Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Виртуальный проект

Музей истории подносного промысла

Уважаемый посетитель!

Приветствуем Вас в музее истории подносного промысла (Дом Худояровых)! 



Музей истории подносного промысла. Дом Худояровых.

Он расположен в здании, которое является памятником истории федерального значения.


Деревянный дом в два этажа в 1840-70-х гг. принадлежал семье художника по росписи на металле
Исаака Федоровича Худоярова. Это типичная постройка зажиточного ремесленника, характерная для заводов Урала.  Построена она не позднее  1843 г. на улице Береговой (в настоящее время ул. Горького).
В 1982-м в связи с планами создания музейного этнографического комплекса дом был перенесен с ул. Горького на ул. Тагильскую, и восстановлен на новом месте с заменой фрагментов бревен.


В 1991 г. в  нем был открыт музей истории подносного промысла, экспозиция которого представляет ретроспективный показ творчества мастеров уральской лаковой росписи по металлу – этой уникальной формы особого промышленного искусства Урала. Впервые  железные лакированные изделия демидовских заводов упоминаются  в реестре имущества Онежского второклассного монастыря в 1746 г., от которого
и считают возраст этого промысла, активно развивающегося и в наше время.


Общий вид экспозиции первого этажа музея истории подносного промысла.

Маршрут по музею начинается с первого этажа (подклета). Экспозиция  рассказывает о зарождении подносного промысла  в Нижнетагильском заводском поселке в первой половине XVIII века. Он возник
на основе слесарно-клепального промысла. Главным фактором рождения железного подноса является изготовление в Нижнем Тагиле металла высокого качества марки «Старый соболь», известного далеко
за пределами не только Урала, но и России, и наличие квалифицированных мастеров, блестяще владеющих навыками работ с металлом. Создание подноса   начинается с изготовления формы.  В XVIII – XIX вв. существовало две техники изготовления подносов: клепка и ковка. Инструменты, используемые при этом мастером, и промежуточные этапы работы представлены в экспозиции.


Инструменты для изготовления подносных форм. Железо, металл. XIX  в.

В разработке технологии покрытия и росписи подносов большую роль сыграли художники-иконописцы,  обладающие большими знаниями  и навыками в работе с различными материалами и красками. Кроме того,  иконопись во многом определила и особенность декора тагильских лакированных изделий XVIII века – сюжетные композиции и орнамент. Благодаря иконописным навыкам тематическая живопись появилась
в промысле не в результате длительной эволюции – а на ранних этапах  существования лакового дела.

В тагильской лаковой живописи сформировалось два направления росписи: цветочная и сюжетная.
В XVIII  веке в Нижнем Тагиле широко распространилось производство  подносов со сложным виде росписи – сюжетном.

При отсутствии специальной живописной подготовки для создания сложных многофигурных композиций использовались печатные образцы: гравюры, иллюстрации в книгах. Примером может служить  замечательный клепаный поднос с сюжетной росписью «Отъезд детей Типпо Саида и Зенаны». 

В 1840-е гг. этот поднос расписали  братья С.В. и В.В. Дубасниковы с гравюры Франческо Бартолоцци
1790-го года. Мастерски подобранный колорит красок, грамотное расположение сюжета на большой площади подноса, дополнение тонко выполненным, ажурным трафаретом, выделяет поднос среди других предметов.



Сидор и Василий Дубасниковы. «Отъезд детей Типпо-Саида и Зенаны». Металл, масло, лак.
Ручная ковка, просечка, клепка, роспись, трафаретная роспись.1 пол. XIX в.

Клеймо «Заведение Естифея О. Голованова»

В XVIII-XIX веках на российских ярмарках широкой популярностью пользовались расписные тагильские сундуки. В экспозиции представлен новодел свадебного сундука, расписанного в мастерской Головановых. На стенках и крышке сундука изображены сцены  из семейной жизни, навеянные сентиментальными немецкими романами. Оригинал хранится в фондах музея-заповедника.



Свадебный сундук. Мастерская Голованова. Дерево, металл, роспись. 1 пол. XIX  века. Новодел 2008 г.

Одним из крупных заведений по изготовлению лакированных изделий была мастерская Перезоловых.
Она возникла в XVIII веке и просуществовала до 1930-х гг.


В экспозиции  находится уникальная  картина на металле «Нижнетагильский Высокогорский железный рудник» работы Т.К. Перезолова. Это один из первых промышленных пейзажей в русском живописном искусстве.  Вторая такая картина этого автора хранится в Государственном Эрмитаже. Рядом с картиной можно увидеть и портрет  Т.К. Перезолова, написанный  на холсте владельцем дома, известным тагильским художником И.Ф. Худояровым.



Перезолов Т.К. «Вид Нижнетагильского Высокогорского железного рудника». Металл, ручная ковка, роспись, масло, лак. 1 пол. XIX века.

Поднос рокайльной формы с трафаретной росписью. Металл, масло, лак. Ручная ковка, просечка, трафаретная роспись. 1890-е гг.




Цветочная роспись  в Тагиле развивалась по двум направлениям: маховое разбельное письмо 
и классическое. Краску художники старались делать сами,  используя цветные минералы и глины. Сначала 
их измельчали, а затем растирали на мраморных плитах мраморными курантами (пестами). Полученный порошок разводили льняным маслом или олифой, полученной из льняного масла.


Широко была распространена
и трафаретная роспись. Первоначально узором только дополняли сюжетную роспись, но к концу  XIX века трафаретная роспись стала полностью занимать всю поверхность подноса, особенно ей любили покрывать  подносы–скатерти. Завершала операцию изготовления подноса лакировка.
Лак готовился мастерами на дому
по своим рецептам.

Расцвет промысла в 1 пол. XIX  в.  был связан и с деятельностью школы живописи (1806-1820 гг.), специально учрежденной владельцем тагильских заводов Н.Н. Демидовым (1773-1828). В этом сказались
его прозорливость, понимание важности развития промысла. В школу на полное господское обеспечение принимались мальчики с 12 лет. Обучение проходило четыре года, им руководил выпускник Академии художеств В.И. Албычев - профессиональный художник. Школа просуществовала 14 лет и была вторым
в России учебным заведением для крепостных.


В горизонтальной витрине и небольших витринах на стене находятся наглядные пособия, копии документов, относящихся к периоду работы школы живописи.


По деревянной лестнице поднимаемся на второй этаж. Когда здесь жила семья Худояровых тут располагались жилые комнаты. А сейчас это просторный светлый зал, экспонаты  которого рассказывают 
о развитии  подносного промысла во второй  половине XIX -   начале XXI веков.


Экспозиция второго этажа начинается с работ третьего и четвертого поколения художников Худояровых.
Мы видим картину П.Ф. Худоярова «Листокатальный цех», работу С.Ф. Худоярова «Садовник» по мотивам одноименной картины итальянского художника М.да Караваджо. Также посетители могут познакомиться
с тремя работами В.П. Худоярова: «Автопортрет», «Лето», «Спас нерукотворный» (копия картины профессора И.К.Макарова) и произведениями  В.И. Худоярова: автопортретом  и женской  головкой  на металле, копией фрагмента картины К.Брюллова «Последний день Помпеи».  


Раздел экспозиции «Тагильский художники Худояровы»

Невозможно пройти мимо расписных шкатулок работы И.Ф. Худоярова (1807-1879), представителя классического направления цветочной росписи. Свои композиции он любил писать на черном
и темно-зеленом фоне, тщательно выписывая каждую деталь цветка, делая мягкие переходы в их формах. Его букеты как бы высвечивались изнутри, создавая эффект их «подъема» на поверхность  изделия,
что очень хорошо видно на экспонирующейся в музее шкатулке с цветочной росписью. Роспись второй шкатулки - «Дети в саду» тонка, изящна и отличается богатством красочных оттенков.


И.Ф. Худояров является автором знаменитой картины «Гуляние на Лисьей горе» (1830-40-е гг.),
которую часто называют «энциклопедией тагильской жизни», благодаря очень точной передаче, как пейзажа горнозаводского поселка, так и выражения лиц и деталей одежды его жителей. Это произведение можно увидеть в историко-краеведческом музее.



Худояров И.Ф. Шкатулка с цветочной росписью. Металл, масло, лак. Ковка, клепка, роспись.1 пол. XIX в. 

Худояров И.Ф. Шкатулка с сюжетной росписью. Металл, масло, лак. Ручная ковка, клепка, роспись.1 пол. XIX в.

Конец XIX – начало XX века – тяжелое время для тагильского промысла, который  в этот период переживает упадок. Причин этому много, они сложны и до конца не изучены.


Изменения коснулись, прежде всего, техники и качества живописи, отделки подносов. Многие приемы декорирования изделий, особенно трудоемкие, требующие тщательности выполнения, исчезли из практики мастеров. Одним из основных мотивов росписи подносов становится цветочная роспись в маховом
ее варианте.


Подносы с сюжетной росписью в живописном варианте, совершенно исчезли, произошло своеобразное соединение упрощенной цветочной и сюжетной росписи в ее лубочном варианте. В это время вошла в моду техника переводной картинки (деколь).



Поднос «Важная тайна». Металл, поталь, масло, лак.Ручная ковка, просечка, деколь, трафаретная роспись. 1902 г.
Клеймо: «Малая серебряная медаль 1902 г. И.И. Кайгородовъ Въ Н-Тагилъ»

1920-1930-е гг. ХХ в. можно назвать эпохой артелей, которые, наряду с нехудожественной продукцией, выпускали и расписные изделия и подносы. Преобладание получила быстрая «маховая» роспись.
Произошло переориентирование производства уральского подноса от штучной продукции к массовой.
Этот этап в истории росписи стал своеобразным мостом между искусством прошлого и искусством настоящего времени. Среди множества организаций следует выделить артели «Пролетарий», созданная
в 25 декабря 1925 года, и «Красная заря», появившаяся 14 июня 1926 года. Первая артель была более крупным объединением.



Ведро. Металл, масло. Трафаретная роспись. Фабричный штамп: «Артель «Металлист»Свердлметсоюза, 1-й сорт». 1930-е гг.

Подойник. Металл, масло. Ручная ковка, клепка, кистевая роспись. На дне клеймо в виде звезды, серпа и молота, надпись: «Артель «Пролетарий».

Поднос. Металл, масло. Ручная ковка, просечка, кистевая роспись. Ручная ковка, просечка, кистевая роспись. Клеймо: «Н.-Тагильская артель «Металлист» Свердлметсоюза 1-й сорт». 1930-е гг.



В 1928 году артели «Пролетарий»
и «Красная заря» объединились в артель «Металлист». Для поднятия уровня росписи, улучшения качества отделки подносов художники артели были отправлены в Жостово для изучения Московской манеры письма. С этой же целью в Тагил приезжали представители жостовской подносной артели «Металлоподнос». С этого времени тагильский подносный промысел теряет свое «лицо».



Появление завода «Эмальпосуда» в 1957 г. - это результат слияния промысловой кооперации
с государственным сектором экономики, после  реорганизации артели «Металлист». В его состав вошел цех по изготовлению, росписи и лакировки подносов.


Сильный толчок к возрождению дало постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974 г.), которое стимулировало их научное изучение и возрождение. Но чтобы соединить цепь между прошлым и будущим, науку и практику, требовалось одно  звено – мастер, владеющий старым двухцветным мазком и способный  передать это мастерство. Таким мастером стала А.В.Афанасьева (1913-2004). Именно Агриппина Васильевна, владея  мастерством исконной уральской  двуцветной росписи, помогла спасти
от исчезновения  тагильский подносный промысел как самобытное художественное явление. В 1972 году
она приняла участие  в первом творческом семинаре, посвящённом знакомству с уральской росписью, организованном молодым исследователем декоративно-прикладного искусства Урала В.А. Барадулиным.


Восстановление былого уровня невозможно было бы представить без участия Московского Института Народных Художественных Промыслов (НИИХП). Искусствоведами и художниками кропотливо изучались исконно тагильские традиции росписи по образцам старинных подносов, шкатулок, прялок и пр. Составлялись классические уральские цветочные композиции. Для работы непосредственно
с расписчицами был произведен ряд творческих командировок. Невозможно переоценить вклад
в возрождение исконно тагильского искусства известного краеведа И.А. Орлова, собравшего целый альбом образцов росписи старых тагильских мастериц.



Раздел экспозиции «Творчество А.В. Афанасьевой»

Завершают экспозицию работы художников творческих групп завода «Эмальпосуда» 1970-х – 1980-х годов, принявших непосредственное участие в возрождении тагильской лаковой росписи на металле
и продолжающих радовать нас своими работами сегодня. Это подносы В.П. Полевой, В.П. Отмаховой,
И.Г. Смыковой, Н.Н. Кошкиной Н, Т.Д. Бинас, Е.А. Вардугиной, И.В. Решетовой и др.



Раздел экспозиции «Работы современных мастеров лаковой росписи»

Режим работы:
Среда: с 9-30 до 17-30 Четверг: с 11-00 до 19-00 Пятница: с 9-30 до 17-30 Суббота: с 9-30 до 17-30 Воскресенье: с 9-00 до 16-30 Выходные дни: понедельник, вторник С 1 октября до 28 февраля музей работает до 17-30, в воскресенье до 16-30
Адрес:
Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Тагильская, д.24. Телефон: 8 (3435)37-02-01 8 909 021 3163 добавочный номер 354 Как добраться: остановка «Горбатый мост» автобус № 15,19 маршрутка № 33
Цена билетов:
Действует безналичный расчет Полный осмотр Входной билет: учащиеся - 50 руб. студенты - 80 руб. пенсионеры - 80 руб. взрослый - 100 руб. Экскурсионное обслуживание: Группа 1-5 чел. (взрослые): 600 р. с группы Группа 6 чел и выше (взрослые): 100 р. с чел. Льготный билет (школьники, студенты, пенсионеры) для группы 1-10 чел.: 550 р. с группы Льготный билет (школьники, студенты, пенсионеры) для группы свыше 10 чел.: 50 р. с чел. Семьи с детьми до 14 лет (двое взрослых, не более трех детей): 300 р. с семьи