечи прекрасную спутницу, но взор его, полный мечтаний и любовного томления, обращен в другую сторону. Они несутся по волнам в окружении многочисленной свиты. Над их головами изображены резвящиеся амуры. Один, с колчаном стрел через плечо, держит дорогую ткань, как парус.




«Вода. Триумф Галатеи и Нептуна на море, в сопровождении кортежа нимф и тритонов»




Второй готовится запустить стрелу в прекрасную морскую нимфу.



«Вода. Триумф Галатеи и Нептуна на море, в сопровождении кортежа нимф и тритонов»





Третий держит в руке зажженный факел, являющийся символом любви.




«Вода. Триумф Галатеи и Нептуна на море, в сопровождении кортежа нимф и тритонов»






Свиту составляют морские нимфы и тритоны (полулюди- полурыбы), трубящие в раковину триумфальную славу.




«Вода. Триумф Галатеи и Нептуна на море, в сопровождении кортежа нимф и тритонов»






Один тритон над головой удерживает огромную ракушку со свисающими нитями жемчуга и причудливо изогнутыми кораллами.




«Вода. Триумф Галатеи и Нептуна на море, в сопровождении кортежа нимф и тритонов»






Другие управляют морскими конями гиппокампами у которых перепончатые лапы вместо копыт, третьи осторожно удерживают над волной морскую нимфу с развивающейся, как парус, тканью.



«Вода. Триумф Галатеи и Нептуна на море, в сопровождении кортежа нимф и тритонов»






На переднем плане художник изобразил обнаженное тело еще одной морской нимфы, плывущей верхом на дельфине.


Нептун один из древнейших римских богов. В начале III в. до н. э. его отождествили с древнегреческим Посейдоном. Его всегда изображали бородатым старцем моря, в короне и с трезубцем в руке. Сомнений по поводу этого персонажа у нас не возникает. Но кто же восседает рядом с ним в колеснице? Согласно названию нашей гравюры должно быть Галатея. Если мы внимательно рассмотрим композицию, обратим внимание на детали и почитаем мифологию, то сделаем совершенно другие выводы.


Женой Нептуна считалась Салакия, чье имя означает «волнение моря», она же отождествлялась с греческой нереидой Амфитритой. Нереиды в греческой мифологии означают морских нимф, дочерей Нерея и океаниды Дориды, их пятьдесят. По отдельности они представляли различные аспекты моря от соленой воды до морской пены, песка, скал, волн, течений, а также различные умения, которыми обладают моряки. Нереиды жили со своим пожилым отцом в серебристом гроте на дне Эгейского моря. В древнем искусстве они изображались в виде прекрасных юных дев, иногда плавающих с дельфинами или рыбками в руках. В эпоху же Ренессанса, а позже Барокко и Рококо, художники изображали нереид уже с большим количеством персонажей, среди которых особо выделяются Амфитрита, супруга Посейдона и ее сестра Галатея, в которую был влюблен киклоп Полифем.


По одной из версий мифа, Посейдон (Нептун) похитил Амфитриту, по другой - она скрывалась от его любви в одной из пещер Океана, но была найдена дельфином, который и доставил ее будущему супругу.


Галатея в переводе с греческого «молочная» олицетворяла «спокойное море». Она была влюблена в пастуха Акида, сына Пана, лесного бога. Злой киклоп, влюбленный в Галатею, убил Акида, метнув в него огромный камень. Галатея превратила тело возлюбленного в вечно журчащий ручеек. Галатею изображали стоящей на раковине, запряженной дельфинами и окруженной тритонами и нереидами, и несущейся по волнам. Так же изображали и Амфитриту, супругу Нептуна. Подобным образом в морской раковине изображали и богиню любви и брака Венеру (у древних греков Афродиту), явившуюся из воздушной морской пены. Триумф Венеры становится темой особенно популярной в искусстве стиля Рококо (первая половина XVIII в.). Именно Венера и изображена рядом с владыкой морей на гравюре.




«Вода. Триумф Галатеи и Нептуна на море, в сопровождении кортежа нимф и тритонов»





Нимфа, в чью сторону направлен указующий перст богини брака, и о которой так грезит Нептун – Амфитрита, его будущая супруга, это в нее целится из лука амур по просьбе Венеры, чтоб разжечь огонь любви в сердце прекрасной нереиды.



Марина Юрьевна Казакова, научный сотрудник отдела фондов музея-заповедника, искусствовед