Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

У ИСТОКОВ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Среди многочисленных объектов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» музеи этнографического комплекса занимают особое место. Это музей истории подносного промысла и музей быта и ремесел горнозаводского населения, расположенные на одной из старейших улиц Тагила – Тагильской. Это, можно сказать, островки дореволюционного быта, место, куда можно прийти, чтобы узнать, как жили и чем занимались тагильчане 150 лет тому назад, познакомиться с народными традициями и праздниками.



У истоков создания этнографического комплекса стояла Тамара Николаевна Петрухина (1938-1997). Родилась она в городе Тюмень, в 1965 году окончила художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института, позже в 1982 году окончила исторический факультет этого же института. В Нижнетагильском краеведческом музее работала с 1968 по 1977 годы в разных должностях (в том числе гл. хранитель) и с 1981–по 1993 годы – зав отделом этнографии. Тамара Николаевна внесла огромный вклад в создание этнографического комплекса: разработала первый вариант его концепции, тематическую структуру музея истории подносного промысла, провела большую работу в архивах страны по выявлению документов об истории застройки Нижнего Тагила в XVIII- XIX вв. В период своей работы Т.Н. Петрухина практически ежегодно организовывала этнографические экспедиции, благодаря чему в музее был собран интереснейший материал и большое количество экспонатов. Награждена знаком Министерства культуры РСФСР «За отличную работу».



Мне в свое время посчастливилось работать с этим удивительным человеком, истинным фанатом этнографии. В начале 1970-х она была главным хранителем краеведческого музея, а я пришла в музей в сер. 1970-х годов именно в отдел фондов.



Она старалась привить нам интерес к родному краю, его истории, этнографии. Надо сказать, что тогда очень не хватало специальной литературы, поэтому общение со опытным музейщиком и исследователем было очень ценно для нас – молодых сотрудников.



В то время музейные сотрудники ежегодно отправлялись в разные районы города и пригорода. В первую очередь в черте города обследовались улицы, где планировались дома на снос, т.к. шло большое строительство многоквартирных домов. Сейчас, читая ее полевые экспедиционные дневники, поражаюсь тщательной подготовке к экспедициям.



С 1973-его по 1989-й Тамара Николаевна провела и возглавила девять экспедиций, благодаря которым было собрано сотни экспонатов. Усть-Утка, Висимо-Уткинск, Большие Галашки, Черноисточинск, Анатольская, Сулем, Харенки, Ёква, Багкарка, Бызово, Новая Ляля, Сартаково, Южакова, Кайгородска, Мурзинка, Балакино, Большая и Малая Лая… Всех поселков и деревень, где побывали экспедиции не перечислишь! И это не считая старых улиц Тагила!



Все экспедиции 1980-х годов имели четкое направление на сбор материалов и информации для создания музеев нового этнографического комплекса.



Свои изыскания в эти годы Тамара Николаевна начала с обследования старых районов Нижнего Тагила (экспедиция 1981 года): Выи – улицы Тагильская, Кирова, Рудянская; район Гальянки – улицы Ударная, Коммуны, Соревнований, Б.Гальянская, М.Гальянская, Совхозная. Цель экспедиции была конкретная – найти типичные постройки 1 пол. - середины XIX века для будущего архитектурно-этнографического комплекса. В результате экспедиции она в отчете указывает, что «представляется возможным дом и остатки двора, находящиеся на ул. Соревнований, 12, перевезти на территорию архитектурно этнографического комплекса и восстановить утраченный крытый двор и подсарайную избу. Разобрать и перевезти колодец с постройкой с улицы Б.Гальянской на территорию архитектурно- этнографического комплекса». Тамара Николаевна сама измеряла и зарисовывала строения. Эти объекты впоследствии планировалось разместить на улице Тагильской в рамках этнографического комплекса. Они вошли в научную концепцию и проект этнографического комплекса, но, к сожалению, по ряду причин так и остались в планах.


В 1983 году экспедиция под руководством Тамары Николаевны отправилась в сторону Висима: Черноисточинск, Висимо–Уткинск - эти поселки были наиболее изучены историками и этнографами, так как в них уже бывали музейные экспедиции в 1950-е годы. Экспедиция 1983 года поставила главной задачей изучение домашних промыслов, которые в том районе еще сохранились. Также участников экспедиции интересовали занятия, не связанные с заводом: земледелие, животноводство, охота, рыболовство и обычаи, связанные с ними. Во время экспедиции проходила фотофиксация и зарисовки, сбор предметов, относящихся к промыслам: инструменты, заготовки, изделия и пр.



В отчете Тамара Николаевна описывает занятия земледелием в этих селениях. Отмечено, что количество земли зависело от членов семьи мужского пола: на каждого наделялось по одной десятине, на женщин земля не давалась. В полевых дневниках фиксировалась вся информация от местных жителей.



Развиты были добывающие промыслы: рыболовство, охота, т. к. исследуемые селения находились на р. Чусовой или ее притоках. В дневниках подробно с зарисовками описываются способы ловли рыбы, используемые при этом приспособления.


Особо ценны сведения об обработке волокнистых культур, ткачестве, покраске тканей. Для крашения применяли ольховую, «листвяную», березовую кору. В селениях были развиты ремесла по обработке дерева. Интересно, что в 1983 году в Черноисточинске продолжали делать кадки. Работало два бондаря, лучший из них Прокопий Игнатьевич Новожилов, приехал из с. Горбуново, которое славилось до революции своими бондарями. Житель п. Черноисточинска Н.С. Зуев подробно описал процесс изготовления граблей, коромысел, санок. Его рассказ был тщательно зафиксирован сотрудниками. В этом районе было развито плетение корзин и бельевых решёт, процесс их изготовления записали со слов З.П. Пригариной, жительницы п. Черноисточинск, где их плели из прутьев вересовника, молодой березы, а в д.Сулем их плели из черемуховых ветвей, осины.



Две экспедиции 1984 и 1985 годах были в селения бывшей Башкарской волости (Башкарка, Новопаньшино, Бызово, Сартаково, Сарапулка, Южаково). Селения этого районов располагаются в бассейне реки Нейвы, эти районы первоначально осваивались c XVII века как земледельческие.



Фиксировались подробные сведения об одежде с зарисовками рубах, сарафанов с указанием, что и как носили. Например, есть интересная запись, что крученые пояса носила только молодежь, а пожилые, замужние и женатые носили тканые «на карточках» пояса. Было собрано много сведений по истории обследуемых селений, даются легенды о возникновении их названий, бытующие у жителей.



В экспедиции 1984 года в д. Сартаково описан дом А.В. Авдюковой (1908 г.р.), построенный ее отцом в начале XX века: «В избе глинобитная печь, голбец, палати, неподвижные лавки, киот. Кухня отгорожена досчатой перегородкой. Первоначально она отгораживала только полку кухни. Немалый интерес представляет роспись в виде стилизованных мальв и листьев, нанесенной на верхнюю часть перегородки, голбец и несущий брус палатей. Ближе к печной трубе между потолком и несущим брусом палатей в распор поставлено своеобразное веретено с отверстием в утолщенной части. Через это отверстие протягивался очеп для зыбки. Голбец короткий, не пригодный для отдыха. В образовавшемся промежутке между задней стеной избы подвешен однорожковый чугунный рукомойник. В переднем углу висит киот для икон – очень характерная черта для селений этого края. Вдоль передней и боковой стен стоят неподвижные лавки. В углу (красном) – стол; в углу у входа параллельно русской печи – кровать». Тамара Николаевна, основываясь на сравнении местной росписи с росписью Алапаевского района, собранной в с. Нижняя Синячиха, делает вывод, что она выполнена в манере бродячих вятских художников Мальцевых.



Экспедиция 1986 г. обследовала селения Большая и Малая Лая, Балакино. Это наименее изученный район, несмотря на свою близость к городу. В село Большая Лая Тамара Николаевна ездила с экспедицией еще в 1988 году.



Два лайских завода в XVIII веке создавались как передельные для Нижнетагильского железоделательного и чугунолитейного завода. Жители д. Балакино занимались так называемыми подзаводскими (то есть вспомогательными) работами. После закрытия Лайских заводов в начале XX в. жители Большой и Малой Лаи также переключились на подзаводские работы: заготовку и перевозку дров и древесного угля. Из дневниковых записей видно, что в Б. Лае и Балакино выжег угля производился по-разному. В Большой Лае он проводился в томильных печах, а в Балакино - в кученках. Причем Тамара Николаевна в своем отчете обращает внимание, что «способ выжигания угля в кучах отличается от способа, распространенного в Больших и Малых Галашках близ Висима и Висимо-Уткинска – укладка чурбаков делалась в виде трубы».



В XIX - нач. XX веков в исследуемых селениях были развиты многочисленные ремесла: кузнечное, смолокурение, кирпичеделание, санное, пимокатное, гончарство, бурачное.



Как отмечается в отчете, к 1980-м годам многие ремесла исчезли со смертью последних мастеров, владевших их секретами. И в 1980-е годы продолжали заниматься только бондарным промыслом и плетением из лозы. Экспедиция привезла заготовки для корзины: обруч черемуховый, еловый расщепленный корень, корень для заплетания обручей, корень для середыша решетки, черемуховый прут для обручей, образец расщепления елового корня.



Материалы экспедиций Тамары Николаевны учат, как нужно подготовить полевые дневники для работы другим исследователям: на полях она отмечала темы, о которых говорилось в тексте. Это обозначение было коротко, буквально одно слово, но исследователю можно было не тратить время на чтение всего текста, тем более что дневники писали от руки (планшетов тогда не было!) Сейчас экспедиционные записи сами по себе являются ценным источником информации.



Кроме экспедиционной работы и, в первую очередь, на основе ее, Тамара Николаевна за годы работы в музее проводила большую экспозиционную и просветительскую работу. Вместе с научным сотрудником О.Н. Силоновой создавала первую экспозицию музея истории подносного промысла, который открылся в 1991 г. Под ее руководством и непосредственном участии была написана концепция историко-этнографического комплекса и тематико-экспозиционный план музея быта и ремесел. Она участвовала в работе конференций с докладами, писала статьи в газеты и журналы. Тамара Николаевна рано ушла из жизни. Но, несмотря на это, она внесла огромный вклад в развитие Нижнетагильского музея-заповедника, в воспитание молодых музейных сотрудников, которые потом смогли продолжить её дело, вспоминая о ней с благодарностью. И сейчас в музее хранятся научные изыскания Тамары Николаевны, её экспедиционные записи. А в коллекциях и экспозициях музея-заповедника - предметы, которые были собраны ею, являющиеся ценнейшим кладезем для исследователей этнографов и историков.



Татьяна Коваль, зав. этнографическим комплексом музея-заповедника.


Тамара Николаевна Петрухина.JPG

Тамара Николаевна Петрухина