Виртуальный проект
Добро пожаловать в музей природы и охраны окружающей среды!
В музее располагается несколько экспозиций: «Малахитовый зал», «Terra mineralia. Земля минералов» и «Природа и человек».
Музей природы расположился в одном из первых каменных зданий в Нижнем Тагиле – Верхнем провиантском складе, который является памятником архитектуры 1-й половины XIX века регионального значения.
Музей природы и охраны окружающей среды
В XIX веке здание использовалось для хранения продуктов, отсюда и название «Провиантский склад». Позже здесь размещалась «метальная лавка» купца Злоказова, где продавались изделия из металла. С 1920 года здание использовалось в качестве гаражных боксов исполкома Горсовета.
В 1987 году Верхний провиантский склад был передан Нижнетагильскому музею-заповеднику. Как он выглядел в то время можно увидеть на фотографиях, расположенных на стенде. Начались масштабные реставрационные работы, в ходе которых сохранили не только стены, сложенные из крупногабаритного кирпича, но и потолочные перекрытия, колонны, выполненные из стволов вековых лиственниц. А также были восстановлены крытые галереи по северному и южному фасаду, по старинным аналогам были изготовлены кованые металлические двери и узорчатые решетки для оконных проемов, заделаны большеразмерным кирпичом проломы в стенах.
Здание Верхних провиантских складов. 1940-е гг.
Реставрация Верхних провиантских складов. 1995 г.
В 2005 году музей природы и охраны окружающей среды распахнул свои двери для первых своих посетителей. Обновленная экспозиция «Малахитового зала» открылась в 2015 году и явилась частью проекта Нижнетагильского музея-заповедника «Особая кладовая». В ней отражены история открытия и использования уральских месторождений малахита, его разновидности, техники обработки этого удивительного минерала. И, конечно, представлены работы мастеров-камнерезов XIX – XXI веков.
Малахитовый зал.
В.И. Стеканов. Медной горы Хозяйка.
Бронза, малахит. Литье. 1950-е гг.
У каждого народа есть свой мир сказочных героев – хранителей недр.
На Урале самой известной и почитаемой стала Медной горы Хозяйка - хранительница сокровищ, секретов высшего камнерезного мастерства, кроме того еще и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Хозяйку часто называли Малахитницей,
так как малахит занимал особое место
в ряду знаменитых уральских поделочных камней.
В XIX веке на территории Урала были открыты крупнейшие месторождения малахита: Гумешевское и Меднорудянское. Первое располагалось недалеко от города Полевской, а самое крупное Меднорудянское – на территории Нижнего Тагила. Его разработка началась в 1814 году. В общей сложности из недр этого рудника было добыто около 1000 тонн поделочного камня.
В витрине представлены природные образцы малахита Меднорудянского месторождения. Форма агрегатов минерала определяется местом их образования. В приповерхностных условиях малахит образует игольчатые, реже, - призматические кристаллы, радиально-лучистые розетковидные и веероподобные пучки, отдельные сферолиты и их скопления.
Поделочный натечный малахит формируется только в карстовых полостях в виде натечных почковидных, гроздевидных, псевдосталактитовых агрегатов с тонковолокнистым, тонкоигольчатым внутренним строением.
Хорошо образованные кристаллы малахита встречаются редко и особенно ценятся коллекционерами. На Урале выделяют два сорта поделочного малахита: плисовый и бирюзовый.
Образцы малахита Меднорудянского месторождения
Плисовый малахит – темно-зелёный камень с шелковистым отливом, который возникает за счет отражения света от радиально расположенных лучистых кристаллов. Этот сорт отличается хрупкостью, плохо поддаётся полировке, поэтому он не используется при производстве поделок или ювелирных украшений. Коллекционеры очень ценят плисовый малахит.
Более распространённый вид малахита – бирюзовый. Его строение уникально: причудливый рисунок создают асимметричные полосы и окружности. Неповторимые зелёные узоры ценят и коллекционеры, и ювелиры. Бирюзовый малахит хорошо принимает полировку, при которой раскрывает свой красивый природный рисунок.
Яйца, выполненные из малахита. XIX век.
Благодаря небольшой твердости (твердость по шкале Мооса 3-4)
малахит легко обрабатывается,
но природные особенности: обилие крупных и мелких пустот, трещин, позволяют делать из него лишь небольшие изделия. Такие, как пасхальные яйца, выполненные мастерами-малахитчиками XIX века
из цельных кусочков малахита.
Рама малахитовая для иконы. XIX век.
Мастера в XIX веке для изготовления крупных изделий использовали технику русской мозаики. Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались и крепились на мраморе или металле. Задача мастера-малахитчика заключалась в том, чтобы наилучшим образом подобрать эти пластинки по узору и цвету так, чтобы получилось впечатление сплошного узорчатого камня.
Малахитовая рама поступила в музей из Выйско-Никольской церкви, в которой находилась фамильная усыпальница рода заводовладельцев Демидовых, там покоился прах пяти представителей знаменитой династии горнозаводчиков. К сожалению, эта церковь, которую вы видите на фотографии, была разрушена в 1-й половине XX века. Сейчас на этом месте располагается Дворец культуры «Юбилейный».
В.Я. Бакулин. Ваза. Малахит. 1959 г.
В 1908 году в Нижнем Тагиле было открыто Коровино-Решетниковское месторождение, с небольшими запасами малахита.
В XVIII и XIX веках на Высокогорском месторождении железных руд периодически происходили находки малахита, но большого внимания они к себе не привлекали, так как их затмевала слава малахита Меднорудянского месторождения. В XX веке отношение к камню резко меняется. С 1945 по 1970-е гг., при добыче железной руды малахит отбирают для нужд камнерезной промышленности и реставрационных работ.
В культуре камня высокогорскому малахиту принадлежит особая роль – он дал жизнь послевоенному малахитному делу Урала.
Интересна история создания большеформатной малахитовой обложки для Конституции СССР. В 1945 году было принято решение организовать в Нижнетагильском краеведческом музее выставку «Нижний Тагил в Отечественной войне». Для книги Почета, в которую занесли имена тагильчан, внесших вклад в победу над фашистами, заказали обложку на Свердловской камнерезной фабрике. Мастер А.Н. Оберюхтин выполнил её в технике русская мозаика по эскизу известного художника А.Н. Побединского. Позже в эту обложку поместили конституцию Союза Советских Социалистических Республик 1936 года, о чем свидетельствует надпись на бронзовой накладной пластине.
Малахитовая обложка «Конституции Союза Советских Социалистических республик»
В советский период в связи с тем, что запасов малахита на Урале стало меньше, камнерезы начали использовать малахит для создания небольших изделий. К ним относятся работы тагильчанина В.В. Колесниченко: миниатюра «Волна», «Рыбки», «Воробей», «Птичка», «Каменный цветок». В своих работах уральские художники-камнерезы часто обращались к тематике уральских сказов, что нашло отражение и в камеях Н.Н. Мирюка «Хозяйка Медной горы», «Полоз».
В.В. Колесниченко. Миниатюра «Волна». Малахит. 1980-е гг.
Дарохранительница.
Санкт-Петербургская фабрика Демидовых.
Малахит, металл, фарфор. 1852 г.
Дарохранительница в виде грота, собранная из отдельных малахитовых почек, была изготовлена
на Санкт-Петербургской фабрике Демидовых в 1852 году и предназначалась для продажи на Нижегородской ярмарке, но из-за высокой цены (800 руб. серебром)
не нашла покупателя. Позднее была отправлена в Нижний Тагил
в Выйско-Никольскую церковь.
Дарохранительница. Малахит. 1852 г.
Дарохранительница в виде арки изготовлена в 1852 году
из двух крупных кусков малахита, подобранных таким образом, что рисунок с одного плавно переходит на другой. Подобные работы из монолитных кусков малахита встречаются редко.
Напрестольный малахитовый крест, предположительно из ризницы Верхотурского мужского монастыря, выполнен в 1854 году из цельного куска малахита, украшен золотым распятием и золотыми медальонами, вокруг которых имеется дополнительное украшение – знаменитые уральские аметисты в огранке.
Крест напрестольный. Малахит. Золото. Аметисты. 1854 г.
Подставка из мрамора конца XIX века, украшенная малахитовыми медальонами, использовалась в церкви для установки подсвечников.
Глыба малахита массой около 500 кг напоминает об обнаружении в шахте «Надежная» Меднорудянского рудника огромной залежи малахита, которая дала около 480 т поделочного камня, в том числе монолит размером 7,5 х 3,5 х 2,5 аршина (около 5,3 х 2,5 х 1,8 м), весом более 40 т.
Глыба малахита из Меднорудянского рудника. 500 кг
В 1837 году цесаревич великий князь Александр Николаевич (будущий император Александр II) совершил большое путешествие по Российской империи. С мая по сентябрь он посетил 30 губерний, в том числе Урал и Сибирь. Поездка эта имела целью познакомить 19-летнего наследника престола с повседневной жизнью России и населяющих ее народов. В рамках этого путешествия он посетил Нижний Тагил и осмотрел достопримечательности города, технические достижения и изобретения талантливых мастеров. Кроме этого царственный путешественник посетил и шахту Меднорудянского рудника. Это был очень рискованный шаг, потому что в шахте мог произойти обвал, а при спуске по крутым лестницам бфл риск получить травму. Но, несмотря на это цесаревич и его свита спустились в шахту. Существует легенда, что при этом местная красавица в нарядном сарафане подала цесаревичу кувалдочку. Почему многие сомневаются в этой легенде? Потому что, присутствие женщины в шахте было плохой приметой: не любила Хозяйка Медной горы соперниц в своем подземном царстве. Но факт того, что цесаревич спускался со свитой в шахту, и что он и сопровождающие его лица откололи по значительному куску малахита на память, зафиксирован документально.
Малахитовые шкатулки были очень популярны в XIX веке. В технике мозаичных наборов применялись различные приемы. Из нескольких видов набора малахита способом русской мозаики мастера-малахитчики часто использовали набор «на две стороны» – с симметрично выложенным рисунком по вертикальной или горизонтальной оси. В XX и XXI веке мастера продолжили эти традиции.
В.С. Безбородов. «Ларец». Малахит, металл. 2002 г.
Ларец «Тагильский» (автор В.С. Безбородов, 2002) с ленточным узором, когда пластинки камня располагаются сплошной полосой и подбираются так, чтобы линии рисунка на одной пластинке плавно переходили в линии на соседней. Узор как бы непрерывно «струится».
Шкатулка работы Р.Х. Абдулина (1978) изготовлена с использованием приема «мягкий бархат», при котором пластинки подбираются таким образом, чтобы линии рисунка мягко переходили друг в друга во все стороны, а весь набор производил бы впечатление единого камня.
В шкатулке, выполненной в мастерской С.В. Бусыгина, в 2015 году, использован мозаичный набор на две стороны.
На шкатулках XX и XXI вв. видны участки, заполненные мастикой с малахитовой крошкой, что связано с недостатком сырья: запасов уральского малахита со временем становилось все меньше.
Изделия из малахита. XX в.
В.С. Безбородов
Декоративное блюдо по сказам П.П. Бажова.
Металл, малахит. 1979 г.
В следующих витринах представлены изделия выполненные мастерами XX века. Художники-ювелиры создавали из камня и металла выставочные экземпляры украшений, которые после выставок поступали в музейные и частные коллекции.
К таким выставочным работам относятся гарнитур «Павушка»
(автор М.М. Лесик, 1985)
и «Гривна» (автор В.С. Безбородов,1981)
К столетию со дня рождения уральского писателя П.П.Бажова известный тагильский ювелир В.С. Безбородов создал декоративное блюдо в виде цветка. Оно выполнено из мельхиора и украшено малахитом. На каждом лепестке блюда автор поместил миниатюры - иллюстрации к известным сказам: «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Синюшкин колодец», «Ермаковы лебеди» и «Хрустальный лак».
Современное камнерезное искусство в работе с малахитом опирается на традиции, заложенные в России еще в XIX веке.
Часы, изготовленные на Златоустовском заводе и украшенные малахитом в технике русской мозаики, были преподнесены в дар музею-заповеднику в 2001 году основателем первого частного минералогического музея в Екатеринбурге В. А. Пелепенко.
Еще одна малахитовая плита, изготовленная в 1945 году на Свердловской камнерезной фабрике по заказу музея для выставки «Нижний Тагил в Отечественной войне», являлась обложкой рапорта уральцев И.В. Сталину, на которой была надпись об этом и портрет вождя. Но после развенчания культа Сталина они были заменены на барельеф В.И. Ленина и цитату из его работы.
Малахитовая плита с барельефом В.И. Ленина и цитатой из его работы. Сер.XX в.
Работы из уральского малахита можно встретить в музеях Франции, Италии, Мексики. В основном, это крупные изделия, изготовленные в XIX веке. В нашей стране самая большая коллекция малахитовых изделий находится в Эрмитаже.
Все месторождения малахита на Урале полностью выработаны, поэтому в продаже почти нет изделий из уральского камня. В настоящее время малахит поступает из Африки, богатейшего месторождения Республики Конго.
касса прекращает продажу билетов за полчаса до закрытия музея. Среда: с 09-30 до 17-30 Четверг: с 11-00 до 19-00 Пятница: с 09-30 до 17-30 Суббота: с 09-30 до 17-30 Воскресенье: с 09-30 до 16-30 Выходные дни: понедельник, вторник.
Свердловская обл., г. Нижний Тагил, проспект Ленина, 1А Телефон: 8(3435)37-02-01 8-909-022-5279 добавочный номер - 333 Как добраться: остановка «Музей» трамвай № 15,17, 1,3,12 автобус № 3,8,104 маршрутка № 26, 27, 32, 34, 43,49
Действует безналичный расчет Полный осмотр Входной билет: учащиеся - 100 руб. студенты - 120 руб. пенсионеры - 100 руб. взрослый - 150 руб. Экскурсионное обслуживание: Группа 1-5 чел. (взрослые): 600 р. с группы Группа 6 чел и выше (взрослые): 100 р. с чел. Льготный билет (школьники, студенты, пенсионеры) для группы 1-10 чел.: 550 р. с группы Льготный билет (школьники, студенты, пенсионеры) для группы свыше 10 чел.: 50 р. с чел. Семьи с детьми до 14 лет (двое взрослых, не более трех детей): 300 р. с семьи