Звуки продолжительных оваций…
Звуки продолжительных оваций…
К 85-летию сталинской конституции «победившего социализма»
5 марта 1953 года, 68 лет назад, ушел из жизни И.В. Сталин – одна из самых неоднозначных фигур советской истории. Сегодня мы познакомим вас с экспонатами, касающимися вождя народов.
5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный Всесоюзный Съезд Советов принял Конституцию, вошедшую в историю как «Сталинская».
Новая Конституция была призвана отразить важный этап в истории советского государства – построение социализма в СССР.
Безусловно, принципы, провозглашённые в ней, вступали в явный диссонанс с реалиями жизни советского человека того времени. Однако Конституции 1936 г. уготовано было самоё длительное время существования – до 1977 г. Номинальный демократизм нового основного закона страны советов был необходимым условием для создания либерального имиджа СССР, способного выигрышно представить страну на международной арене (особенно учитывая всё большую консолидацию фашистских диктатур в ряде стран Европы).

В коллекции «Фономатериалы» Нижнетагильского музея-заповедника хранятся два комплекта грампластинок с записями доклада И.В. Сталина «О проекте Конституции Союза ССР» на Чрезвычайном VIII Всесоюзном Съезде Советов 25 ноября 1936 г.
В конце 1933 г. грамофонно-пластиночное производство в СССР было передано Грампласттресту Наркомата Тяжелой промышленности, в ведении которого находилась фабрика грампластинок, именовавшаяся в 1936-1938 гг. «Московским заводом памяти 1905 г.».
В 1934 г. началось строительство ещё одного завода грампластинок – в посёлке Глухово (в 68 км. от Москвы, возле г. Ногинск). Новое предприятие, более мощное и оснащённое новейшим оборудованием, получило название Ногинский завод. Пластинки из коллекции музея-заповедника произведены на двух этих предприятиях.
Несмотря на то, что они были произведены на разных заводах, в них есть схожие черты. Оба комплекта грампластинок были упакованы в альбомы на заклёпках. Пластинки производства «Московского завода памяти 1905 г.» – в сером альбоме, второй комплект – в красном. На верхней обложке альбомов имеется барельефное изображение И.В. Сталина в профиль и название комплекса пластинок. Интересно, что внутри в альбомах есть специальные завязки, чтобы предотвратить выпадение пластинок из ячейки, что было равносильно их гибели. В тот период пластинки делали из шеллака, который представлял собой застывшую смолу органического происхождения - это особая жидкость, выделяемая лаковым червецом – насекомым, живущим в некоторых районах Индии – для защиты своих коконов от многочисленных врагов. Шеллак был достаточно дорогостоящим импортным продуктом. Со временем он утратил своё значение как материал для изготовления пластинок из-за появления новых синтетических материалов. Граммофонную пластинку из шеллака не спутаешь с виниловой – она тяжелая, толстая и очень хрупкая. Каждая пластинка хранится в подшитом к альбому картонном конверте.

Полный комплект включает в себя 21 пластинку, однако в коллекции музея представлено только 16 пластинок производства Ногинского завода и 19 – «Московского завода памяти 1905 г.»
Каждая грампластинка – это кладезь символов и шифров, способных дать информацию о месте и времени производства. Все пластинки, производимые как Грампласттрестом, так и его предшественниками – Музтрестом и Культпромобъединением – пронумерованы. Грампласттрест начал свою сквозную нумерацию матриц (т.н. общесоюзную нумерацию), которая продолжилась (с небольшим перерывом во время Великой Отечественной Войны) вплоть до завершения производства грампластинок в СССР - практически вплоть до середины 1990-х годов. Каждая сторона пластинки имела свой порядковый номер, в большинстве случаев соответствующий матричному.

Речь докладчиков довольно часто прерывается овациями и аплодисментами. Ставшее уже притчей во языцех выражение «бурные и продолжительные аплодисменты» – далеко не просто красивая «фигура речи», призванная подчеркнуть значимость слов выступающего, а реальная практика публичных выступлений того времени.
Так первую сторону первой пластинки полностью занимают аплодисменты зала, как истинное подтверждение всеобщего одобрения! Вы только представьте себе, как в трудовом коллективе ставят на патефон пластинку и три минуты слушают чисто овации! И вторую сторону последней пластинки – послеречевые овации и исполнение Интернационала участниками Съезда, который в то время играл роль гимна СССР.
Традиция исполнения Интернационала при открытии и закрытии съездов была заложена на III Съезде Советов. Единодушие, с которым участники VIII Чрезвычайного Всесоюзного Съезда Советов исполняют Интернационал, как нельзя лучше демонстрирует одну из главных черт советского человека – коллективизм, в котором нет места личному, индивидуальному, уникальному и неповторимому.
Сталин Иосиф Виссарионович - о проекте конституции 25.11.1936 г.
Елена Александровна Казакова, специалист по учёту музейных предметов, коллекция «Кинофотофономатериалы»
К 85-летию сталинской конституции «победившего социализма»
5 марта 1953 года, 68 лет назад, ушел из жизни И.В. Сталин – одна из самых неоднозначных фигур советской истории. Сегодня мы познакомим вас с экспонатами, касающимися вождя народов.
5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный Всесоюзный Съезд Советов принял Конституцию, вошедшую в историю как «Сталинская».
Новая Конституция была призвана отразить важный этап в истории советского государства – построение социализма в СССР.
Безусловно, принципы, провозглашённые в ней, вступали в явный диссонанс с реалиями жизни советского человека того времени. Однако Конституции 1936 г. уготовано было самоё длительное время существования – до 1977 г. Номинальный демократизм нового основного закона страны советов был необходимым условием для создания либерального имиджа СССР, способного выигрышно представить страну на международной арене (особенно учитывая всё большую консолидацию фашистских диктатур в ряде стран Европы).

В коллекции «Фономатериалы» Нижнетагильского музея-заповедника хранятся два комплекта грампластинок с записями доклада И.В. Сталина «О проекте Конституции Союза ССР» на Чрезвычайном VIII Всесоюзном Съезде Советов 25 ноября 1936 г.
В конце 1933 г. грамофонно-пластиночное производство в СССР было передано Грампласттресту Наркомата Тяжелой промышленности, в ведении которого находилась фабрика грампластинок, именовавшаяся в 1936-1938 гг. «Московским заводом памяти 1905 г.».
В 1934 г. началось строительство ещё одного завода грампластинок – в посёлке Глухово (в 68 км. от Москвы, возле г. Ногинск). Новое предприятие, более мощное и оснащённое новейшим оборудованием, получило название Ногинский завод. Пластинки из коллекции музея-заповедника произведены на двух этих предприятиях.
Несмотря на то, что они были произведены на разных заводах, в них есть схожие черты. Оба комплекта грампластинок были упакованы в альбомы на заклёпках. Пластинки производства «Московского завода памяти 1905 г.» – в сером альбоме, второй комплект – в красном. На верхней обложке альбомов имеется барельефное изображение И.В. Сталина в профиль и название комплекса пластинок. Интересно, что внутри в альбомах есть специальные завязки, чтобы предотвратить выпадение пластинок из ячейки, что было равносильно их гибели. В тот период пластинки делали из шеллака, который представлял собой застывшую смолу органического происхождения - это особая жидкость, выделяемая лаковым червецом – насекомым, живущим в некоторых районах Индии – для защиты своих коконов от многочисленных врагов. Шеллак был достаточно дорогостоящим импортным продуктом. Со временем он утратил своё значение как материал для изготовления пластинок из-за появления новых синтетических материалов. Граммофонную пластинку из шеллака не спутаешь с виниловой – она тяжелая, толстая и очень хрупкая. Каждая пластинка хранится в подшитом к альбому картонном конверте.

Полный комплект включает в себя 21 пластинку, однако в коллекции музея представлено только 16 пластинок производства Ногинского завода и 19 – «Московского завода памяти 1905 г.»
Каждая грампластинка – это кладезь символов и шифров, способных дать информацию о месте и времени производства. Все пластинки, производимые как Грампласттрестом, так и его предшественниками – Музтрестом и Культпромобъединением – пронумерованы. Грампласттрест начал свою сквозную нумерацию матриц (т.н. общесоюзную нумерацию), которая продолжилась (с небольшим перерывом во время Великой Отечественной Войны) вплоть до завершения производства грампластинок в СССР - практически вплоть до середины 1990-х годов. Каждая сторона пластинки имела свой порядковый номер, в большинстве случаев соответствующий матричному.

Речь докладчиков довольно часто прерывается овациями и аплодисментами. Ставшее уже притчей во языцех выражение «бурные и продолжительные аплодисменты» – далеко не просто красивая «фигура речи», призванная подчеркнуть значимость слов выступающего, а реальная практика публичных выступлений того времени.
Так первую сторону первой пластинки полностью занимают аплодисменты зала, как истинное подтверждение всеобщего одобрения! Вы только представьте себе, как в трудовом коллективе ставят на патефон пластинку и три минуты слушают чисто овации! И вторую сторону последней пластинки – послеречевые овации и исполнение Интернационала участниками Съезда, который в то время играл роль гимна СССР.
Традиция исполнения Интернационала при открытии и закрытии съездов была заложена на III Съезде Советов. Единодушие, с которым участники VIII Чрезвычайного Всесоюзного Съезда Советов исполняют Интернационал, как нельзя лучше демонстрирует одну из главных черт советского человека – коллективизм, в котором нет места личному, индивидуальному, уникальному и неповторимому.
Сталин Иосиф Виссарионович - о проекте конституции 25.11.1936 г.
Елена Александровна Казакова, специалист по учёту музейных предметов, коллекция «Кинофотофономатериалы»