Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Как краевед Орлов помог возродить подносный промысел

В прошлом году отметили 275 лет подносному промыслу. Тагильские подносы и сегодня радуют жителей и гостей города яркими букетами, гроздьями рябин, золотыми орнаментами, украшают дома и являются прекрасными подарками.


Далеко не все помнят, что в середине XX века совершенно реальным стало исчезновение этого уникального искусства. Тогда казалось, что в трудовые будни строительства и работы промышленных гигантов не до подносов с розочками и рисуночками…


Но, к счастью, этого не произошло! И случилось это, во многом благодаря известному тагильскому краеведу Ивану Абрамовичу Орлову (1901-1991).



Как краевед Орлов помог возродить подносный промысел




Сейчас мы гордостью говорим: «Тагильский поднос – узнаваемый бренд города!» А ведь без усилий Ивана Абрамовича и небольшой группы искусствоведов и этнографов мы могли бы говорить о росписи по металлу исключительно в прошедшем времени…


Вопрос о необходимости возрождения промысла был поставлен в 1950-е годы. Исследователь С.Б. Рождественская, участвовавшая в экспедиции института этнографии, большое внимание уделила именно вопросу сохранения промысла. «Сложившееся положение грозит полнейшим затуханием промысла на его родине после двухсотлетнего существования. Распространённая среди ряда работников Нижнего Тагила точка зрения о необходимости ликвидировать производство подносов, так как сюжет и манера их росписи воспитывают отсталые вкусы, наряду с отсутствием материалов, создают угрозу прекращения традиционного народного производства» - написала она в своей статье в журнале «Советская этнография» - № 2 за 1960 год. Таким образом, вполне реальной становилась угроза исчезновения художественного промысла, известного с XVIII века.


И.А. Орлов взялся за работу по сбору материалов о промыслах вообще и о подносном промысле в частности.


В 1965 года Иван Абрамович провёл в поисках старых «писарих», которые когда-то расписывали изделия в разных артелях. Женщины преклонного возраста, далеко не сразу откликнулись на его просьбы, пришлось долго уговаривать, доказывать «необходимость оставить о себе память потомству».




Как краевед Орлов помог возродить подносный промысел


Эскиз А.С. Черепановой




Мастерицы А. Коровина, А.С. Черепанова, К.В. Голованова, А.К. Волченкова и др. сделали более 40 рисунков. Альбом по оценке самого Ивана Абрамовича получился «богатый». Он содержал не только образцы росписи, но и фотографии мастериц, их краткие биографии.


Впоследствии альбом стал музейным предметом, рисунки и фотографии многократно использовались на различных выставках и в экспозиции музея истории подносного промысла.


В августе 1968 года вышло постановление Совета министров СССР № 628 «О народных художественных помыслах». Эта законодательная база позволила обратить внимание на промыслы, не имевшие до той поры государственной поддержки.




Как краевед Орлов помог возродить подносный промысел


Эскиз А.К. Волченковой




Исследовательская работа на базе широкой экспедиционной деятельности научно-исследовательского института художественных промыслов привлекла внимание к «угасающим очагам промыслов», в том числе и к тагильской лаковой живописи по металлу. К альбому началось паломничество: исследователи, студенты, журналисты - кто только не бывал у Орлова и не пользовался данными материалами. Художники НИИ ХП на основе сохранившихся росписей подносов и тех рисунков, которые собрал И.А. Орлов, начали восстанавливать приёмы уральского письма, создавать свои разработки образцов для обучения местных художников.


Иван Абрамович свёл воедино рассказы «писарих», работников кустарных артелей о подносном промысле, об изготовлении и росписи подносов. Рукопись «О тагильских подносах и художественной росписи их» 1969 года составлена на основе данных полученных от мастериц по росписи: Ф.А. Колпаковой, А.Л. Двойниковой, А.С Черепановой, Е.М. Афанасьевой, мастера И.О. Ожиганова, главного инженера объединения кустарных промыслов П.О. Дьячкова. В рукописи поэтапно раскрывается процесс изготовления, обработки, росписи, лакировки подносов.




Как краевед Орлов помог возродить подносный промысел


Эскиз Н.И. Сухановой




Искусствовед Василий Андреевич Барадулин, много сделавший для возрождения уральской народной живописи, прекрасно понимал, что работа учёных во многом зиждется на изысканиях таких энтузиастов, как Иван Абрамович.


Процесс возрождения тагильской росписи затянулся более чем на два десятка лет. В конце 1970-х годов в Нижнем Тагиле на заводе «Эмальпосуда» вплотную приступили к восстановлению «тагильской розы». Работавшая в подносном цехе с 1963 года А.В. Афанасьева по просьбе В.А.Барадулина вспомнила навыки, полученные в детские и юношеские годы. Агриппина Васильевна рассказывала, что, когда она размешала краски, и когда-то привычным мазком с разбелом нарисовала розу, то услышала радостный возглас Василия Андреевича: «Вот-вот так и надо писать».


Когда встал вопрос об обучении художниц тагильскому письму на практике, именно Агриппина Васильевна передала приёмы старинного ремесла заводским художникам. С 1982 года мастера полностью перешли на тагильское письмо.


В заключение хочется процитировать слова В.А. Барадулина, обращённые к И.А. Орлову: «Без вас, хранителей и ревнителей местной старины, многое попросту стало бы невозможным, попросту «кануло бы в Лету». Так, что во всех достижениях теперешнего тагильского подноса есть и Ваша заслуга. Вы вроде бы незаметно ведёте пропаганду традиций тагильского искусства, а этот вид пропаганды и агитации на первый взгляд ненавязчивый, всегда был самым действенным».



Галина Осетрова, гл. специалист музея-заповедника