Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Виртуальный проект

Образование в Нижнем Тагиле во второй половине XIX века

История образования в Нижнем Тагиле берет свое начало в XVIII в.


6 декабря 1709 г. в Невьянском заводе на средства заводовладельца Никиты Демидова была открыта Цифирная школа. В Нижнетагильском заводе подобная школа начала свою работу в 1740 г. по распоряжению Акинфия Никитича Демидова. После его смерти Тагильские заводы достались младшему сыну Никите. Он также уделял внимание развитию образования, в связи с чем в 1758 г. была открыта Горнозаводская школа, которая обеспечивала техническим и конторским персоналом заводы. Позже, в 1806 г., по распоряжению Николая Никитича она была преобразована в Выйское заводское училище. Его основной целью, по-прежнему, было обучение грамоте детей служащих и подготовка заводских специалистов.


Для России вторая половина XIX в. стала временем масштабных изменений. Два важнейших шага, предпринятых правительством, – Манифест 19 февраля 1861 г. «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Земская реформа (Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г.) заложили основы последующего развития страны вплоть до 1917 г. и коснулись практически всех сфер жизни общества. В этот период был проведен ряд реформ и в образовании: в 1871 г. был утвержден новый устав гимназий и прогимназий, в 1872 г. – устав реальных училищ и в 1874 г. – новое положение о начальных народных училищах.


Во второй половине XIX – начале XX вв. Пермская губерния являлась одним из крупнейших промышленных регионов России. Поэтому здесь сложились благоприятные условия для развития специального, технического образования, связанного с различными производствами.



 

Нижнетагильское реальное училище.



В 1862 г. Выйское заводское училище было преобразовано в Нижнетагильское реальное, оно подчинялось Министерству народного просвещения. Основная цель учебного заведения – подготовка горнозаводских техников. Предметы соответствовали общеобразовательной и специальной программам обучения. Шестилетний курс обучения делился на три класса: первые два работали по общеобразовательной программе, третий – по специальной.


В общих классах были следующие предметы: Закон Божий, русский язык, математика, физика, химия, естественная история, география, история, рисование, черчение, чистописание. В третьем классе (5-6 год обучения) уделялось внимание практическому применению знаний, полученных в первых двух классах, а также особенностям организации производств, таких как металлургия, механика, минералогия, топография. С этой целью в училище были организованы физический, минералогический, геодезический, чертежные кабинеты, химическая лаборатория, а также библиотека, которая насчитывала более 5 тысяч книг.


До 1887 г. учебные заведения Нижнего Тагила содержались исключительно за счет заводовладельцев Демидовых, а в тот год был поднят вопрос о закрытии школ и училищ с целью экономии средств для заводского хозяйства. С большим трудом заводоуправлению удалось их сохранить, однако большую часть расходов приняли на себя служащие Нижнетагильского округа, отчисляя на нужды образования 1,5% своего оклада.


С 1868 по 1894 гг. училище подготовило более двухсот специалистов, которые работали чертежниками, счетоводами, лесничими, горными смотрителями, заводскими надзирателями, а образовательные учреждения в Нижнем Тагиле по словам управляющего Нижнетагильскими заводами В.А. Грамматчикова «не имели соответствующих не только в Тагиле, но и на всем Урале и приносили несомненную пользу и выгоду для заводов и населения».



Аттестат Н.П. Шорина, учащегося Нижнетагильского реального училища. 1868 г.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Тетрадь ученика 1-го класса Нижнетагильского Реального училища Василия Шадрина. 1889 г. 
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Выпускной класс учеников Нижнетагильского реального училища. 1884 г.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Групповой портрет учащихся Нижнетагильского реального училища. 1894 г.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Роспись преподавателей обучающих детей в школах Нижнетагильского завода. 1887 г.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника





Нижнетагильское горнозаводское училище.



В 1896 г. Нижнетагильское реальное училище было преобразовано в Нижнетагильское горнозаводское с четырехлетним сроком обучения, производственной практикой и программой, приближенной к среднетехническим учебным заведениям. Образовательная программа была дополнена предметами как общего, так и специального образования: начало алгебры, геометрия, тригонометрия, горное искусство, геогнозия, топография, начало строительного искусства, правила о начальной помощи при несчастных случаях.


Ученики горнозаводского училища находились под постоянным контролем классных наставников. Они следили за мальчиками во время утренней молитвы и уроков, а также посещали их дома и общались с семьями. Особо нуждающимся ученикам попечительский совет оказывал помощь. Для этого составлялись и передавались в заводскую контору списки, деньги направлялись в учебное заведение, где закупалось необходимые одежда и обувь. В 1905 г. возле здания горнозаводского училища на собранные средства было простроено и передано в ведение попечительского совета общежитие.


В 1911 г. содержание горнозаводского училища было полностью передано Верхотурскому земству. А в 1916 г. учебное заведение получило статус средне-технического с предоставлением выпускникам прав техника горной и металлургической специальности.


За время своей работы Нижнетагильское горнозаводское училище подготовило около 2000 низших и средних горнозаводских техников, которые работали на Нижнетагильских и других заводах страны.



Ведомость об успехах учащегося I класса
Нижнетагильского горнозаводского училища С. Бородина. 1917-1918 гг.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Здание Нижнетагильского горнозаводского училища. Нач. ХХ в..
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Лист тетради для диктантов ученика 4-го класса Томбасова В. Нач. XX в.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Преподаватели и учащиеся Горнозаводского училища. 1916 г.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Преподаватель, инспектор Горнозаводского училища Николай Иванович Кларк семьей.
Кон. XIX в.

Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Ученики горнозаводского училища с преподавателем. 1896 г.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

П.Ф. Огарков,
инспектор Нижнетагильского
горнозаводского училища. 1904 г.

Коллекция Нижнетагильского
музея-заповедника




Павло-Анатольевская женская гимназия.



В 1847 г. в Нижнем Тагиле было открыто Входо-Иерусалимское приходское училище для девочек с двухлетним сроком обучения. В 1853 г. оно было преобразовано в Анатольевское женское училище повышенного типа с тремя классами четырёхлетним сроком обучения. Основными учебными предметами были: Закон Божий, русский язык, арифметика, общие начала географии, история России, чистописание, помимо этого проводились практические занятия по рукоделию, домоводству, кулинарии, садоводству. В 1865 г. оно было преобразовано в Анатольевское трехклассное училище второго разряда с шестилетним сроком обучения. С этого времени здесь могли учиться не только дочери служащих, но и рабочих. Для подготовки к поступлению девочки проходили обучение в Павлушинском женском училище.


В 1899 г. Анатольевское училище было объединено с Павлушинскими преобразовано в Павло-Анатольевскую женскую четырехклассную прогимназию с подготовительным классом с трехлетним курсом обучения. В 1905 г. она была реорганизована в Павло-Анатольевскую женскую гимназию с восьмым педагогическим классом. В последний год обучения в программу дополнительно входили методики преподавания русского языка, арифметики, истории и географии факультативно изучали французский язык. По окончании гимназии выпускницам присваивалось звание домашней учительницы.



Аттестат об окончании полного курса Нижнетагильской Павло-Анатольевской женской гимназии Костюничевой Марии Николаевны. 1917 г. Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Дневник для записывания уроков ученицы 3-го класса 
Павло-Анатольевской гимназии Томбасовой Марии. 1907 г. 
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника


Лист дневника для записывания уроков ученицы 3-го класса
 Павло-Анатольевской гимназии Томбасовой Марии. 1907 г.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Здание Нижнетагильской Павло-Анатольевской женской гимназии. Нач. ХХ в.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Э.Д. Левицкая - преподаватель
Павло-Анатольевской
Женской гимназии. 1905 г.

Коллекция Нижнетагильского
музея-заповедника

Ученицы Павло-Анатольевкой гимназии с наставницей. Нач. ХХ в.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Учителя Павло-Анатольской женской гимназии. Нач. XX в.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Л.М. Кларк (слева), начальница Павло-Анатольевской женской гимназии,
Е.А. Либус (справа). 1910 г.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника


 


Земские школы.



Земства – органы местного самоуправления, рожденные реформой 1864 г., в ходе которой была создана система местного самоуправления. Верхотурское уездное земство Пермской губернии было образовано 5 мая 1870 г., а в 1871 г. его исполнительный орган был переведен в Нижний Тагил. Первый председатель Верхотурской земской управы Василий Белов ставил перед коллегами серьезные задачи, в том числе и по развитию народного просвещения. В связи с этим было выделено 10 000 рублей на создание новых школ и выплаты стипендий.


В начале 1870-х гг. в Нижнем Тагиле было открыто пять одноклассных земских училищ как общего обучения для девочек и мальчиков (Введенское, Выйское, Гальянское), так и раздельного (Троицко-Никольское). Всего же к 1915 г. в Нижнем Тагиле работала 21 земская школа и народные училища.


Для педагогов проводились учительские семинары, организовывали образовательные курсы, издавали учебники и пособия. В школах кроме чтения, письма, арифметики и закона Божьего дети получали элементарные сведения по природоведению, географии, истории.


Земские учителя вели активную борьбу с безграмотностью населения. Открывались земские училища, организовывались учебно-показательные мастерские, где юноши занимались кузнечным, слесарно-механическим и столярно-токарным делом.


С 1870-х гг. до 1918 г. в Нижнетагильском заводском округе было открыто 30 учебных заведений различных видов и типов, подведомственных Верхотурскому земству.



Здание Нижнетагильского земского училища. Нач. XX в.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Отношение Верхотурской земской управы об избрании П.Е. Кожевникова
попечителем Нижнетагильского земско-заводского училища. 1900-е гг.

Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Отношение инспектора народных училищ Верхотурского уезда
по поводу учительской должности. 1911 г.

Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Съезд учителей Верхотурского уезда. 1908 г.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника




 Церковно-приходские школы.



Церковно-приходские школы с раздельным и смешанным обучением начали работу в Нижнетагильском заводском поселке в первой половине XIX в.


В 1846 г. при нижнетагильских церквях появились три единоверческие школы для мальчиков, а в 1849 г. такое же количество школ было открыто для девочек. В дальнейшем их количество возросло. В 1897 г. в Нижнем Тагиле были образованы Скорбященское и Вязовское церковно-приходские училища для мальчиков и девочек, железнодорожное одноклассное училище для мальчиков и девочек. В 1900 г. открыто Кирилло-Мефодиевское одноклассное церковно-приходское училище для мальчиков и девочек.


В церковно-приходских школах обучали Закону Божьему, русскому и церковнославянскому языкам, чтению по книгам гражданской и церковной печати, письму, математике, церковному пению по нотам (дети могли петь на 3 голоса). На уроках рукоделия мальчики плели сумки, гамаки, изготовляли искусственные цветы, девочки – вязали, шили, плели кружева.


Почти у каждой церковно-приходской школы были попечители. Они жертвовали средства на ремонт учебных помещений, покупку школьных принадлежностей, ежедневный чай для учащихся, подарки в конце года для лучших учеников и поддержку учителей, выделяли средства на праздники.


Со второй половине XIX в. церковно-приходские школы не играли такой значимой роли как Нижнетагильское горнозаводское училище и Павло-Анатольскаяженская гимназия, однако внесли свой вклад в распространении грамотности среди населения.



Учащиеся и преподаватели у здания Введенской церковно-приходской школы. Нач. XX в.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Здание Свято-Троицкой церковно-приходской школы. Нач. ХХ в.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Учащиеся Введенской церковно-приходской школы. 1902 г.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Ученицы за рукоделием с учительницей Введенской церковно-приходской школы. Нач. XX в.
Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

Во второй половине XIX – начале XX вв. в Нижнетагильском заводском поселке сложились благоприятные условия для развития специального, технического образования, связанного с работой рудников, приисков и металлургических заводов.


В Нижнетагильском заводском поселке существовали учебные заведения различных типов: Нижнетагильское реальное мужское училище, Анатольевское и Павлушинское женские училища, земские и церковно-приходские школы. В 1896 г. Нижнетагильское реальное училище было преобразовано в Нижнетагильское горнозаводское, а в 1899 г. Анатольевское училище было объединено с Павлушинским начальным и преобразовано в Павло-Анатольевскую женскую гимназию.


Нижнетагильское реальное училище предназначалось для образования детей служащих и рабочих с целью подготовки их к горнозаводским работам и службе при заводах.


Павлушинское женское училище предназначалось для обучения дочерей служащих и рабочих на Нижнетагильских заводах, а также для подготовки их к поступлению в Анатольевское женское училище.


Земские и церковно-приходские школы относились к начальному этапу образования, их основной задачей являлось обучение грамоте детей всех сословий и подготовка их к поступлению в уездные училища.


Таким образом, процесс развития образования в Нижнетагильском горнозаводском округе отражал взаимосвязь общего и профессионального образования, при этом ведущую роль играли «заводские» училища – учебные заведения, финансировавшиеся за счет заводовладельцев.