Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Виртуальный проект

Афиши Нижнетагильского Заводского театра

В коллекции письменных источников Нижнетагильского музея-заповедника хранится собрание афиш и программ Нижнетагильского Заводского театра. В его составе около 80 экспонатов. Каждый из них представляет собой единственный экземпляр в коллекции и является уникальным. Коллекция поступила из старых библиотечных фондов музея в 1962 г.

♦Афиша спектакля «Праздничный сон до обеда» А.Н. Островского 22 ноября 1898 г.
Афиша спектакля «Майорша» И.В. Шпажинского. 29 ноября 1898 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Афиша спектакля «Непогребенные»
В.Ф. Евдокимова. 12 сентября 1917 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Афиша – это документ определенной исторической эпохи, точный и беспристрастный, в большинстве случаев более объективный, чем мемуары и воспоминания современников. История театра складывается не только из истории драматургии, режиссерского мастерства, актерского творчества, театрально-декорационного искусства, но весьма важная роль в процессе функционирования и развития театра всех эпох принадлежит зрителю. Театральная афиша во все времена служила посредником между зрелищным искусством и публикой. Потребность информировать публику о предстоящем театральном действе возникла с рождением театра, поэтому мировая история театрального анонса исчисляется не годами, а тысячелетиями. В России афиша существовала с момента появления первых регулярных театральных представлений в самом начале XVIII в. и развивалась параллельно с театром, отражая его эволюцию. Афиша содержит разнообразную важнейшую информацию о репертуаре театра, составе его труппы, исполнителях данного конкретного спектакля; она позволяет проследить творческую биографию актеров, сценическую жизнь пьесы, кроме того, она может сообщать сведения об устройстве театра, оформлении сцены, ее техническом оснащении, о принятых правилах поведения зрителей в театре; в ней размещается информация о приездах тех или иных гастролеров, времени и характере их выступлений.

Афиши Нижнетагильского Заводского театра – это посредник между Заводским театром и заводскими служащими, а с начала XX в. и рабочими (т.к. с 1900-х гг. Заводский театр стал общедоступным), образец полиграфической продукции, носитель литературного слова, музейный экспонат. В тагильской коллекции театральные афиши и программы представляли собой большей частью объявление о спектакле в чисто текстовом виде. Шрифт в данном случае был не только графическим средством языка, но, прежде всего, формой искусства. Для художественного облика афиш и программ характерно сочетание шрифтов разных стилей. Кроме того, почти на каждой из них есть изображения заставки, рамки или виньетки с растительным, цветочным или геометрическим орнаментом в стиле модерн, театральной эмблемы в виде лиры, театральных масок, бюстов древнеримских героев, фигуры летящего ангела с лавровым венком. Иногда вверху программы сделан рисунок цветными карандашами, например, цветок или лист кувшинки на воде. На некоторых афишах название спектакля, набранное крупным шрифтом, было обрамлено с обеих сторон изображением кисти мужской руки с вытянутым указательным пальцем, причем на запястье руки были видны манжета и обшлаг рукава пиджака. Некоторые афиши украшались искусственными цветами, и их вид становился достаточно спорным с точки зрения эстетики и красоты (по крайней мере, с современной точки зрения), но это были элементы декора и дизайна.

♦Программа спектаклей «Не надо» Д.В. Гарина, «Супружеское счастье»
Н.И. Мердер. 26 января (год не указан).
1913–1914 гг.
♦Программа спектакля «Люди» И.С. Платона. 7 декабря 1908 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

♦Программа спектакля «На пороге великих событий» Н.Д. Павлова. 22 октября 1914 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Итак, афиши и программы вполне можно было назвать и художественными произведениями изобразительного искусства.

Печатались афиши и программы на бумаге, чаще тонкой, но иногда и плотной, а также на атласе. Цвета афиш были разнообразны – коричневый, желтый, розовый, фиолетовый, зеленый, голубой, оранжевый, белый. Редко, но иногда при изготовлении афиш использовали сочетание несколько цветов или оттенков одного цвета. Даже использовался триколор – например, афиша спектакля «Васса Железнова» напечатана на бумаге красного, синего, белого цветов – это цвета государственного флага Сербии. Высота афиш варьировалась – от 43 до 96 см, ширина – от 22 до 65 см. Размеры программ, естественно, гораздо скромнее: высота – от 30 до 46 см, а ширина – 11 до 20 см.

Главная задача афиши – информирование публики о предстоящем спектакле, т.е. афиша – это вид рекламы. Информация на афишах того времени значительно упрощала зрителю выбор: посещать или нет тот или иной спектакль. Расположение информации зависело от значимости того, что надо сообщить. Название спектакля печаталось чаще в центре афиши огромным шрифтом, привлекающим внимание.

Описание пьесы набирали значительно более мелким шрифтом, как и перечень действующих лиц и актеров.
В правом верхнем углу обозначался номер афиши. Мелким шрифтом было указано, что на основании «Высочайше утвержденнаго 5 мая 1892 г. мнения Государственного Совета и утвержденных 20 августа 1892 г. Правил взимания сбора с публичных зрелищ и увеселений», со всех билетов «взимался дополнительный сбор в пользу ведомства учреждений Императрицы Марии», оплачиваемый марками, «без коих билеты недействительны».

В самой нижней части афиши указывалась цена местам: «Ложи А. и Б по – 7 р. 40 к., номерныя № 1, 2, 3 и 4 по – 6 р. 35 к., № 5 – 5 р. 25 к. Партер 1 ряда – 2 р. 10 к., 2 – 1 р. 60 к., 3 и 4 – 1 р. 35 к., 5 и 6 – 1 р. 10 к., 7 и 8 – 85 к., 9 и 10 – 75 к., 11 и 12 – 65 к. Балкон – 1 ряд – 55 к., 2 – 42 к., 3 – 32 к.».

Начинался спектакль ровно в 8 ½ часов вечера. Правила в театре были строгие. Входные билеты нужно было сохранять до конца спектакля для контроля и предъявлять их контролерам по первому их требованию. Места нужно было занимать после второго звонка. Каждое действие начиналось тотчас же после третьего звонка, после чего двери в зрительный зал закрывали. За программу платили по 10 копеек. Билеты можно было заранее записывать у их распространителей (например, у А.Ф. Бургера, Н.А. Попова). Билеты записанные, но не выкупленные до 1 часа дня в день спектакля могли быть проданы.


По окончании спектакля устраивали танцы до 2-х или до 3-х часов ночи. На танцы могли оставаться лица, имеющие билеты партера и лож. Во время спектакля и танцев играли музыканты, например, бальный оркестр музыки. На студенческих вечерах работал буфет с крепкими напитками, работали киоски. В киосках продавались живые цветы, «конфекты», фрукты, чай, «шеколад», мороженое. Была организована летучая почта. Клубный зал, где устраивали танцы, декорировали, украшали конфетти, серпантином, цветами.

Обычно на афишах и программах Нижнетагильского заводского театра во второй половине XIX – начале XX вв. в левом нижнем углу была пометка о цензуре – разрешение печатать давал полицейский пристав или уездный исправник. Например, полицейский пристав 2 стана Верхотурского уезда (Землевич, Горох и др.) или исполняющий его должность (Попов и другие), а также верхотурский уездный исправник (П. Вилков), иногда за исправника давал разрешение другой полицейский чин, например: «За исправника Донов». В левом нижнем углу афиши или программы была пометка: «Печатать разрешается. 1903 г. 20 ноября исполняющий должность Пристава 2 стана Верхотурского уезда Б. Попов» или более коротко: «Печатать разрешается». Иногда пометка о разрешении печатать отсутствовала совсем.

В нижнем правом углу было напечатано наименование типографии. Театральные афиши и программы конца XIX – начала XX вв. печатались в тагильских типографиях наследников Г.А. Хитрова, П.А. Кузнецовой, Товарищества «Федоровский и Ко», В.Г. Лебедихина, Г.Е. Широкова. Е.М. Левитской, преподавательницы Павло-Анатольевской женской гимназии. Фамилия Левитская пишется в разных источниках (афиши и фотографии XIX в.) в различной интерпретации – «Левитская» или «Левицкая». Поскольку в афишах с названием владелицы типографии указана фамилия «Левитская» мы будем использовать именно эту интерпретацию фамилии.

В Нижнем Тагиле в конце XIX в. действовала небольшая типография Алексея Хитрова в здании на Соборной площади, которая в 1905 г. перешла к его дочери Прасковье Кузнецовой.

На улице Нижняя Ерзовка (ныне улица Папанина) в доме № 17 с 1905 г. держала небольшую типографию Е.М. Левитская (ранее она была заведующей типографией Хитрова). Левитская имела ежегодный заказ на бланки и книги для Пермского губернского правления.

В 1908 г. в Тагиле открылась типография по улице Шамина (ныне улица К. Маркса, 6), организованная переплетчиком В.Г. Лебедихиным, приехавшим из Екатеринбурга.

Г.Е. Широков, бывший наборщик у Кузнецовой, владел «мини-типографией». Он работал без наемной силы с женой и сыном. Сведения о типографии Широкова имеются только на одной афише спектакля «Надо разводиться» (комедия Крылова (Александрова), 1915 г.).

После Октябрьской революции 1917 г. все типографии были национализированы. Но сохранились сведения, что типография Левитской существовала и в годы революции. В период Гражданской войны на оборудовании этой типографии печаталась газета «Красный набат», выпускаемая на фронте политотделом штаба 3-й армии.

Евлампия Михайловна Левитская, учительница Павло-Анатольевской женской гимназии, владелица типографии по улице Нижняя Ерзовка. 1911 г. Фото салона А.А. Шестаковой.
Афиша спектакля «Не все коту масленица» А.Н. Островского. 27 марта 1912 г. Напечатана в типографии Е.М. Левитской.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

История Нижнетагильского Заводского театра будет показана через его афиши и программы, которые представят репертуар театра, творчество актеров и режиссеров.

Коллекция афиш дополнена фотографиями актеров, сценами из спектаклей и музыкантов, так как практически каждый спектакль завершался танцами, во время которых играли оркестры: заводской, духовой или бальных танцев. Музыканты играли и в антрактах, и после спектакля, например, в афишах часто объявляли выступления различных оркестров, например, оркестра балалаечников («великорусского») или других.

Иногда в программе вторым отделением был дивертисмент с отдельными концертными номерами.


Афиша спектакля «Степной богатырь» И.А. Салова. 2 ноября 1903 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Оркестр бальных танцев.
Дирижер П.В. Дормидонтов (1-й ряд – сидит второй справа). 1912 г.

Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Первый духовой оркестр в Нижнем Тагиле, в составе которого были учащиеся Нижнетагильского горнозаводского училища. В центре (в первом ряду) – организатор и дирижер Михаил Александрович Рябов. 1902 г.
Программа спектакля «Через край» В.А. Тихонова. 3 февраля 1912 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Афиша спектакля «Суд людской не суд божий» А.А. Потехина. 7 июня 1915 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Борис Федорович Мельников,
руководитель первого «великорусского» (балалаечного) оркестра. Нижний Тагил. 1901 г.
♦«Великорусский» оркестр (оркестр русских народных инструментов андреевского состава). Нижний Тагил. 1913 г. Копия. 
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

1840–1850-е гг. – это период возникновения театров в Российской провинции. Рождение профессионального театра в Екатеринбурге (1843 г.) повлекло за собой создание любительских театров и драматических кружков в ряде городов и крупных заводских поселках Урала, в том числе и в Нижнем Тагиле. Здесь любительский театр стал новым заметным явлением культурной жизни. Единственный культурный центр того времени в Тагиле, он объединил и сгруппировал лучших представителей заводской интеллигенции, которой было предназначено «сеять разумное, доброе, вечное». Заводской театр действовал в Нижнетагильском поселке с 1862 г. по 1918 г. и был любительским, на его сцене выступали заводские служащие и члены их семей.

Трудно переоценить роль и значение Заводского театра в культурной жизни населения Тагила второй половины XIX – начала XX вв. Именно в этот период стало формироваться воспитание театральной культуры «тагильцев», которые на его сцене познакомились с лучшими образцами мировой и русской драматургии. Здесь выступали такие выдающиеся представители русского драматического искусства, как В.Н. Давыдов, Г.Н. Федотова, К.А. Варламов, А.А. Яблочкина. Гастроли известных столичных актеров, показывающих высокую культуру исполнения, являлись хорошей школой мастерства для тагильских артистов-любителей, которые участвовали в спектаклях приезжих профессиональных актерских трупп.

В Заводском театре много лет работали преданные театру любители сценического искусства: лесной смотритель А.И. Боташев, талантливый актер, режиссер, педагог, П.Г. Попова, ведущая актриса, сыгравшая свыше 50 ролей. С конца XIX в. Заводской театр стал общедоступным и сыграл важную роль в приобщении рабочих и учащейся молодежи Тагила к театральному искусству сначала в качестве зрителей, а с 1900-х гг. и в качестве актеров. Рабочие и студенты Горнозаводского и Реального училищ принимали участие в постановках спектаклей. В Заводском театре на Рождество устраивались праздники и ставились спектакли для детей. Под непосредственным воздействием Заводского театра создавались театральные коллективы в рабочей среде, в частности, с 1902 г. огромную популярность приобрел Выйский Народный театр. Увлечение театром расширяло кругозор рабочих, повышало их духовные запросы, настолько сильным было воздействие театра на умы и души. Своим творчеством тагильские «любители сценического искусства» оказали огромное влияние на развитие культуры населения Нижнего Тагила конца XIX– начала XX вв. и внесли большой вклад в становление театрального дела на Урале.

Одноэтажный дом на шесть окон по улице Нижняя Ерзовка, в котором с 1862 г. ставились первые спектакли Заводского театра. Середина ХХ в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

14 ноября 1862 г. служащие Александр Петерюхин, Лука Петров, Иван Шушпанов, Георгий Вишневский заключили договор с Заводоуправлением о передаче в аренду под любительский театр деревянного дома по улице Нижняя Ерзовка (ныне улица Папанина). По договору дом был передан в аренду бесплатно, но все расходы по ремонту дома были возложены на устроителей театра. Пожертвования составили 22 рубля 50 копеек, а по абонементу было собрано 138 рублей. Полученные средства дали возможность приступить к переоборудованию здания.

Был построен зрительный зал на 108 мест, небольшая сцена, были расписаны занавес и задник, приготовлены семь перемен декораций, круг для показа «живых картин», закуплены мебель, парики, театральные пьесы, музыкальные принадлежности. Первый спектакль состоялся 30 декабря 1862 г.

Отчет по кассе Нижнетагильского Заводского театра. 1862–1865 гг.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

В 1863 г. было поставлено 14 спектаклей, а всего с 1863 г. по март 1865 г. – 20 спектаклей, общая сумма сборов составила 1307 рублей 75 копеек. Доход от спектаклей шел на устройство новых спектаклей и на пособие «беднейшим жителям завода». С самого начала благотворительность стала одним из главных направлений деятельности Нижнетагильского Заводского театра.

Первые два десятилетия своей деятельности Заводской театр работал нерегулярно. Чиновники Верхотурского полицейского управления препятствовали печатанию афиш в типографии Заводоуправления, требовали отчета в расходе собранных сумм, угрожали артистам. Но, несмотря на трудности, театр быстро завоевал симпатии зрителей. К сожалению, самые первые афиши Заводского театра не сохранились, поэтому сведений о репертуаре не имеется.

В ноябре 1877 г. деятельность театра пришлось прекратить из-за неустроенности помещения и опасности пожаров, участившихся в заводском поселке. Врач П.В. Рудановский и главный лесничий К.Б. Бекман, которым в декабре 1875 г здание театра было передано в аренду, сдали театральное помещение Заводоуправлению. Но уже в 1878 г. под театр преобразовали каменное здание конюшен на территории Нижнетагильского завода (сохранилось в настоящее время), где был устроен зрительный зал на 300–350 мест. После ремонта в 1890-х гг. зал имел 8 лож, 12 рядов партера и балкон с галереей. В этом же здании разместилась театральная библиотека и Клуб заводских служащих.

Здание Заводского театра. Нижний Тагил. Начало ХХ в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

В 1880-х гг. деятельность Заводского театра в Нижнем Тагиле возобновилась, действовал вновь созданный кружок любителей сценического искусства. Руководили Заводским театром «распорядители» из заводских служащих Андрей Федорович Дунаев, помощник управляющего Нижнетагильского горного округа, Петр Степанович Степанов, управляющий Нижнетагильского завода, и Иван Иванович Теленков, горный инженер, помощник управляющего Выйского завода, преподаватель геометрии и черчения в Нижнетагильском горнозаводском училище, смотритель музея при Выйском заводе и первый смотритель Горнозаводского музеума. Также в руководстве театром принимали участие представители кружка любителей сценического искусства служащий Заводоуправления Василий Сергеевич Кононов, учитель Адриан Константинович Кискин и Ф.А. Касаткин (данных о котором пока не обнаружено). Деятельность Заводского театра контролировалась управляющим Нижнетагильских и Луньевских заводов Владимиром Александровичем Грамматчиковым.

В 1889 г. была учреждена дирекция Заводского театра, членами которой в этот период были И.И. Теленков, А.К. Кискин, В.С. Кононов. Помещение театра в 1896 г. отдавали для спектаклей и концертов кружка любителей сценического искусства и приезжим артистам только по разрешению помощника управляющего А.Ф. Дунаева.

Иван Иванович Теленков, горный инженер, «распорядитель» и актер Заводского театра. Конец XIX в.
♦Народные учителя Нижнего Тагила: преподаватели Выйского двухклассного училища Д.Г. Левицкий, А.К. Кискин, преподаватель начальной Троицкой школы Н.В. Топорнин. Адриан Константинович Кискин (в центре) – член тагильского кружка любителей сценического искусства, член Дирекции Нижнетагильского Заводского театра. 1870 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Ремонт здания театра проводили за счет театра или Клуба заводских служащих. Все суммы от спектаклей и за аренду театра сдавали в главную кассу Заводоуправления. В заводской бухгалтерии был открыт особый счет на содержание театра и оркестра. В 1884–1887 гг. ставили 8 любительских спектаклей в год с благотворительными целями, средний доход от них составил 10 рублей 29 копеек, приезжие артисты дали в эти годы 48 выступлений, и доход от спектаклей гастролеров составил 14 рублей 62 копейки. На содержание театра и оркестра разрешалось ставить только 4 спектакля в год, что вместе с арендной платой за пользование приезжими артистами помещением и декорациями составляло доходную часть деятельности Заводского театра.

♦Афиша спектакля «Как они бросили курить» В.О. Трахтенберга. 5 февраля 1906 г.
♦Программа спектакля «Девичий переполох (Выбор царской невесты)» В.А. Крылова. 13 февраля 1900 г.
♦Программа спектакля «В старые годы» И.В. Шпажинского. 21 ноября 1912 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Доход от спектаклей шел, в основном, на благотворительные цели: в пользу местных комитетов Благотворительного общества и Российского Красного креста; в пользу беднейших учениц Анатольевского училища, а позднее «недостаточных» учениц Павло-Анатольевской гимназии и «недостаточных» учеников Нижнетагильского горнозаводского училища; на пособие больным и раненным воинам Верхотурского уезда и их семьям; на устройство в Нижнем Тагиле приюта для подкидышей; на образование библиотеки при Выйском двухклассном училище; в пользу комитета Нижнетагильского общества трезвости на устройство развлечений и чтений для народа; в пользу погорельцев Сызрани, в пользу голодающих и пострадавших в 1898 г. от неурожая, в пользу общества борьбы с заразными болезнями.

В годы Русско-японской войны доход от спектаклей шел в пользу бедных семейств нижних чинов, призванных на войну, на «усиление» военного флота; а в годы Первой мировой войны – на приобретение теплой одежды для воинов, в пользу балканских славян и беженцев, на приготовление противогазов для действующей армии.

♦Афиша спектакля «Грех да беда на кого не живет» А.Н. Островского. 6 мая 1899 г.
♦Афиша спектакля «Вне жизни» В.В. Протопова. 2 января 1905 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Программа спектакля «Майорша»
И.В. Шпажинского. 30 августа 1906 г.
Программа спектакля «Надо разводиться»
В. Александрова (В.А. Крылова). 26 августа 1915 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Участники благотворительного вечера в Нижнетагильского Заводском театре. 1913 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Основными источниками для изучения репертуара и актерского состава труппы Нижнетагильского Заводского театра конца XIX – начала XX вв. являются афиши и программы из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника. Самые ранние афиши относятся к 1887–1888 гг.

Афиша спектакля «Бесенок» (автор не указан). 12 апреля 1887 г.
Афиша спектакля «Шалость» В.А. Крылова. 21 августа 1888 г. 
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Данных о репертуаре и актерском составе театра до 1887 г. в нашем распоряжении не имеются. Состав актеров труппы заводского театра был непостоянным и значительно менялся с течением времени. Среди актеров-любителей Нижнетагильского Заводского театра неизменными участниками спектаклей с 1887 г. по 1916 г. были только Пелагея Георгиевна Попова и Александр Иванович Боташев.

В самом раннем из известных нам спектакле 12 апреля 1887 г. (комедия «Бесенок», оперетта «Женское любопытство, или Если женщина захочет, то поставит на своем», водевиль «Простушка и воспитанная» П.Д. Ленского) принимал участие учитель Адриан Константинович Кискин, активный участник тагильской театральной жизни в 1880-х гг. В комедии «Бесенок» он исполнял роль Ксенофонта Дормидонтовна Женолюбова, а Пелагея Георгиевна играла роль Митродоры Петровны Перепряевой. Ее роль – одна из ведущих ролей в спектакле, так что вполне возможно, Попова принимала участие в деятельности Заводского театра и ранее 1887 г.

В свою очередь молодой Боташев исполнил второстепенную роль Емели в водевиле «Простушка и воспитанная», и можно предположить, что выход на сцену в этом спектакле для него – это одно из первых его выступлений в амплуа актера на театральных подмостках.

21 августа 1888 г. в Нижнетагильском Заводском театре был поставлен спектакль по пьесам «Не зная броду, не суйся в воду» (шутка В. Александрова (В.А. Крылова)) и «Шалость» (комедия В. Александрова (В.А. Крылова)). В комедии «Шалость (Из альбома путешественника по Италии)» горный инженер, активный член кружка любителей сценического искусства Иван Иванович Теленков сыграл роль художника Дмитрия Павловича Ботова. Роль другого художника Петра Петровича Вербатова исполнил Анатолий Александрович Злобин, служащий Нижнетагильского завода, который в 1875 г. был командирован во Францию на завод «Терр-Нуар» для обучения мартеновскому производству и бессемеровскому делу. Он принимал весьма активное участие в спектаклях Заводского театра в конце 1880-х гг. – начале 1900-х гг. и сыграл роль молодого помещика Льва Павловича Бурова в спектакле «Не зная броду, не суйся в воду» (шутка В. Александрова (В.А. Крылова)) в 1887 г.

В ведущей роли Викушина Александра Тимофеевича, петербургского чиновника, выступил служащий Василий Сергеевич Кононов, тоже активный деятель Заводского театра. Юлия Мартыновна Нефедьева, внучка Дмитрия Петровича Шорина, краеведа, коллекционера, археолога, этнографа, играла роль Ирины Гурьевны Пелевиной, девицы из Москвы. Она играла в спектаклях Заводского театра до 1900 г. под фамилией Шорина и вышла замуж за С.И. Смышляева, режиссера филиала Московского Художественного Театра (далее – МХТ), сподвижника К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Активное участие в спектаклях в 1896–1916 гг. принимали и дочь Д.П. Шорина Ольга Дмитриевна Нефедьева, и Дарья Ионовна Рябова, жена Михаила Алексеевича Рябова, организатора духового оркестра, дирижера-любителя Заводского театра в 1910–1916 гг.

Дарья Ионовна Рябова, актриса Нижнетагильского Заводского театра. 1900-е гг. Фото Е.А. Шестакова.
Дарья Ионовна Рябова, актриса Нижнетагильского Заводского театра. Начало ХХ в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Ольга Дмитриевна Нефедьева, актриса Нижнетагильского Заводского театра. 1900-е гг.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».


♦Софья Люстрицкая, актриса Нижнетагильского Заводского театра. Играла роли: Соня («Дядя Ваня» А.П. Чехова), Аня («Дети Ванюшина» С.А. Найденова).
Учительница Э.Д. Левицкая с подругой Л. Кискиной, актрисой Нижнетагильского Заводского театра. 1901 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Актеры Нижнетагильского Заводского театра. Начало ХХ в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

В 1880-х гг. в репертуаре заводского театра преобладали водевили, комедии, оперетты, пьесы легкого развлекательного содержания. Свойственная любительским театрам «сорность репертуара» отражала кризис, застой, переживаемый профессиональным русским театром в конце XIX в. Любители безоглядно следовали за актерами-профессионалами и в меру сил им подражали. Театральные спектакли были чрезвычайно далеки от драматических коллизий современной социальной действительности. Новая эпоха требовала обновления и демократизации театра. Необходимо было расширить зрительскую аудиторию, надо было привлечь зрителей с новыми интересами и запросами.

Афиша спектакля «Фофан». И.В. Шпажинского. 24 января 1899 г.
Афиша в спектакля «Откуда сыр-бор загорелся» В. Александрова. 25 февраля 1905 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Афиша спектакля «Кто в лес, кто по дрова» П.Д. Ленского. 28 декабря 1903 г.
Программа спектакля «Жена с того света (Живые покойники)» И.К. Лисенко-Коныча. 5 июля 1906 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

В 1896–1914 гг. репертуар театра стал более разнообразным и более серьезным – преобладали пьесы А.Н. Островского «Лес», «Праздничный сон до обеда», «Бедность на порок», «На бойком месте», «Гроза», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Бесприданница».

Афиша спектакля «Таланты и поклонники» А.Н. Островского. 27 декабря 1905 г.
Афиша спектакля «Без вины виноватые» А.Н. Островского. 21 ноября 1908 г. 
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Программа спектакля «Бесприданница»
А.Н. Островского. 14 ноября 1914 г.

Программа спектакля «Свои люди – сочтемся» А.Н. Островского. 2 февраля 1900 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

В эти же годы на сцене заводского театра были поставлены пьесы «Царская невеста» Л.А. Мея, «Хрущевские помещики» А.Ф. Федотова. В репертуар этих лет включены пьесы таких драматургов, как А.Ф. Писемский («Горькая судьбина») и В.И. Немировича-Данченко («Цена жизни», «Темный бор»).

♦Сцена из спектакля «Царская невеста» Л.А. Мея. 1901 г. Фото.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Афиша спектакля «Цена жизни» В.И. Немировича-Данченко. 22 октября 1902 г.
♦Афиша спектакля «Темный бор» В.И. Немировича-Данченко. 28 октября 1904 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Афиша спектакля «Хрущевские помещики» А.Ф. Федотова. 2 февраля 1905 г.
Афиша спектакля «Горькая судьбина» А.Ф. Писемского. 25 января 1906 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Вместе с тем на сцене появились пьесы, потакавшие дешевым вкусам невзыскательной публики, такие, как «Питомка» и «Лакомый кусочек» И.В. Шпажинского, «Нищие духом» Н.А. Потехина, «Верочкин секрет» И.К. Лисенко-Коныча, «Ожидание кометы» А.Н. Андреева и другие.

Афиша спектакля «Ожидание кометы»
А.Н. Андреева. 6 декабря 1899 г.

Программа спектакля «Верочкин секрет» И.К. Лисенко-Коныча. 27 июля 1908 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

С целью привлечения рабочей аудитории в заводском театре в 1900–1903 гг. были поставлены так называемая «народная драма» «Из темного угла» А.Ш. и В. Кандаурова, а также пьеса Е.П. Карпова «Тяжкая доля» и драма из фабричной жизни «Рабочая слободка», которая благодаря злободневности темы долго держалась в репертуаре театра.

Афиша спектакля «Тяжкая доля»
Е.П. Карпова. 14 февраля 1903 г.

Афиша спектакля «Рабочая слободка»
Е.П. Карпова. 7 декабря 1903 г.

Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Афиша спектакля «Из темного угла»
А.Ш. и В. Кандаурова. 16 января 1900 г.

Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Несмотря на низкие художественные качества, эти произведения волновали заводского зрителя, т.к. в них рассказывалось о тяжелой жизни трудового народа. Билеты на отдельные спектакли «Рабочей слободки» продавались по сниженным ценам. Так, например, 14 декабря 1903 г. вход на галерею со скамьями стоил 12 копеек, без скамей – 7 копеек, что делало этот спектакль доступным для рабочих. Обычно стоимость билетов в заводской театр была довольно высокой – вход на галерею стоил 22 копеек, билет в партер 30–40 копеек.

В 1913 г. на сцене Заводского театра была поставлена пьеса А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», в 1908 г. – инсценировка романа И.А. Гончарова «Обрыв» (пьеса В.В. Трофимова, его же режиссура). Роли исполняли: П.Г. Попова – Татьяна Марковна Бережкова, С.И. Аркадьева – Вера, Е.Я. Зенкевич – Марфа, А.Г. Далечин – Марк Волохов, К.К. Лоханин – Тушин. Сам В.В. Трофимов играл художника. Кто такой был В.В. Трофимов – актер-любитель, режиссер, драматург, тагильчанин или приезжий, была ли эта постановка его единственным опытом в режиссуре или нет – все эти вопросы остаются открытыми. На афишах Заводского театра его фамилия больше не встречается.

Программа спектакля «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина.17 ноября1913 г.
Программа спектакля «Обрыв»
В.В. Трофимова (по роману И.А. Гончарова «Обрыв»). 28 апреля 1908 г.

Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

С конца 1906 г. по 1916 г. репертуар Заводского театра значительно обновился и пополнился пьесами современных драматургов – М. Горького, А.П. Чехова, С.А. Найденова, И.С. Платона, Е.Н. Чирикова, В.А. Рышкова. Обновление репертуара явилось отражением начинавшейся в театральной среде реформы самой эстетической системы сценического искусства, опирающейся на новую драматургию.

Афиша спектакля «Беспечальные (Волна)» В.А. Рышкова. 22 октября 1907 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Открытка. Актеры Нижнетагильского Заводского театра, участники студенческого вечера в пользу студентов-практикантов. Спектакль «Царь природы» (комедия
Е.Н. Чирикова). 16 августа 1909 г.

Открытка (оборот). Программа студенческого вечера в пользу студентов-практикантов.
16 августа 1909 г. Спектакль «Царь природы» (комедия Е.Н. Чирикова).
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

В декабре 1906 г., впервые в Заводском театре был поставлен спектакль «Дети Ванюшина», имевший огромный успех. Четыре постановки на сцене Заводского театра выдержала пьеса С.А. Найденова «Дети Ванюшина» (1906, 1907, 1916 гг.).

♦Программа спектакля «Дети Ванюшина»
С.А. Найденова. 6 декабря 1906 г.
♦Программа спектакля «Дети Ванюшина»
С.А. Найденова. 27 декабря 1907 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Отзывы тагильских зрителей того времени об этих спектаклях самые теплые, самые восторженные. Безусловно, успеху способствовали режиссура и актерское мастерство А.И. Боташева, поставившего этот спектакль и сыгравшего в нем главную роль. В 1907 г. А.И. Боташев поставил пьесу М. Горького «Мещане». В 1914 г. была осуществлена постановка пьесы М. Горького «Васса Железнова» (на афише не указана фамилия режиссера). Заслуженный успех выпал на долю постановки пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня». Спектакль «Дядя Ваня» был поставлен в Заводском театре в 1910 и 1916 гг. Драматургия Чехова с ее скрытым драматизмом, обыкновенными героями, находящимися в конфликте не между собой, а с окружающим миром, оказалась близка и понятна тагильскому зрителю начала XX в. Это была заслуга великолепного актера и талантливого режиссера Александра Ивановича Боташева, поставившего спектакль и сыгравшего в нем роль Войницкого.

Программа спектакля «Красная шапочка и серый волк» (оригинальная сказка-феерия). 9 февраля 1914 г.
Юные актеры – участники спектакля «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. Нижний Тагил. 1912 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

В эти годы в заводском театре устраивались спектакли для детей. В 1914 г. была поставлена «оригинальная» сказка-феерия «Красная Шапочка и серый волк». Фамилия режиссера-постановщика не указана на афише. По нашим предположениям, это мог быть И.А. Васильев, уже проявивший себя к этому времени как режиссер и исполнивший в спектакле роль Серого волка. В спектакле принимали участие дети из детского драматического кружка (руководитель О. Симонова, организован в 1910-х гг.). Девочки исполняли роль «цветов» (розы, георгина, василька, подсолнечника, мака, анютиных глазок), мальчики – роли «грибов» и «елок». В антрактах играл духовой оркестр под управлением М.А. Рябова. Всем детям бесплатно выдавали флаги и сладости. После спектакля и в антрактах дети танцевали, играли, кидали снежками в снежную бабу. Был устроен специально детский буфет. На спектакле присутствовали дети от 2 до 13 лет. Как известно, утренники для детей, организованные в дореволюционных театрах для взрослых, большей частью не имели художественной ценности, но судя по программе спектакль «Красная Шапочка и серый волк» был настоящим праздником для детей.

Большой вклад в развитие театрального дела в Нижнем Тагиле внесли и супруги Поповы, активные деятели сценического искусства конца XIX – начала XX в.

Николай Александрович Попов, управляющий Высокогорским рудником. Служил в Заводском театре с 1894 по 1914 г., заведовал кассой театра, писал сценарии (1913–1914 гг.). 1909 г.
Программа спектакля «Вольная пташка» Е.П. Карпова. 27 декабря 1913 г. 
Программа спектакля «Драма у телефона» Ш. Фале и А. Де-Лорд. 14 февраля 1914 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Николай Александрович Попов (1858–1917) – управляющий Высокогорским рудником. С 1894 по 1914 г. в Заводском театре он заведовал кассой театра, занимался продажей билетов на спектакли. «Сценариус» (сценарист) Н.А. Попов в 1913–1914 гг. работал совместно с режиссером И.А. Васильевым, писал сценарии, по которым были поставлены спектакли: «Не надо» (драматический этюд, соч. Д.В. Гарина), «Супружеское счастье» (комедия Н.И. Мердер), комедия Е.П. Карпова «Вольная пташка», миниатюра «Бабочки», «Драма у телефона» (драматический этюд по рассказу Ш. Фале и пьесе А. де Лорда), «Ворона в павлиньих перьях» (соч. Н.И. Куликова).

Пелагея Георгиевна Попова, актриса Нижнетагильского Заводского театра. 1887 г.
П.Г. Попова и А.К. Мотылева. Сцена из спектакля
Нижнетагильского Заводского театра «Цепи» А.И. Сумбатова. 1900 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Афиша спектакля «Васса Железнова» М. Горького. 1914 (?) г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Жена Николая Александровича, Пелагея Георгиевна Попова, играла на сцене заводского театра в течение 30 лет с 1887 г. по 1916 г., была одной из ведущих актрис труппы. Ею было сыграно свыше 50 ролей. Впервые фамилия Поповой появилась на афише спектакля «Бесёнок» (12 апреля 1887 г.), где она исполняла роль Перепряевой. Ее творческий диапазон был довольно широк, и, хотя преимущественно она была актрисой комедийного плана и играла в водевилях и фарсах, она участвовала и в драмах, драматических этюдах и так называемых «народных драмах», и «драмах из фабрично-заводской жизни». Редкий спектакль проходил без участия Поповой.

Пелагея Георгиевна создала целую галерею образов: Меланья («Праздничный сон до обеда» 1898 г.), Аграфена Кондратьевна Большова («Свои люди – сочтемся» 1900 г.), Марья Никитишна Охлябина-Сусло («Девичий переполох» 1894–1900 гг.), Разваляиха («Рабочая слободка» 1903 г.), Акулина Савельевна Шибаева («Тяжкая доля» 1903 г.), Арина Евстратьевна Алпатьева («Степной богатырь» 1903, 1907 гг.), Домна Пантелевна Негина («Таланты и поклонники» 1905 г.), Авдотья Ивановна («Майорша» 1906 г.), Арина Архиповна Галчиха («Без вины виноватые» 1906, 1912 гг.), Арина Ивановна Ванюшина («Дети Ванюшина» 1906, 1907 гг.), Варвара Михайловна Гордынина («Беспечальные» 1907, 1908 гг.), Татьяна Марковна Бережкова («Обрыв» 1098 г.), няня Марина («Дядя Ваня» 1910 г.) и другие. В ее репертуаре преобладали образы так называемых «комедийных старух» из классической русской драматургии.

Однако в 1913–1916 гг. ее творчество стало более разноплановым, а роли более разнообразными и значительными. Наряду со старухой Ленэн (драматический этюд «Рыжая» 1914 г.), толстой женщиной Сусанной («Красная шапочка и серый волк» 1914 г.), экономкой Серафимой («Вольная пташка» 1913 г.) Пелагея Георгиевна сыграла Анну Антоновну Атуеву («Свадьба Кречинского» 1913 г.) и Хариту Игнатьевну Огудалову («Бесприданница» 1914 г.), Простакову в «Недоросле» (1915–1916 гг.) и, наконец, Вассу Железнову в одноименной пьесе М. Горького (1914 г.). Роль Вассы Железновой – властной, умной, жестокой, волевой женщины – безусловно, особо выделяется в творчестве Поповой.

Пьеса Горького «Васса Железнова» (1910 г.) получила Грибоедовскую премию (1911 г.), впервые была поставлена в 1910 г. в Новом Драматическом театре (Петербург), в 1911 г. в театре Незлобина (Москва). Через три года после первых постановок эта пьеса была поставлена на сцене Заводского театра в Нижнем Тагиле. Художественное своеобразие драматургии Горького требовало тончайшего психологизма в обрисовке характера Вассы и высокого уровня артистического мастерства.

К сожалению, не сохранилось воспоминаний о том, как воспринимался спектакль тагильским зрителем того времени, и в каком ключе была решена роль Вассы. Неизвестна даже точная дата спектакля, не указана фамилия режиссера. Косвенные признаки – состав актеров и указание, что доход от спектакля шел в пользу балканских славян, – позволяют установить приблизительную дату постановки спектакля – 1914 г. Творчество П.Г. Поповой – талантливой, умной, одаренной актрисы – незабываемая, яркая страница истории Заводского театра.

Александр Иванович Боташев – актер
и режиссер Нижнетагильского Заводского театра. Декабрь 1906 г.

Александр Иванович Боташев
с женой Марией Федоровной и детьми. 1888 г.

Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Программа спектакля «Дети Ванюшина»
С.А. Найденова. 6 марта 1916 г.
А.И. Боташев в роли Ванюшина-отца в спектакле «Дети Ванюшина». 6 марта 1916 г.
А.И. Боташев и З.Я. Бургер.
Сцена из спектакля «Цепи» 
А.И. Сумбатова. 1900 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Лесной смотритель Александр Иванович Боташев (1863–11.03.1931) был талантливым актером, режиссером, постановщиком и педагогом. Афиши и программы Заводского театра 1887–1916 гг. свидетельствуют о том, что редкие спектакли проходили без участия А.И. Боташева. Его выступления на сцене пользовались большим успехом. Боташев создал целую галерею ярких образов в пьесах русской драматургии, был актером широкого творческого диапазона. С большим успехом он выступал в водевилях и комедиях, в драмах и трагедиях. О творчестве и таланте А.И Боташева неоднократно писали уральские газеты. Уже одна из первых его ролей – роль Михайлы в спектакле «Чужое добро в прок не идет» – привлекла к себе внимание зрителей. Газета «Пермские губернские ведомости» (1896 г.) отметила яркую выразительную игру Боташева, «давшего в своей отчетливой и детально отработанной манере недурной тип пореформенного ямщика». Он с успехом продемонстрировал актерское мастерство, играя в комедии В.В. Протопопова «Рабыни веселья» в профессиональной труппе «малороссов» под руководством Ф.А. Хмары, которые выступали на сцене Заводского театра в 1902 г. «Среди своих же любителей господин Боташев давно уже стяжал славу даровитого артиста и поэтому с заезжими актерами он, что называется, не ударил лицом в грязь», – писала газета «Уральская жизнь» (1902 г.). Созданный Боташевым образ отставного гусарского ротмистра Сердчанинова в водевиле И.В. Шпажинского «Лакомый кусочек» привел в восторг одного из современников, опубликовавшего рецензию в газете «Уральская жизнь» (25 апреля 1902 г.).

♦Афиша спектакля «Лакомый кусочек»
В. Александрова (В.А. Крылова). 8 сентября 1909 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

В портфолио А.И. Боташева – такие роли, как Кудряш в «Грозе» (1900 г.), Подхалюзин в «Свои люди – сочтемся» (1900 г.), Ананий Яковлев в «Горькой судьбине» (1900 г), Григорий Грязной в «Царской невесте» (1901 г.), Ванюшин в «Детях Ванюшина» (1907 г.), Муров в «Без вины виноватые» (1906 г.), Безсеменов в «Мещанах» (1907 г.), Войницкий в «Дяде Ване» (1910–1916 гг.).

Александра Ивановича всегда влекли к себе образы глубокого драматического психологического плана, сценическое исполнение которых требовало большого мастерства. По свидетельству современников, вершиной творчества А.И. Боташева явилась роль Ванюшина-отца в пьесе С.А. Найденова «Дети Ванюшина (1906 г.).

Эта пьеса о взаимоотношениях отцов и детей была по-человечески близка Александру Ивановичу, имевшему большую семью. В спектаклях участвовали дети Боташева – дочь Нина и Николай, один из его четырех сыновей. Образ Ванюшина-отца, созданный А.И. Боташевым, мог выдержать сравнение с лучшим исполнением этой роли в профессиональном театре.

Как вспоминала заведующая музейной библиотекой Елизавета Васильевна Боташева, игра Александра Ивановича трогала до слез, порой зрителей выводили из зала «в истерике». Боташев обладал хорошими сценическими данными, большим темпераментом и обаянием. Его игра отличалась точной характеристикой образа, большой эмоциональной насыщенностью, яркой речью, великолепной дикцией, интересным пластическим решением. Каждый спектакль с участием Боташева давал отличные сборы. Сыгранный 30 октября 1916 г. в пользу недостаточных учениц Павло-Анатольевской женской гимназии спектакль «Дядя Ваня» А.П. Чехова, где роль Войницкого исполнял А.И. Боташев (его же постановка), привлек многих зрителей. Доход от спектакля составил 675 рублей. В благодарственном письме от 5 ноября 1916 г. родительский комитет гимназии отметил, что сбор был благодаря «режиссированию и участию» в спектакле Александра Ивановича Боташева.

Программа спектакля «Дядя Ваня»
А.П. Чехова. 30 октября 1916 г.

Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

6 января 1903 г. на афише спектакля «На пороге к делу» по пьесе Н.Я. Соловьева впервые появилось имя Боташева как режиссера. Наиболее активный период режиссерской деятельности А.И. Боташева – конец 1906–начало 1910 гг., когда им были поставлены спектакли: «Дети Ванюшина» С.А. Найденова (6 декабря 1906 г., 27 декабря 1907 г.), «Мещане» М. Горького (4 февраля 1907 г.), «Степной богатырь» И.А. Салова (27 мая 1907 г.), «Беспечальные (Волна)» В.А. Рышкова (22 октября 1907 г., 14 декабря 1908 г.), «Склеп» В.А. Рышкова (19 октября 1908 г.), «Люди» И.С. Платона (7 декабря 1908 г.), «Дядя Ваня» А.П. Чехова (10 февраля 1910 г.). В 1916 г. Александр Иванович вновь поставил два лучших своих спектакля – «Дети Ванюшина» (6 января и 6 марта 1916 г.) и «Дядя Ваня» (30 июня и 30 октября 1916 г.).

Программа спектакля «Казенная квартира»
В.А . Рышкова. 19 октября 1908 г.
Программа спектакля «Склеп»
В.А. Рышкова. 8 января 1908 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Режиссерская деятельность А.И. Боташева не ограничивалась только рамками заводского театра. Со студентами Горнозаводского училища он поставил спектакли «Женитьба» и «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Медведь» А.П. Чехова. А.И. Боташев не имел специального образования, не обучался у корифеев искусства, но будучи бесспорно одаренным актером, режиссером и педагогом, постоянно изучал мемуарную литературу великих мастеров сцены, периодические издания по театральной тематике (журналы «Театр и искусство», «Русская сцена» и другие), добился путем неустанного труда больших успехов в театральном искусстве. Он пользовался огромным авторитетом в среде любителей-актеров Нижнего Тагила.

28 декабря 1908 г. коллеги подарили ему памятный золотой нагрудный знак в виде лиры с надписью «Первому почетному члену кружка от Нижнетагильского драматического кружка любителей».

Памятный нагрудный знак А.И. Боташева. Золото, хризолиты. 1908 г. Аверс.
Памятный нагрудный знак А.И. Боташева. Золото, хризолиты. 1908 г. Реверс.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Анна Ивановна Лампадова (Куимова), актриса труппы Заводского театра в 1907–1909 гг. (горничная Акулина – «Дети Ванюшина» 1907 г., Мария Егоровна Викентьева – «Обрыв» 1908 г., Федосья – «Царь природы», 1909 г.) вспоминала, как Александр Иванович, репетируя с ней роль Акулины в спектакле «Дети Ванюшина», часто говорил: «Какая бы маленькая роль не была, она должна быть сыграна так, чтобы произвести должное впечатление в зале». Эти слова перекликаются со знаменитым изречением К.С. Станиславского – «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». Еще одно качество Боташева-режиссера, характеризующее его с этической стороны, отметила А.И. Лампадова:«Для Александра Ивановича не существовало премьеров. Со всеми актерами и на главные, и на второстепенные роли – он был одинаково любезен». Те, кто помнил Боташева в качестве режиссера, отмечали его большую требовательность, тщательность, с которой он отрабатывал даже незначительные сцены, принципиальность и человечность.

Рождение режиссуры в русском театре произошло в союзе А. П. Чехова и МХТ (1898 г.). Это было открытие К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Чехов предложил театру не только новые содержательные мотивы, но и новую драматическую форму, властно диктовавшую абсолютно новое понимание самой природы сценического действия. Новые принципы сценического действия, открытые Чеховым и обозначившие переворот в истории мировой драматургии, развил и углубил М. Горький.

Провинциальные режиссеры пробовали подражать Художественному театру. В 1901–1902 гг. под постоянной рубрикой «Провинциальная летопись» в журнале «Театр и искусство» часто извещали о подражателях Станиславского в больших и малых городах. Копируя постановки МХТ, провинциальные режиссеры имели подчас самое смутное представление об «оригинале», руководствуясь не своим личным восприятием, а газетными рецензиями, устными рассказами, показами немногих провинциальных актеров, уже побывавших в МХТ, почтовыми открытками, воспроизводящими отдельные эпизоды спектаклей Станиславского и Немировича-Данченко, фотографиями персонажей, часто откровенно применяли метод прямого копирования. Разумеется, подобные попытки копирования постановок МХТ вряд ли могли увенчаться успехом. К чести тагильского режиссера-любителя А.И. Боташева, современники отмечали очень высокий уровень его постановок. Кроме А.П. Чехова, М. Горького и С.А. Найденова, он ставил пьесы других прогрессивных драматургов начала XX в. – И.С. Платона, Е.И. Чирикова, В.А. Рышкова. Насколько быстро А.И. Боташев включал в репертуар театра новые пьесы, интересно проследить на примере постановок пьес Рышкова – «Склеп» (первая постановка в театре Корша в Москве в 1906 г., Боташев поставил эту пьесу в 1908 г.), «Волна» (первая постановка Корша – 1907 г., в Заводском театре – 1907 г.), «Казенная квартира» (первая постановка в театре литературно-художественного общества – 1908 г., в Заводском театре – 1908 г.). Творчество А.И. Боташева определяло новаторскую, прогрессивную тенденцию развития сценического искусства в Заводском театре.

Кроме А.И. Боташева, в режиссуре пробовали свои силы и другие актеры заводского театра – И.А. Васильев, А.Г. Далечин (Дятлов ).

И.А. Васильев начал свою режиссерскую деятельность в 1912 г. с постановок популярной исторической пьесы И.В. Шпажинского «В старые годы» и известной комедии Н.Я. Соловьева «На пороге к делу». В 1913–1914 гг. Васильев работал в жанре «малых форм», ставил миниатюры, драматические этюды, небольшие комедии по сценариям Н.А. Попова: «Не надо» (драматический этюд Д.В. Гарина), «Супружеское счастье» (комедия Н.И. Мердер), «Вольная пташка» (комедия Е.П. Карпова), миниатюра «Бабочки», «Драма у телефона» (драматический этюд по рассказу Ш. Фале и пьесе А. де Лорда), «Ворона в павлиньих перьях» (водевиль Н.И. Куликова). И.А. Васильев, как явствует из его репертуара, увлекался постановкой пьес легкого, развлекательного содержания, традиционного для любительских театров.

Программа спектакля «Сердце загадка» Л.Л. Иванова. 27 сентября 1915 г.
Открытка. Актеры Нижнетагильского Заводского театра. Студенческий вечер. 20 июля 1912 г. 1 ряд (слева направо):
3-я (в центре) – Л.М. Кларк, начальница Павло-Анатольевской гимназии, 5-я – Е.П. Либус, выпускница Петербургской консерватории, пианистка синематографа «Иллюзия».

Открытка (оборот). Программа студенческого вечера в пользу недостаточных студентов. 20 июля 1912 г.
Спектакль «Вольная пташка» (комедия-шутка Е.П. Карпова).

Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

В 1913 г. А.Г. Далечин (Дятлов) поставил спектакли «Сердце-загадка» (оригинальная комедия Л.Л. Иванова) и «Подозрительная личность» (водевиль В. Александрова (В.А. Крылова)). В 1915–1916 гг. А.Г. Далечин (Дятлов), работая преподавателем в Нижнетагильском реальном училище, поставил несколько «ученических» спектаклей: «Недоросль» (комедия Д.И. Фонвизина) и «Сам себя сосватал» (водевиль), в которых играли ученики 6–7 классов училища и актрисы заводского театра П.Г. Попова, Д.И. Рябова и Е.Д. Левицкая; «Доходное место» (комедия А.Н. Островского), где Кокушкину играла П.Г. Попова, а все остальные роли исполняли учащиеся 4–8 классов училища. Обращение А.Г. Далечина (Дятлова) к русской классике имело важное значение в деле приобщения учащейся молодежи к сценическому искусству.

И.А. Васильев и А.Г. Далечин (Дятлов) принимали участие в своих постановках и как актеры.

Программа ученического спектакля «Недоросль» Д.И. Фонвизина. 1915– 1916 (?) гг.
Преподаватели Нижнетагильского Реального училища. 1-й справа – А.Г. Далечин (Дятлов). 1912 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Афиша спектакля «Григорий Распутин» С.П. Сабурова-Долинина. 27 мая 1917 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

21 Мая 1917 г. на сцене Заводского театра был поставлен спектакль «Григорий Распутин» по пьесе С.П. Сабурова-Долинина, который вместе с артистами русской драмы совершил в 1917 г. гастрольное турне по Сибири и Уралу. Сабуров-Долинин называет свое произведение серьезной драмой в 4-х действиях, а себя называет «писателем-артистом». Афиша сообщает, что пьеса «Григорий Распутин» рисует исключительно исторические факты и охватывает весь период жизни «сибирского мужика» за 30 лет до его трагической смерти. Исключительное право постановки принадлежит этой труппе, которую возглавляет Сабуров-Долинин. Отмечено, пьеса «чужда какой-либо парнографии», так что рекомендуется и учащимся. Пьеса написана автором в Петрограде и на месте жизни Распутина в селе Покровском, Тобольской губернии, со слов родственников старца, для чего автор ездил в Тобольскую губернию. Роль Распутина исполнял сам автор. По окончании пьесы автор С.П. Сабуров-Долинин читал небольшой реферат на тему «В чем была сила Распутина».

После Февральской революции сменились приоритеты даже в благотворительности. В 1917 г. 20% с чистого сбора от спектакля «Григорий Распутин» должно было быть передано в пользу местного комитета социал-революционеров («эсеров»). В данном случае очевидны симпатии и политические пристрастия артистов гастролирующей труппы, возможно, самого Сабурова-Долинина, а также, возможно, администрации и ведущих актеров Нижнетагильского заводского театра. В это время партия «эсеров» превратилась в крупнейшую политическую силу, победила на выборах в Учредительное собрание. Для значительной части населения были привлекательными её идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Судя по афише, в Нижнем Тагиле в мае 1917 г. действовал местный комитет партии социал-революционеров.

Афиша изготовлена типографским способом. Для текста афиши спектакля «Григорий Распутин» характерна смена шрифта при переходе от строки к строке, что присуще стилю модерн конца XIX – начала XX вв. Все шрифты афиши четкие, удобочитаемые. Шрифт афиши притягивает зрителя, будоражит его воображение, вполне ощутима динамика текста. Для художественного облика данной афиши характерно сочетание шрифтов разных стилей – и рубленый (гротеск), и антиква, и объемный шрифт, и акцидентные декоративные шрифты (возможно, готической гарнитуры или в старославянском стиле). В афише применяются шрифты с засечками и без засечек. Толщина (насыщенность) шрифтов различна – от светлого до жирного, и даже сверхжирного, но все шрифты – прямого начертания. Размеры шрифта отличаются разнообразием – от большого, крупного до мелкого (петита), есть узкие, плотные, нормальные и широкие. Шрифты в афише иногда чередуются, повторяются, создавая определенный ритмический строй. В основном, текст каждой строки набран одним шрифтом без различения заглавных и строчных букв. Сразу можно оговориться, что выделение заглавных букв характерно для текстов небольших размеров литер в высоту. Таким образом, афиша спектакля «Григорий Распутин» – уникальный образец шрифтовой афиши начала XX в., единственный экземпляр в коллекции афиш Нижнетагильского музея-заповедника. В данном случае шрифт на афише – не только графическое средство языка, но, прежде всего, форма искусства.

Участники постановки самодеятельного кружка тагильских рабочих
«Шайка разбойников». 1892 г.

Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

С конца XIX в. Нижнетагильский Заводской театр стал доступным для рабочих. Несмотря на тяжелейшие условия работы и неграмотность большинства рабочих в поселке стали возникать театральные коллективы, учившиеся мастерству у актеров Заводского театра. По свидетельству одного из активнейших участников дореволюционной рабочей самодеятельности П.Н. Бурнашевского, он и его товарищи «очень часто ходили в Заводской театр, где смотрели оперы, драмы, вникали в игру».

Первый самодеятельный театральный кружок был организован тагильскими рабочими в 1892 г., когда Николай и Федосей Кожевниковы поставили народную драму «Шайка разбойников». Когда все роли были отрепетированы, костюмы сшиты, парики и оружие готовы, песни разучены, постановки устраивали в частных домах С.Ф. Капустина по улице Тагильской и лесничего Г.М. Куляшева по улице Лесной (ныне улица Газетная). Драма «Шайка разбойников» была известна под названиями «Лодка», «Черный ворон», «Атаман Буря», «Гроб Марии». Образы разбойников из народной драмы ассоциировались с героями местных преданий и сказов о «вольных людях», с фигурой Ермака. Жизненность «Шайки разбойников» на Урале поддерживалась и обусловливалась очень сильной местной традицией вольнолюбивого «разбойничьего фольклора». Действующими лицами постановки в тагильском варианте были атаман, есаул, разбойники, кузнец, жид, старик-гробокопатель и девица (переодетый парень). В представлении принимали участие только мужчины, девятнадцать человек, из которых двенадцать были названы в перечне действующих лиц, а остальные семь человек помогали петь песни, танцевать и были одеты, как почти все разбойники, в красные рубахи с саблями на боку. В постановку было включено много песен (солдатская песня «За Уралом за рекой казаки гуляют», «Дубинушка» и др.), по ходу действия были танцы под гармонь.

Артисты Выйского Народного театра в Нижнем Тагиле.
В центре (1-й ряд) – Александр Федорович Бургер. 1902 г.

Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Письмо А.Ф. Бургера Н.Н. Фирсову о Выйском народном театре. 30 января 1908 г. Копия.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

В 1902 г. бухгалтер заводских железных дорог Александр Федорович Бургер организовал в Нижнем Тагиле Народный театр. В пустовавшем барском доме на Выйской площади у Липового тракта оборудовали сцену, зал вмещал до 100 зрителей. Повесили простенький занавес, установили суфлерскую будку, вместо стульев поставили деревянные скамьи. Актеры сами рисовали декорации, писали афиши.

В письме к своему знакомому Н.Н. Фирсову от 30 января 1908 г. А.Ф. Бургер так рассказывал о создании Выйского Народного театра: «…на завод с 40-тысячным населением не дано решительно ничего для развития рабочих, ни чтений, ни театра… А потом сами жалуются, что в заводе идет такое бесшабашное пьянство среди рабочих. Ну вот, я и задумал устроить для этих рабочих хоть какое-нибудь развлечение: дали мне полуразвалившееся здание, кое-как приспособили под театр, и стал я зазывать заводских ребят играть… и вот теперь у меня имеется вполне сыгравшаяся труппа в 57 человек. Участвует все молодежь, которая охотно подчиняется моему самому главному требованию: в помещении театра водки не пить и проводят прекрасно время до глубокой ночи, не производя никаких дебоширств».

Народный театр находился в ведении местного отделения Общества трезвости, репертуар его в основном составляли пьесы «морального» или чисто развлекательного характера и, как правило, невысокого художественного качества. По настоянию А.Ф. Бургера в репертуар были включены такие классические произведения, как «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, «На бойком месте» А.Н. Островского, «Чужое добро впрок не идет» А.А. Потехина. Сохранился перечень и других постановок театра: «Вий» (по повести Н.В. Гоголя), «Золотая рыбка» (сочинение И.А. Салова и И.Н. Ге), «Сапоги ушли» (фарс З.Б. Осетрова), «В гостях без хозяина» (водевиль Н.Н. Никитина). В Выйском Народном театре играли рабочие – чугунолитейщики, меднолитейщики, машинисты и другие, а также служащие, студенты Горнозаводского училища, учительницы, швеи, домохозяйки.

Афиша спектакля «В гостях без хозяина» Н.Н. Никитина (Триенова). 21 ноября 1910 г.
Афиша спектакля «Чужое добро впрок не идет» А.А. Потехина. 11 апреля 1902 г.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

11 апреля 1902 года в помещении Заводского театра рабочими кружка народных развлечений Нижнетагильского общества трезвости (председательница кружка – Л.Б. фон Зигель) был поставлен спектакль «Чужое добро впрок не идет» по пьесе А.А. Потехина. В антрактах играл духовой оркестр под управлением М.А. Рябова. После спектакля выступил женский и мужской хор с малороссийскими песнями, а затем были показаны русские пляски.

Материальная необеспеченность и ухудшение состояния здоровья заставили Бургера в 1908 г. переменить место службы и оставить театр. Он перешел в Нижнетагильское Реальное училище на должность преподавателя немецкого языка. Но и после ухода А.Ф. Бургера театр не прекратил своего существования. Его заменил один из участников труппы – Петр Никитич Бурнашевский, формовщик чугунолитейного цеха Нижнетагильского завода, позже счетовод конторы заводских железных дорог.

Танцевальный коллектив Выйского Народного театра. Начало ХХ в.
Театральный народный костюм: кофта, передник. Хлопчатобумажная ткань, вышивка. Начало ХХ в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Актеры кружка П.Н. Бурнашевского: 1-й ряд (слева направо) П.Н. Бурнашевский, П.К. Дьячкова, З.И. Худоярова, Г.И. Худоярова, К.А. Челышева; 2-й ряд (слева направо) В. Чернов, А.П. Маляров, В.К. Теленков, Ф. Челышев, В.А. Худояров, Н.Ф. Хабаров, А. Хребтиков.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».


Актер и режиссер Заводского театра Александр Иванович Боташев стоял у истоков возрождения театра в Тагиле в первые годы советской власти. В то время в городе действовало множество разрозненных драматических кружков. Боташев предложил им всем объединиться, создать при Отделе народного образования один кружок любителей драматического искусства и только ему передать в исключительное пользование сцену бывшего Заводского театра. Кружки, не пожелавшие выполнить требования, должны были быть закрыты, ввиду отсутствия средств и возможностей для их реформирования.

В кружок Боташева вступили 29 человек. Председателем кружка был избран К.Ф. Яцино, режиссером – А.И. Боташев. После ремонта в здания бывшего Заводского театра, обновления декораций, в декабре 1920 г. А.И. Боташев поставил спектакль по пьесе С.А. Найденова «Дети Ванюшина», а в июне 1924 г. Боташев с драматической группой «Ансамбль» поставил спектакль «Беспечальные (Волна)» по пьесе В.А. Рышкова. Это были одни из лучших его спектаклей в Заводском театре (с его режиссурой и участием как актера).

Драматическая труппа «Ансамбль». 1920-е гг.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».


Итак, благодаря актеру и режиссеру Заводского театра Александру Ивановичу Боташеву театр в Нижнем Тагиле продолжал жить и радовать своих зрителей и после страшных лет революции и Гражданской войны, «цепь времен» соединилась. И то обстоятельство, что в настоящее время Нижний Тагил – это не только рабочий город, город труда, но одновременно и город высокой театральной культуры, с богатыми театральными традициями, с интересной и самобытной театральной историей – это заслуга и любителей драматического искусства Нижнетагильского Заводского театра. Своим творчеством тагильские актеры-любители вписали незабываемую страницу в историю культуры Нижнего Тагила и внесли большой вклад в становление театрального дела на Урале. А восстановить театральную жизнь Нижнетагильского заводского поселка в конце XIX – начале XX вв. нам помогли афиши и программы Заводского театра (фотографии из фондов музея-заповедника дополнили и «оживили» театральную историю).

Автор выставки: Т.В. Смирнова, научный сотрудник исторического отдела.


Творческая группа: О.В. Халяева, заведующая отделом по работе со СМИ и информационному обеспечению,
М.А. Кенкишвили, главный специалист по разработке и внедрению медийных программ.