Виртуальный проект
Музейные экспонаты – это, как правило, вещи уникальные, которые многое могут «рассказать». Но есть среди них особые «говорящие» предметы - это книги. Они содержат не только то, что в них написал автор, они могут многое рассказать о самом хозяине. По домашней библиотеке можно определить социальный и гражданский статус человека, увидеть его увлечения, даже определить характер. Интересно посмотреть чужую библиотеку, но вдвойне интересно заглянуть в книгохранилище литератора. Здесь книги начинают «говорить» иначе. Знакомство с «кругом чтения» любого писателя позволяет увидеть, к каким художественным приёмам прибегал автор, что повлияло на его творчество.
Библиотека тагильского писателя А. П. Бондина (1882-1939) не такая масштабная, как например, у классиков – В. Ф. Одоевского, И. С. Тургенева или А. С. Пушкина, чьи собрания насчитывали тысячи изданий, но, тем не менее, это более четырёхсот книг и журналов разнообразной тематики. Много это или мало? С сегодняшней точки зрения, когда книжные магазины поражают своим обилием, наверное, мало. Но если вспомнить время, на которое пришлось творчество писателя, его биографию – то понимаешь, что в этой библиотеке каждая книга была чрезвычайно ценна для своего хозяина.
Судите сами, он был простым рабочим из глубокой российской провинции. Родился в 1882 году в семье плотинного мастера. В 7 лет остался круглым сиротой, воспитывался в приюте, у старших братьев и сестры. Будучи подростком, вынужден был пойти работать на Демидовский завод. Жизнь А. П. Бондина была полна скитаний и лишений, но тяга к чтению, к самообразованию была всегда, он старался найти возможность приобрести книги, пусть и дешёвые, подержанные.
Страсть к чтению у будущего писателя проявилась ещё в детстве. Вообще, в семье Бондиных все были грамотными, умели читать и писать: «…В длинные зимние вечера отец заставлял старших братьев читать книжки вслух. И когда им попадалась интересная книга, они засиживались до полуночи…». И это несмотря на то, что трудовой день рабочего на заводе в конце XIX века длился 12 часов, а ещё существовали обязанности по ведению домашнего хозяйства! Настоящая любовь к книге у Алексея Бондина возникла в приюте: «…С замиранием сердца я раскрыл книгу и прочитал про себя: «География»… Сдерживая дыхание, я стал бережно перелистывать книгу. Я никогда не испытывал такого волнения при виде книжки, как сейчас. Передо мной раскрылись горы, люди, звери, реки…». С этого момента он «проглатывал» всё, что попадало под руку. Чтение было беспорядочным и бессистемным. Но после знакомства с творчеством А. М. Горького, отношение к читаемому у Бондина изменилось. Он понял, что не всё чтиво полезно, не всё можно и нужно читать. Первая личная библиотека Алексея Петровича, к сожалению, не сохранилась, она была утрачена вместе с рукописью первой пьесы писателя «Беззаконница». К формированию второй он подошёл более серьёзно и обдуманно. Здесь можно встретить произведения представителей русской литературы: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко, А. В. Кольцова, А. А. Бестужева-Марлинского, В. И. Немировича-Данченко, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Решетникова, А. П. Чехова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, безусловно, М. Горького и других. Представителей зарубежной литературы: Ч. Диккенс, П.-Ж. Беранже, Ф. Меринга, А. Вальдеса, В. Гюго, Э. Бульвира-Литтона, Г. Флобера, И. Гёте и других. Алексей Петрович живо интересовался и биографиями классиков: Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и других. Присутствуют в библиотеке журналы и энциклопедии: «Неделя», «Вестник Европы», «Вселенная и человечество» (Чудеса природы и произведений человека), Малый энциклопедический словарь, «Наша Родина», Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона и другие. Бондин был в курсе политических действий в стране, в библиотеке находим полное собрание сочинений В. И. Ленина, И. В. Сталина, политические словари, Историю ВКПБ, книги К. Маркса, Г. В. Плеханова и других.
Интересно отметить, что с появлением в жизни Алексея Петровича приёмной дочери Вари библиотека пополнилась книгами для детей. А сам писатель в это время обращается в своём творчестве к теме детства. Ещё один любопытный факт – он подарил Варе «Книжку для автора» (об изготовлении рукописи) Л. Гессена. По-видимому, у девочки тоже были творческие способности.
Всю свою жизнь А. П. Бондин стремился к знаниям, но это был не просто праздный интерес, у него была цель – стать грамотным человеком, каким и должен быть любой литератор. Он черпал знания из учебников по истории, географии, биологии, языкознанию, критической литературы и других. Обладал техническим складом ума, был изобретателем. Но одного таланта мало, Алексей Петрович это понимал, компенсировал пробелы в знаниях техническими справочниками и учебниками. От природы наделённый абсолютным музыкальным слухом, недостаток музыкального образования он восполнял литературой на эту тему. Как настоящий уральский самородок, А. П. Бондин был многогранен, талантлив во всём. Он был весьма интересным собеседником, не было темы, на которую он не смог бы беседовать это подтверждали его современники, как коллеги по перу, так и простые рабочие.
Временной интервал второй библиотеки писателя – это в основном 1920 – 30-е годы, но есть и дореволюционные издания. Интересно, что многие книги содержат самодельные закладки и пометы на полях (маргиналии), некоторые зачитаны до крайней степени. По-видимому, писатель не раз обращался к источникам знаний.
Подводя итоги, можно сказать, что личная библиотека писателя-рабочего А. П. Бондина уникальна и представляет большой интерес для историков, краеведов, литераторов, библиофилов. Алексей Петрович скончался в 1939 году, но его книги до сих пор могут многое «рассказать» о своём хозяине.
Н. В. Малятина,
зав. Мемориально-литературным музеем А. П. Бондина.