Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Тагильский поднос

Каким был тагильский поднос в середине XIX в.? В это время промысел достиг широкого распространения. По данным заводской статистики, из 456 тагильских кустарей 49 имели подносные мастерские. Одной из особенностей тагильских ремесленников было стремление к созданию станковых произведений. Многие мастера, не имея специальной живописной подготовки, обращались к созданию самостоятельных оригинальных картин на железе и холсте, в цветочной росписи также пользовались оригинальными решениями.


 В нашей рубрике «Все по 5» мы покажем вам некоторые подносы 2 пол. XIX в. из фондов музея-заповедника:



Беззаботное детство
Мастерская: И.И. Кайгородова Н. Тагил. к.XIX – нач. XX вв.
Металл, масло, лак.
Ручная ковка, просечка, трафаретная роспись, деколь.
Поднос рокайльной формы, с просечными ручками. В центре изделия расположена деколь «Беззаботное детство». По сторонам рамки изображен орнамент в виде завитушек, по углам также созвучный ему узор. У основания борта и по его краю проходят тонкие красные линии, повторяющая все изгибы формы.
В музей поднос поступил после 1902 г.


1_4.jpg






 
Автор и мастерская неизвестны.
к. XIX – нач. XX вв.
Металл, масло, лак.
Ковка, трафаретная роспись.
Форма прямоугольная, с фигурными краями, с прорубленными ручками в бортах. Трафаретная роспись сделана под серебро. В центре подноса - букет с двумя крупными цветками роз с крупными листьями в обрамлении веточек с мелкими цветами. На обороте изображена шахматная доска.
В музей поступил в 1989 г.


2_4.jpg







Автор и мастерская неизвестны.
2 пол. XIX
Металл, масло, лак.
Ручная ковка, просечка, деколь, роспись
Поднос рокайльной формы, с двумя просечными ручками. В центре –деколь с изображением гондолы с гондольером и двумя молодыми торговками овощами, на заднем плане – город за рекой. По углам расположена роспись в виде трех цветов с пятью лепестками в каждом из углов.
В музей поступил в 1926 г.



3_2.jpg






Автор: Бородин Д.Л.
2 пол. XIX
Металл, масло, лак.
Ручная ковка, просечка, роспись.
Поднос рокайльной формы, с просечными ручками. В центре в виде тонкой золотистой полоски расположена многоцветная жанровая сцена – группа людей в саду у фонтана.
Вдоль сторон рамки идет растительный орнамент в виде стеблей, листьев и ягод. Над прорезями ручек расположен орнамент в виде золотистой веточки. Самый край борта украшен золотистой линией.
В музей поступил в 1926 г.



4.jpg






Мастерская: С.П. Голованова в Нижнем Тагиле
Кон. XIX – нач. XX вв.
Металл, масло, лак.
Ручная ковка, просечка, роспись.
Поднос рокайльной формы с просечными ручками. На красном фоне цветочная многоцветная роспись – букет стилизованных цветов: два крупных розана, мелкие цветы, бутоны, листья, травинки с голубой и белой обводкой. Борт украшен желтыми выгнутыми штрихами.
Поступил в музей в 1994 г.



5.jpg







Подробнее познакомиться с коллекцией подносов музея-заповедника можно на сайте: http://www.тагильский-поднос.рф/
А больше узнать о ремесел вы сможете в Музее истории подносного промысла «Дом Худояровых» (ул.Тагильская, 24)