Виртуальный проект
Традиции демидовского романса формировались и сохранялись на протяжении нескольких веков. Еще в 1781 г. стараниями Никиты Акинфиевича Демидова увидели свет в Амстердаме первые два сборника сочинений скрипача и композитора Ивана Евстафьевича Хандошкина (1747–1804), камер-музыканта Екатерины Великой. Венцом музыкальной образованности демидовской династии можно назвать Григория Александровича Демидова (1837–1870), русского композитора, автора романсов и маршей, инспектора Санкт-Петербургской консерватории (1866–1870), праправнука Григория Акинфиевича Демидова. Его имя теснейшим образом связано с историей русской музыкальной культуры.
Демидовские романсы – яркая страница музыкальной культуры России XIX в. и музыкальной биографии заводовладельцев Демидовых. Любовь к музыке человек проносит через всю жизнь и передает из поколения в поколение. В 2024 г. исполняется 300 лет со дня рождения Никиты Акинфиевича Демидова, он первый из рода Демидовых стал, как меценат помогать и поддерживать творчество музыкантов, а именно – творчество виртуоза-скрипача и композитора И.Е. Хандошкина. Термин «демидовские романсы» объединяет несколько музыкальных произведений, которые напрямую связаны с представителями знаменитой династии заводчиков Демидовых. Это вариации на тему русской песни «То теряю, что люблю» (автор И.Е. Хандошкин), романсы Григория Демидова, две мазурки – «Мазурка Авроры» (композитор М.Ю. Виельгорский, стихи князя П.А. Вяземского) посвящена Авроре Карловне Демидовой-Карамзиной (1808–1902), супруге Павла Николаевича Демидова, и полька-мазурка «Сувенир из Тагила», сочиненная в честь Анатолия Николаевича Демидова (1813–1870) студентом Василием Беловым, представителем знаменитой династии служащих Нижнетагильских заводов XIX в.
В России XIX в. высокое искусство развивалось во многом благодаря меценатам и просветителям. Меценатство – это феномен русского менталитета. Любовь к искусству, необходимость в духовном развитии, заинтересованность в творческой реализации художников, музыкантов и различных коллективов, наличие высокообразованных людей, которые желают развивать русскую музыкальную культуру и вкладывают в нее деньги, стали стимулами развития меценатства. Среди меценатов, поддерживающих развитие музыкального искусства, известно много имен: М.П. Беляев, музыкальный издатель, основатель Беляевского кружка, объединившего многих выдающихся музыкантов, М.А. Балакирев, величайший музыкальный просветитель России XIX в., «Московский Медичи» С.И. Мамонтов, Н.Ф. фон Мекк (урождённая Фраловская), известная своим покровительством и финансовой помощью композитору П.И. Чайковскому, братья музыканты-виртуозы А.Г. и Н.Г. Рубинштейны, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России. А.Г. Рубинштейн открыл первую в России Санкт-Петербургскую консерваторию (1862), был одним из основателей Русского музыкального общества (1859). Н.Г. Рубинштейн был первым директором Московской консерватории (1866). И в этом ряду музыкальных меценатов имена российских предпринимателей и благотворителей Демидовых могут занять достойное место по праву.
Бронза. I пол. XIX в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Общая высота памятника (вместе с постаментом) 260 см, ширина 93 см.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Собрание П.П. Дурново, Санкт-Петербург (?).
Из свободных Интернет-ресурсов.
Журнал путешествия Никиты Акинфиевича Демидова. 1771–1773 гг.
Опубликован в 1786 г. в Москве в типографии Ф. Гиппиуса.
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Художник Н.-Ж.-Б. Рагене.1763 г.
Музей Гетти (США, Лос-Анджелес).
Из свободных Интернет-ресурсов.
Художник Т. Боулз. XVIII в.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Архитектор М. Казаков. 1776 – 1789 гг.
Фотография нач. XX в.
Из свободных Интернет-ресурсов.
На закладном камне усадьбы Никита Акинфиевич приказал высечь имя Александры Евтихиевны и фразу — «Не забудь меня». Но еще усадьба не была достроена, а Никита остался вдовцом. В новой церкви похоронил он 33-летнюю супругу. Здесь же велел, когда придет его час, похоронить и себя. А в 1781 г., через три года после смерти Александры Евтихиевны, в Амстердаме вышли два сборника с музыкой Ивана Хандошкина посвященные Никите Акинфиевичу Демидову.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Художник Д. Стопендаль.
Нач. XVIII в. Государственный Эрмитаж.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Из свободных Интернет-ресурсов.
На 8 листах.
Из фондов Российской государственной библиотеки.
Художник Ж.-Б. Удри. 1725 г.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Гравюра. Автор Карло Кальчинотто. 1761 г.
Национальная библиотека Франции.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Вид деревянного театра Книпера на Царицыном лугу.
Репродукция. Бумага, печать. I пол. XIX в.
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Хандошкин проходил обучение в Италии у знаменитого скрипача и композитора Джузеппе Тартини, а позже сам преподавал в оркестре театра Карла Книппера «Вольный Российский Театр».
Хандошкин обладал замечательным даром импровизации, имел славу «первого сочинителя и игрока русских песен».
обер-шталмейстер.
Неизвестный художник. XVIII в.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Художник Иоганн-Баптист Лампи Старший.
Около 1790 г. Государственный Эрмитаж.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Григорий Александрович Потёмкин (1739—1791), государственный деятель, граф, светлейший князь (Потёмкин-Таврический), генерал-фельдмаршал, член Российской академии, фаворит императрицы Екатерины II, в феврале 1785 г. добился от Екатерины II увольнения Хандошкина с придворной службы и назначения его директором Академиии Наук и Художеств в Екатеринославе.
За долговременную придворную службу при театрах (20–25 лет) Хандошкин был награжден пенсией и «чином мундшенка придворного» (придворный чин XIV класса согласно Табели о рангах в Российской Империи). Ему была поручена организация музыкального дела. Но музыкант и композитор Джузеппе Сарти, хитрый и ловкий царедворец, сумел оттеснить Хандошкина с занимаемой должности.
Иван Хандошкин был отстранен от дел «Музыкальной академии», жил в Москве (по другим данным – в Кременчуге), в Екатеринослав не выезжал.
После 1787 г. Хандошкин переехал из Москвы в Петербург. Его талант высоко ценили современники, называвшие гениального скрипача «наш Орфей». Хандошкин выступал в качестве исполнителя при дворе Павла I, принимал участие в музыкальных вечерах С.С. Яковлева.
Виртуозность техники Хандошкин сохранил до последних лет жизни «и на сем возрасте играл арпеджии коротеньким Тартиниевским смычком». Смычок конструкции Тартини короче современного (туртовского) с прямой тростью и каннелировкой (продольные вырезы в месте держания смычка для большего удобства играющего).
XVIII в. Копия.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Стареющий музыкант неоднократно обращался к императору с просьбой о назначении ему пенсии. Тянулись годы, выплата денег задерживалась. Наконец, однажды, Иван Евстафьевич получил депешу, извещавшую, что 18 марта 1804 г. он может явиться за получением пенсиона. Хандошкин пришел, но войдя, прямо в чиновничьем кабинете, упал и скончался от «паралича сердца», в возрасте 57 лет. Похоронили Хандошкина на Волковском кладбище. Жизнь вдовы Хандошкина Елизаветы, оставшейся с маленьким сыном, проходила в крайней бедности. Портрета Хандошкина не сохранилось. Единственное описание его внешнего вида дано в записях В. Ф. Одоевского: «Росту среднего, плотного, красивой наружности, глаза большие — парик носил».
Вариации И.Е. Хандошкина на тему русской песни «То теряю, что люблю» исполняют преподаватель Детской музыкальной школы № 3 имени Н.И. Привалова Елена Сорокина (скрипка) и концертмейстер Детской музыкальной школы № 3 имени Н.И. Привалова Лариса Кузина.
Видеозапись. Выступление состоялось на мероприятии в связи с открытием выставки «Визит наследника престола» в Историко-краеведческом музее. Нижний Тагил, 26 января 2017 г.
Неизвестный художник.
Холст, масло. Нач. XIX в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Николай Никитич Демидов (1773–1828).
Скульптор А. Тадолини (?).
Копия с оригинала Б. Торвальдсена.
Мрамор. I пол. XIX в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Предприниматель, меценат, защитник Отечества и коллекционер Николай Никитич любовь к театру пронес через всю свою жизнь, в зрелом возрасте он прославился как умный и тонкий его ценитель. Он владел и крепостным театром в России, и французской театральной труппой в Италии.
Усадьба Николая Никитича Демидова Сан-Донато ин Польвероза во Флоренции поражала современников своим великолепием. Труппа Демидова с 1820 по 1822 гг. выступала в Риме в палаццо Русполи, великолепном здании эпохи Возрождения, где жил и сам Николай Никитич.
Современная фотография.
Демидовы в России и Италии. Опыт взаимного влияния российской и европейской культур в XVIII–XIX вв. на примере нескольких поколений Демидовых. – М.:
Издательский центр «Концепт-медиа», 2013 г.
Вилла Сан-Донато. 1870 г. Фотокопия из Государственного исторического музея (Москва). 1970 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Полевое здание для отдыха
и танцев в Сан-Донато ин Польвероза.1834 г.
Демидовы в России и Италии.
Опыт взаимного влияния российской и европейской культур в XVIII XIX вв. на примере нескольких поколений Демидовых. – М.: Издательский центр «Концепт-медиа», 2013 г.
итальянский композитор и пианист.
Неизвестный художник. 1850-е гг. (?).
Из свободных Интернет-ресурсов.
Мелодии Тосканы были популярнейшими в Европе XIX столетия, но позднее основательно забыты. Луиджи Гордиджани в детстве продемонстрировал музыкальные способности, пел кантаты в театрах, где выступал его отец. В возрасте тринадцати лет он написал первую кантату, которую посвятил императору Австрии Фердинанду I.
После смерти отца, чтобы заработать на жизнь, Луиджи начал сочинять множество инструментальных пьес для фортепиано и в этот момент встретил во Флоренции русского аристократа и мецената Николая Демидова, который взял его в свою театральную труппу. Демидову Гордиджани посвятил комическую оперу «Свидание», которая была поставлена во флорентийском оперном театре и хорошо принята публикой. Воодушевленный Гордиджани сочинил ещё две комические оперы, однако из-за смерти Николая Демидова осуществить их постановку не удалось.
Николай Никитич Демидов (1773–1828).
Гравюра. Автор Ж.-Б.-Ф. де Фурнье. Флоренция. 1828 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Фотография 1860-х гг.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Неизвестный художник. Сер. XVIII в.
Фотокопия портрета подарена в экспозицию
Тульского музея «Некрополь Демидовых» Татьяной Демидовой-Сегэн.
Из свободных Интернет-ресурсов.
1750–1758 гг.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Художник А. Рослин. 1775г.
Национальная портретная галерея, Швеция.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Воссоздан в 1994 г. дендрологом-энтузиастом А.М. Калининым.
Современный вид.
Из свободных Интернет-ресурсов.
В 1748 г. Г.А. Демидов лично передал в Академию наук в Петербурге коллекцию Георга Стеллера, состоящую из 80 растений, – первую ботаническую коллекцию растений Северо-Западной Америки, в то время еще неизвестных европейцам.
Дубликаты образцов гербария Стеллера Демидов в том же 1748 г. переправил в Швецию Карлу Линнею, знаменитому ученому и классификатору природы.
Художник П.Ф. Соколов. 1820-е гг.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Из свободных Интернет-ресурсов.
(«Славная школа» как именовали его сами кавалеристы в разговорах.)
Современная фотография.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Художник К.К. Пиратский. 1865 г.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Литография К.П. Беггрова с рисунка
В.С. Садовникова.
1830-е гг.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Художник И.Е. Репин. 1881 г.
Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Фотография 1870 г.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Композитор М.П. Мусоргский занимался музыкой с несколькими офицерами, в числе которых были и Григорий Демидов.
Неизвестный литограф. II четв. XIX в.
Бумага, литография, овал.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Фотография 1850-х (?) гг.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Фотография 1860-х (?) гг.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Неизвестный художник. 1880 г.
Из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Из свободных Интернет-ресурсов.
В 1867 г. Демидов, по предложению Рубинштейна, высоко ценившего его как композитора и знатока теории музыки, принял должность инспектора классов консерватории и занимал эту должность до смерти. Современники вспоминали, что Демидов «отличался неутомимо ревностным и безукоризненно честным исполнением своих обязанностей».
Санкт-Петербургская консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова. Кон. XIX – XX вв.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Художник В.Е. Маковский. 1869 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Из свободных Интернет-ресурсов.
♦ Ноты романса «Когда гляжу тебе в глаза» (на 2-х листах). Слова М.Л. Михайлова (из Гейне), музыка Г.А. Демидова.
XIX в.
♦Ноты романса «Моя жизнь» (на 2-х листах). Слова М.Л. Демидова, музыка Г.А. Демидова.
Романс посвящен Константину Николаевичу Вельяминову (1827–1887) – генерал-лейтенанту, председателю дирекции Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества. XIX в.
Из фондов Российской государственной библиотеки.
♦Ноты романса «Объятый туманными снами» (на 3-х листах). Слова М.Л. Михайлова (из Гейне), музыка Г.А. Демидова. XIX в.
♦Ноты романса «Горные вершины» (на 2-х листах). Слова М.Ю. Лермонтова (из Гете), музыка Г.А. Демидова. XIX в.
Из фондов Российской государственной библиотеки.
Все произведения Г.А. Демидова отличаются изящной и в высшей степени интересной оркестровкой, свидетельствующей о тонком музыкальном вкусе автора.
Григорий Александрович пробовал свои силы и в амплуа дирижера: в 1869 г. в Собрании художников оркестр под управлением Демидова исполнял произведения недавно умершего А.С. Даргомыжского.
В 1869 г. Григорий Александрович заболел и 1 (13) февраля 1870 г. скончался в возрасте 32-х лет. Из некролога, опубликованного в газете «Голос»: «Вся жизнь покойного состояла в честном служении искусству, которое он горячо любил и ставил выше всего на свете. Пожертвовав служебной карьерой, не заботился о приобретении громкой известности как исполнитель или композитор. Он отличался в высшей степени мягким любящим сердцем, благородным прямым характером и готовностью служить всякому нуждающемуся». Имя Григория Александровича теснейшим образом связано с историей русской музыкальной культуры.
Вклад Григория Александровича Демидова в развитие отечественного музыкального образования был плодотворным.
Поет певица Наталья Гамаюнова.
«Ночь искусств».
Нижний Тагил, ноябрь 2019 г.
Романсы Григория Александровича Демидова звучат в исполнении тагильской певицы Натальи Гамаюновой: «Когда гляжу тебе в глаза», «Моя жизнь» («Время золотое»), «Объятый туманными снами», «Горные вершины».
Нижний Тагил, ноябрь 2021г.
Анатолий Николаевич Демидов,
князь Сан-Донато (1813–1870).
Скульптор Ж.-П. Д'Антан. Мрамор. 1839 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Художник О. Раффе. Литография. 1837 г.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Геологическая карта Донецкого кряжа и восьми каменноугольных групп. Составлена профессором Парижской Горной школы Ф. Ле Пле и геологом А. Маленво. 1837–1839 гг. Атлас «Исследование каменноугольного Донецкого бассейна, произведенное в 1837–1839 гг.». – М., 1854.
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
На авантитуле – автограф А.Н. Демидова.
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Демидов А.Н. Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию, совершенное в 1837 г.
А. Демидовым, членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук и Искусств,
Императорского Санкт-Петербургского Университета, и Академий Парижской, Мюнхенской и Стокгольмской.
Издание, украшенное рисунками Раффе. – М.: Типография А. Семена, 1853.
Из фондов Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
За публикацию материалов экспедиции по Югу России А.Н. Демидов в 1847 г. стал тридцатым лауреатом полной Демидовской премии в номинации «География». Анатолий Николаевич активно пропагандировал и популяризировал русскую культуру за рубежом: установил в Брюсселе и Карлсбаде бюсты Петра I работы К.А. Тона, покровительствовал К.П. Брюллову, финансировал экспедицию по России французского художника А. Дюрана.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Ноты польки-мазурки «Сувенир из Тагила», сочиненной в честь Анатолия Николаевича Демидова (1813–1870) студентом Василием Беловым. 1850-е гг. (?).
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Вероятнее всего, это Василий Дмитриевич Белов (1820-е (1830-е?)–1910), юрист, финансист, бухгалтер, общественный и научный деятель. Он служил управляющим Главной петербургской конторой Демидовых, был членом Главного правления Нижнетагильских заводов, первым председателем уездной Верхотурской земской управы, депутатом Государственной Думы, действительным член Уральского общества любителей естествознания (1871).
Описание Белова сделано в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Горное гнездо», где он выведен под именем Авдея Никитича Тетюева. И, хотя его характеристика крайне отрицательная, но есть и такая лестная для Белова фраза: «Это замечательная административная и финансовая голова».
в Санкт-Петербурге.
Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1759–1761 гг.
Современный вид.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Заводоуправление Нижнетагильского округа. Кон. XIX–нач. XX в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Центр Нижнетагильского заводского поселка. Вид с Лисьей горы. Кон. XIX–нач. XX в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
В 1870 г. В.Д. Белов был избран первым главой Земской управы Верхотурского уезда. Итогом земских работ Белова стала хорошо поставленная медицинская служба, включавшая программу оспопрививания и акушерской помощи, были открыты 17 фельдшерских пунктов. По его инициативе были организованы 5 новых школ, педагогические курсы и проводились съезды учителей в 1872 и 1874 гг.
После переезда в Петербург в 1873 г. Белов служил в Петербургской конторе П.П. Демидова, в 1903 г. он вошел в состав Главного правления Нижнетагильского и Луньевского округов. В 1880-х гг. Белов активно занимался общественной деятельностью, выступал с докладами, публиковал научные и публицистические труды, стал влиятельным членом различных обществ и объединений предпринимателей и экономистов.
В исполнении камерного ансамбля «Классик» звучит полька-мазурка «Сувенир из Тагила», сочиненная в честь Анатолия Николаевича Демидова студентом Василием Беловым. Видеозапись выступления была произведена на мероприятии «Звучит мазурка сквозь века» в Историко-краеведческом музее. Нижний Тагил, 12 мая 2016 г.
Художник К.П. Брюллов.
Холст, масло. 1836–1837 гг.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Художник П.Ф. Соколов.
Бумага, акварель. 1840-е гг.
Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Ноты «Mazurkad'Aurora» («Мазурка Авроры»).
Композитор М.Ю. Виельгорский.
Из фондов Российской государственной библиотеки.
Михаил Виельгорский был прекрасным исполнителем и композитором, дилетантом, но по отзыву выдающегося немецкого композитора эпохи романтизма Роберта Шумана, «гениальным дилетантом». Он играл на скрипке и фортепиано, учился композиции, теории музыки и гармонии, в течение всей жизни оставался горячим поклонником немецкого композитора Людвига ван Бетховена, с которым был знаком.
В салоне Виельгорского в Петербурге собирались истинные ценители музыки, выступали артисты и музыканты, впервые исполнялись многие сочинения. Поэт Дмитрий Владимирович Веневитинов называл дом Виельгорского «академией музыкального вкуса», французский композитор и дирижёр Гектор Берлиоз, приезжавший в Россию, – «маленьким храмом изящных искусств».
Михаил Юрьевич Виельгорский свободно владел немецким, французским и итальянским. Дом Виельгорских в середине XIX в. был центром культурной жизни Петербурга, который посещали М.И. Глинка, Ф.И. Тютчев, Г. Берлиоз, Ф. Лист, И.П. Рубини и многие другие деятели культуры Европы и России.
Умер Михаил Виельгорский 9 (21) сентября 1856 г. в Москве. Похоронен в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры в Петербурге. Его зять граф Владимир Александрович Соллогуб, прозаик, драматург, поэт и мемуарист, вспоминал о нём: «Граф Виельгорский прошёл незамеченный в русской жизни... Он не искал известности, уклонялся от борьбы и, несмотря на то – или, может быть, именно потому, – был личностью необыкновенной: философ, критик, лингвист, медик, теолог, герметик, почетный член всех масонских лож, душа всех обществ, семьянин, эпикуреец, царедворец, сановник, артист, музыкант, товарищ, судья, он был живой энциклопедией самых глубоких познаний, образцом самых нежных чувств и самого игривого ума».
Чем же Аврора Карловна привлекла внимание Виельгорского и возбудила желание написать музыкальное произведение в ее честь?
Аврора Карловна Демидова-Карамзина (1808–1902) – супруга П.Н. Демидова, совладелица Нижнетагильских заводов (1841–1902). Фрейлина Императорского двора, блиставшая в высшем свете, она активно занималась благотворительностью.
А. Демидовой принадлежат большие заслуги в охране материнства и младенчества. В Гельсингфорсе (ныне — Хельсинки) она основала первые ясли для детей работниц (1841) и Институт Сестёр Милосердия (1867).
последний шведский губернатор Финляндии, генерал-майор, барон, дед Авроры Шернваль.
Неизвестный художник. Кон. XVIII в.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Первый финляндский баронский род фон Виллебранд имел баронское Королевства Шведского достоинство.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Неизвестный художник. 1820-е гг.
Собрание Национального музея Финляндии.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Неизвестный художник. Нач. XIX в.
Собрание Национального музея Финляндии.
Карл Йохан Шернваль – Губернатор Выборга (1812–1815), отец Авроры Шернваль.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Неизвестный художник. 1830–1840 гг.
Фон Валлен – выборгский губернатор (1816–1820), прокурор Финляндии в 1820–1830-е гг., отчим Авроры Шернваль.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Полное имя, данное ей при крещении, – Ева Аврора Шарлотта Шернваль. Она родилась 1 августа 1808 г. в городе Бьернеборге (ныне город Пори на юго-западе Финляндии). Предки Авроры принадлежали к известнейшим представителям шведского дворянства. Дед ее по матери – последний шведский губернатор Финляндии Эрнст Густав фон Виллебранд. Отец Авроры – Карл Йохан Шернваль, губернатор Выборга – скончался, когда ей было всего семь лет. Вскоре отчимом Авроры стал прокурор Финляндии Карл Йохан фон Валлен.
Художник А. Маннергейм. 1830-е гг.
Частная коллекция.
Из свободных Интернет-ресурсов.
урожденная баронесса Шернваль.
Художник В.И. Гау. 1845 г.
Собрание Русского музея.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Художник М. Роткирх. 1828 г.
Собрание Национального музея Финляндии.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Художник А.И. Лебедев.
Литография. Лист из издания А.Э. Мюнстера
«Портретная галерея русских деятелей». Спб., 1865–1869 гг.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Неизвестный художник. 1818–1820-е гг.
Государственное автономное учреждение культуры Московской области «Музей-заповедник «Усадьба Мураново»
имени Ф.И. Тютчева».
Из свободных Интернет-ресурсов.
Художник К.П. Брюллов. 1837 г.
Национальный музей Тараса Шевченко (Киев).
Из свободных Интернет-ресурсов.
Художник П.Ф. Соколов. 1824 г.
Государственный литературный музей, Москва.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Посвящено А.К. Карамзиной.
Опубликовано в Полном собрании сочинений П.А. Вяземского. Т. IV. 1828–1852 гг.
Из фондов Российской государственной библиотеки.
Художник Жиро, литограф Эмиль Лассаль.
Начало 1830-х гг.
Собрание Национального музея Финляндии. Литография опубликована в "Voyages de la Commission scientifique du Nord, en Scandinavie, en Laponie, au Spitzberg et aux Feröe" av ukjent forfatter og utgitt av Arthus Bertrand Paris: Arthus Bertrand, [1852] (Paris, [1852]).
Национальная библиотека Норвегии.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Сестра Авроры Эмилия была хорошо знакома с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, который посвятил ей одно из своих стихотворений. У Авроры было много поклонников – поэт Евгений Баратынский, родственник Авроры барон Карл Густав Маннергейм.
Художник В.Д. Сверчков. 1856 г.
Государственный Эрмитаж.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Художник П.Т. Борисполец. 1844 г.
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого (Санкт-Петербург).
Из свободных Интернет-ресурсов.
в 1830 г. Императору представили лучезарно красивую Аврору, и он долго не мог отвести взгляд от ее лица. В честь красавицы, фрейлины Императорского двора, воспитательницы царских детей Авроры Демидовой-Карамзиной Николай I назвал 44-пушечный парусный фрегат в составе Российского императорского флота, прославившийся при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны, в свою очередь, именем которого была названа легендарная «Аврора», знаменитый крейсер, выстрел которого возвестил всему миру об Октябрьской революции. Аврора в совершенстве владела тремя языками – родным финским, русским, ставшим ей тоже родным, и французским.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Из свободных Интернет-ресурсов.
После его неожиданной смерти в письмах и дневниках современников Авроры ее имени стало неизменно сопутствовать грустное определение «Роковая Аврора».
Эту легенду вспомнил поэт Георгий Владимирович Маслов (1895–1920),написавший в годы Гражданской войны поэму «Аврора»: «И на смерть роком обречен поцеловавший эти губы». Он обучался на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, в годы Гражданской войны он был в рядах белогвардейцев.
Маслов, как бы подтверждая роковое предназначение Авроры, попав в число ее посмертных поклонников, скончался на следующий год после написания поэмы в 24-летнем возрасте – заболел тифом и умер в воинском госпитале.
Неизвестный художник.
Копия с портрета Ж.-Б. Сингри (?).
Металл, масло. I пол. XIX в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Художник П.П. Веденецкий.
Холст, масло. 1841 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Жених был тяжко болен и не мог ходить, во время брачной церемонии сидел в инвалидной коляске, в которой и пришлось его везти вокруг аналоя.
В день свадьбы он подарил Авроре Карловне шкатулку из благородных металлов, в которой лежало четырехрядное жемчужное ожерелье и знаменитый алмаз «Санси», весом более 53 карата и великолепной огранки.
Фианит.
Изготовлен на заводе «Русские самоцветы», 1992 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
После свадьбы в Гельсингфорсе Демидовы перебрались в Петербург, затем уехали в Германию, позже во Флоренцию. 9 октября 1839 г.
Аврора родила сына Павла. Демидовы решили вернуться в Россию, но в дороге Павел заболел и 25 марта 1840 г. в Германии умер. Он скончался через три с половиной года супружеской жизни.
Художница Лаура де Леомениль.
I пол. 1840-х гг.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Художник П.Н. Орлов. 1836 г.
Частное собрание (Сату и Вейкко Вуористо, усадьба Хайко Картано), Финляндия.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Памятник А.Н. Карамзину. Нижний Тагил. Нач. XX в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Во время пребывания в 1849 г. в Нижнем Тагиле семьи Карамзиных с малолетним Павлом Демидовым в Нижнетагильском округе были открыты несколько единоверческих и православных училищ. Аврора Карловна открыла детский приют, названный в ее честь Авроринским, на 60 человек детей обоего пола, и при нем действовала одноклассная школа с ремесленными мастерскими.
Семейное счастье Авроры было вновь недолгим. Второй брак тоже принес ей горе от потери любимого человека, хотя и продолжался чуть более чем вдвое больше нежели первый – 8 лет. Андрей Николаевич Карамзин был убит во время Крымской войны 16 мая 1854 г. в сражении с турками в Малой Валахии, где он командовал кавалерийским полком. Вместе с ним погибли 19 офицеров и 139 солдат. Трагизм ситуации усугублялся еще и тем, что некоторые современники считали, что Карамзин сам был виноват в массовой гибели своих солдат, только геройская смерть избавила его от военного суда.
Художник А.Е. Рокачевский.
Холст, масло. II пол. XIX в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Художник А.Ж. Периньон. 1853 г.
Городской музей Хельсинки, Финляндия.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Хельсинки, Финляндия.1900 г.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Аврора оказалась долгожительницей. Пережив своего единственного сына, Павла Павловича Демидова, двух его жен, а также свою мать, двух сестер и брата, Аврора скончалась 13 мая 1902 г., не дожив трех месяцев до 94 лет, и похоронена в Хельсинки на старом кладбище Гельсингфорса.
До последних лет своей жизни она активно занималась благотворительностью. Почти все деньги, которые она получала от доходов демидовских горных заводов, она раздавала бедным.
Комната Авроры Карловны. Финляндия.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Скульптор Х. Ниеминен. Фото Л. Хенинен. 1958 г.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Из свободных Интернет-ресурсов.
Камерный ансамбль «Классик» исполнил мазурку-романс «Мазурка Авроры» композитора М.Ю. Виельгорского, написанную в честь Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной, супруги П.Н. Демидова. Видеозапись выступления была произведена на мероприятии «Звучит мазурка сквозь века» в Историко-краеведческом музее. Нижний Тагил, 12 мая 2016 г.
В фондах музея-заповедника хранятся только ноты польки-мазурки «Сувенир из Тагила». Впервые за 150 лет «демидовские романсы» зазвучали в стенах Нижнетагильского музея-заповедника в мае 2016 г., когда было проведено мероприятие «Звучит мазурка сквозь века» и камерный ансамбль «Классик» сыграл две мазурки — «Мазурка Авроры» и «Сувенир из Тагила». В рамках проведения акции «Ночь искусств — 2019» в ноябре 2019 г. посетители музея впервые за много лет услышали четыре романса Григория Александровича Демидова в исполнении тагильской вокалистки Натальи Гамаюновой. Так начиналась история и новая жизнь «демидовских романсов».
Музыкальные произведения посетители выставки услышат в видеозаписи выступлений тагильских музыкантов. Романсы Григория Демидова прозвучат в исполнении тагильской певицы Натальи Гамаюновой: «Когда гляжу тебе в глаза» (слова М. Михайлова (из Гейне)), «Моя жизнь» (слова М. Демидова), «Объятый туманными снами», «Горные вершины» (на стихи М.Ю. Лермонтова (из Гете)). Вариации И.Е. Хандошкина на тему русской песни «То теряю, что люблю» исполнят преподаватель Детской музыкальной школы № 3 имени Н.И. Привалова Елена Сорокина (скрипка) и концертмейстер Детской музыкальной школы № 3 имени Н.И. Привалова Лариса Кузина. Камерный ансамбль «Классик» сыграет два произведения: мазурку-романс «Мазурка Авроры», которая написана композитором М.Ю. Виельгорским на стихи князя П.А. Вяземского в честь Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной, супруги П.Н. Демидова, и польку-мазурку «Сувенир из Тагила», сочиненную в честь Анатолия Николаевича Демидова студентом Василием Беловым.