Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Виртуальный проект

В народе зовётся «канавой»

Ставцев Е.М. В народе зовётся «канавой». К 165–летию создания Ушковского канала.



Еженедельная общественно-политическая газета «Тагильский вариант» № 26 от 25.07.2013 года  

  «Тагильским морем» называют тагильчане Черноисточинский пруд, «Тагильской Швейцарией» именуют окрестности посёлка Черноисточинск. Места, поистине, курортные, живописные, благодатные для отдыхающих разных категорий и запросов: для охотников, рыбаков, туристов, любителей пляжного и яхтенного отдыха.


Любовь к этим живописным местам и Черноисточинску через всю жизнь пронёс замечательный русский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк. В одном из своих очерков он писал: «Все горные заводы походят один на другой, как две капли воды: заводской пруд, фабрика, контора, господский дом, базар, дровяная площадь, а там ряд улиц с обывательскими строениями. Черноисточинский завод отличается от других своим великолепным прудом-озером, вытянувшимся к подножию синевших в глубине Белых гор на двенадцать вёрст (…) Черноисточинский завод расположен на истоке большого Чёрного озера и благодаря массе воды, он оказался гораздо красивее нашего Висима».


Эти строки были написаны классиком в 1890 году, и нам кажется, что таким Черноисточинск со своим прудом-озером был всегда. Оказывается, что не всегда. Свои современные очертания Черноисточинский пруд приобрёл сравнительно недавно – всего 165 лет назад.


Что же произошло тогда, в 1848 году, что так изменило ландшафт, о былом виде которого мы теперь можем догадываться?


Вид на Черноисточинский пруд с вершины горы Белой. 2013 г.

Более двухсот лет назад на месте нынешнего «тагильского моря» располагалась естественная горная котловина, заполненная небольшим Чёрным озером, в которое стекало множество ручьёв и мелких горных речушек, и лишь одна река Исток вытекала из озера, становясь притоком Чёрной реки, которая,
в свою очередь, впадала в реку Тагил.


Уральские горные заводы в ту пору работали на энергии воды – вода вращала заводские колёса, приводя
в движение остальные фабричные механизмы. От того и завод зовётся заводом, что за водой находится. Плотина на реке Исток, построенная в 1726 году мастером Леонтием Злобиным, дала жизнь Черноисточинскому заводу, а вместе с ним и посёлку. Так озеро стало заводским прудом. На его водном зеркале появились первые острова, на одном из которых, по легенде, был выстроен дом заводовладельца Акинфия Демидова. Но образовавшийся пруд тогда, всё же не был таким, каким мы его знаем
и любим сейчас.


Что же случилось в 1848 году? Может быть тектонический сдвиг? Землетрясение? Падение метеорита
в озеро? Почему озеро стало не просто большим, а огромным? Природные катаклизмы здесь не причём. Причиной изменения размеров пруда стала деятельность всего лишь одного человека, имя которого Клементий Ушков.

Летом 1848 года, то есть ровно 165 лет назад, крепостной тагильский
мастер-гидротехник
Клементий Константинович Ушков пустил воды реки Чёрной
по специально построенному каналу
в Черноисточинский пруд.
Акватория пруда увеличилась
в несколько раз, придав ему законченные живописные очертания.


Зачем понадобилось Ушкову строить канал?

Дело в том, что в первой трети XIX века горные заводы Демидовых начинают испытывать трудности
в сбыте произведённого железа. В 1827 году Тагильским заводам не удалось сбыть 174 тыс. пудов железа,
а в следующем, 1828 году, нереализованный остаток составлял уже 243,5 тыс. пудов. Европейские рынки заполнялись широким ассортиментом разнообразных сортов металла английских предприятий, вытеснявшим уральское железо, которое не отличалось разнообразием (российская промышленность поставляла в Европу преимущественно полосовое и сортовое железо).


Для расширения ассортимента выпускаемой продукции Демидовы начинают развивать
прокатно-расковочное производство. В первые десятилетия XIX века прокатные цеха строятся на уже действовавших заводах, что потребовало увеличения производственных мощностей, которые в свою очередь напрямую зависели от энергии воды, а вот запасов воды в заводских прудах не хватало для обеспечения движущей силой многократно возросшего производства. Таким образом, на Тагильских заводах, связанных  между собой единым производственным процессом, разразился настоящий энергетический кризис.


Обеспокоенные ситуацией заводовладельцы выписывают из заграницы специалистов, чтобы разрешить энергетическую проблему, путём постройки «деривационного канала», способного наполнить заводские пруды необходимым запасом воды. Французский инженер, профессор Клод-Жозеф Ферри обследовав местность, предполагаемую для сооружения канала, твёрдо заявил: «Сие дело невозможно…».
С того момента никто не брался за решение этой проблемы – «как-никак, иноземный профессор дал своё заключение». Но то, что не смог сделать европейский учёный, решил осуществить простой русский мужик, состоящий в крепостной зависимости от Демидовых.


Впоследствии выясниться, что мужик вовсе на простой. Клементий Ушков, находясь в крепостной зависимости, тем не менее, смог сколотить приличный капитал, занимаясь извозом на заводах. Он брал подряды на перевозку угля, сырья и готовой продукции на демидовских заводах. Кроме того, Ушков был владельцем двух мануфактур, изготовлявших повозки и конскую сбрую, а также имел водяные мельницы на Тагил-реке, которые он самостоятельно построил. Последний факт указывает на то, что Клементий Ушков, кроме того, что был богат и предприимчив от ума, прекрасно разбирался в гидротехнических сооружениях.
А для этого необходимо было знать основные принципы механики, гидрометрии, геодезии и строительное дело, которыми Ушков овладел самостоятельно.


В 1841 году Клементий Ушков выдвигает демидовскому управлению проект о строительстве деривационного канала, который бы позволил круглый год поддерживать необходимый уровень воды в пруду. Мастер брался осуществить проект «своим коштом», то есть, за свой счёт. Единственным условием, которое Ушков ставил перед заводской администрацией – это получение «вольной». При этом он просил свободы от заводов не для себя, а для сыновей своих «… иначе не согласен взяться сие исправить… и за 50 тысяч рублей».

Выгодное для заводов предложение было принято.


Более четырёх лет понадобилось Клементию Ушкову, чтобы построить канал, заставивший течь воды реки Чёрной в Черноисточинский пруд. Главное нужно было найти удобное и пригодное для плотины место
на реке Чёрной; отыскать понижения рельефа, чтобы вода шла под уклон; определить местоположение водных резерватов-прудков для сбора и накопления воды.


Люди говорили про Ушкова, что он с бураком всю канаву выкопал. «Правило да бурак с водой – весь его научный инструмент». Бурак (берестяной туесок), наполненный водой, мастер использовал как уровень – «поставит бурак и приглядит на воду, куда неприменно вода должна идти – повернёт река к пруду или нет».


Клементий Константинович весьма умело использовал естественный рельеф местности, его повышения
и понижения. В понижениях были устроены Верхний и Нижний водосборные прудки; шлюзы
для регулирования пропуска воды; главная плотина на реке Чёрной имела два слива – один для спуска воды в старое русло реки, другой – для воды, которая отводилась по вновь прорытому каналу, соединяющему реку с Черноисточинским прудом. Даже грунт, вынимаемый при рытье канала использовался для возведения дамб, края которых укреплялись глиной и щебнем, а дно канала сделано слегка покатым. Ушков настолько рационально и грамотно подошёл к реализации своего проекта,
что его детище и по сей день вызывает удивление у современных специалистов остроумным решением гидротехнических задач.


Работы по сооружению канала были закончены в 1846 году, но ещё два года понадобилось Ушкову,
чтобы провести его испытания – проверить насколько исправно он будет работать в период весеннего половодья и осенних дождей.



Ушковская канава. Фото 2014 г.

По техническому замыслу и исполнению, по объёму работ ушковская гидротехническая система  представляла собой уникальное сооружение. Общая длина канала составляла 4,5 км, ширина 5 метров, наибольшая глубина  4 метра; было построено 4 пропускных шлюза; возведена плотина длиной 130 метров и высотой 7 метров; насыпаны 2 дамбы; устроены два резервных пруда. Канал служил не только
для пропуска реки Чёрной, но и сам на всём своём протяжении являлся водосборником с прибрежных территорий. Ушковская гидросистема способна была поднять уровень воды в Черноисточинском пруду
на пять метров!


Летом 1848 года Ушковский канал с устроенным запасным прудом и с плотиной на реке Чёрной,
был введён в эксплуатацию. Его осмотрела  высокопоставленная комиссия во главе с приехавшими
на Нижнетагильские заводы господами заводовладельцами – Авророй Карловной Демидовой, её  мужем Андреем Карамзиным и главноуполномоченным заводов А.Н. Кожуховским. Именитая комиссия после осмотра вынесла заключение: «Устройство плотины найдено весьма удовлетворительным, за что Ушкову с семейством объявлена свобода», а через год, 10 июля 1849 года, выдана  и сама отпускная.


Главная цель Клементием Ушковым была достигнута – канал позволил регулировать количество воды
в Черноисточинском и Тагильском прудах и, тем самым, обеспечивать более ритмичную работу заводских механизмов на двух главных заводах Нижнетагильского округа. Кроме того, решение энергетической проблемы путём пуска ушковской гидросистемы, позволило в 1850-е годы построить несколько маленьких «вспомогательных» прокатных заводиков: Авроринский и Антоновский около Черноисточинского завода;
и Анатольевский и Павловский около Нижнетагильского.



Ушковская канава. Фото 2014 г.

Освободившись от крепостной зависимости, Клементий Ушков так умело разворачивает свою предпринимательскую деятельность, что становиться одним из самых богатых людей Нижнего Тагила.
Он приписывается в купеческое сословие, возводит крупяные мельницы, заводит первую на Урале суконную фабрику. Но талант гидротехника и стремление использовать его с пользой для общества,
для родного края, неустанно рождали новые проекты. В 1850-е годы Клементий Константинович предлагает заводской конторе проект по возведению каналов, соединяющих реки Сулём с Шайтанкой,
для регулирования воды в прудах Висимских заводов; а также о переброске воды из  реки Туры в реку Кушву. К сожалению, эти проекты так и остались не реализованными по причине их отклонения заводовладельцами, да и время, отведённое Ушкову, подходило к своему завершению.
В 1859 году Клементия Константиновича не стало.


Однако, свершения К.К.Ушкова до сих пор живут и поражают современников своей масштабностью
и рациональностью исполнения, своей гениальностью и простотой. А ведь действительно, сейчас
в просторечии этот грандиозный гидротехнический комплекс, исправно функционирующий и в наши дни, мы называем предельно просто «КАНАВА» и порой не задумываемся, что за этим словом стоит поистине крупное достижение русской технической мысли XIX века, по значимости едва уступающее черепановским паровозам.



Фото 2014 г.

Остановитесь на мосту, пересекающего Ушковский  канал и посмотрите на водную гладь огромного пруда, зажатого цепью голубых гор, и вы ощутите полной грудью, и сердце ваше учащённо забьётся от чувства переполняющей гордости за великие свершения своих великих предков.  

Список, использованной литературы


  • Деятели науки и техники дореволюционного Тагила / Сост. Клат С.А., Малеева Л.П.. Нижний Тагил, 1984. С. 10-12;

  • Мамин-Сибиряк Д.Н. Из далёкого прошлого/ Собрание сочинений в 12 томах. Т.12, Свердловск, 1951. С.23;

  • Мамин-Сибиряк Д.Н. Платина/ Статьи и очерки. Свердловск, 1947. С.359;

  • Мезенин Н. Ушковский канал/ В кн. «В краю полей и гор». Книга очерков о Пригородном районе. Нижний Тагил, 1999. С.46-48;

  • Нижнетагильский металлургический завод. XVIII-XX вв./ Сост. Комратов Ю.С., Семёнов И.Г., Устьянцев С.В. и др. Екатеринбург, 1996. С.58-60;

  • Нижнетагильский музей-заповедник / Сост. Малеева Л.П., Семёнов И.Г., Грасмик Е.Н. и др. Свердловск, 1988. С.96-98;

  • Предания и легенды Урала. Свердловск, 1991. С.232-233;

  • Рафиков М. Вокруг Лисьей горы. Екатеринбург, 1999. С.73-87;

  • Яровой Ю.Е. Тагильский металл. Свердловск, 1978. С.106-108.