Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Виртуальный проект

Егор Кузнецов

АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЧАСЫ Е.Г. КУЗНЕЦОВА



 Гордеев В.С. – Самые старинные часы Нижнего Тагила. К 240-летию астрономических часов
Егора Кузнецова – 
Еженедельная общественно-политическая газета «Тагильский вариант»
№ 35 от 8 октября 2015.


В этом году исполнилось 240 лет уникальным астрономическим  часам, которые можно увидеть
в экспозиции историко-техническом музее «Дом Черепановых». Эти  часы создал замечательный  тагильский мастер Егор Григорьевич Кузнецов-Жепинский (1725-1805). Его имя вписано в плеяду российских мастеров-самоучек XVIII века, таких как Иван Кулибин, Иван Ползунов, чьи достижения в развитие техники опережали своё время. Астрономические  часы Егора Кузнецова, как и другие его творения, известны далеко за пределами Нижнего Тагила и  Урала, и являются ярчайшим примером безграничного таланта, целеустремлённости и трудолюбия уральских мастеров.


Астрономические музыкальные часы. Железо, бронза, медь, масло, роспись. 1755-1775 гг.

Егор Кузнецов –  выходец из старообрядческой среды, крепостной Выйского медеплавильного завода, 

был поистине универсальным мастером. Целый ряд его оригинальных изобретений, сократив затраты и повысив качество труда, принесли значительные выгоды заводам. К таким изобретениям можно отнести  водоотливную и рудоподъемную машину для шахт Медного рудника, где впервые была применена, ныне широко используемая в землечерпалках и экскаваторах, идея многоковшового погрузчика (1764); воздуходувные  мехи с перепускным клапаном для доменных печей с «особливыми железными коробками», благодаря которым в несколько раз повысилась выплавка чугуна в доменных печах (1764); механические ножницы с водяным приводом для резки металлических листов.

Но основное внимание Егор Кузнецов сосредоточил на прокатном производстве, или как его раньше называли - «плющильном деле». Впервые в России Кузнецов сделал попытку механизировать чрезвычайно трудоемкую операцию по получению листового железа, которое прежде выковывали и разглаживали молотом вручную. Создавая один за другим прокатные станы, замечательный механик все более совершенствовал их конструкцию и усложнял задачи. Вершиной его творчества явился прокатный стан непрерывного действия. Однако водяные двигатели  – основной вид заводской энергетики – из-за малой мощности не позволили внедрить «плющильную машину» в производство. Для этого требовалась более мощная – энергия паровых машин, что стало возможным только в XIX веке.


Изобретательский талант Е.Г. Кузнецова-Жепинского ярко проявился в созданных им раритетных механизмах: астрономических часах (1755-1775 гг.), и механических музыкальных дрожках (1785-1801 гг.). Созданием этих двух шедевров Егор Григорьевич и заработал бессмертную славу. 

С.В. Дубасников. Е.Г. Кузнецов-Жепинский. Роспись на дрожках. 1801 г. 



До нас дошёл портрет мастера, по которому мы можем представить внешний облик Егора Кузнецова.  Он украшает его чудо-дрожки. Перед нами мужчина – старовер с длинной окладистой бородой, одетый в длиннополый кафтан. В его строгом и сосредоточенном лице чувствуется ум, твердый характер и упорство. На всей фигуре – отпечаток многолетнего физического труда.  Автором портрета и росписи является крепостной художник Сидор Дубасников, известный мастер лаковой росписи по металлу XVIII  века.  

Егор Кузнецов закончил работу по созданию Астрономических часов в 1775 году, над которыми трудился
в течении 20 лет – с 1755 года. Механизм имеет астрономическую и театрально-музыкальную части.
На передней лицевой панели часов находится циферблат, показывающий часы и минуты, прорези для показа года, месяца, числа, фазы луны. В часы мастер встроил небольшой календарик – «святцы». В церковном календаре каждый день посвящен какому-либо святому, и «святцы» как раз это демонстрировали.
Для это был сделан диск, разделенный на 365 секторов, на каждом из котором были написаны имена святых, со сменой суток в специальной прорези появлялись имена, соответствующие новому дню. Театральная часть была в виде модели молотовой фабрики, состоящей из горна с  мехами, молота и наковальни, при бое часов фигурка кузнеца «оживала» брала крицу и клала её на наковальню.

Театральная часть астрономических часов

Вполне может быть, что Егор Григорьевич решил, таким образом, запечатлеть себя  и сохранить о себе память.


В заднюю часть часов  был вмонтирован музыкальный механизм, игравший шесть мелодий. Механизм состоит из цилиндрического валика, с закрепленными на нем штифтами. При вращении валика, эти штифты задевают за ряд молоточков, которые,  в свою очередь, пружинили и били по медным колокольчикам. Так воспроизводилась мелодия. Чтобы поменять мелодию, нужно было сместить валик вправо или влево. Положение штифтов изменялось. Очередность, по которой штифты задевали молоточки - тоже менялась, и мелодия, соответственно, звучала иначе. Корпус часов также расписан  Сидором Дубасниковым и это одно из наиболее ранних изображений  знаменитых тагильских  розанов. Считается, что своим шедевром, Кузнецов пытался заинтересовать заводовладельца Никиту Акинфиевича Демидова – хозяина Нижнетагильских заводов, чтобы получить свободу от крепостной зависимости. Демидов  высоко ценил Кузнецова за его достижения и пользу, которую он принёс заводам, поэтому, боясь потерять ценного работника, отказался подписывать «вольную».  В качестве награды заводовладелец выплатил Кузнецову значительную денежную сумму и часы выкупил. 

Более полувека Астрономические  часы Егора Кузнецова находились в главном здании заводоуправления Нижнетагильских заводов Демидовых. Во второй половине Х1Х века часы Кузнецова сменили большие напольные часы другого тагильского мастера Ивана Козопасова. Куда были перенесены астрономические часы нам не известно. Следующее появление часов Кузнецова было  неожиданным. Нашли их спустя много лет, совершенно случайно, в 1940-е годы, на территории металлургического завода им. В.В. Куйбышева,
в груде металлолома, предназначавшегося для переплавки. Уникальные часы могли быть потеряны навсегда, но судьба, к счастью, распорядилась иначе. Долгое время астрономические часы экспонировались в Историко-краеведческом музее Нижнего Тагила, с утерянными механизмами, без маятника и гирь;
а в 1990-е годы они прошли реставрацию в реставрационном центре «Музеум-дизайн+» (город Москва).
С 2004 года, часы заняли одно из центральных мест в экспозиции Историко-технического музея
«Дом Черепановых». 

После своего триумфа, забвения и мытарств, знаменитые часы теперь  может увидеть каждый желающий, причём не только  их внешний вид, но и работу их сложных и удивительных механизмов, воспроизводящих музыку, часовой бой и работу маленького театра, приводя в изумление и восторг даже самых искушённых зрителей.  Вы только задумайтесь, ведь для того, чтобы сделать такие сложные часы, нужно было
в совершенстве знать механику, математику, автоматику, астрономию, разбираться в устройстве музыкальных и часовых механизмов. Все необходимые знания Егор Кузнецов приобрел самостоятельно,
что еще раз показывает его безграничный талант, широту интересов и удивительную целеустремлённость
в достижении поставленных целей.

Егор Григорьевич Кузнецов и после создания часов продолжал создавать раритетные механизмы. Его следующим шедевром стали «Музыкальные механические  дрожки», над которыми мастер трудился 16 лет – с 1785 по 1801 гг. Дрожки сейчас хранятся  в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге. Они представляют собой пароконную тележку на трех человек (кучера и двух пассажиров), выполненную с изумительным мастерством. В задней части повозки в причудливом фигурном корпусе встроены дорожный орган и верстомер. Во время движения музыкальный механизм с помощью 15 органных труб, воздуходувных мехов и распределительного устройства исполнял одну из двадцати двух запрограммированных мелодий. Верстомер на шести циферблатах показывал пройденный путь в верстах и саженях. Мелодичный звонок колокольчика оповещал путников о каждой пройденной версте. Верстомер Кузнецова можно считать прародителем современных автомобильных спидометров.

Механические дрожки (1785 - 18081 гг.). Государственный эрмитаж


В 1801 году в день коронации нового императора Александра I в Москве Егор Григорьевич подарил их вдовствующей императрице Марии Федоровне – матери императора, поразив не только ее, но и всю царствующую семью. В благодарность «по высочайшей воле» он в 1804 году, за год до своей смерти, вместе со своей семьей, был освобожден от крепостной зависимости, осуществив, наконец, мечту всей своей жизни – стать вольным человеком. В 1997 году тагильчане могли увидеть дрожки на выставке «По самоохотной выучке и любопытному знанию».

Жизнь Егора Кузнецова является примером стойкости, мужества, желания познавать окружающий мир,  и не останавливаться перед жизненными трудностями. Он стал примером для подражания многим будущим тагильским мастерам, повлияв на их жизнь и творчество.  Егор Григорьевич своим трудом и талантом, своими достижениями и изобретениями, ярким примером которых могут служить Астрономические часы, прославил не только своё имя, но и  свою родину – Нижний Тагил.