Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Виртуальный проект

Образец высочайшего мастерства тагильского бронзёра

В экспозиции Историко-технического музея «Дом Черепановых» представлен экспонат, который является не только техническим, но и художественным шедевром.


Бронзовая скульптура «Девочка в молитвенной позе» 1 пол. XIX века является образцом высочайшего мастерства тагильского бронзолитейщика, или как тогда говорили «бронзёра», Федора Филипповича Звездина (1805-после 1860). Среди его работ имеются, как изящные образцы бронзового литья, так и грубые колесопроводы (рельсы) чугунной дороги для первого паровоза Черепановых.



Федор Звездин был крепостным Демидовых, окончил Выйское заводское училище. В числе лучших учеников он был отправлен за границу – во Флоренцию, потом Францию, где учился у известного бронзолитейщика Пьера-Филиппа Томира. Существует предположение, что Федор Звездин мог проходить стажировку на Берлинском заводе. В начале XIX века Берлин был центром статуарной и станковой скульптуры. Поэтому работа Федора Звездина «Девочка в молитвенной позе» вполне могла стать результатом его обучения в Берлине. Научный сотрудник музея Александр Смирнов предполагал, что Ф. Звездин мог стажироваться в искусстве стандартного литья у Августа Фишера (1805-1866), известного берлинского скульптора. Возможно, что скульптура выполнена по модели знаменитого немецкого скульптора периода классицизма Христиана Даниэля Рауха (1777-1857 гг.).

Но на сегодняшний день эти предположения еще не получили подтверждения.


Если внимательно посмотреть на скульптуру «Девочка в молитвенной позе», то поражаешься мастерством и техникой исполнения. Хотя произведение состоит из нескольких частей, перед нами оно предстает как единое целое. В своем творении мастер достиг совершенства: толщина бронзового литья всего 2-2,5 мм! С любовью художник прочеканил все, казалось бы, мелкие детали: каждый волосок в прическе, каждый виток на плетеном поясе на талии девочки. При этом Федор Звездин, как настоящий мастер, внес свои, новые элементы в скульптурную композицию. Он добавил пенек, на который опирается девочка, а основу композиции представил в виде взрыхленной земли. И перед нами предстает уже не копия работы Х.Д. Рауха, а образ русской девочки, смиренно обращающейся к Богу.

Юлия Коновалова,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника