Виртуальный проект
1740 год
В документе «Память Никите Демидову», написанном главой Сибирского приказа А. Виниусом по указу Петра I, император повелел Никите Демидову — основателю горнозаводского дела на Урале строить не только новые заводы на необжитых местах, но и церкви, школы для детей и больницы для больных. 6 декабря 1709 года Никитой Демидовичем Демидовым (1656-1785) была открыта Цифирная школа в Невьянске.
На Нижнетагильских заводах до середины XVIII в. подготовка служащих осуществлялась непосредственно при заводских конторах самими заводскими служителями. В 1740 году основатель Тагила Акинфий Никитич Демидов (1678-1745) приказал открыть Цифирную школу в Нижнем Тагиле.
Ведомость о Выйском заводском училище. 1841 г.
ГАСО. Ф.643. Оп.1 Д.801. Л.160
1758 год
После смерти Акинфия Демидова Нижнетагильские заводы достались его младшему сыну Никите Акинфиевичу Демидову (1724-1789). По его приказу в 1758 году Цифирная школа из Невьянска была переведена в Нижний Тагил, и, возможно, объединена с открытой ранее А.Н. Демидовым школой. В результате появилась Горнозаводская («Арифметическая») школа. На низшей ступени (в «Словесной» школе) обучали чтению и письму, в «Арифметической» — арифметике, геометрии, черчению, рисованию, основам заводского производства.
Горнозаводская школа обеспечивала техническим и конторским персоналом заводы Демидовых. Здесь ежегодно обучались от 20 до 50 детей крепостных служащих. Престиж Горнозаводской школы был так высок, что юношей с многих уральских заводов отправляли обучаться в Нижний Тагил.
Здание, в котором располагалась Горнозаводская школа во II пол. XVIII в.
Фрагмент картины И.Ф. Худоярова «Гулянье на Лисьей горе».
Холст, масло. 1830 – 1840 гг.
1806 год
5 июня 1806 года по приказу Н.Н. Демидова Нижнетагильская Горнозаводская школа была преобразована в Выйское заводское училище. «Цель заведения этого училища образовать для должностей по заводам хороших служащих и распространить между заводскими жителями самонужнейшие познания в общежитии». Расширилась программа обучения. Учащиеся изучали чтение и письмо по-русски, краткую всеобщую историю, русскую грамматику и географию, арифметику и практическую геометрию, чистописание, математику, специальное черчение и рисование, бухгалтерию, законоведение, физику, химию, механику, горное искусство, металлургию, геодезию, маркшейдерское дело, лесоводство, иностранные языки. Развитие творческих способностей учащихся было заложено с первых лет существования училища. Занятие пением были обязательны, а инструментальной музыкой – по желанию.
Учащихся привлекали к пению в церковном хоре, а выпускники участвовали в заводском оркестре, который организовал И.П. Кокичев.
В 1839 году училище в учебном отношении стало подчиняться Министерству Народного просвещения. Количество учащихся увеличилось до 120-160 человек.
Из стен Выйского заводского училища вышли многие талантливые специалисты: крепостные инженеры Ф.И. Швецов – выпускник Высшей горной школы в Париже, горный деятель, управляющий технической частью Нижнетагильских заводов, П.П. Мокеев, изучавший передовой опыт на лучших заводах Англии, Франции и Германии, организатор «механического заведения» на Нижнетагильском заводе, А.П. Ерофеев, окончивший курс Фрейбергской горной школы, преподаватель Выйского заводского училища, бронзолитейщик Ф.Ф. Звездин, создатель первой на Урале бронзерной мастерской в Нижнем Тагиле, обучавшийся во Франции у мастера бронзерных дел Томира.
Д. Гаццанига. Опера «Капризная жена».
Ноты из библиотеки Выйского училища. I пол. XIX в.
Чертеж Выйского заводского училища. 1828 г.
В 1806 году по распоряжению владельца Нижнетагильских заводов Н.Н. Демидова (1773-1828) была создана школа живописи при Выйском заводском училище. Она стала первым частным учебным заведением подобного типа на Урале и в Сибири и вторым в России — после созданной в 1802 году в Арзамасе школы академика А.В. Ступина. Это было ремесленно-прикладное училище, возникшее на базе местного художественного промысла – лаковой росписи по металлу. Изначально, благодаря промыслу, школа получила характерную специализацию – обучение живописи в интересах декорирования лакированных изделий. Замысел Н.Н. Демидова был прост. В школу должны были принимать только тех детей, чьи родители имели свои мастерские («фабрики») или лично работали в промысле. Выпускники возвращались в родную среду для распространения художественной грамоты среди ремесленников. Только школа живописи, по мысли заводовладельца, могла способствовать значительному улучшению живописной культуры местных жителей, активно занимавшихся изготовлением расписных изделий широкого спроса – подносов, шкатулок, столиков. Школа живописи способствовала становлению художественных умельцев Тагила как крепостной художественной интеллигенции. В нее принимали «по охоте» служительских детей. Для преподавания был приглашен художник В.И. Албычев, окончивший Академию художеств. Из учеников этой школы вышли художники П.И. Баженов и Я.Ф. Арефьев, талантливый механик и металлург И.Ф. Макаров. В 1820 году школа живописи была закрыта. Тагильский лаковый промысел продолжал существовать и достиг своего расцвета в 1830-1840-х годы. На мануфактурных выставках тагильские лаковые изделия получали множество наград, завоевав мировую известность.
Здание, в котором находилась школа живописи. 1828 г.
РГИА. Ф.37. Оп.63. Ч. II. Д.88. Л.
1836 год
До середины XIX в. в России почти не было учебных заведений, доступных для народа. Однако единая система общенародного образования была разработана уже на протяжении первой четверти XIX в. (школьные уставы 1804, 1828 годы). Она была совершенно оторвана от средней и высшей школы. Под надзором священников были организованы приходские школы при церквях. В 1830-х годах на заводах Нижнетагильского округа открылись приходские училища с раздельным и смешанным обучением, в том числе Нижнетагильское приходское училище (1836). Свято-Троицкое мужское училище в Нижнем Тагиле начало действовать с 1846 года.
Предметы учебного курса начальных народных училищ: Закон Божий, чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики, церковное пение. Классы грамотности открылись на Медном руднике (1872), Выйском заводе (1873), Нижнетагильском заводе (1873, 1874). Учились в таких школах бесплатно, но не все дети могли ходить даже в них. Многим приходилось отказываться от учебы, т.к. не было одежды, другие дети сидели дома с младшими детьми. Без образования, без грамоты в России XIX – начала XX вв. оставались 87% жителей.
Свято-Троицкая церковь и школа. Нач. ХХ в.
Учащиеся Введенской церковно-приходской школы. 1902 г.
1837 год
Первые сведения о публичном выступлении музыкантов в Нижнем Тагиле относятся к 1837 году, когда в мае Нижнетагильские заводы посетил цесаревич Александр Николаевич в сопровождении своего воспитателя поэта Василия Андреевича Жуковского. Это знаменательное событие было описано очевидцем, следующим образом: «Когда (Цесаревич – Т.С.) изволил войти в приготовленные для него комнаты, в то время на пруду против окон комнаты был освещено транспарант, а певчие и музыканты в катере пели и играли…». До отмены крепостного права проводником культурных влияний в Тагиле было Выйское заводское училище, где воспитанникам не только давали специальные знания, но и обучали их рисованию, музыке, пению. Именно поэтому в Тагиле имелись собственные певцы и музыканты из крепостных служащих, благодаря чему и смог состояться этот исторический концерт в 1837 году перед наследником престола.
Александр Николаевич
(будущий Император Александр II)
в мундире Атаманского полка.
Неизвестный художник I пол. XIX в. 1837 г.
Художественный музей имени А.Н Радищева (Саратов)
1841 год
Представитель пятого поколения знаменитой династии Демидовых, Павел Николаевич (1708-1840), стал основателем Музеума естественной истории и древностей.
Предпосылкой его создания стала заводская выставка, подготовленная в 1837 году к приезду в Нижнетагильский заводской поселок цесаревича Александра, будущего императора Александра II. Непосредственное распоряжение об открытии стационарного музея Павел Николаевич отдал накануне смерти, а через год, в 1841 году, Музеум естественной истории и древностей уже числился в составе действующих заводских подразделений. В числе его первых экспонатов значились коллекция минералов, находящихся в дачах Нижнетагильских заводов (48 образцов), гербарии растений (231 единица), чучела птиц (144 единиц, выстроенных по систематическому принципу. Три чучела сохранились и по сей день. Из демидовских реликвий значилась «Икона Божьей матери», которой прибывших на Урал Никиту и Акинфия Демидовых благословлял архиерей Тобольский. Особое место в коллекции музея-заповедника и по сей день занимают личные вещи Павла Николаевича Демидова: придворный егермейстерский мундир, треуголка, шпага и ордена.
Ныне приемником Музеума является Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».
П.Н. Демидов – основатель Музеума естественной истории и древностей. Художник П.П. Веденецкий. 1841 г.
Чучело попугая. Один из первых экспонатов музея. 1830-1840-е гг.
1847 год
Женское образование в Нижнем Тагиле началось с открытия в 1847 году Входо-Иерусалимского приходского женского начального училища с двухлетним сроком обучения. Там получали образование дочери служащих, священнослужителей, купцов, чиновников. Дочери рабочих принимались в ограниченном количестве за особые заслуги их родителей перед заводоуправлением или особо одаренные, но не более 1% к общему числу воспитанниц. Девочки – сироты получили право не только учиться, но и жить в училище.
Через несколько лет, в 1853 году, оно было преобразовано в женское училище повышенного типа с тремя классами четырёхлетним сроком обучения и получило новое название – Анатольевское – в честь А.Н. Демидова (1812-1870), князя Сан-Донато. Основными учебными предметами были: Закон Божий, русский язык, арифметика, основы географии, история России, чистописание, помимо этого проводились практические занятия по рукоделию, домоводству, кулинарии, садоводству. В 1865 году оно было преобразовано в Анатольевское трехклассное училище второго разряда с шестилетним сроком обучения, в Уставе которого записано: «Цель этого учреждения… приготовить для служащих жен с воспитанием и понятиями, свойственными их положению». С этого времени здесь могли учиться не только дочери служащих, но и рабочих. Для подготовки к поступлению девочки проходили обучение в Павловским (Павлушинским) женском училище.
До ста учениц учились в Анатольевском училище. Председателем педагогического совета училища был учитель математики Н.И. Кларк, скромный, трудолюбивый, благородный человек. В 1899 году Анатольевское училище было объединено с Павлушинском женским начальным училищем и преобразовано в Павло-Анатольевскую женскую прогимназию с приготовительным классом с трехлетним курсом обучения.
Входо-Иерусалимская церковь, при которой было открыто женское училище в 1847 г. Кон. XIX в.
Ученицы Анатольевского женского училища. 1897 г.
Н.И. Кларк, председатель педагогического совета Анатольевского училища, учитель математики. Кон. XIX в.
1854 год
В 1854 году по распоряжению главноуполномоченного Нижнетагильскими заводами Андрея Николаевича Карамзина (1814-1854) была открыта заводская библиотека. Она располагалась в «лабораторном» флигеле Главного здания заводоуправления. Первым библиотекарем был назначен горный инженер из Франции Леон Вейер, работавший на Нижнетагильских заводах по договору, а его помощником стал ссыльный польский писатель и ученый Адольф Янушкевич (1803-1857).
Для библиотеки был разработан специальный устав. Книги располагались в особых застекленных шкафах. Заводоуправлению поручалось выписывать периодические издания и приобретать литературу на русском и иностранных языках. В печатном каталоге, изданном в 1899 году, в библиотеке числилось около 15 тысяч изданий.
Особое место занимает коллекция книг из демидовской библиотеки итальянского имения Сан-Донато, насчитывающая около 180 экземпляров. Это уникальные издания на русском и иностранных языках в прекрасных сафьяновых переплетах, с тиснеными золотом инициалами Демидовых. Также здесь находятся около 200 книг из библиотеки Выйского училища. В основном это учебные русские издания конца XVIII в. Среди них имеется 26 экземпляров с пометами Никиты Акинфиевича Демидова (1724-1789).
В настоящее время краеведческая библиотека Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» насчитывает более 55 000 книг по истории, горному делу, металлургии, археологии, искусству.
А.Н. Карамзин — основатель библиотеки. Неизвестный художник. 1854 г.
Служитель библиотеки А.М. Янушкевич, распоряжение А.Н. Карамзина о назначении А.М. Янушкевича помощником библиотекаря. 1853 г.
1862 год
В 1862 году Выйское заводское училище было преобразовано в Нижнетагильское реальное училище, подведомственное Министерству просвещения. Училище готовило низших горнозаводских техников, имело три класса с двухлетним сроком обучения в каждом. Третий – специальный, делился на три отделения: металлургическое, механическое, бухгалтерское и топографическое (геодезия и лесоводство). Выпускались через два года по 15 человек (в среднем). В училище имелись физический, минералогический, геодезический, чертежные кабинеты, химическая лаборатория, а также библиотека, насчитывающая более 5 тысяч книг. В 1887 году заводчики Демидовы более половины расходов на училище переложили на служащих и рабочих Нижнетагильского округа, ежемесячно отчисляя от их зарплаты 1,5% на содержание Реального училища и других учебных заведений. Поддержка трудящихся спасла училище от закрытия. В результате школьное дело в Нижнем Тагиле приобрело «организацию своеобразную и едва ли где в иных местах необъятной России повторяемую». Директорами Реального училища были Н.Д. Старов (1862), А.В. Григорьев (1872 – 1875), П.Э. Цомакион (1875 — 1887 г., преподавал русский язык, географию, историю), Н.И. Кларк (1891 – 1896 гг., преподавал математику и физику). С 1868 по 1894 годы училище подготовило 209 техников, которые служили чертежниками, счетоводами, лесничими, горными смотрителями, заводскими надзирателями.
Учащиеся Реального училища. 1880-е гг.
1891 год
Горнозаводской музеум Нижнетагильских и Луньевских заводов наследников П.П. Демидова возник в 1891 году в результате слияния коллекций демидовского Музеума естественной истории и древностей и музея при Выйском заводе. Он размещался в здании, построенном для богадельни, близ Выйско-Никольской церкви. Вновь образованный музей стал общедоступным, открытым для широкой публики. Первым музейным смотрителем стал отставной служащий Григорий Иванович Грибсков.
Приоритет здесь отдавался не столько естественнонаучным коллекциям, сколько материалам горнозаводского производства. В 1906 году в музее насчитывалось 598 экспонатов, разделенных на четыре отдела: «Железо», «Медь», «Разные вещи» и «Коллекции». В музеуме находились образцы продукции заводов, орудия труда мастеров, макеты заводских устройств, многочисленные образцы малахита Меднорудянского рудника. Кроме этого, экспонировались изобретения тагильских мастеровых, в том числе и модель первого российского паровоза Черепановых. Особое место занимал павильон Нижнетагильских и Луньевских заводов, который был представлен на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге в 1887 году, а также медали и рекламные экспонаты с других промышленных выставок, в том числе знаменитые узлы из мартеновской стали. В экспозиции находилась и знаменитая «Рудная пирамида» с образцами руд сорока демидовских месторождений Урала и Алтая. Также были собраны фамильные портреты Демидовых, помещенные сюда после пожара в «главном господском доме». Многие из этих экспонатов можно увидеть и сейчас в экспозициях музея-заповедника. В 1908 году музей был закрыт «в связи с отсутствием финансирования».
Экспозиция Горнозаводского музеума. Нач. XX в.
Проект музея в здании, построенном для богадельни близ Выйско-Никольской церкви.10 января 1891 г.
1892 год
Первый самодеятельный театральный кружок был организован тагильскими рабочими в 1892 году. Николай и Федосей Кожевниковы поставили народную драму «Шайка разбойников». Репетиции проводились в доме Кожевниковых по улице Набережная у Вогульских кузниц (ныне улица М. Горького). Когда все роли были отрепетированы, костюмы сшиты, парики и оружие готовы, песни разучены, труппа вышла на постановки в частные «большие дома» С.Ф. Капустина по улице Тагильской и лесничего Г.М. Куляшева по улице Лесиной (ныне улица Газетная).
В постановках 1892 года принимали участие рабочие Нижнетагильского завода: меднолитейщики Ф.Ф. Кожевников и Н.Ф. Кожевников, слесарь Ф.А. Шушпанов, слесарь-механик И.Г. Кожевников, чугунолитейщик В.А. Цыкин, кузнец Н.И. Медведев, слесарь А.Д. Першин, машинист на Медном руднике В. Полузадов, кочегар на Медном руднике Т. Карамышев, а также Дружинин, Кабанов, Рябкова, Шакина и самый молодой участник постановок танцор Рыжков.
В тагильском варианте драмы «Шайка разбойников» в тексте были включены отрывки из стихотворений М.Ю. Лермонтова и Г. Гейне. Стихотворение И.С. Никитина «Бурлак» было положено на музыку, и эту грустную песню пел есаул по ходу действия. В представлении было задействовано девятнадцать человек, участвовали только мужчины. В постановку было включено много песен (солдатская песня «За Уралом за рекой казаки гуляют», «Дубинушка» и др.), по ходу действия были танцы под гармонь.
Участники спектакля «Шайка разбойников». 1892 г.
1896 год
В 1896 году Нижнетагильское реальное училище было преобразовано в Нижнетагильское горнозаводское училище с программой, приближенной к программе среднетехнических учебных заведений. С 1903 года велась борьба за распространение на училище прав среднетехнической школы и передачу его на содержание казны. В 1909 году был торжественно отпразднован 200-летний юбилей училища.
1 сентября 1916 года Нижнетагильское горнозаводское училище становится казенным средним горнозаводским техническим, в нем открывается приготовительный класс, но служащие и рабочие продолжали участвовать в его содержании до 1918 года.
За XVIII – начало XX вв. училище подготовило около 2000 низших и средних горнозаводских техников, которые работали на Нижнетагильских заводах и других заводах страны.
Выйское, Реальное и Горнозаводское училища кузница технических кадров, представителей технической, художественной и музыкальной интеллигенции Нижнего Тагила на протяжении XIX – начала XX вв. Они готовили разносторонне образованных людей. Почти все тагильские служители на протяжении XIX в. были выпускниками этих учебных заведений. Их славные традиции продолжает сегодня Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Е.А. и М.Е. Черепановых.
Горнозаводское училище в дни 200-летнего юбилея. 1909 г.
Преподаватели и учащиеся Горнозаводского училища. 1916 г.
1901 год
Эхом творчества «великорусских» оркестров музыканта и композитора В.В. Андреева и музыканта-любителя, тагильчанина по рождению Н.И. Привалова отозвалось создание тагильских струнных оркестров андреевского состава. В 1901 году был организован один из первых в провинции балалаечный оркестр под управлением Б.Ф. Мельникова, в котором участвовали десять музыкантов учащихся Горнозаводского училища. Вначале оркестр состоял из балалаек, мандолин и гитар. В 1902-1903 годах из Петербурга были получены произведения для балалаечного оркестра В.В. Андреева, Н.И. Привалова и Насонова, а также полный комплект инструментов – домры, балалайки и гудок. Сам Б.Ф. Мельников играл на мандолине. Репертуар оркестра был типичен для балалаечных оркестров: «Полянка» Н.И. Привалова, русская народная песня «Светит месяц», вальс В.В. Андреева, вальс «Над волнами» и др.
В 1909 году в Нижнем Тагиле был создан еще один «великорусский» оркестр, который в 1911-1912 годах выступал в перерывах между сеансами в фойе синематографа «Иллюзия». Репертуар составляли обработки русских народных песен, вальсы, польки, марши. Участниками оркестра были учащиеся Горнозаводского училища, служащие. Оркестром руководили М.И. Ильин и Е.И. Катаев (по воспоминаниям краеведа А.Ф. Кожевникова, участника оркестра, руководителем оркестра был пианист Попов). Репетиции оркестра проводились в доме Панкратовых по улице Фокинская (ныне Передовая). Оркестр действовал до 1914 года.
Оркестр русских народных музыкальных инструментов. Нижний Тагил. Нач. XX в.
1902 год
В настоящее время Нижний Тагил – это город высокой театральной культуры, с богатыми театральными традициями, имеющий интересную и самобытную театральную историю. Воспитание театральной культуры населения Нижнего Тагила начало формироваться со второй половины XIX в., когда в 1862 году был открыт любительский Нижнетагильский заводской театр. Инициатива создания театра принадлежала заводским служащим А. Петерюхину, Л. Петрову, И. Шушпанову и Г. Вишневскому. Им был предоставлен в аренду деревянный дом по улице Нижняя Ерзовка (ныне улица Папанина), где был устроен зрительный зал на 108 мест, небольшая сцена с расписаным занавесом и задником, приготовлены семь перемен декораций, круг для показа "живых картин". В 1878 году под театр переоборудовали каменное здание конюшен на территории Нижнетагильского завода. После ремонта в 1890-е годы зрительный зал на 300-350 мест имел восемь лож, 12 рядов партера и балкон с галереей. В этом же здании разместилась театральная библиотека и клуб заводских служащих.
Трудно переоценить роль и значение заводского театра в культурной жизни Нижнего Тагила второй половины XIX - начала XX вв. Единственный культурный центр того времени в поселке, он объединил лучших представителей заводской интеллигенции, которой было предназначено «сеять разумное, доброе, вечное». Именно на сцене Нижнетагильского заводского театра тагильчане знакомились с лучшими образцами мировой и русской драматургии, здесь выступали такие выдающиеся представители русского драматического искусства как В.Н. Давыдов, Г.Н. Федотова, К.А. Варламов, А.А. Яблочкина. В Нижнетагильском заводском театре много лет служили преданные театру любители сценического искусства, такие как А.И. Боташев, талантливый актер, режиссер, педагог, по профессии лесной смотритель, П.Г. Попова, ведущая актриса, сыгравшая свыше 50 ролей. Творчество тагильских актеров-любителей внесло большой вклад в становление театрального дела на Урале. Тагильский заводский театр вписал свою страницу и в историю развития российского театрального искусства конца XIX – начала XX вв.
Здание Заводского театра на территории Нижнетагильского завода. 1900-е гг.
Александр Иванович Боташев, Пелагея Георгиевна Попова
актер и режиссер Нижнетагильского заводского театра. актриса Нижнетагильского заводского театра.
1916 г. 1887 г.
В 1902 году в Нижнем Тагиле начал действовать и быстро приобрел огромную популярность в рабочей среде Выйский народный театр (организатор и руководитель бухгалтер заводских железных дорог А.Ф. Бургер). Из письма А.Ф. Бургера от 30 января 1908 года о создании Выйского народного театра: «…на завод с 40-тысячным населением не дано решительно ничего для развития рабочих, ни чтений, ни театра, ну ничего. А потом сами жалуются, что в заводе идет такое бесшабашное пьянство среди рабочих. Ну вот, я и задумал устроить для этих рабочих хоть какое-нибудь развлечение: дали мне полуразвалившееся здание, кое-как приспособили под театр, и стал я зазывать заводских ребят играть… Участвует вся молодежь, которая охотно подчиняется моему самому главному требованию: в помещении театра водки не пить и проводят прекрасно время до глубокой ночи, не производя никаких дебоширств».
Под театр переоборудовали пустовавший барский дом на Выйской площади у Липового тракта. Построили сцену, зал вмещал до 100 зрителей. Вместо стульев поставили деревянные скамьи. Участники самодеятельности сами рисовали декорации, писали афиши, печатали билеты, наблюдали за порядком во время постановок, подвозили дрова, приобретали керосин, лампы.
Артисты Выйского народного театра (в центре – А.Ф. Бургер). 1902 г.
Народный театр находился в ведении местного отделения Общества трезвости, и репертуар его в основном составляли пьесы «морального» или развлекательного характера невысокого художественного качества. По настоянию А.Ф. Бургера в репертуар были включены классические произведения: «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, «На бойком месте» А.Н. Островского, «Чужое добро впрок не идет» А.А. Потехина. В 1906 году Выйскому народному театру выделили помещение в здании Авроринского детского приюта (ныне улица Фрунзе, напротив бывшей Выйско-Никольской церкви). Но в 1908 году, когда в связи с волнениями рабочих в Нижний Тагил были направлены войска, это здание отвели под казармы, а театр выселили. Спектакли иногда стали устраиваться в здании заводского театра, а также в домах Д.Я. Миляева по улице Разгуляевой (ныне улица Космонавтов), Обухова и Хрущевой по улице Тагильский Криуль (теперь улица Черных). Нередко выходили с постановками в гальянскую земскую и железнодорожную школы, в купеческий клуб по улице Уральской, в клуб конторы заводских железных дорог. К 1908 году в труппе Выйского народного театра было 57 человек. Среди них были и рабочие, и служащие, и учителя, и студенты Горнозаводского училища.
Афиша спектакля Выйского народного театра по драме Афиша спектакля Выйского народного театра
А.А. Потехина «Чужое добро впрок не идет». 1902 г. «В гостях без хозяина. Путаники. Сапоги ушли». Село Елизаветинское. 1910 г.
В 1902 году в Тагиле был организован духовой оркестр в составе 20 человек, в основном, учащихся Горнозаводского училища. Руководителем духового оркестра был М.А. Рябов, служащий Нижнетагильского завода. На трубах играли М.А. Рябов, Мигрин, С. Печатальщиков, Великанов, Клоков, на флейте – С. Горшков, П.Ф. Волосков, на кларнете – Зашихин, на валторнах – С. Бредихин и Д. Горелов, на альтах – Б.Ф. Мельников, на геликон - бас – В.М. Горелов, на тромбоне – М. Субботин, на барабанах – Горелов и В. Васильев, на ударных инструментах – Ф. Волков. Духовой оркестр выступал на концертах, во время прогулок по заводскому пруду. Его репертуар был самый разнообразный: военные марши, вальсы, попурри, «малороссийская думка», увертюры и бальные танцы. Во время революционных событий 1905-1906 годов оркестр исполнял «Марсельезу» и «Варшавянку». Коллектив пользовался славой и признанием во всей округе Нижнетагильских заводов.
Духовой оркестр Горнозаводского училища под руководством М.А. Рябова (в центре). 1902 г.
1905 год
В 1905 году Павло-Анатольевская женская четырехклассная прогимназия была реорганизована в Павло-Анатольевскую женскую гимназию с восьмым педагогическим классом. В последний год обучения в программу дополнительно входили методики преподавания русского языка, арифметики, истории и географии факультативно изучали французский язык. По окончании гимназии выпускницам присваивалось звание домашней учительницы. Теперь дочери служащих стали получать среднее образование и имели право поступать в высшие учебные заведения. С помощью учителя математики Н.И. Кларка началось строительство нового здания гимназии с десятью большими и светлыми классами, которое было завершено в 1915 году.
В гимназии были строгие правила. Воспитанием девочек в гимназии занимались не учителя, а классные наставницы. Они следили за успехами учениц, их поведением, за внешним видом, посещали родителей. Начальницей Павло-Анатольевской гимназии была Л.М. Кларк, она вела уроки географии. В 1913 году благодарными жителями Нижнего Тагила в день 40-летия педагогической деятельности Л.М. Кларк была учреждена стипендия имени Кларк с правом распоряжения ею самой начальницы гимназии.
Гимназистки изучали закон Божий, русский язык, словесность, арифметику, алгебру, геометрию, физику, историю, географию, рисование, чистописание и даже космографию. Кроме того учились кроить, шить, вышивать и вязать, что было необходимо для ведения домашнего хозяйства. Пение и танцы, а также французский и немецкий языки, музыка и рисование считались необязательными для изучения, эти предметы преподавались за дополнительную плату.
Гимназистки не только становились опытными хозяйками, умело ведущими свой дом и грамотно воспитывающими детей, но и работали учительницами, медиками, поступали в высшие учебные заведения.
Павло-Анатольевская женская гимназия. Нижний Тагил. Нач. ХХ в.
Л.М. Кларк (слева), начальница Павло-Анатольевской гимназии. 1910 г.
Ученицы Павло-Анатольевской гимназии с наставницей. Нач. ХХ в.
1911 год
По официальной версии первый тагильский синематограф «Иллюзия» в одном из самых красивых зданий по улице Александровской в 1911 году открыл купец Викул Карпович Хлопотов. Однако существует и альтернативное мнение: аппаратуру для демонстрации «живых картин» из Лондона привез брат Викула, Иульян, а синематограф открыл Архип Карпович Хлопотов. Викул же владел гостиницей «Александровская», которая располагалась на втором этаже. Для работы кинотеатра была построена первая в Нижнем Тагиле частная электростанция, которая также давала электричество для освещения части улицы Александровской.
Синематограф привлекал много зрителей. На карнизе фасада горело слово «Театр» с периодическим переключением красного и белого цвета. Кино тогда называли «великий немой», так как фильмы были без звука и черно-белые. Для их озвучивания приглашали тапера-пианиста или приобретали механические музыкальные аппараты. Хлопотовы, будучи людьми строгих нравов, следили за тем, чтобы фильмы не содержали «богопротивных и срамных сцен». Сеанс состоял из трех кинокартин: драмы, видового (документального) фильма и комедии. Стоили билеты для взрослых от 20 до 50 копеек, для учащихся - 15 копеек, для детей - 10 копеек. Кинокартины демонстрировали только новые. Издавались бесплатные программки киносеансов, из которых можно было узнать содержание фильма, сведения о том, когда и в какое время его могут увидеть зрители. По поселку расклеивались красочные афиши, извещающие о новинках кино. О сеансах печатались сообщения в местной газете. Для привлечения публики перед началом сеансов играл оркестр балалаечников.
Синематограф «Иллюзия» и гостиница «Александровская». 1910-е гг.
Сотрудники синематографа «Иллюзия» с владельцем В.К. (?) Хлопотовым. 1912-1913 гг.