Виртуальный проект
В 2024 г. исполняется 300 лет со дня рождения представителя третьего поколения династии промышленников Демидовых Никиты Акинфиевича. Он владел девятью заводами Нижнетагильской группы, был рационализатором производства, меценатом, знатоком и ценителем искусства, отличался любовью к наукам и образованию, состоял членом Вольного экономического общества. Это был настоящий аристократ, потомственный дворянин, носивший чин статского советника.
Художник Л. Токке.
Холст, масло. 1756–1758 гг.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Никита Акинфиевич родился 8 сентября 1724 г. Случилось это на реке Чусовой, когда его мать, Евфимия Ивановна Пальцова, и отец, Акинфий Никитич, находились в пути из Тулы на уральские заводы. Сначала на месте рождения ребёнка установили деревянный крест, а спустя 55 лет, уже по распоряжению самого Никиты Акинфиевича, на Чусовой были сооружены два памятных креста. Один из них установлен на ее берегу, а второй высечен в скале, известной под названием «Камень Писаный».
Никита был третьим сыном в семье одного из основоположников горно-металлургической промышленности России грозного Акинфия Никитича Демидова. Юный Никита Демидов рано выучился чтению, письму и счёту, стал интересоваться заводским хозяйством, с юности проявлял интерес к семейному делу, что крайне радовало отца. «Гениальный заводчик» не мог положиться на старших детей, а Никита уже тогда обладал деловой хваткой и практическими знаниями в области горнозаводской промышленности.
Акинфий Никитич Демидов.
Художник Г.-К. Гроот
Холст, масло. II четв. XVIII в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Крест на реке Чусовой на месте рождения Никиты Акинфиевича Демидова.
Из свободных Интернет-ресурсов
Крест в скале «Камень Писаный» на реке Чусовой в честь рождения Никиты Акинфиевича Демидова.
Из свободных Интернет-ресурсов
После смерти Акинфия Никитича в 1745 г. между его детьми началась долгая тяжба за наследство. Длилась она без малого тринадцать лет. В итоге старший сын А.Н. Демидова, Прокофий, получил Невьянскую группу заводов, средний, Григорий, – Ревдинскую и Суксунскую. Младшему, Никите Акинфиевичу, достались Нижнетагильские заводы.
Скульптор Ж.-Д. Рашетт
Бронза. 1780–1790 гг.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Григорий Акинфиевич Демидов.
Неизвестный художник
Середина XVIII в.
Из свободных Интернет-ресурсов
Карта-схема раздела владений А.Н. Демидова между наследниками в 1758 г. (по Б.Б. Кафенгаузу).
Художник В.А. Родин.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Жил заводовладелец главным образом в Москве. Но, находясь вдали от заводов, он продолжал держать в своих руках все нити их управления, стремился внедрять технические новшества, поощрял талантливых рационализаторов. Например, когда тагильский изобретатель Е.Г. Кузнецов-Жепинский сконструировал прокатный стан, заводовладельцу в Москву была послана его модель. Рассмотрев ее, Демидов писал: «Модель для дела четырехгранного железа я рассматривал и нашел, что сия машина против прежней способнее, за что мастеру Жепинскому сказать спасибо».
Никита Акинфиевич умел правильно поставить задачу и последовательно и упорно добивался ее выполнения.
Письмо Н.А Демидова в Нижнетагильскую заводскую контору о посылке плана машины для насечки пил с инструкцией как изготовить ее и как ей пользоваться. 1766 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Он преумножил доставшееся ему наследство, основав Нижнесалдинский (1760), Висимо-Уткинский (1771) и Верхнесалдинский (1778) заводы и пристань Усть-Утку (1771). Суммарная производительность девяти тагильских предприятий превышала выпуск чугуна и железа 25 заводов его отца. При Никите Акинфиевиче тагильская группа заводов достигла своего расцвета. Не менее половины всего железа шло на экспорт, главным образом в Англию, что давало хороший доход. Этому способствовали не только благоприятные экономическая и политическая ситуации в мире, но и предпринимательский талант Никиты Акинфиевича Демидова.
Верхнесалдинский завод. Заводская контора.
Открытка конца XIX в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Нижнесалдинский завод.
Открытка конца XIX в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Пристань на реке Утке.
Художник П.П. Веденецкий.
Холст, масло. 1835 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Тагильский металл с маркировками «Сибирь. Старый соболь» и «CCNAD» (Статский советник Никита Акинфиевич Демидов) пользовался на рынке отличной репутацией благодаря своему безупречному качеству.
Образец связного железа Нижнетагильского чугуноплавильного и железоделательного завода с клеймом «Сибирь. Старый соболь».
I пол. XVIII в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Образец связного железа Нижнетагильского чугуноплавильного и железоделательного завода с клеймом «С.С.N.А.D.» (Статский советник Никита Акинфиевич Демидов).
II пол. XVIII в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Одним из главных достижений Н.А. Демидова стала организация дистантной системы управления – руководство владельцем Нижнетагильскими заводами на удалении. Управление осуществлялось посредством создания сети контор с управляющими и приказчиками.
План и фасад Нижнетагильской заводской конторы 1760–1770-х гг.
Чертеж 1828 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Во главе всего стоял сам Демидов, совмещающий в своём лице земле-душевладельца и заводчика. Шла его активная переписка со служителями, которые присылали донесения и рапорты. Никита Акинфиевич давал многочисленные указания, свидетельствующие о его больших технических познаниях. Текущая отчетность была поставлена на высокий уровень, особое внимание уделялось статистике. Никита Акинфиевич был в курсе всех частностей производства и коммерческих операций. Практически до совершенства довел затем дистантную систему управления его сын Николай.
Пояснительная записка Н.А. Демидова к чертежу заводов. 1760 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Никита Акинфиевич стал основоположником художественного образования на Урале. При его покровительстве и поощрении в Нижнем Тагиле активно развивались художественные промыслы, в первую очередь, чугунное литье и лаковая роспись по металлу. Для убранства Слободского дома, главной «резиденции» Н.А. Демидова в Москве, и украшения его парка необходимо было большое количество чугунных изделий: декоративных решеток оград, чугунных ваз, бюстов и статуй. Отливались они на Нижнетагильском заводе под руководством талантливого крепостного скульптора, формовщика и литейщика Тимофея Степановича Сизова (Ярунина). Для Слободского дома по заказу Демидова в Нижнем Тагиле в 1785 г. был изготовлен столик для хранения жалованной грамоты на потомственное дворянство. Живописные и лакировочные работы выполнили известные мастера Вавила и Федор Худояровы. Ныне столик-шкатулка находится в экспозиции Нижнетагильского историко-краеведческого музея.
Худояровы изготовили для Слободского дома и «лаковый кабинет» – живописное лакированное панно, по достоинству оцененное заводовладельцем. Также он лично давал заказы на изготовление других тагильских лакированных изделий. Крепостные художники по распоряжению Демидова были направлены из Нижнего Тагила на учебу в Петербург в Академию художеств и за границу. Так, в 1780-х гг. у профессора Императорской Академии художеств Г.И. Козлова обучались дворовые люди Федор Дворников и Федор Зыков.
Барельефный портрет А.Н. Демидова.
Автор – Т.С. Сизов (Ярунин).
Бронза, позолота. Конец 1770-х гг.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Медь, темпера, позолота, цветные лаки. 1785 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Никита Акинфиевич исполнил наказ Петра I своему деду «постpоить цеpковь божию на свои тебе деньги..., а у цеpкви однолично детям школы а больным больницы были постpоены и их коpмить и всячески пpизиpать и лечить...». Выполняя волю отца, по распоряжению Н.А. Демидова в 1764–1777 гг. в Нижнем Тагиле была построена каменная Входо-Иерусалимская церковь (в дальнейшем – собор).
Входо-Иерусалимский собор. Фото 1920-х гг.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Автором проекта, предположительно, стал известный московский архитектор Карл Иванович Бланк. Возводили церковь опытные в храмовом строительстве ярославские мастера. Она соединяла в своем облике черты елизаветинского барокко и классицизма. Поражала колокольня церкви – 51 метр. Посетивший Нижний Тагил в 1770 г. немецкий учёный-энциклопедист Петер Симон Паллас в своем труде «Путешествие по разным местам Российского государства» восхищался архитектурой, богатым убранством интерьера строящегося храма и престолами из природных магнитов, которые были доставлены с вершины горы Высокой. Храм был разрушен в 1930 г.
Вход в алтарь Входо-Иерусалимского собора.
Фото 1920-х гг.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Магнитный железняк. Месторождение Высогорское.
Являлся престолом во Входо-Иерусалимской церкви.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Нельзя переоценить роль Никиты Акинфиевича в истории тагильской медицины. В середине 1760-х гг. он отправил в Екатеринбург к штап-лекаpю Шнеезе лекаpских учеников, чтобы «обучить их ...феpшельской должности». В 1767 г. они получили аттестаты, и двое, Потап Белов и Василий Киселев, вернулись в Нижний Тагил. В 1767 г. здесь был открыт основанный Н.А. Демидовым деревянный госпиталь. Также в состав комплекса входили аптека, церковь и госпитальный огород. В одной половине госпиталя располагался стационар, где на содержании находились люди, получившие увечья на производстве, другая предназначалась для приёма больных и оказания им первой помощи. Медицинскую помощь здесь получали не только тагильчане, но и жители Нижнетагильских заводов.
Заметную роль сыграл он и в развитии тагильского образования. После раздела наследия отца в 1758 г. Никита Акинфиевич открыл в Нижнем Тагиле Горнозаводскую школу. Здесь были две ступени обучения – «словесная» школа, где учили грамоте и письму, и «цифирная», где преподавали математику, рисование, черчение, основы заводского дела. По распоряжениям Никиты Акинфиевича в Москве и Петербурге покупали книги, учебники, карты, которые отправляли в Нижний Тагил. На содержание школы он переводил ежегодно 500, а позже 300 рублей. Эти деньги шли на выплату жалованья учителям, а также на питание, одежду учеников-сирот и стипендии. Во второй половине XVIII в. школа находилась возле Главной Нижнетагильской заводской конторы в полутораэтажном господском доме.
Здание Горнозаводской школы. Фрагмент картины И.Ф. Худоярова «Гулянье на Лисьей горе». 1840-е гг.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Никита Демидов вместе со своими братьями жертвовал средства на нужды Московского университета. В 1781 г. на строительство нового корпуса этого учебного заведения он безвозмездно передал для возведения кровли и укрепления стен 5500 листов кровельного и 800 пудов «лучшего связного» железа. В Академии художеств для поощрения творческого развития он учредил медаль «За успехи в механике».
Старое здание Московского университета на улице Моховой.
Неизвестный художник.
Акварель. 1790-е гг.
Из свободных Интернет-ресурсов
Никита Акинфиевич был страстным библиофилом, собрал богатую библиотеку. Она насчитывала несколько сотен томов и регулярно пополнялась заводовладельцем. Одним из поставщиков литературы была его Петербургская контора. Ныне сохранилась лишь часть этого собрания. Около 30 книг находятся в Краеведческой библиотеке Нижнетагильского музея-заповедника. Это труды по металлургии, минералогии, химии, географии, философии, а также беллетристика и периодика. Подбор и тематика изданий свидетельствуют о широте интересов и любознательности их владельца. На страницах этих книг Демидов оставлял рукописные пометы, которые содержали его мнение о прочитанном. Они характеризуют Никиту Акинфиевича как человека чрезвычайно практичного, изучающего книги «полезные», знания из которых затем можно было использовать на практике и получить определенный доход.
Ниже приведено несколько помет на страницах книг из библиотеки Н.А. Демидова.
Книга римского поэта Публия Вергилия «Энеида».
Помета Н.А. Демидова «Прочитана сия стихотворческая гариматья. 1778. Майя. 19».
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Книга К. Ланксмана «Серебряная роговая руда».
Помета Н.А. Демидова «К познанию завода содержателям весьма небесполезно к оному знанию иметь. С охотою прочтено 1784-го декабря 16 числа».
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Журнал «Сельский житель».
Помета Н.А. Демидова «Тульпаны ни к чему столь замарали бумагу…».
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Журнал «Сельский житель».
Помета Н.А. Демидова. «Читано 22 августа. И о шемпинионах знать нехудо. 1778».
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Семейная жизнь Никиты Акинфиевича сложилась не очень удачно. В первый брак с красавицей с царственной осанкой Натальей Яковлевной Евреиновой он вступил 9 ноября 1748 г. Она была дочерью родовитого и приближенного к императорскому двору Якова Матвеевича Евреинова. Умерла Наталья Яковлевна 11 августа 1756 г. в возрасте 24 лет. О второй жене Марии Сверчковой ничего неизвестно, но их брак был также недолгим.
Наталья Яковлевна Демидова (Евреинова).
Неизвестный художник.
Середина XVIII в.
Из свободных Интернет-ресурсов
В третий раз Демидов женился во второй половине 1860-х гг., его супругой стала Александра Евтихиевна Сафонова. Она происходила из московской купеческой семьи. Именно Александре Евтихиевне суждено было стать матерью детей Демидова. Но и третья супруга скончалась в возрасте 33 лет, после чего Никита Акинфиевич последние девять лет своей жизни оставался вдовцом.
Александра Евтихиевна Демидова (Сафонова).
Художник А. Рослин. 1772 г.
Из свободных Интернет-ресурсов
Неизвестный художник.
Холст, масло. I пол. XIX в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
В 1771–1773 гг. Никита Акинфиевич и Александра Евтихиевна совершили путешествие по странам Европы, которое длилось более двух с половиной лет. Подобные «вояжи» были характерны для многих представителей российского дворянства. Поводом для этого путешествия стало состояние здоровья Александры Евтихиевны, которой врачи посоветовали пройти курс лечения на водах в бельгийском курорте Спа. «Ишачье молоко для наведения тела» и «железные капли для утверждения нервов» вылечили пациентку – в Петербург супруги вернулись с родившимися во время путешествия дочерью Екатериной и сыном Николаем. После выздоровления Александры Евтихиевны Никита Акинфиевич посетил Францию, Англию, Италию, Саксонию и другие страны. О том, как протекал «вояж», можно узнать из путевого журнала, в котором секретарь Демидова фиксировал его передвижения и встречи, а также впечатления от увиденного. Пятнадцать лет спустя был опубликован «Журнал путешествия его высокородия господина статского советника… Никиты Акинфиевича Демидова по иностранным государствам…», во многом характеризующий заводовладельца и круг его интересов. Поездка обогатила его культурный багаж, умножила познания в самых разных областях, позволила приобщиться к западноевропейской культуре.
«Журнал путешествия его Высокородия, господина статского советника и ордена Святого Станислава кавалера Никиты Акинфиевича Демидова». 1786 г.
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
«Журнал путешествия Никиты Акинфиевича Демидова (1771–1773)».
Иллюстрированное переиздание «Журнала путешествия.. 1786 г.» с комментариями и указателями. 2005 г.
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Как промышленника Демидова крайне интересовали европейские фабрики и заводы, рудники и шахты. Так, «с великой опасностью» он спускался в шахту серебряного рудника Фрейберга, посещал европейские заводы, где активно интересовался техническими новинкам. Первым сильным впечатлением от пребывания в Англии стали качественные дороги. «Поехали по дороге, какой желать лучше не можно. Она не вымощена, а насыпана песком с мелкими камешками, гравье называемые, и столь хорошо убита (уложена), что ни в какое ненастное время грязна не бывает».
Собор Парижской Богоматери. Гравюра.
L’ ILLUSTRATION JORNAL UNIVERSEL. TOME XXII – Париж: Издательство «А. Ле Шавалье и Ко», 1853.
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Вид Парижа. Валь-де-Грас. Гравюра.
L’ ILLUSTRATION JORNAL UNIVERSEL. TOME XXII – Париж: Издательство «А. Ле Шавалье и Ко», 1853.
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Карта путешествия Н.А. Демидова от Парижа до Лондона.
Журнал путешествия Никиты Акинфиевича Демидова (1771–1773).
Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2005.
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Н.А. Демидов повсеместно осматривал лучшие европейские музеи, картинные галереи, памятники архитектуры, посещал театры. В Париже он побывал в Богородицыной церкви (Соборе Парижской Богоматери), которая «великолепно украшена богатой утварью, бронзовыми и мраморными барельевам и великолепными группами, статуями славных скульпторов и картинами первых живописцев», Лувре, Доме инвалидов, прогулялся по Елисейским полям. В Англии большое впечатление на него произвели Вестминтерское аббатство и крепость Тауэр. В Италии его привели «в удивление» знаменитый Миланский собор со множеством мраморных статуй, знаменитая Пизанская башня, Колизе (Колизей), который «представляет великолепный амфитеатр, издревле определенный для сражения гладиаторов, и для других римских позорищ» и Кампидолия (Капитолий), которая «заключается в преогромных палатах, построенных на горе».
Вид Тауэра. Гравюра. Начало XIX в.
Журнал путешествия Никиты Акинфиевича Демидова (1771–1773).
Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2005.
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Колизей. Гравюра. XVIII в.
Журнал путешествия Никиты Акинфиевича Демидова (1771–1773).
Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2005.
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Капитолий. Гравюра. Начало XIX в.
Журнал путешествия Никиты Акинфиевича Демидова (1771–1773).
Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2005.
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
В Европе Никита Акинфиевич серьезно пополнил свои естественнонаучные и художественные собрания. Он познакомился с лучшими европейскими коллекциями, побывал в мастерских известных скульпторов и художников, фарфоровые мануфактуры, целенаправленно посещал аукционы, лавки с изделиями местных ремесленников. Он приобретал все, что представлялось ему достойным внимания: картины и золотые табакерки, подсвечники и вазы, изделия из янтаря и фарфора, минералы, «диковинные» вещи, экзотические деревья и многое другое. По его заказу серию полотен написал французский художник Жан-Батист Грез.
Вазы амфорообразные с сюжетной росписью.
Севрская фарфоровая мануфактура. Фарфор, бронза.
Конец XVIII – начало XIX вв.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Кофейник с крышкой и чайная пара.
Мейсенская фарфоровая мануфактура.
Фарфор. Конец XVIII – начало XIX вв.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
В Париже Никита Акинфиевич познакомился с тогда еще молодым скульптором Федотом Ивановичем Шубиным, который проходил здесь стажировку, и стал его покровителем. Заводовладелец заказал Шубину свой скульптурный портрет и портрет своей супруги. Ныне эти бюсты находятся в Государственной Третьяковской галерее.
Ф.И. Шубин. Автопортрет.
Холст, масло. Около 1794 г.
Государственный Русский музей.
Из свободных Интернет-ресурсов
Скульптор Ф.И. Шубин.
Мрамор. 1772–1775 гг.
Государственная Третьяковская галерея.
Демидовский временник. Исторический альманах. Книга I.
Екатеринбург: Демидовский институт, 1994 .
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Скульптор Ф.И. Шубин.
Мрамор. 1772–1775 гг.
Государственная Третьяковская галерея.
Демидовский временник. Исторический альманах. Книга I.
Екатеринбург: Демидовский институт, 1994 .
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Никита Акинфиевич Демидов скончался 16 декабря 1789 г. Согласно его последней воле, он был похоронен рядом со своей третьей женой Александрой Евтихиевной в склепе церкви Святителя Петра в селе Петровское-Алабино (оно же Петровское-Княжищево) под Москвой.
Личность Никиты Акинфиевича Демидова крайне интересна и многогранна. Он оставил глубокий след в истории Нижнего Тагила, Урала и России. И девиз Демидовых «Acta non verba» («Делами, не словами») Никита Акинфиевич оправдал своей разносторонней практической деятельностью.
Автор выставки: С.В. Старков, заведующий Нижнетагильским историко-краеведческим музеем.