Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Виртуальный проект

ДЕМИДОВСКИЙ РОМАНС

Традиции демидовского романса формировались и сохранялись на протяжении нескольких веков. Еще в 1781 г. стараниями Никиты Акинфиевича Демидова увидели свет в Амстердаме первые два сборника сочинений скрипача и композитора Ивана Евстафьевича Хандошкина (1747–1804), камер-музыканта Екатерины Великой. Венцом музыкальной образованности демидовской династии можно назвать Григория Александровича Демидова (1837–1870), русского композитора, автора романсов и маршей, инспектора Санкт-Петербургской консерватории (1866–1870), праправнука Григория Акинфиевича Демидова. Его имя теснейшим образом связано с историей русской музыкальной культуры.

Демидовские романсы – яркая страница музыкальной культуры России XIX в. и музыкальной биографии заводовладельцев Демидовых. Любовь к музыке человек проносит через всю жизнь и передает из поколения в поколение. В 2024 г. исполняется 300 лет со дня рождения Никиты Акинфиевича Демидова, он первый из рода Демидовых стал, как меценат помогать и поддерживать творчество музыкантов, а именно – творчество виртуоза-скрипача и композитора И.Е. Хандошкина. Термин «демидовские романсы» объединяет несколько музыкальных произведений, которые напрямую связаны с представителями знаменитой династии заводчиков Демидовых. Это вариации на тему русской песни «То теряю, что люблю» (автор И.Е. Хандошкин), романсы Григория Демидова, две мазурки – «Мазурка Авроры» (композитор М.Ю. Виельгорский, стихи князя П.А. Вяземского) посвящена Авроре Карловне Демидовой-Карамзиной (1808–1902), супруге Павла Николаевича Демидова, и полька-мазурка «Сувенир из Тагила», сочиненная в честь Анатолия Николаевича Демидова (1813–1870) студентом Василием Беловым, представителем знаменитой династии служащих Нижнетагильских заводов XIX в.

В России XIX в. высокое искусство развивалось во многом благодаря меценатам и просветителям. Меценатство – это феномен русского менталитета. Любовь к искусству, необходимость в духовном развитии, заинтересованность в творческой реализации художников, музыкантов и различных коллективов, наличие высокообразованных людей, которые желают развивать русскую музыкальную культуру и вкладывают в нее деньги, стали стимулами развития меценатства. Среди меценатов, поддерживающих развитие музыкального искусства, известно много имен: М.П. Беляев, музыкальный издатель, основатель Беляевского кружка, объединившего многих выдающихся музыкантов, М.А. Балакирев, величайший музыкальный просветитель России XIX в., «Московский Медичи» С.И. Мамонтов, Н.Ф. фон Мекк (урождённая Фраловская), известная своим покровительством и финансовой помощью композитору П.И. Чайковскому, братья музыканты-виртуозы А.Г. и Н.Г. Рубинштейны, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России. А.Г. Рубинштейн открыл первую в России Санкт-Петербургскую консерваторию (1862), был одним из основателей Русского музыкального общества (1859). Н.Г. Рубинштейн был первым директором Московской консерватории (1866). И в этом ряду музыкальных меценатов имена российских предпринимателей и благотворителей Демидовых могут занять достойное место по праву.

Дворянский герб рода Демидовых.
Бронза. I пол. XIX в.

Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Мода на меценатство и благотворительность появилась в правление Екатерины Великой. Многие представители рода Демидовых в XVIII–XIX вв. были меценатами: Прокофий Акинфеевич Демидов (1710–1786), основатель первого Коммерческого училища в России, Павел Николаевич Демидов (1798–1840) учредил в 1831 г. Демидовскую премию при Российской Императорской Академии наук. Международный резонанс получил исследовательский и культурный проект Анатолия Николаевича Демидова (1813–1870) по организации первой франко-российской экспедиции 1837–1839 гг. с целью изучения сырьевых ресурсов Крыма и Донецкого бассейна. Среди Демидовых-меценатов, поддерживающих развитие музыкального искусства, – Никита Акинфиевич Демидов, Николай Никитич Демидов, Григорий Александрович Демидов.
Никита Акинфиевич Демидов. Художник Л.Токке. Холст, масло. 1756–1758 гг.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Демидовский крест на реке Чусовой. Установлен в 1779 г. на месте, где в 1724 г. родился Никита Акинфиевич Демидов.
Общая высота памятника (вместе с постаментом) 260 см, ширина 93 см.

Из свободных Интернет-ресурсов.
Первым (по хронологии) в перечне имен музыкальных меценатов среди Демидовых стоит имя Никиты Акинфиевича Демидова (1724–1789), владельца Нижнетагильских заводов. Меценат, знаток и ценитель искусства, член Вольного экономического общества Н.А. Демидов в Академии художеств учредил медаль «За успехи в механике». Библиофил, путешественник, автор «Журнала путешествий…» по Европе, Никита Акинфиевич покровительствовал скрипачу и композитору Ивану Евстафьевичу Хандошкину (1747–1804), камер-музыканту Екатерины Великой. Никите Акинфиевичу были посвящены изданные в 1781 г. в Амстердаме первые два сборника сочинений И.Е. Хандошкина.
Наталья Яковлевна Демидова (Евреинова) (1732–1756), первая супруга Н.А. Демидова. Неизвестный художник. XVIII в.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Семейная жизнь Никиты Акинфиевича Демидова была полна трагичных событий. В возрасте 24-х лет скончалась его первая жена  Наталья Яковлевна Евреинова (1732–1756), дочь вице-президента коммерц-коллегии Я.М. Евреинова. Их дети – сын Акинфий и дочь Елизавета – умерли в младенчестве. Второй его брак с Марией Сверчковой был бесплодным.
Портрет Александры Евтихиевны Демидовой. Художник А. Рослин. 1772 г. (?).
Собрание П.П. Дурново, Санкт-Петербург (?).
Из свободных Интернет-ресурсов.
Третьей любимой женой стала Александра Евтихиевна (1745–1778), дочь купца Евтихия Ивановича Сафонова. Она была слабого здоровья и страдала «жестокими припадками». Медики посоветовали супругам поехать на воды, и молодые отправились в заграничное путешествие весной 1771 г., которое продлилось целых два года.

Журнал путешествия Никиты Акинфиевича Демидова. 1771–1773 гг.
Опубликован в 1786 г. в Москве в типографии Ф. Гиппиуса.
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Во время путешествия Никита Акинфиевич вел журнал, который впоследствии был опубликован под названием «Журнал путешествия его высокородия господина статского советника, и Ордена Святого Станислава кавалера Никиты Акинфиевича Демидова». Со страниц этого журнала Никита Акинфиевич предстает человеком разносторонних интересов с ироничным складом ума.
Вид на Париж с Нового моста.
Художник Н.-Ж.-Б. Рагене.1763 г.
Музей Гетти (США, Лос-Анджелес).

Из свободных Интернет-ресурсов.
Например, во время пребывания в Париже он посетил королевскую Севрскую фарфоровую мануфактуру, знаменитый королевский зверинец и записал в дневник замечание, что красота парижанок заводится каждое утро – как часовая пружина – «притиранием, окроплением, убелением, промыванием… словом, надобно до основания переиначить лицо и из старого произвести новое».
Общий вид Лондонского Сити около реки Темза.
Художник Т. Боулз. XVIII в.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Демидовы посетили Германию, Францию, Англию и Италию и в ноябре 1773 г. вернулись в Россию. Лечение принесло быстрые успехи. «Плодами путешествия» стали дочь Екатерина, родившаяся в Париже 26 сентября 1772 г., и сын Николай, родившийся 9 ноября 1773 г. на обратном пути, недалеко от Санкт-Петербурга, в селе Чирковицы. В 1776 г. появилась на свет еще одна дочь – Мария.
Усадьба Петровское – Алабино. Главный дом.
Архитектор М. Казаков. 1776 – 1789 гг.
Фотография нач. XX в.
Из свободных Интернет-ресурсов.
И в том же году Никита Демидов начал строительство подмосковной усадьбы в селе Петровском, оно же Княжищево или Алабино, приобретенном им еще в 1740-е гг. Там он мечтал создать красивейший дворец, «paradise» (рай, райский уголок – перевод с английского языка) для своей жены. Строительство было поручено Матвею Казакову, одному из лучших архитекторов. Тот возвел исключительно совершенных пропорций особняк в стиле классицизма, разбил парк, построил церковь с колокольней, освященную в честь московского митрополита Петра.
На закладном камне усадьбы Никита Акинфиевич приказал высечь имя Александры Евтихиевны и фразу — «Не забудь меня». Но еще усадьба не была достроена, а Никита остался вдовцом. В новой церкви похоронил он 33-летнюю супругу. Здесь же велел, когда придет его час, похоронить и себя. А в 1781 г., через три года после смерти Александры Евтихиевны, в Амстердаме вышли два сборника с музыкой Ивана Хандошкина посвященные Никите Акинфиевичу Демидову.
Титульный лист нот «Шесть сонат для двух скрипок, как первое произведение автора, посвященное г-ну Никите Акинфиевичу Демидову, государственному советнику Его Величества Всея Руси и прочая и прочая, сочиненное Иваном Хандошкиным, урожденным русским, музыкантом Капеллы Императрицы Российской. Напечатано в Амстердаме Жаном Жюльеном Хаммелем (Гаммелем?) в Большом музыкальном магазине». 1781 г.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Вид Амстердама с мостом через реку Амстель и зданием сиротского приюта.
Художник Д. Стопендаль.
Нач. XVIII в. Государственный Эрмитаж.

Из свободных Интернет-ресурсов.
Титульный лист нот «Шесть старинных русских песен, с приложенными к оным вариациями, для одной скрипки алто-виолы, сочиненный в пользу любящих играть сего вкуса музыку придворным камер-музыкантом Иваном Хандошкиным, изданные же иждевением книгопродавца Фридриха Мейера в Санкт-Петербурге, 1786 года».
Из свободных Интернет-ресурсов.
Ноты «Вариации на русскую песню «То теряю, что люблю» И.Е. Хандошкина в свободной обработке В. Борисовского. XIX в.
На 8 листах.
Из фондов Российской государственной библиотеки.
Один из них начинается вариациями на тему русской песни «То теряю, что люблю». Богатейший человек Европы, который мог заказать реквием с большим оркестром и хорами любой европейской знаменитости, ограничился голосом скрипки и русской песней. И этого было довольно для него, названного в честь деда, основателя династии, великого оружейника, служившего Петру I, простого тульского кузнеца. Для нас же эта музыка – реквием по ушедшему неповторимому миру русской усадьбы, любимой, но забытой доброй старине.
Натюрморт со скрипкой и флейтой.
Художник Ж.-Б. Удри. 1725 г.

Из свободных Интернет-ресурсов.
Кто же такой Иван Евстафьевич Хандошкин, которому покровительствовал Никита Акинфиевич Демидов? Иван Евстафьевич Хандошкин (1747–1804) – основоположник русского скрипичного стиля, талантливый композитор с ярко выраженным национальным складом дарования. Имя Хандошкина было популярно в России. Он одним из первых использовал и блестяще обработал русские крестьянские и городские народные песни в своих произведениях для скрипки и других инструментов, приобрел известность как собиратель народных песен, блестящий скрипач, виртуозно владевший игрой на гитаре и балалайке, дирижер и педагог, сочинитель балетов при дворе – таков разносторонний круг деятельности этого замечательного музыканта.
Джузеппе Тартини, итальянский скрипач и композитор.
Гравюра. 
Автор Карло Кальчинотто. 1761 г.
Национальная библиотека Франции.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Джакомо Кваренги.
Вид деревянного театра Книпера на Царицыном лугу.
Репродукция. Бумага, печать. I пол. XIX в.
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Хандошкин, как Паганини, играл на одной струне, а также использовал прием скордатуры (изменение стандартной настройки струнного инструмента). Последний прием игры – скордатура – был настолько присущ Хандошкину, что после его смерти, характеризуя политическое состояние европейских дел, писали: «…вся Европа, как Хандошкина скрипка, на разладе».

Хандошкин проходил обучение в Италии у знаменитого скрипача и композитора Джузеппе Тартини, а позже сам преподавал в оркестре театра Карла Книппера «Вольный Российский Театр».
Хандошкин обладал замечательным даром импровизации, имел славу «первого сочинителя и игрока русских песен».


Лев Александрович Нарышкин,
обер-шталмейстер.
Неизвестный художник. XVIII в.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Хандошкин был любимцем князя Г.А. Потемкина, любителя музыки и народной песни, и обер-шталмейстера Л.А. Нарышкина, знаменитого придворного балагура и повесы времён Петра III и Екатерины II, которых «приводил в музыкальный раж своей балалайкой. Последняя у него сделана была из горлянки тыквы, внутренность которой была проклеена порошком битого хрусталя, звук от этого был самый чистый, серебряный».
Портрет князя Григория Александровича Потемкина-Таврического.
Художник Иоганн-Баптист Лампи Старший.
Около 1790 г. Государственный Эрмитаж.
Из свободных Интернет-ресурсов.

Григорий Александрович Потёмкин (1739—1791), государственный деятель, граф, светлейший князь (Потёмкин-Таврический), генерал-фельдмаршал, член Российской академии, фаворит императрицы Екатерины II, в феврале 1785 г. добился от Екатерины II увольнения Хандошкина с придворной службы и назначения его директором Академиии Наук и Художеств в Екатеринославе.

За долговременную придворную службу при театрах (20–25 лет) Хандошкин был награжден пенсией и «чином мундшенка придворного» (придворный чин XIV класса согласно Табели о рангах в Российской Империи). Ему была поручена организация музыкального дела. Но музыкант и композитор Джузеппе Сарти, хитрый и ловкий царедворец, сумел оттеснить Хандошкина с занимаемой должности.
Иван Хандошкин был отстранен от дел «Музыкальной академии», жил в Москве (по другим данным – в Кременчуге), в Екатеринослав не выезжал.

После 1787 г. Хандошкин переехал из Москвы в Петербург. Его талант высоко ценили современники, называвшие гениального скрипача «наш Орфей». Хандошкин выступал в качестве исполнителя при дворе Павла I, принимал участие в музыкальных вечерах С.С. Яковлева.
Виртуозность техники Хандошкин сохранил до последних лет жизни «и на сем возрасте играл арпеджии коротеньким Тартиниевским смычком». Смычок конструкции Тартини короче современного (туртовского) с прямой тростью и каннелировкой (продольные вырезы в месте держания смычка для большего удобства играющего).


Автограф Ивана Евстафьевича Хандошкина.
XVIII в. Копия.
Из свободных Интернет-ресурсов.

Стареющий музыкант неоднократно обращался к императору с просьбой о назначении ему пенсии. Тянулись годы, выплата денег задерживалась. Наконец, однажды, Иван Евстафьевич получил депешу, извещавшую, что 18 марта 1804 г. он может явиться за получением пенсиона. Хандошкин пришел, но войдя, прямо в чиновничьем кабинете, упал и скончался от «паралича сердца», в возрасте 57 лет. Похоронили Хандошкина на Волковском кладбище. Жизнь вдовы Хандошкина Елизаветы, оставшейся с маленьким сыном, проходила в крайней бедности. Портрета Хандошкина не сохранилось. Единственное описание его внешнего вида дано в записях В. Ф. Одоевского: «Росту среднего, плотного, красивой наружности, глаза большие — парик носил».


Вариации И.Е. Хандошкина на тему русской песни «То теряю, что люблю» исполняют преподаватель Детской музыкальной школы № 3 имени Н.И. Привалова Елена Сорокина (скрипка) и концертмейстер Детской музыкальной школы № 3 имени Н.И. Привалова Лариса Кузина.
Видеозапись. Выступление состоялось на мероприятии в связи с открытием выставки «Визит наследника престола» в Историко-краеведческом музее. Нижний Тагил, 26 января 2017 г.





Николай Никитич Демидов.
Неизвестный художник.
Холст, масло.
Нач. XIX в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Николай Никитич Демидов (1773–1828).
Скульптор А. Тадолини (?).
Копия с оригинала Б. Торвальдсена.

Мрамор. I пол. XIX в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Традиции музыкального меценатства продолжил Николай Никитич Демидов. Главным увлечением в жизни владельца Нижнетагильских заводов был театр.
Предприниматель, меценат, защитник Отечества и коллекционер Николай Никитич любовь к театру пронес через всю свою жизнь, в зрелом возрасте он прославился как умный и тонкий его ценитель. Он владел и крепостным театром в России, и французской театральной труппой в Италии.
Усадьба Николая Никитича Демидова Сан-Донато ин Польвероза во Флоренции поражала современников своим великолепием. Труппа Демидова с 1820 по 1822 гг. выступала в Риме в палаццо Русполи, великолепном здании эпохи Возрождения, где жил и сам Николай Никитич.
Палаццо Серристори. Флоренция, набережная р. Арно.
Современная фотография.
Демидовы в России и Италии. Опыт взаимного влияния российской и европейской культур в XVIII–XIX вв. на примере нескольких поколений Демидовых. – М.:
Издательский центр «Концепт-медиа», 2013 г.

Вилла Сан-Донато. 1870 г. Фотокопия из Государственного исторического музея (Москва). 1970 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Б. Сильвестри.
Полевое здание для отдыха
и танцев в Сан-Донато ин Польвероза.1834 г.
Демидовы в России и Италии.
Опыт взаимного влияния российской и европейской культур в XVIII XIX вв. на примере нескольких поколений Демидовых. – М.: Издательский центр «Концепт-медиа», 2013 г.
Впоследствии вместе с Демидовым труппа перебралась во Флоренцию, где для нее Н.Н. Демидовым был построен театр Одеон для музыкальных и театральных представлений по чертежам Джованни Батиста Силверстри.
Луиджи Гордиджани (1806-1860),
итальянский композитор и пианист.
Неизвестный художник. 1850-е гг. (?).
Из свободных Интернет-ресурсов.
В 1824 г. Н.Н. Демидов нанял в качестве пианиста молодого Луиджи Гордиджани для аккомпанирования водевилям в своей театральной труппе. Впоследствии Луиджи Гордиджани (1806–1860), музыкант, итальянский композитор и пианист, автор почти трёхсот произведений, включая оперы, кантаты, инструментальные пьесы, восемь нотных сборников песен для голоса и фортепьяно (народные песни, арии, романсы, камерную музыку), собранных в Народные мелодии Тосканы для голоса и фортепьяно.
Мелодии Тосканы были популярнейшими в Европе XIX столетия, но позднее основательно забыты. Луиджи Гордиджани в детстве продемонстрировал музыкальные способности, пел кантаты в театрах, где выступал его отец. В возрасте тринадцати лет он написал первую кантату, которую посвятил императору Австрии Фердинанду I.
После смерти отца, чтобы заработать на жизнь, Луиджи начал сочинять множество инструментальных пьес для фортепиано и в этот момент встретил во Флоренции русского аристократа и мецената Николая Демидова, который взял его в свою театральную труппу. Демидову Гордиджани посвятил комическую оперу «Свидание», которая была поставлена во флорентийском оперном театре и хорошо принята публикой. Воодушевленный Гордиджани сочинил ещё две комические оперы, однако из-за смерти Николая Демидова осуществить их постановку не удалось.

Николай Никитич Демидов (1773–1828).
Гравюра. Автор Ж.-Б.-Ф. де Фурнье. Флоренция. 1828 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Григорий Александрович Демидов, композитор, инспектор Санкт-Петербургской консерватории.
Фотография 1860-х гг.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Венцом музыкальной образованности демидовской династии можно назвать Григория Александровича Демидова (1837–1870), русского композитора, автора романсов и маршей, инспектора Санкт-Петербургской консерватории (1866–1870), праправнука Григория Акинфиевича Демидова. Его имя теснейшим образом связано с историей русской музыкальной культуры.
Григорий Акинфиевич Демидов.
Неизвестный художник. Сер. XVIII в.
Фотокопия портрета подарена в экспозицию
Тульского музея «Некрополь Демидовых» Татьяной Демидовой-Сегэн.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Гербарий Г.А. Демидова (Соликамск).
1750–1758 гг.

Из свободных Интернет-ресурсов.
Портрет Карла Линнея.
Художник А. Рослин. 1775г.

Национальная портретная галерея, Швеция.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Соликамский мемориальный ботанический сад Г.А. Демидова.
Воссоздан в 1994 г. дендрологом-энтузиастом А.М. Калининым.
Современный вид.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Его знаменитый предок – Григорий Акинфиевич Демидов, русский ботаник, предприниматель, меценат из рода Демидовых. Он основал Тисовский (1736) и Бисертский (1761) заводы. Известен как создатель первого в России частного ботанического сада под Соликамском (1731) и как корреспондент шведского учёного Карла Линнея.
В 1748 г. Г.А. Демидов лично передал в Академию наук в Петербурге коллекцию Георга Стеллера, состоящую из 80 растений, – первую ботаническую коллекцию растений Северо-Западной Америки, в то время еще неизвестных европейцам.
Дубликаты образцов гербария Стеллера Демидов в том же 1748 г. переправил в Швецию Карлу Линнею, знаменитому ученому и классификатору природы.

Александр Григорьевич Демидов.
Художник П.Ф. Соколов. 1820-е гг.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Родовой герб Алединских. XIX в.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Прямой потомок Григория Акинфиевича Демидова Григорий Александрович – сын полковника Александра Григорьевича Демидова и Ольги Александровны Алединской, фрейлины Великой княгини Елены Павловны. Родился 18 июля 1837 г. в Петербурге. Получил домашнее воспитание, затем учился в частном учебном заведении. С детства любил музыку, в семь лет уже играл на фортепиано и продолжал любить музыку всю жизнь. После смерти отца (1853) по его примеру стал военным.
Николаевское кавалерийское училище
(«Славная школа» как именовали его сами кавалеристы в разговорах.)
Современная фотография.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Штаб-офицер Лейб-гвардии Преображенского полка.
Художник К.К. Пиратский. 1865 г.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Здание Главного штаба и министерств со стороны Мойки.
Литография К.П. Беггрова с рисунка
В.С. Садовникова.
1830-е гг.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского.
Художник И.Е. Репин. 1881 г.
Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Композитор Модест Петрович Мусоргский.
Фотография 1870 г.
Из свободных Интернет-ресурсов.
После окончания Николаевского училища гвардейских офицеров (1854) Демидов служил юнкером в лейб-гвардии Преображенского полка в чине унтер-офицера. В 1859 г. вышел в отставку в чине подпоручика, поступил на службу в Министерство иностранных дел. 2 ноября 1862 г.
Композитор М.П. Мусоргский занимался музыкой с несколькими офицерами, в числе которых были и Григорий Демидов.
Портрет Николая Николаевича Оржицкого.
Неизвестный литограф. II четв. XIX в.
Бумага, литография, овал.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Лидия Николаевна Оржицкая (?).
Фотография 1850-х (?) гг.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Григорий Александрович женился на Лидии Николаевне Оржицкой (1842–1892), дочери декабриста Николая Николаевича Оржицкого (1796–1861). Её отец был незаконным сыном графа Петра Кирилловича Разумовского. После женитьбы Григорий уехал в Лейпциг, где в течение двух лет изучал теорию музыки под руководством профессора Морица Гауптмана.
Антон Григорьевич Рубинштейн, музыкант и композитор.
Фотография 1860-х (?) гг.

Из свободных Интернет-ресурсов.
Портрет Антона Рубинштейна.
Неизвестный художник. 1880 г.
Из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Из свободных Интернет-ресурсов.
В 1862 г. во флигеле дома Демидовых на Мойке (Г.А. Демидов владел этим домом совместно с матерью и братьями) по инициативе музыканта и композитора А.Г. Рубинштейна при Русском музыкальном обществе была открыта Петербургская консерватория и располагалась в нем до 1896 г. Рубинштейн стал первым ее директором.
В 1867 г. Демидов, по предложению Рубинштейна, высоко ценившего его как композитора и знатока теории музыки, принял должность инспектора классов консерватории и занимал эту должность до смерти. Современники вспоминали, что Демидов «отличался неутомимо ревностным и безукоризненно честным исполнением своих обязанностей».

Санкт-Петербургская консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова. Кон. XIX – XX вв.
Из свободных Интернет-ресурсов.


Портрет композитора Александра Сергеевича Даргомыжского.
Художник В.Е. Маковский. 1869 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Из свободных Интернет-ресурсов.

♦ Ноты романса «Когда гляжу тебе в глаза» (на 2-х листах). Слова М.Л.  Михайлова (из Гейне), музыка Г.А. Демидова.
XIX в. 

♦Ноты романса «Моя жизнь» (на 2-х листах). Слова М.Л. Демидова, музыка Г.А. Демидова.
Романс посвящен Константину Николаевичу Вельяминову (1827–1887) – генерал-лейтенанту, председателю дирекции Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества. XIX в.

Из фондов Российской государственной библиотеки.

 

♦Ноты романса «Объятый туманными снами» (на 3-х листах). Слова М.Л. Михайлова (из Гейне), музыка Г.А. Демидова. XIX в. 

♦Ноты романса «Горные вершины» (на 2-х листах). Слова М.Ю. Лермонтова (из Гете), музыка Г.А. Демидова. XIX в.
Из фондов Российской государственной библиотеки.

 

Демидов, кроме инспекторской деятельности, занимался композицией, вел занятия и принимал экзамены по классу кларнета. Композитор А.С. Даргомыжский признавал за ним «несомненный талант», хотя как композитор Демидов не отличался плодовитостью, сочинял преимущественно романсы и марши. Литературной основой романсов служили стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, А.В. Кольцова, Д. Давыдова и других поэтов. Большая их часть написана на слова революционера-демократа М.Л. Михайлова.
Все произведения Г.А. Демидова отличаются изящной и в высшей степени интересной оркестровкой, свидетельствующей о тонком музыкальном вкусе автора.
Григорий Александрович пробовал свои силы и в амплуа дирижера: в 1869 г. в Собрании художников оркестр под управлением Демидова исполнял произведения недавно умершего А.С. Даргомыжского.

В 1869 г. Григорий Александрович заболел и 1 (13) февраля 1870 г. скончался в возрасте 32-х лет. Из некролога, опубликованного в газете «Голос»: «Вся жизнь покойного состояла в честном служении искусству, которое он горячо любил и ставил выше всего на свете. Пожертвовав служебной карьерой, не заботился о приобретении громкой известности как исполнитель или композитор. Он отличался в высшей степени мягким любящим сердцем, благородным прямым характером и готовностью служить всякому нуждающемуся». Имя Григория Александровича теснейшим образом связано с историей русской музыкальной культуры.
Вклад Григория Александровича Демидова в развитие отечественного музыкального образования был плодотворным.
Концерт «Демидовский романс».
Поет певица Наталья Гамаюнова.
«Ночь искусств».
Нижний Тагил, ноябрь 2019 г.




   Романсы Григория Александровича Демидова звучат в исполнении тагильской певицы Натальи Гамаюновой: «Когда гляжу тебе в глаза», «Моя жизнь» («Время золотое»), «Объятый туманными снами», «Горные вершины».
Нижний Тагил, ноябрь 2021г.












Еще два музыкальных произведения были написаны в честь Анатолия Николаевича Демидова и Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной.



Анатолий Николаевич Демидов,
князь Сан-Донато (1813–1870).
Скульптор Ж.-П. Д'Антан. Мрамор. 1839 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Анатолий Николаевич Демидов (1813–1870), князь Сан-Донато, – действительный статский советник, дипломат, филантроп, путешественник, президент Императорского Минералогического общества (1844–1865). Большую часть жизни он провел вдали от России, жертвовал деньги на развитие науки, культуры, медицины.
Анатолий Николаевич Демидов (1813–1870).
Художник О. Раффе. Литография. 1837 г.
Из свободных Интернет-ресурсов.

Геологическая карта Донецкого кряжа и восьми каменноугольных групп. Составлена профессором Парижской Горной школы Ф. Ле Пле и геологом А. Маленво. 1837–1839 гг. Атлас «Исследование каменноугольного Донецкого бассейна, произведенное в 1837–1839 гг.». – М., 1854.
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Demidov A.N. Voyage dans la Russie meridionale et la Crimee par la Hongrie, la Valachie et la Moldavie execute en 1837 par Anatole de Demidoff. Paris: Ernest Bourdin, 1838.
На авантитуле – автограф А.Н. Демидова.

Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Демидов А.Н. Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию, совершенное в 1837 г.
 А. Демидовым, членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук и Искусств,
Императорского Санкт-Петербургского Университета, и Академий Парижской, Мюнхенской и Стокгольмской.
Издание, украшенное рисунками Раффе. – М.: Типография А. Семена, 1853.
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Его имя навсегда вписано в историю Крыма и Донбасса. А.Н. Демидов организовал, снарядил, финансировал первую научную франко-российскую экспедицию 1837–1839 гг. с целью изучения Крыма и Донецкого бассейна в интересах развития горного дела. Финансирование экспедиции по Югу России, активное личное участие в ней и публикация ее материалов Анатолием Демидовым стали для четырех Академий наук – Петербургской, Парижской, Мюнхенской и Стокгольмской – поводом объявить его своим почетным членом.
За публикацию материалов экспедиции по Югу России А.Н. Демидов в 1847 г. стал тридцатым лауреатом полной Демидовской премии в номинации «География». Анатолий Николаевич активно пропагандировал и популяризировал русскую культуру за рубежом: установил в Брюсселе и Карлсбаде бюсты Петра I работы К.А. Тона, покровительствовал К.П. Брюллову, финансировал экспедицию по России французского художника А. Дюрана.
Василий Дмитриевич Белов (1820-е (1830-е?)–1910), служащий Нижнетагильских заводов, общественный и научный деятель. Нач. XX в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Ноты польки-мазурки «Сувенир из Тагила», сочиненной в честь Анатолия Николаевича Демидова (1813–1870) студентом Василием Беловым. 1850-е гг. (?).
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

В честь Анатолия Николаевича Демидова была написана полька-мазурка «Сувенир из Тагила», которая стоит несколько особняком в ряду произведений «демидовского романса». Польку-мазурку сочинил студент Василий Белов, представитель знаменитой династии служащих Нижнетагильских заводов XIX в.
Вероятнее всего, это Василий Дмитриевич Белов (1820-е (1830-е?)–1910), юрист, финансист, бухгалтер, общественный и научный деятель. Он служил управляющим Главной петербургской конторой Демидовых, был членом Главного правления Нижнетагильских заводов, первым председателем уездной Верхотурской земской управы, депутатом Государственной Думы, действительным член Уральского общества любителей естествознания (1871).
Описание Белова сделано в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Горное гнездо», где он выведен под именем Авдея Никитича Тетюева. И, хотя его характеристика крайне отрицательная, но есть и такая лестная для Белова фраза: «Это замечательная административная и финансовая голова».
Дом Энгельгардта у Казанского моста
в Санкт-Петербурге.
Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1759–1761 гг.
Современный вид.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Профессиональным музыкантом Белов не был. Мазурка написана им в период обучения его в Петербурге на юридическом факультете Петербургского университета в конце 1840-х гг. Она издана петербургским музыкальным издателем Габлером. Александр Христофорович Габлер был не только владельцем известного нотного и книжного магазина, но и сам являлся издателем нотных собраний, в том числе сочинений начинающих авторов. Музыкальное издательство Габлера находилось в Доме Энгельгардта у Казанского моста (современный адрес – Невский проспект, дом 30/16 (по каналу Грибоедова)). Дом построен архитектором Ф.Б. Растрелли (1759–1761) в стиле барокко в 1759–1761 гг. За домом закрепилось название Дом Энгельгардта, которое сохраняется до сих пор. Здесь проводились музыкальные вечера и балы-маскарады. Гостями вечеров были В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, И. Тургенев, их посещали члены царской семьи, выступали Г. Берлиоз, Р. Вагнер, И. Штраус, Ф. Лист, К. Шуман, М.И. Глинка, А.Г. Рубинштейн, П. Виардо.

Заводоуправление Нижнетагильского округа. Кон. XIX–нач. XX в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Центр Нижнетагильского заводского поселка. Вид с Лисьей горы. Кон. XIX–нач. XX в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Василий Дмитриевич Белов окончил Выйское заводское училище, юридический факультет Петербургского университета, после чего в начале 1850-х гг. он вернулся в Нижний Тагил. До земской реформы в 1864 г. он, вероятно, занимался преподавательской деятельностью.
В 1870 г. В.Д. Белов был избран первым главой Земской управы Верхотурского уезда. Итогом земских работ Белова стала хорошо поставленная медицинская служба, включавшая программу оспопрививания и акушерской помощи, были открыты 17 фельдшерских пунктов. По его инициативе были организованы 5 новых школ, педагогические курсы и проводились съезды учителей в 1872 и 1874 гг.
После переезда в Петербург в 1873 г. Белов служил в Петербургской конторе П.П. Демидова, в 1903 г. он вошел в состав Главного правления Нижнетагильского и Луньевского округов. В 1880-х гг. Белов активно занимался общественной деятельностью, выступал с докладами, публиковал научные и публицистические труды, стал влиятельным членом различных обществ и объединений предпринимателей и экономистов.

В исполнении камерного ансамбля «Классик» звучит полька-мазурка «Сувенир из Тагила», сочиненная в честь Анатолия Николаевича Демидова студентом Василием Беловым. Видеозапись выступления была произведена на мероприятии «Звучит мазурка сквозь века» в Историко-краеведческом музее. Нижний Тагил, 12 мая 2016 г.


Аврора Карловна Демидова-Карамзина.
Художник К.П. Брюллов.
Холст, масло. 1836–1837 гг.

Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Авроре Карловне Демидовой-Карамзиной, урожденной Шернваль, посвящено музыкальное произведение «Mazurkad'Aurora» («Мазурка Авроры») композитора М.Ю. Виельгорского.
Михаил Юрьевич Виельгорский.
Художник П.Ф. Соколов.
Бумага, акварель. 1840-е гг.

Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского.
Из свободных Интернет-ресурсов.


Ноты «Mazurkad'Aurora» («Мазурка Авроры»).
Композитор М.Ю. Виельгорский.
Из фондов Российской государственной библиотеки.

Граф Михаил Юрьевич Виельгорский (1788–1856) – русский музыкальный деятель и композитор-любитель польского происхождения. Перу Виельгорского принадлежит опера «Цыгане» на сюжет, связанный с событиями Отечественной войны 1812 г. В Петербурге Виельгорский имел таких знаменитых друзей, как Пушкин, Тютчев, Жуковский. Виельгорский также оказывал материальную помощь молодым художникам и литераторам. В 1838 г. совместно с Жуковским он организовал лотерею, на средства от которой был выкуплен из крепостной зависимости поэт Тарас Шевченко.
Михаил Виельгорский был прекрасным исполнителем и композитором, дилетантом, но по отзыву выдающегося немецкого композитора эпохи романтизма Роберта Шумана, «гениальным дилетантом». Он играл на скрипке и фортепиано, учился композиции, теории музыки и гармонии, в течение всей жизни оставался горячим поклонником немецкого композитора Людвига ван Бетховена, с которым был знаком.
В салоне Виельгорского в Петербурге собирались истинные ценители музыки, выступали артисты и музыканты, впервые исполнялись многие сочинения. Поэт Дмитрий Владимирович Веневитинов называл дом Виельгорского «академией музыкального вкуса», французский композитор и дирижёр Гектор Берлиоз, приезжавший в Россию, – «маленьким храмом изящных искусств».
Михаил Юрьевич Виельгорский свободно владел немецким, французским и итальянским. Дом Виельгорских в середине XIX в. был центром культурной жизни Петербурга, который посещали М.И. Глинка, Ф.И. Тютчев, Г. Берлиоз, Ф. Лист, И.П. Рубини и многие другие деятели культуры Европы и России.
Умер Михаил Виельгорский 9 (21) сентября 1856 г. в Москве. Похоронен в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры в Петербурге. Его зять граф Владимир Александрович Соллогуб, прозаик, драматург, поэт и мемуарист, вспоминал о нём: «Граф Виельгорский прошёл незамеченный в русской жизни... Он не искал известности, уклонялся от борьбы и, несмотря на то – или, может быть, именно потому, – был личностью необыкновенной: философ, критик, лингвист, медик, теолог, герметик, почетный член всех масонских лож, душа всех обществ, семьянин, эпикуреец, царедворец, сановник, артист, музыкант, товарищ, судья, он был живой энциклопедией самых глубоких познаний, образцом самых нежных чувств и самого игривого ума».

Чем же Аврора Карловна привлекла внимание Виельгорского и возбудила желание написать музыкальное произведение в ее честь?
Аврора Карловна Демидова-Карамзина (1808–1902) – супруга П.Н. Демидова, совладелица Нижнетагильских заводов (1841–1902). Фрейлина Императорского двора, блиставшая в высшем свете, она активно занималась благотворительностью.
А. Демидовой принадлежат большие заслуги в охране материнства и младенчества. В Гельсингфорсе (ныне — Хельсинки) она основала первые ясли для детей работниц (1841) и Институт Сестёр Милосердия (1867).
Эрнст Густав фон Виллебранд,
последний шведский губернатор Финляндии, генерал-майор, барон, дед Авроры Шернваль.
Неизвестный художник. Кон. XVIII в. 
Из свободных Интернет-ресурсов.
Родовой герб баронов фон Виллебранд.
Первый финляндский баронский род фон Виллебранд имел баронское Королевства Шведского достоинство.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Ева Густава Шернваль, урожденная фон Виллебранд, мать Авроры Шернваль.
Неизвестный художник. 1820-е гг.
Собрание Национального музея Финляндии.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Карл Йохан Шернваль.
Неизвестный художник. Нач. XIX в.
Собрание Национального музея Финляндии.

Карл Йохан Шернваль – Губернатор Выборга (1812–1815), отец Авроры Шернваль.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Карл Йохан фон Валлен. 
Неизвестный художник. 1830–1840 гг.
Фон Валлен – выборгский губернатор (1816–1820), прокурор Финляндии в 1820–1830-е гг., отчим Авроры Шернваль.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Воплощенный идеал женственности и красоты, «Финляндская Венера», как ее называли современники, запомнилась им «высоким качеством сердобольного сердца» и полной трагических утрат судьбой.
Полное имя, данное ей при крещении, – Ева Аврора Шарлотта Шернваль. Она родилась 1 августа 1808 г. в городе Бьернеборге (ныне город Пори на юго-западе Финляндии). Предки Авроры принадлежали к известнейшим представителям шведского дворянства. Дед ее по матери – последний шведский губернатор Финляндии Эрнст Густав фон Виллебранд. Отец Авроры – Карл Йохан Шернваль, губернатор Выборга – скончался, когда ей было всего семь лет. Вскоре отчимом Авроры стал прокурор Финляндии Карл Йохан фон Валлен.
Аврора Шернваль.
Художник А. Маннергейм. 1830-е гг.

Частная коллекция.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Аврора Карловна Демидова,
урожденная баронесса Шернваль.

Художник В.И. Гау. 1845 г.
Собрание Русского музея.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Аврора Карловна Шернваль фон Валлен.
Художник М. Роткирх. 1828 г.
Собрание Национального музея Финляндии.
Из свободных Интернет-ресурсов.
По воспоминаниям современников, Аврора Демидова была женщиной редкой красоты. В Аврору безумно влюблялись, ею восхищались. Красоту Авроры воспевали в своих стихах поэты Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев.
Евгений Абрамович Баратынский.
Художник А.И. Лебедев.
Литография. Лист из издания А.Э. Мюнстера
«Портретная галерея русских деятелей». Спб., 1865–1869 гг.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Федор Иванович Тютчев.
Неизвестный художник. 1818–1820-е гг.
Государственное автономное учреждение культуры Московской области «Музей-заповедник «Усадьба Мураново»
имени Ф.И. Тютчева».

Из свободных Интернет-ресурсов.
Василий Андреевич Жуковский.
Художник К.П. Брюллов. 1837 г.
Национальный музей Тараса Шевченко (Киев).
Из свободных Интернет-ресурсов.

Петр Андреевич Вяземский.
Художник П.Ф. Соколов. 1824 г.
Государственный литературный музей, Москва.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Стихотворение П.А. Вяземского «Песня».
Посвящено А.К. Карамзиной.
Опубликовано в Полном собрании сочинений П.А. Вяземского. Т. IV. 1828–1852 гг.
Из фондов Российской государственной библиотеки.
Барон Карл Густав Маннергейм.
Художник Жиро, литограф Эмиль Лассаль.
Начало 1830-х гг.
Собрание Национального музея Финляндии. Литография опубликована в "Voyages de la Commission scientifique du Nord, en Scandinavie, en Laponie, au Spitzberg et aux Feröe" av ukjent forfatter og utgitt av Arthus Bertrand Paris: Arthus Bertrand, [1852] (Paris, [1852]).
Национальная библиотека Норвегии.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Поэт князь П.А. Вяземский написал в честь Авроры «Песню», начинавшуюся словами «Нам сияет Аврора, нужды в солнце нам нет…», которую музыкант и композитор граф М.Ю. Виельгорский положил на музыку и назвал «Masurkad,Aurore».
Сестра Авроры Эмилия была хорошо знакома с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, который посвятил ей одно из своих стихотворений. У Авроры было много поклонников – поэт Евгений Баратынский, родственник Авроры барон Карл Густав Маннергейм.
Портрет императора Николая I.
Художник В.Д. Сверчков. 1856 г.
Государственный Эрмитаж.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Фрегат «Аврора».
Художник П.Т. Борисполец. 1844 г.
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого (Санкт-Петербург).
Из свободных Интернет-ресурсов.
Даже император Николай I был в числе поклонников Авроры. Они познакомились в Гельсингфорсе
в 1830 г. Императору представили лучезарно красивую Аврору, и он долго не мог отвести взгляд от ее лица. В честь красавицы, фрейлины Императорского двора, воспитательницы царских детей Авроры Демидовой-Карамзиной Николай I назвал 44-пушечный парусный фрегат в составе Российского императорского флота, прославившийся при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны, в свою очередь, именем которого была названа легендарная «Аврора», знаменитый крейсер, выстрел которого возвестил всему миру об Октябрьской революции. Аврора в совершенстве владела тремя языками – родным финским, русским, ставшим ей тоже родным, и французским.
Родовой герб Мухановых. XIX в.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Георгий Владимирович Маслов, поэт. 1918 г.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Первый жених Авроры – поэт Александр Алексеевич Муханов(1802–1834), полковник, камергер, участник русско-турецкой войны 1828–1829 гг., великолепный танцор, обаятельный кавалер, всеобщий любимец, умер буквально в день свадьбы.
После его неожиданной смерти в письмах и дневниках современников Авроры ее имени стало неизменно сопутствовать грустное определение «Роковая Аврора».

Эту легенду вспомнил поэт Георгий Владимирович Маслов (1895–1920),написавший в годы Гражданской войны поэму «Аврора»: «И на смерть роком обречен поцеловавший эти губы». Он обучался на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, в годы Гражданской войны он был в рядах белогвардейцев.
Маслов, как бы подтверждая роковое предназначение Авроры, попав в число ее посмертных поклонников, скончался на следующий год после написания поэмы в 24-летнем возрасте – заболел тифом и умер в воинском госпитале.
Павел Николаевич Демидов.
Неизвестный художник.
Копия с портрета Ж.-Б. Сингри (?).
Металл, масло. I пол. XIX в.

Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Павел Николаевич Демидов.
Художник П.П. Веденецкий.
Холст, масло. 1841 г.

Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
9 ноября (21 ноября – по новому стилю) 1836 г. Аврора Шернваль, фрейлина Императорского двора, вышла замуж за егермейстера двора, статского советника, владельца Нижнетагильских заводов Павла Николаевича Демидова.
Жених был тяжко болен и не мог ходить, во время брачной церемонии сидел в инвалидной коляске, в которой и пришлось его везти вокруг аналоя.
В день свадьбы он подарил Авроре Карловне шкатулку из благородных металлов, в которой лежало четырехрядное жемчужное ожерелье и знаменитый алмаз «Санси», весом более 53 карата и великолепной огранки.
Имитация алмаза «Санси».
Фианит.

Изготовлен на заводе «Русские самоцветы», 1992 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Этот алмаз некогда украшал французскую корону, был приобретен Павлом Демидовым во Франции за 500 тысяч франков и, по легенде, приносил несчастье своим владельцам.
После свадьбы в Гельсингфорсе Демидовы перебрались в Петербург, затем уехали в Германию, позже во Флоренцию. 9 октября 1839 г.
Аврора родила сына Павла. Демидовы решили вернуться в Россию, но в дороге Павел заболел и 25 марта 1840 г. в Германии умер. Он скончался через три с половиной года супружеской жизни.
Портрет Авроры Карловны Демидовой с сыном.
Художница Лаура де Леомениль.
I пол. 1840-х гг.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Андрей Николаевич Карамзин.
Художник П.Н. Орлов. 1836 г.
Частное собрание (Сату и Вейкко Вуористо, усадьба Хайко Картано), Финляндия.
Из свободных Интернет-ресурсов.

Памятник А.Н. Карамзину. Нижний Тагил.  Нач. XX в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

После шестилетнего вдовства в 1846 г. Аврора вышла замуж за сына русского историографа Андрея Николаевича Карамзина (1814–1854), выпускника Дерптского университета, офицера Кавказской армии, значительно моложе ее (на 6 лет).
Во время пребывания в 1849 г. в Нижнем Тагиле семьи Карамзиных с малолетним Павлом Демидовым в Нижнетагильском округе были открыты несколько единоверческих и православных училищ. Аврора Карловна открыла детский приют, названный в ее честь Авроринским, на 60 человек детей обоего пола, и при нем действовала одноклассная школа с ремесленными мастерскими.
Семейное счастье Авроры было вновь недолгим. Второй брак тоже принес ей горе от потери любимого человека, хотя и продолжался чуть более чем вдвое больше нежели первый – 8 лет. Андрей Николаевич Карамзин был убит во время Крымской войны 16 мая 1854 г. в сражении с турками в Малой Валахии, где он командовал кавалерийским полком. Вместе с ним погибли 19 офицеров и 139 солдат. Трагизм ситуации усугублялся еще и тем, что некоторые современники считали, что Карамзин сам был виноват в массовой гибели своих солдат, только геройская смерть избавила его от военного суда.
Портрет Павла Павловича Демидова.
Художник А.Е. Рокачевский.
Холст, масло. II пол. XIX в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Всю оставшуюся жизнь Аврора посвятила своему сыну Павлу Павловичу Демидову (1839–1885). Он окончил юридический факультет Петербургского университета, был российским дипломатом, киевским городским «головой», получил после смерти бездетного дяди А.Н. Демидова титул князя Сан-Донато, был избран почетным гражданином города Флоренции за то, что на его средства были построены приюты и дешевые столовые для бедных и проведена реставрация собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
Аврора Карамзина.
Художник А.Ж. Периньон. 1853 г.
Городской музей Хельсинки, Финляндия.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Последнее фото Авроры Карловны Карамзиной на пороге дома.
Хельсинки, Финляндия.1900 г.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Во второй половине своей жизни Аврора жила в Финляндии, сначала в усадьбе Трескенде, затем на вилле Хагасунд.
Аврора оказалась долгожительницей. Пережив своего единственного сына, Павла Павловича Демидова, двух его жен, а также свою мать, двух сестер и брата, Аврора скончалась 13 мая 1902 г., не дожив трех месяцев до 94 лет, и похоронена в Хельсинки на старом кладбище Гельсингфорса.
До последних лет своей жизни она активно занималась благотворительностью. Почти все деньги, которые она получала от доходов демидовских горных заводов, она раздавала бедным.
Зал музея А.К. Карамзиной в Хельсинки.
Комната Авроры Карловны. Финляндия.
Из свободных Интернет-ресурсов.
В бывшем доме Авроры Карловны в Хельсинки, согласно ее завещанию, размещается городской музей, в фондах которого хранится часть ее обширного личного архива. В честь нее названы две улицы Хельсинки. И в книге «Сто замечательных финнов», изданной в Хельсинки в 2004 г., есть имя Авроры Карловны.
Памятный камень с бронзовым барельефом Авроры Карамзиной и надписью «Caritas» («Милосердие»), установленный в поместье Трескенде.
Скульптор Х. Ниеминен. Фото Л. Хенинен. 1958 г.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Финская марка с изображением фотопортрета А.К. Карамзиной.
Из свободных Интернет-ресурсов.

Камерный ансамбль «Классик» исполнил мазурку-романс «Мазурка Авроры» композитора М.Ю. Виельгорского, написанную в честь Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной, супруги П.Н. Демидова. Видеозапись выступления была произведена на мероприятии «Звучит мазурка сквозь века» в Историко-краеведческом музее. Нижний Тагил, 12 мая 2016 г.



Выставка «Демидовский романс» – это результат музейного исследования, которое было проведено по поиску нот романса М.Ю. Виельгорского «Mazurka d'Aurora» («Мазурка Авроры»), нот романсов Г.А. Демидова и текста стихотворения «Песня» князя П.А. Вяземского, которое музыкантом и композитором графом М.Ю. Виельгорским было положено на музыку. И ноты, и стихотворение были обнаружены в Российской государственной библиотеке.
В фондах музея-заповедника хранятся только ноты польки-мазурки «Сувенир из Тагила». Впервые за 150 лет «демидовские романсы» зазвучали в стенах Нижнетагильского музея-заповедника в мае 2016 г., когда было проведено мероприятие «Звучит мазурка сквозь века» и камерный ансамбль «Классик» сыграл две мазурки — «Мазурка Авроры» и «Сувенир из Тагила». В рамках проведения акции «Ночь искусств — 2019» в ноябре 2019 г. посетители музея впервые за много лет услышали четыре романса Григория Александровича Демидова в исполнении тагильской вокалистки Натальи Гамаюновой. Так начиналась история и новая жизнь «демидовских романсов».

Музыкальные произведения посетители выставки услышат в видеозаписи выступлений тагильских музыкантов. Романсы Григория Демидова прозвучат в исполнении тагильской певицы Натальи Гамаюновой: «Когда гляжу тебе в глаза» (слова М. Михайлова (из Гейне)), «Моя жизнь» (слова М. Демидова), «Объятый туманными снами», «Горные вершины» (на стихи М.Ю. Лермонтова (из Гете)). Вариации И.Е. Хандошкина на тему русской песни «То теряю, что люблю» исполнят преподаватель Детской музыкальной школы № 3 имени Н.И. Привалова Елена Сорокина (скрипка) и концертмейстер Детской музыкальной школы № 3 имени Н.И. Привалова Лариса Кузина. Камерный ансамбль «Классик» сыграет два произведения: мазурку-романс «Мазурка Авроры», которая написана композитором М.Ю. Виельгорским на стихи князя П.А. Вяземского в честь Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной, супруги П.Н. Демидова, и польку-мазурку «Сувенир из Тагила», сочиненную в честь Анатолия Николаевича Демидова студентом Василием Беловым.
Автор выставки: Т.В. Смирнова, научный сотрудник исторического отдела.