Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Виртуальный проект

Александра Самуиловна Бондина

Малятина Н.В. «ТЫ У МЕНЯ ВСЁ! ТВОЙ ЛЁЛЮШКА…» - Еженедельная общественно-политическая газета «Тагильский вариант» № 39 от 3 ноября 2016 года

В настоящее время Нижнетагильский музей-заповедник, только что отметивший свое 175-летие, это одно из крупнейших музейных объединений Урала. Одиннадцать музеев разного профиля входят в него. Но самым первым филиалом тогда еще краеведческого музея стал мемориально-литературный музей А.П. Бондина.


Алексей Петрович Бондин (1882-1939 гг.) — один из первых писателей советского Урала, который всей своей жизнью и творчеством тесно связан с этим краем. Потомственный тагильский мастеровой, сын и внук плотинных смотрителей, родом из демидовских крепостных, А.П. Бондин вошёл в литературу как писатель-рабочий, прошедший нелёгкую школу заводского труда и посему отлично знавший работу и быт рабочего Урала. Ему суждено было раннее сиротство, приют, с подросткового возраста — работа на демидовском заводе, затем инвалидность и скитания по Уралу, стране в поисках заработка.  Алексей Петрович стал первым членом Союза писателей СССР в Нижнем Тагиле. Именно он стоял у истоков литературной жизни в нашем городе, оказав немалое влияние на её развитие. Обо всем этом вы можете подробно  узнать, посетив музей на берегу пруда в парке имени этого писателя.

А в этот статье хотелось бы рассказать 
о той, благодаря которой этот музей был создан – супруге Алексея Петрович Александре Самуиловне Бондиной, которая после смерти мужа скрупулёзно собирала документы, личную и деловую переписку, фотографии, воспоминания, черновики, рукописи, опубликованные и неопубликованные произведения - всё, что касается личной и общественной жизни, творческой деятельности
Алексея Петровича, и бережно
это хранила. После смерти писателя
в его дом по-прежнему приходили
его почитатели,  литераторы, и всегда находили здесь самый теплый прием. 
Так дом Бондина стал музеем задолго
до его официального признания в качестве музея. Заслугу этой женщины переоценить невозможно. Кто же она была – муза и хранительница наследия Алексея Петровича? Они поженились
в 1926 году, в довольно зрелом возрасте, ему было 43 года, ей - 32. 
У Александры Самуиловны Бондиной (1893-1976 гг.)  тоже была нелегкая судьба.

Она родилась в Нижнем Тагиле Свердловской области  в рабочей семье. После окончания начальной школы два года жила «в людях».  С 1906 по 1907 год училась в двухклассном Введенском училище. Потом два года самостоятельно готовилась к поступлению в гимназию. В 1910 году поступила в 5-й класс
Павлово-Анатольской  женской гимназии. В 1913-м окончила седьмой класс, а на следующий год – 8-й, педагогический. Назначение на должность учительницы получила в августе 1914 года в село Перминовское Екатеринбургского уезда Пермской губернии. С 1915 по 1917 год работала в одной из школ Режевского завода. С августа 1917 года по 19 апреля 1918 года училась на первом курсе литературного факультета Екатеринбургского учительского института. Учебу пришлось оставить из-за отсутствия средств.

В августе 1920 года вернулась в Нижний Тагил. С тех пор учительствовала в школах 38, 4, 6.


Всего учительский стаж  Александры Самуиловны составил 35 лет. С 1950-го до 1952 год трудилась библиотекарем в средней школы № 26.


В 1925 году вышла замуж за Алексея Петровича Бондина. 

Для писателя эта маленькая и хрупкая на вид женщина была не только супругой и другом по жизни,
но и музой. По воспоминаниям друзей семьи, Александра Самуиловна отличалась покладистым характером, была хорошей хозяйкой. Кроме того, она имела педагогическое образование и работала учительницей. Возможно, этот факт и сыграл определяющее значение. Алексей Петрович всю свою жизнь тянулся к знаниям, но возможности учиться, из-за отсутствия денег, не было, он занимался самообразованием.
Во многом ему помогала Александра Самуиловна. 

В силу своей литературной деятельности, Алексей Петрович часто бывал в командировках, а когда здоровье стало серьёзно "подводить", приходилось много ездить по различным исследовательским мединститутам, санаториям. Но в каком бы уголке нашей необъятной страны он не оказывался, всегда писал трогательные, полные заботы, письма своей обожаемой жене.

«Здравствуй, дорогая Шуренька! Как твоё здоровье? Даёшь ли ты себе отдых? … Очень понравилось пальто трикотажное для тебя, и думаю, всё-таки куплю. Ругайся – не ругайся. Ты у меня всё!!! и не волнуйся, как-нибудь выкрутимся. … Будь здорова, моя дорогая! Крепко жму руку и целую тебя. Твой Лёлюшка».

Удивительные письма, удивительные отношения! Сейчас, к сожалению, такое редкость. Дома супруги называли друг друга по имени, но на тагильский манер - Шурша, Шуршенька и Лёльша, Лёльшенька.
При друзьях - по отчеству, при незнакомых людях - по имени-отчеству. Такие взаимоотношения характерны скорее для дворянских семей. Но чета Бондиных имела пролетарское происхождение, как говорили в то время. И всё же они были рабочими-интеллигентами, как бы парадоксально, противоречиво это ни звучало. Это подтверждает и обстановка мемориальной части музея, и воспоминания друзей и знакомых, и личная переписка супругов.

Александра Самуиловна относилась к числу немногих женщин той поры, которые активно участвовали
в жизни своих мужей. Нельзя сказать, что она была ему нянькой, скорее – крепкой опорой. Благодаря ей
в семье царила такая лёгкая, притягательная атмосфера, что людям не хотелось покидать этот небольшой дом на берегу пруда. У Бондиных всегда было много гостей. И после смерти писателя люди, по старой памяти, всё приходили и приходили, постепенно квартира превратилась в музей.

В 1950-е годы Александра Самуиловна всецело занялась приведением в порядок всего литературного архива  писателя. Когда А.С. Бондина и её сестра получили благоустроенную квартиру, в квартире А.П. Бондина в доме по ул. Красноармейской, 8 открылся мемориально-литературный музей писателя – филиал Нижнетагильского краеведческого музея. Это произошло 23 ноября 1959 года. Аура гостеприимства и доброжелательности сохраняется в музее и сегодня.  Если вы хоть раз были в музее А. П. Бондина, вам непременно захочется зайти ещё и окунуться в эту необыкновенную атмосферу, ощутить чувство покоя и вместе с тем воодушевления.