Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Виртуальный проект

Архитектура Нижнего Тагила XVIII – XXI вв. Эпоха. Стиль. 12+

Архитектурный облик современного Нижнего Тагила формировался на протяжении трёх столетий. Он включает в себя здания, построенные в различных архитектурных стилях, что заметно отличает их друг от друга. Но это придаёт каждому из них отличительную красоту и изысканность, а порой – сдержанность и строгость.

В нашем городе можно увидеть достойные образцы позднего классицизма, эклектики, модерна, конструктивизма, «сталинского ампира». В 1960 – 1980-е гг. в архитектуре Нижнего Тагила господствовали типовые проекты, так называемые «хрущёвки» и «брежневки». Но среди типовых построек второй половины XX в. выделяются здания, которые отличаются необычной формой, лаконичностью и отсутствием архитектурных излишеств. Они прекрасно соседствуют с постройками предыдущих веков, придавая городу особый архитектурный колорит.


Нижний провиантский склад,
ул. Уральская, 2а. 
Фото Шуткина В.Г. 1992 г.
Из коллекции НТМЗ.




Верхний провиантский склад. I чет. XIX в.
ул. Уральская, 1а.
Музей природы и охраны окружающей среды.
Фото. 2000-е гг. Из коллекции НТМЗ.

Уже в последней трети XVIII и начале XIX вв. на фоне одноэтажной деревянной застройки, в исторической части Нижнетагильского посёлка, выделялись одиночные капитальные каменные строения: Нижние и Верхние провиантские склады с четырёхскатными крышами, переходящими в навесы, опирающимися на рустованные колонны. Они сочетали в себе как русские, так и европейские традиции. Здания украшены полуциркульными проёмами дверей, круглыми окнами с узорчатыми решётками.

Они строились как «хлебные магазейны», в настоящее время в них расположены музейные объекты.


Отпечаток с негатива.
Собор в конце 20-х гг. 
Из коллекции НТМЗ.

Величественный Входо-Иерусалимский собор был построен в 1763 – 1777 гг. «иждивением» Н.А. Демидова «во исполненние воли...» его «покойного родителя», создателя «горнорудной империи» и основателя нашего города.

Собор был построен ярославскими мастерами по проекту московского архитектора К.И. Бланка в формах , переходных от барокко к классицизму. На церковной колокольне, высотой 52 метра, были установлены часы, которые били каждые полчаса и каждый час. В 1930-х гг. собор разделил участь многих разрушенных российских храмов.


Классицизм – архитектурный стиль, который был популярен со второй половины XVIII в. до середины 1830-х гг. В его основе лежат идеи античности. Обращаясь к формам античного зодчества как к эталону красоты и гармонии архитекторы строили здания. Основой данного стиля стала ордерная система. Для классицизма характерны: абсолютная симметрия, подчёркнуто правильные формы, монументальность, декоративное убранство.

Здание администрации и выставочных залов
Нижнетагильского музея-заповедника
«Горнозаводской Урал». 2015 г.
Фото Колесова И.С.

В середине XIX в. архитектурный облик Нижнетагильского посёлка заметно изменился.

В нём появился Административно-усадебный ансамбль Главного управления Нижнетагильского Горнозаводского округа Демидовых. Он представляет собой период позднего классицизма. Ансамбль формировался на протяжении 1830 – 1840-х гг., имел типичную для городской усадьбы того времени планировку замкнутого каре. В него вошли центральный корпус Заводоуправления, «лабораторный флигель» и дом управляющего, два реконструированных здания XVIII в. «Флигель на каменном  полуэтаже», где размещались «детское училище», «управа благочиния», а также «главный господский дом», который был соединён крытой галереей с баней и прачечной на берегу Тагильского пруда. Последние два здания были утрачены в начале XX в.

В настоящее время Административно-усадебный ансамбль является украшением исторического центра Нижнего Тагила.


Здание заводского госпиталя.
Архитектор А.П. Чеботарёв. 1828 г.
Из коллекции НТМЗ.

В 1828 г. корпуса деревянного заводского госпиталя, построенного в 1763 г. (по другим сведениям – в 1758 г.) сменило каменное здание – творение уральского зодчего А.П. Чеботарёва. Его украшает шестиколонный портик с фронтоном с лепным акантовым орнаментом. Вокруг основного корпуса располагались четыре флигеля, из которых сохранились два.

В настоящее время все три здания входят в комплекс современной Демидовской больницы.


Господский дом по ул. Тагильской.
Архитектор Чеботарёв А.П. 1830-е гг.
Фото 2000 г. Из коллекции НТМЗ.

Дом купчихи Е. Дерябиной известен в городе как «Господский дом». Её заказ с претензией на непровинциальную роскошь исполнил в начале 1830-х гг. архитектор А.П. Чеботарёв. Вид у дома нарядный и торжественный. Центральная часть с выдвинутым ризалитом и треугольным фронтоном украшена колоннами коринфского ордера и декоративными розетами. В XIX в., помимо дома, в усадьбу входили каретник с погребами, каменные конюшни, а также сад, спускавшийся до самой реки Тагил.

В настоящее время в нём располагается Музей быта и ремёсел горнозаводского населения.



Храм во имя святого Александра Невского.
Архитектор Гирст Томас Фомич.1877г.
Фото Пичугина. 2000-е гг.
Из коллекции НТМЗ.
Храм во имя святого Александра Невского.
Фото Т.Н. Дубинина. 2018 г.
Из коллекции НТМЗ.

Храм во имя святого Александра Невского был воздвигнут на народные пожертвования в 1877 г. в честь отмены крепостного права в России. Он расположен на Вересовой горе, в районе старой Гальянки, высота храма – около 36 метров. Неповторимый облик ему придают килевидные арки, шатровое завершение по центру и малые шатры угловых звонниц. Автор проекта пермский архитектор Т.Ф. Гирст взял за основу проект русской церкви в Париже архитектора Р.И. Кузьмина. В 1939 г. он был закрыт и передан сначала под кинотеатр, затем гараж и склад.

С 1989 г. храм вновь стал действующим.

Эклектика – направление в архитектуре России, доминировавшее во второй половине XIX – начале XX вв. Она возникла как реакция на однообразие архитектуры русского классицизма. Стиль «эклектика» объединял в себе множество стилей: необарокко, неоренессанс, неоготику. Архитекторы смешивали старое и новое, создавая необычные образы зданий.



Купеческий дом братьев В.С. и И.С. Ляпцевых.
Здание по ул. К. Маркса, в котором проходила
I уездная партконференция, здание клуба Металлистов, 1957 г.
Из коллекции НТМЗ.

Дом братьев В.С. и И.С. Ляпцевых, построенный в 1900 г. стиле эклектики с использованием элементов древнерусского зодчества. Боковые ризолиты увенчаны декоративными шатровыми башнями с короной. Два входа оформлены рустом и аркой. Особый изыск зданию придают симметрично расположенные балконы с ажурными коваными решётками. Дом построен по подобию Центрального павильона Нижегородской ярмарки. Магазин братьев Ляпцевых, который располагался на первом этаже дома, имел четыре отдела: гастрономический, винный, москательный (краски, олифа) и оптовый. После революции дом был передан металлургическому заводу имени В.В.Куйбышева.

С 1999 г. в нём размещается Центр культуры и искусства ОАО «ЕВРАЗ НТМК».

Здание Земского училища
по ул. Этапной (Липовый тракт) в 1910-е годы.
ГПТУ №59, ул. Липовый тракт, 11.
Фото 1950-е гг. Из коллекции НТМЗ.

Стиль конструктивизма, сыгравший значительную роль в развитии городской архитектуры 1920-30-х гг., проявился отличительными чертами при строительстве различных зданий как социальных, так и промышленных. Для данного стиля характерны лаконичность, динамизм, асимметрия, отход от украшательства классических стилей. Инструментами выражения стали вертикали и горизонтали строения, ритм самих строительных конструкций. При этом мелкие членения устранялись, объемы укрупнялись, внешний облик фасада упрощался. К концу 1930-х гг. конструктивизм был искоренён как «чуждый» новой сталинской архитектурной идее.

Дом дирекции. Дзержинский район.
Середина 1930-х гг.
Фото. Интернет источник.

Одна из самых интересных довоенных построек в стиле «конструктивизм» в Дзержинском районе - дом инженерно-технических работников, именовавшийся также домом дирекции. Он был построен в середине 1930-х гг. – один из последних в городе памятников конструктивизма. Строгий силуэт здания оживляет вынос углового балкона на консолях. Главный вход оформлен невысокими тяжеловесными пилонами, над которыми возвышаются две арки с ленточным делением.

Здание бани. Дзержинский район.
Первая половина 1930-х гг.
Из коллекции НТМЗ.

Строительство зданий общественного назначения было проявлением «заботы новой власти о человеке труда». Здание бани в Дзержинском районе – тому пример. Главным его акцентом является выступающий объём входа, образованный двумя мощными пилонами и вертикальным остеклением центра. В этом четком и строгом строении с протяжёнными рядами окон проявилось торжество рационализма в архитектуре.

«Сталинский ампир» – лидирующее направление в архитектуре советского государства с 1936 по 1955 гг. Этот архитектурный стиль отражает советскую идеологию, культ личности руководителя государства. Для него характерны подражание античным постройкам, архитектурные ордеры с чёткими пропорциями, обильным декором, советской символикой. Рабочие, колхозники, военные были главными героями барельефов и мозаик. Для оформления зданий использовали мрамор, ценные породы дерева, бронзу, гранит.

Здание гостиницы «Металлург»
в Тагилстроевском районе.
Из коллекции НТМЗ.

В этом возвышенном, торжественном стиле построена гостиница «Металлург» в Тагилстроевском районе. Главный фасад здания богато декорирован портиками композитного ордера, поднимающимися до уровня третьего этажа, высокой ложной аркой по центру, угловыми пилястрами и маленькими аккуратными балкончиками, украшенными точёными балясинами.

Здание гостиницы «Металлург» является одним из самых заметных в нашем городе.


Открытка 1957. Дворец культуры НТМК
в Тагилстроевском районе.
Фото М. Воробьева и Н. Меньшикова. 1957 г.
Из коллекции НТМЗ.

Дворец культуры металлургов занимает особое место среди архитектурных достопримечательностей Нижнего Тагила. Построен по проекту свердловского архитектора В.В. Емельянова в 1952 г. Классические формы дворца и раскинувшийся рядом парк, разбитый по проекту ленинградских архитекторов, напоминают о русских усадьбах прошедших веков. Единый компактный объём здания с круглой башней – ротондой обильно украшен многочисленными колоннами и пилястрами, декоративной лепниной, скульптурами. Величественный образ дворца передаёт настроение оптимизма и радости, характерное для послевоенной архитектуры.

В смотре лучших зданий и сооружений, построенных в РСФСР в 1952 г., проект дворца был удостоен первой премии.

Здание Машиностроительного техникума
в Дзержинском районе.
Фото. Интернет источник.

В 1990 гг. архитектура начинает развиваться в новых экономических условиях. Она во многом стала зависеть от инвесторов в строительство. В период 1990 – 2000-е гг. постсоветская архитектура демонстрировала непривычные геометрические формы и западные материалы в отделке фасадов зданий. В этот период её отличительными особенностями становятся преувеличенные объёмы с применением структурного стекла, искусственного мрамора, гранита и наружных обзорных лифтов. Широкое применение получили заменитель черепицы (металлочерепица), заменитель традиционных окон (металлические стеклопакеты «под дерево») и др. В настоящее время технологии в области архитектуры и строительства не стоят на месте. Идёт разработка новых проектов, порой необычных и впечатляющих.

Дворец Ледового спорта им. В.К. Сотникова
в Дзержинском районе.
Фото. Интернет источник.

Дворец ледового спорта имени В.К. Сотникова был разработан специально для Нижнего Тагила и построен в 1986 г. по индивидуальному проекту московского зодчего В.М. Цветкова, Здание стоит на широком пространстве, вызывает ассоциации с космическим объектом, а по замыслу архитектора – с цветком, упавшим на поляну. В сооружении этого сложного по конструкторскому решению объекта принимали участие строители Урала, Сибири, Прибалтики и Украины. Созданием ледового поля занимались специалисты новосибирского предприятия «Сибпродмонтаж». Ледовая арена дворца 60м х 30м является домашней площадкой для тренировок хоккейной команды «Спутник».

Здание Тагилбанка.
Фото. Интернет источник.

В основе технической идеи нового здания Тагилбанка архитекторов Н.Н. Дымовой и А.В. Солтыса лежит простейшая геометрическая форма. Оно являет собой мощный монолитный объём – куб, выступающий как символ постоянства, с огромной по площади сферически изогнутой зеркальной стеной, символизирующей вечность. Отделанное долговечными материалами – цветной керамической и фасадной плиткой, здание заняло достойное место в городском пространстве.

В настоящее время в нём располагаются налоговая инспекция и различные офисы.

Торговый центр «Александровский пассаж».
Фото. Интернет источник.
Здание Торгового центра ЦУМ.
Фото. Интернет источник.

Здание торгового центра «Квадрат».
Фото. Интернет источник.