Ваза Фёдора Звездина
Развитие бронзолитейного дела в Нижнем Тагиле в XIX в. связано с именем крепостного мастера Фёдора Звездина. Ему удалось перенять опыт лучших европейский специалистов: Фёдор Звездин был учеником известного французского бронзолитейщика Пьера-Филиппа Томира.
Согласно контракту, заключенному между Н.Н. Демидовым и мастерской П.-Ф. Томира, крепостному Ф. Звездину предстояло научиться основным приёмам литья и формовки.
По возвращению на Урал при Выйском медеплавильном заводе Ф. Звездиным была организована бронзолитейная мастерская, где он работал над техническими отливками для заводов и рудников, а также выполнял задания по художественному и декоративному литью из чугуна и бронзы.
Мастерская выполняла частные заказы и заказы Главной конторы Нижнетагильских заводов.
В 1839 году для всероссийской выставки мануфактурных изделий Главная контора Нижнетагильских заводов издала «ордер», в котором Ф. Звездину предписывалось «немедленно заняться отливкой разного рода бронзовых и чугунных вещей… и стараться обработать их наилучшим образом».
Среди представленных на выставку «вещей» была и «ваза на манер алебастровой». Этот «ордер» неоднократно изменялся, и в одном из его вариантов «ваза на манер алебастровой» перекочевала в разряд «бронзовых».
В Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» сохранились как алебастровая ваза, так и её копия - бронзовый кубок.
Бронзовая копия превзошла оригинал: довольно высокий кубок не кажется тяжелым, а наоборот, его устремленность вверх подчеркивает легкость. На вазе мы видим античные мотивы: листья аканта, благородный лавр, виноградную лозу. На центральной части тулова кубка рельефное изображение из бронзы: амур, играющий на лире и сидящий на спине льва. При низкой рельефности рисунка Ф. Звездину удалось достичь высокого звучания цвета и тем самым подчеркнуть объём. Обращение к античным мотивам были не случайны в творчестве Ф. Звездина. Используя классические сюжеты и мотивы, автор совершенствовал свое мастерство и добивался максимальной реалистичности изображений.
Увидеть бронзовую вазу и другие работы Ф. Звездина вы можете в Историко-краеведческом музее (пр. Ленина, 1).
Юлия Коновалова, научный сотрудник музея-заповедника
Согласно контракту, заключенному между Н.Н. Демидовым и мастерской П.-Ф. Томира, крепостному Ф. Звездину предстояло научиться основным приёмам литья и формовки.
По возвращению на Урал при Выйском медеплавильном заводе Ф. Звездиным была организована бронзолитейная мастерская, где он работал над техническими отливками для заводов и рудников, а также выполнял задания по художественному и декоративному литью из чугуна и бронзы.
Мастерская выполняла частные заказы и заказы Главной конторы Нижнетагильских заводов.
В 1839 году для всероссийской выставки мануфактурных изделий Главная контора Нижнетагильских заводов издала «ордер», в котором Ф. Звездину предписывалось «немедленно заняться отливкой разного рода бронзовых и чугунных вещей… и стараться обработать их наилучшим образом».
Среди представленных на выставку «вещей» была и «ваза на манер алебастровой». Этот «ордер» неоднократно изменялся, и в одном из его вариантов «ваза на манер алебастровой» перекочевала в разряд «бронзовых».
В Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» сохранились как алебастровая ваза, так и её копия - бронзовый кубок.
Бронзовая копия превзошла оригинал: довольно высокий кубок не кажется тяжелым, а наоборот, его устремленность вверх подчеркивает легкость. На вазе мы видим античные мотивы: листья аканта, благородный лавр, виноградную лозу. На центральной части тулова кубка рельефное изображение из бронзы: амур, играющий на лире и сидящий на спине льва. При низкой рельефности рисунка Ф. Звездину удалось достичь высокого звучания цвета и тем самым подчеркнуть объём. Обращение к античным мотивам были не случайны в творчестве Ф. Звездина. Используя классические сюжеты и мотивы, автор совершенствовал свое мастерство и добивался максимальной реалистичности изображений.
Увидеть бронзовую вазу и другие работы Ф. Звездина вы можете в Историко-краеведческом музее (пр. Ленина, 1).
Юлия Коновалова, научный сотрудник музея-заповедника