«Все по пять»
Каждый из нас обладает определенным набором знаний, благодаря которому считает себя образованным человеком. Но при этом всегда найдется факт, узнав о котором, мы скажем «Ну надо же, а я и не знал!». Вот такие факты мы и хотим найти!
Мы будем делиться с вами наиболее интересной информацией об исторических событиях, личностях, датах, местах и т.д.
Предлагайте и свои темы, а мы попытаемся их раскрыть.
Стартуем, конечно, с наших объектов вы ведь помните, что в составе музея-заповедника 12 музеев?
Начнем с Историко-краеведческого – того самого музея у паровозика. Через несколько недель он закроется на двухгодичную реконструкцию, сейчас последний шанс увидеть его до изменений.
Что же еще интересного таит в себе Историко-краеведческий музей?
1. Экспонаты, которые только у нас!
- Идолы Горбуновского торфяника. Об этих артефактах 3-го тыс. до н.э. написано во всех учебниках истории. Только представьте – эти деревянные фигурки хранят воспоминания пятитысячной давности!
- Медный стол 1715 года весом в полтонны - большой подарок, который задумывался Демидовым как привет с Урала первому российскому императору Петру I, но, видимо, не добрался до Санкт-Петербурга и теперь украшает наш музей!
- Рудная горка 1728 года – немецкая безделица с глубоким державным подтекстом.
Кроме этого, многое и многое другое.
2. А что тут было раньше?
Именно в этом здании – лабораторном флигеле главного заводского управления Демидовскими заводами - размещался «музеум искусств», основанный в 1841 году по распоряжению Павла Николаевича Демидова.
3. Музеум+.
В состав музеума входили библиотека, собрание планов и чертежей, лаборатория и коллекции: металлургическая, минералогическая, геологическая, растений и животных, и даже обсерватория и архив!
4. Не только производство! Демидовы заботились не только о заводах, но и комплектовании своего музея! В конце XIXвека правление тагильских заводов предписало заводским конторам «немедленно по получении поставлять в музей замечательные образцы окончательных и черновых произведений металлургических продуктов, вновь открытых руд, огнеупорных материалов». Уже тогда формировалось горнозаводская специфика развития музея!
5. Не первый, но второй! Что вы знаете о паровозике у входа в историко-краеведческий музей, который давно стал местом встреч? На нем табличка с надписью «Первый паровоз в России, созданный механиками Е.А.и М.Е.Черепановыми в 1834 году…».
Однако, внимательный человек заметит существенные отличия от паровоза у историко-технического музея (Дом Черепановых) на Вые: паровозная труба без «короны», все четыре колеса одного размера, другая форма решетки ограждения… Дело в том, что, несмотря на текст на табличке, перед нами макет второго паровоза Черепановых 1835 года постройки! Почему же так произошло?
Данный макет был установлен на пьедестал перед краеведческим музеем в 1984 году - в год 150-летия первого паровоза, и был изготовлен по чертежу-реконструкции петербургского инженера Р.Р. Тонкова, опубликованному в 1902 году в «Горном журнале».
Его масштаб 1:1. В свою очередь, инженер Р.Р. Тонков использовал для создания своего чертежа модель «черепановского паровоза», хранящуюся в экспозиции Центрального музея железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге. Эту модель в масштабе 1:2 сделал в 1839 году сам Мирон Черепанов специально для промышленной выставки, которая проходила в том же году в Российской столице. Почему же на пьедестале написано, что это первый паровоз?