Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Виртуальный проект

Такой разный Демидов

ТЕАТР В ЖИЗНИ Н.Н. ДЕМИДОВА



Николай Никитич Демидов (1773 – 1828). Скульптор А. Тадолини (?).

Копия с оригинала Б. Торвальдсена. Мрамор. I пол. XIX в.

Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

 


Выставка «Такой разный Демидов» посвящена эпистолярному наследию Николая Никитича Демидова (1773 – 1828), владельца Нижнетагильских заводов в 1788 – 1828 гг., мецената, участника Отечественной войны 1812 г. На ней представлена часть переписки Н.Н. Демидова, которая хранится в научном архиве, коллекции письменных источников Нижнетагильского музея-заповедника, в фонде 643 Государственного архива Свердловской области.


Выставка «Такой разный Демидов» продолжает публикацию «Письма Н.Н. Демидова» 2021 г., где были представлены более 30 писем с распоряжениями и приказами Нижнетагильской заводской конторе, переписка с заводскими служащими. Благодаря открытию свободного доступа к письмам Н.Н. Демидова, исследователи и гости музея получили возможность не только вникнуть в тонкости управления и организации деятельности Нижнетагильского горнозаводского округа, одного из передовых на Урале в I половине XIX в., но и разобраться в патерналистской политике Н.Н. Демидова, которая имела огромное значение для стабилизации социальной обстановки, формирования лояльности и культа заводовладельцев Демидовых у населения Нижнетагильских заводов, помогла избежать масштабных конфликтов в течение XIX в.


Продолжение публикации писем и деловых бумаг Н.Н. Демидова дает представление об его разносторонней деятельности, характере, культурных начинаниях, а также о таком интересном и не до конца изученном явлении, как «рабство в Сибири» в начале XIX в.

Николай Никитич Демидов (1773 – 1828).
Неизвестный художник.
Холст, масло. I половина XIX в.
Нижнетагильский музей-заповедник
«Горнозаводской Урал»




Николай Никитич Демидов родился в 1773 г., именно в этом году его отец, владелец Нижнетагильских заводов Никита Акинфиевич, построил в своем подмосковном имении Сергиевском деревянное здание театра. И это событие, вероятно, стало знаменательным в судьбе его наследника.        

Никита Акинфиевич Демидов (1724 – 1789).
Художник Луи Токке.
Холст, масло. 1756 – 1758 гг.
Нижнетагильский музей-заповедник
«Горнозаводской Урал»                                                      

Усадьба Петровское – Алабино. Главный дом. Архитектор М. Казаков. 1776 – 1789 гг. Из открытых интернет-источников

Хотя здание театра, скорее всего, было возведено Никитой Акинфиевичем вовсе не из любви к искусству, а потому, что в среде истинных дворян считалось хорошим тоном иметь свой домашний театр. Императрица Екатерина любила театр, покровительствовала ему. «Народ, который поет и пляшет, зла не думает!» — говорила она. Свою любовь к театру Екатерина старалась привить всем. В России конца XVIII в. не было ни одного богатого помещичьего дома, где бы не «угощали» крепостными музыкантами и актерами. Домашние театры Шереметевых, Долгоруковых, Всеволожских вошли в историю отечественной культуры. И всё же подавляющее большинство рассматривало идею устройства домашнего театра лишь как норму великосветской жизни. Но Николай Никитич Демидов любовь к театру пронес через всю свою жизнь, в зрелом возрасте он прославился как умный и тонкий ценитель театра.


С 1792 г. молодой Николай Никитич Демидов одержим идеей создания собственного театра. Сохранилась переписка Н.Н. Демидова с Нижнетагильской заводской конторой, где содержатся многочисленные повеления молодого барина отправить в Москву «для заводимого им театра пятнадцать мальчиков и столько же девочек». Судя по всему, местные приказчики не спешили выполнить просьбу Демидова, видя в ней минутную блажь и полагая, что девятнадцатилетний заводовладелец вскоре забудет об этом. Но Демидов не забыл. Вот содержание письма от 4 октября 1792 г.: «Нижнетагильской моей заводской канторы прикащикам: Григорию Белому, Семену Семикову, Семену Бредихину, Никифору Пермякову и Прокофью Морозову!

К крайнему удивлению и досаде, увидел я привезенных из заводов моих для верховой службы людей! Из шести человек годятся толко двоя: Федор Долгоруков и Ефим Калпаков, но и у сего последняго четыре дочери самые малолетные и пятым ребенком жена ево беременною осталась, а протчие Дмитрей Бирюков, хотя ростом и немал, но с переломленою ногою и притом уже немолод. Из служителей же ни одного годного нет. Я не нахожу в вас ни чести, ни совести, что за оказанныя от меня милости вместо благодарности и точного исполнения воли моей так нагло пренебрегаете моими приказаниями; будто во всех моих заводах в таком многолюдстве кроме увечных и семьянистых найти неможно? Вы чрез сие сами подаете о вас думать, что делаете по пристрастию или из интересу! Когда уже в такой малости безчестно поступаете, то чево должно ожидать от вас в важных делах. Знайте, что по приезде моем в заводы нелегко вам будет отвечать за противности упрямством вашим мне нанесенные! А чтоб привесть вас в чувство, то наистрожайше приказываю вам, естьли до получения сего, по письмам моим к господину Маламахову 15 мальчиков и столко же девочек сюда не отправлены; то с ними, а когда оных не застанет, то по первому зимнему пути отправить из ваших семейств: Григория Белаго внука, Александра Андреева одного без жены, Семена Семикова дочь Марфу, Семена Бредехина из трех, Никифора Пермякова из пяти дочерей по одной, которые лучше прочих, или тех, которые обучены грамоте, да Прокофия Морозова дочь Степаниду. И с ними вместе, кроме назначенных в письмах моих, выбрав из арифметического училища еще пять мальчиков, да из дворовых и служительских людей пять же девочек и снабдив их всех теплым дорожным платьем да присмотром надлежащих людей отправить сюда непременно и по получении сего, что учинено будет первою почтою ко мне отрепортовать. Если же означенные двадцать мальчиков и двадцать же девочек выбраны вами будут и сюда отправлены из обученных грамоте, то хотя некоторые и безграмотные, но с желаемыми способностями и собою очень хорошия, то тогда по усмотрению моему детей ваших прикажу отпустить обратно. Николай Демидов. Октября 4 дня 1792 года. Москва». (ГАСО. Ф.643. Оп.1 Д.295 л. 4-4 об.)




Письмо Н.Н. Демидова Нижнетагильской заводской конторе о высылке мальчиков и девочек
для создания московского театра. Москва. 4 октября 1792 г. ГАСО.Ф.643.Оп.1. Д.295. Л.4-4 об.


Письмо Н.Н. Демидова Нижнетагильской заводской конторе о высылке мальчиков и девочек
для создания московского театра. Москва. 6 ноября 1792 г. ГАСО.Ф.643.Оп.1. Д.295. Л.5-5 об.

Из переписки Н.Н. Демидова следует, что свою труппу он пытался сформировать не только из жителей тагильских заводов, но и из других своих владений. Процесс этот был весьма драматичен как для детей, порывающих с семьей, так и для родителей, отдающих детей в неизвестную будущность.


Чтобы как-то смягчить отрыв будущих актеров от родителей, Н.Н. Демидов предписывает у тех заводских жителей, которые имеют двух или трех сыновей и дочерей, брать по одному сыну или дочери, у тех, кто имеет только по одному сыну или дочери совсем не брать. Н.Н. Демидов пишет: «А сверх того не найдется ли сколько мальчиков и девочек у вдов или совсем безродных, каковые обыкновенно кормятся мирским подаянием». Кроме того, Демидов просит приказчиков «вразумить родителей, у кого дети взяты, чтобы они не скорбели: ибо дети их… найдут здесь спокойствие, довольство, в пище и особенное попечение о их здоровье».


Известно, что когда 14 декабря 1792 г. двадцать мальчиков и двадцать девочек были привезены с Нижнетагильских заводов в Москву, надобность в них отпала: Н.Н. Демидов приобрел с торгов труппу, продававшуюся с торгов Головиными. В письме от 20 января 1793 г. он пишет: «Хотя от меня канторе оной о высылке мальчиков и девочек для московского театру моего строжайше и было предписано, но сие мною зделано не для чего другаго, как /по дошедшему до меня известию/ в преломление упрямства, закоснелаго непросвещения и непокорности оной канторы правящих тамошних заводских жителей». (ГАСО. Ф.643. Оп.1. Д.295. Л. 8-8 об.)




Нижний Тагил зимой. Художник П.П. Веденецкий. Холст, масло.
1830-е
 гг. Фрагмент. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Гулянье на Лисьей горе. Художник И.Ф. Худояров. Холст, масло. 

1830 – 1840 гг. Фрагмент. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Высокогорский рудник. Художник Худояров. Холст, масло. XIX в. Фрагмент.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Нижнесалдинский завод. Художник П.П. Веденецкий. Холст, масло. 1830-е гг. Фрагмент.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Письмо Н.Н. Демидова Нижнетагильской заводской конторе о высылке мальчиков и девочек для создания московского театра. Санкт-Петербург. 20 января 1793 г. ГАСО.Ф.643.Оп.1. Д.295. Л. 8-8об.

Письмо Н.Н. Демидова Нижнетагильской заводской конторе о находящемся в услужении у Н.Н. Демидова
 гусаре Иване Алексееве; об отправке караванов и выборе шести девочек со способностями и об отправке их в Москву.
Москва. 23 марта 1793 г. ГАСО.Ф.643.Оп.1. Д.295. Л.10-11

Степан Федорович Мочалов.
С портрета работы художника
О.А. Кипренского. 1823 г.
Из открытых интернет-источников


Дальнейшая судьба тагильских крепостных, присланных для московского театра, не известна. Вероятно, их как «неспособных» отправили обратно в Тагил за исключением пяти-шести человек, фамилии которых не известны. Среди актеров демидовского театра известен только Степан Федорович Мочалов (1775 – 1823) – яркая звезда московской сцены, отец знаменитого трагика Павла Мочалова. Был записан по пятой ревизии Московской губернии, Богородского уезда, при селе Сергиевском. Театр Н.Н. Демидова считался одним из лучших в Москве. 

Демидовская труппа давала спектакли не только в Москве, но и летними месяцами в домашнем театре усадьбы Алмазово, принадлежавшей сначала Никите Акинфиевичу Демидову, а после его смерти Николаю Никитичу Демидову.

Усадьба Алмазово. Храм Казанской иконы Божией Матери с двумя приделами: Святого Николая Чудотворца
и Святого Преподобного Сергия Радонежского. Архитектор А.Г. Ткачев (крепостной). 1814-1819 гг. Фото 1922-1933 гг.
Из открытых интернет-источников

Усадьба Алмазово. Современный вид. Администрация городского округа.
Из открытых интернет-источников

Жена Степана Мочалова Авдотья Ивановна также была крепостной актрисой Демидова, исполняла роли служанок. 1 декабря 1799 г. Степан Федорович Мочалов зачислен в труппу Петровского театра, который в 1806 г. преобразован в Императорский. Мочалов был отпущен на волю Н.Н. Демидовым в 1807 г. вместе с семьей. Степан Мочалов, выходя на волю, приписался вместе с родным братом к купеческому сословию.


Роли Степана Мочалова: Гамлет и Отелло в одноименных трагедиях У. Шекспира, Альцест («Мизантроп» Мольера), Эдип («Эдип в Афинах» В.А. Озерова), Мейнау («Ненависть к людям и раскаяние» А.Ф. Коцебу) и др. С.Ф. Мочалов был первым учителем своего сына П.С. Мочалова и дочери М.С. Мочаловой (Франциевой).

Дом купца В.В. Варгина на Петровской площади в Москве, в котором в 1824 г. открылся Малый театр.
Из открытых интернет-источников

Степан Петрович Жихарев.
Литография П.Ф. Бореля по рисунку артиста Императорских театров П.А. Каратыгина.
Сер. XIX в.


Степан Петрович Жихарев (1788 – 1860) – тайный советник, московский губернский прокурор, обер-прокурор Департамента Сената, сенатор, член Центральной Комиссии по испытанию лошадей в России, с конца 1850-х гг. председатель Театрально-литературного комитета при Дирекции театров. Малозначительный литератор первой половины XIX в., оставивший ценнейший дневник «Записки современника» (1805 - 1819 гг., полностью не сохранились), печатались частями в «Москвитянине», «Отечественных записках», «Русском архиве».


Из открытых интернет-источников


С.П. Жихарев.
Миниатюра Карла Карловича Гампельна на кости, 1830-е гг.
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени (Москва).
Из открытых интернет-источников


Об актерских способностях С.Ф. Мочалова сохранились противоречивые сведения. По воспоминаниям известного театрала С.П. Жихарева (запись 1805 г.), «Мочалов – малый видный, играет везде: в трагедиях, комедиях и операх и нигде, по крайней мере, не портит». А несколько лет спустя (запись 1812 г.) С.П. Жихарев вынужден признать, что Мочалов «старался чрезвычайно обратить на себя внимание публики, не оставаясь ни на секунду без движения, дикция его была прерывиста, казалось, он не мог произнести стиха без того, чтобы не перевести дыхания…»

Но дело здесь не столько в отсутствии способностей, сколько в отсутствии техники. Профессиональная актерская школа в России только складывалась. Единственное в стране театральное училище, рассчитанное на пятнадцать учеников и столько же учениц, было основано в Петербурге в 1799 г., и принимали в него по преимуществу детей служащих при театре.


Случаи поступления в школу крепостных людей были крайне редки. 30 августа 1797 г. Н.Н. Демидов заключил с дирекцией договор об обучении в театральной школе в течении пяти лет «трех крепостных девок для употребления их по знанию в танцах», причем по истечении этого срока Демидов имел право или оставить их при дирекции, или же взять обратно к себе. Жилось в училище учащимся недурно – начальство заботилось о том, чтобы они были прилично одеты и накормлены (за счет заводовладельца). Ввиду отсутствия документов о возвращении учениц Демидову, скорее всего они были «подарены» им театральной дирекции. Павел Мочалов, знаменитый сын С.Ф. Мочалова, составил справку, раскрывающую неожиданную черту в творческих интересах и стремлениях Степана Мочалова. Документ хранится в рукописном собрании Государственного Театрального музея имени А. Бахрушина в Москве. Вот что пишет сын об отце: «Степан Федорович Мочалов. Вступил на театр московский в 1803 г. Господин Мочалов был принят благосклонно публикой первый раз, когда играл небольшую, но прекрасную роль в комедии «Кленсберги» сочинение Коцебу. То было в бенефис Украсова, который прекрасен был в оной же комедии, играя роль франта-повесы того времени. Г. (господин – Т.С.)  Мочалов твердо стал на сцене первого актера при московском театре в 1809 г. Лучшие роли в его репертуаре были - Отелло, Гамлет, Фердинанд, Юлий в драме «Железная маска», Роберт-атаман в трагедии сего же названия, перевод с французского. С большим успехом игранная им роль Танкреда заставила бывшую в Москве известную актрису Жорж сожалеть о том, что он не мог играть эту роль с нею на французском языке... Разнообразие таланта г. (господина – Т.С.) Мочалова было велико, равно как и в первых ролях трагедии, он был прекрасен во многих комедиях. Особенно замечательна была роль Ильи-простака - честного дикого степного барина в комедии «Тон модного света». Надо помянуть о прекрасной наружности и чрезвычайной непринужденности, свободе на сцене. Особенно был хорош во французском кафтане».


Современники отмечали, что Мочалов-отец обладал отличными внешними данными и ярким выражением чувств. Вспоминали о его красивом, благородном лице, сильном голосе, высоком росте. Ф. Ф. Кокошкин, занявший после Майкова пост директора московского театра, свидетельствовал, что «талант у старшего Мочалова есть, и даже большой, но искусства в нем мало».


Скончался Степан Федорович в возрасте 48 лет и был похоронен на Ваганьковском кладбище.


О труппе Николая Никитича Демидова известно очень мало. Его крепостной театр перестал существовать в 1796 г. (по другим сведениям – в 1800 г.). Н.Н. Демидов не принимал и не признавал дилетантизма в искусстве. Ориентация на профессионализм музыкантов, художников, певцов, актеров или танцовщиков отличала Демидова как владельца театра. Красноречивым свидетельством неустанной заботы Демидова о мастерстве и профессионализме крепостных актеров было заключение контрактов и договоров с лучшими профессорами, педагогами для их совершенствования В 1794 г. известный балетмейстер Франческо Розетти обучал 22 демидовских крепостных. В 1798 г. капельмейстер Вернер нанят для обучения 20 крепостных мальчиков струнной и духовой музыке. 35 крепостных мальчиков изучали роговую музыку под руководством капельмейстера А.И. Иванова в 1799 г. , а в 1800 г. капельмейстеры А.Ф. Калиозо и С.Д. Карелин также учили мальчиков роговой и духовой музыке.


В 1800 г. Николай Никитич вышел в отставку и отправился путешествовать по Европе. О пяти годах, проведенных Н.Н. Демидовым в Англии, Франции и Италии, почти ничего неизвестно. Но в Россию он возвращается совсем другим человеком. Его отношение к театру кардинально меняется. Идея домашнего крепостного театра его больше не привлекает. Можно предположить, что такая переориентация произошла в процессе его знакомства с лучшими театрами Европы, прежде всего, с игрой талантливейших актеров Комеди-Франсез (фр. Comédie-Française).



Антуан Ватто Актёры Французского театра. Около 1711–1718. Дерево, масло. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Из открытых интернет-источников


Спектакль в Комеди-Франсез. Художник А. Мёнье. Акварель.
Из открытых интернет-источников

Мадемуазель Рокур в трагедии Ж. Расина «Митридат». Художник Жан-Мишель Моро (1741 – 1814).
Рокур, сценическое имя Франсуазы Марии Антуанетты Сосрот (
фр. Raucourt, Françoise Marie Antoinette Josèphe Saucerotte,17561815) — французская актриса и куртизанка. Играла в театре «Одеон», руководила французской труппой
в Италии и миланским театром «
Каннобиана». Ее имя в списке известных артистов Комеди-Франсез.
Из открытых интернет-источников

С особым пристрастием он следит за работой иностранных трупп, из коих больше всего им почитается французская труппа в Петербурге, в которой было 26 актеров. Состав французской труппы был отменный: актеры Ларош, Дюран, Деглиньи, Дюкроаси, Каллан, Фрожер, Дамас, Мезьер, Флорио, Андрие, Сен-Леон, Меес, Дюмуниель; актрисы Вальвиль, Филис-Андрие, Меес, Монтготье, Миллен. Критик Жихарев не скупился на похвалу: «Я удивился совершенству, с какими играли актеры: какие таланты и какой ансамбль! Какая естественность…! Здешний французский спектакль – совершенство в своем роде, настоящий спектакль для избранного общества…». Многие из актеров труппы будут украшать театр Н.Н. Демидова во Флоренции. Престиж французской труппы в Петербурге в начале XIX в. был очень высок. На содержание ее отпускалось больше всего средств, труппа имела самые богатые костюмы, которые превосходили по роскоши гардеробы ведущих европейских театров. Жалованье французских актеров в несколько раз превышало оклады самых больших знаменитостей русской сцены. Французы как актеры императорской труппы имели право на пенсии, которые выплачивались им, в какой стране они бы не проживали. В 1812 г. французская труппа вернулась во Францию в связи с начавшейся войной. Зимой 1812 г. по указанию Демидова деревянное здание театра в Сергиевском разобрали, перевезли в Москву и заново возвели на Воронцовом поле. Современники вспоминали, что здесь ставились оперетки, представления и балеты заграничных гастролеров; не раз выступал в этом здании Степан Федорович Мочалов. Из сохранившейся переписки между Фрожером и Н.Н. Демидовым ясно, что Фрожер состоял на службе у Н.Н. Демидова с 1798 г., позже Фрожер был в составе петербургской труппы французского театра. С 1815 г. Н.Н. Демидов, занятый дипломатической деятельностью, почти постоянно жил за границей – в Париже и Флоренции. В 1816 г. Демидов приобрел французскую труппу в составе 26 человек. На первых порах театр размещался в небольшом местечке под Парижем – Мобеже. В том же году Фрожер выслал Н.Н. Демидову программы спектаклей новой труппы: «Галантный Меркурий» и «В непредвиденном пари», где были заняты актеры, уже известные по петербургскому театру – Сен-Леон, Вальвиль, Конвиль.


Труппа Н.Н. Демидова с 1820 по 1822 гг. выступала в Риме в палаццо Русполи, великолепном здании эпохи Возрождения, где жил и сам Николай Никитич. Он приехал в Италию в надежде на более благоприятный климат в связи с ухудшением здоровья. Н.Н. Демидов вел в Риме блестящую жизнь, содержал свою труппу актёров, приехавшую с ним из Парижа, ставившую, в основном, водевили, наиболее популярный лёгкий театральный жанр того времени, куда входили музыка и танец. Однако, когда в 1823 г. Папой был избран делла Дженга, получивший имя Леон XII, жизнь в Риме изменилась коренным образом. Обскурант и реакционер, новый Папа предпринял радикальные меры в морализации Рима. Пасхальная заповедь становится обязанностью, наказание – тюрьма; вальс был запрещён (как «непристойный танец»), а также любая игра по воскресеньям или в дни праздников; актёрам было запрещено импровизировать на актуальные темы, наказание – арест. Николай Никитич тоже столкнулся с папской морализацией, и в 1823 (или 1824) г. должен был спешно оставить папскую территорию. Демидовская театральная труппа представляла водевили Джиназио.




Стендаль (1783 – 1842). Художник О.Й. Седермарк (1790 – 1848). Холст, масло. 1840 г. Версаль, Франция.
Из открытых интернет-источников


По воспоминаниям французского художника Стендаля, постоянного гостя Рима в 1817–1829 гг., однажды один из персонажей спектакля, которого звали Святой Ангел, воскликнул «Чёрт возьми!». Эти обстоятельства оскорбили Его Преосвященство, монсеньёра делла Дженга, кардинала викария (исполнявшего функции епископа Рима по поручению Папы Пия VII). Позднее, во время правления Леона XII, актёры господина Демидова, легкомысленные, как и все французы, оказались неправы, представив водевиль, одного из персонажей которого звали Святой Леон. Наконец, однажды, представление, данное в четверг, закончилось на четверть часа позже полуночи, захватив, таким образом, четверть часа пятницы, святого дня смерти Иисуса Христа. Всё это навлекло на господина Демидова недовольство полиции, и Н.Н. Демидов уехал, чтобы обосноваться во Флоренции.


Демидовская труппа впоследствии проживала в палаццо Серристори во Флоренции, для нее Н.Н. Демидовым был построен театр Одеон для музыкальных и театральных представлений по чертежам Джованни Батиста Силверстри (1829 г.).




Д.Б. Сильвестри. Полевое здание для отдыха                                  Вилла Сан-Донато ин Польвероза.         

и танцев в Сан-Донато ин Польвероза, 1834 г.                                 Гравюра . 1822 г. М.-Л. Додеро.
Из открытых интернет-источников                                                   Из свободных интернет-источников



Николо Матас. Главный фасад центрального корпуса               Вилла Сан-Донато. 1870 г.                                      

дворца Сан-Донато. Бумага, карандаш. 1830–1831 гг.                Фотокопия из ГИМа. 1970 г.                                     Нижнетагильский музей-заповедник                                           Нижнетагильский музей-заповедник

«Горнозаводской Урал»                                                                 «Горнозаводской Урал»

Михаил Дмитриевич Бутурлин. Миниатюра 1820-х гг. Из открытых интернет-источников



По воспоминаниям историка и мемуариста графа Михаила Дмитриевича Бутурлина (1807 - 1876), который жил по соседству с Демидовым на вилле Пальмиери, переезд французской труппы во Флоренцию состоялся в 1819 или в 1820 гг., а по данным итальянского исследователя Ф. Бизоньи, Н.Н. Демидов постоянно проживал во Флоренции с 1824 по 1828 гг. 1 июля 1824 г. он взял в аренду палаццо Серристори и перевез из Парижа богатейшую обстановку для нового жилища.

В 1825 г. Н.Н. Демидов приобрёл у монахов Санта Кроче поместье Сан-Донато ин Польвероза для строительства резиденции, маленького королевства, которое должно было полностью отразить самостоятельность, гостеприимность, вкус. Резиденция должна была соответствовать рекомендациям врачей — здоровье его всё ухудшалось. Проект, порученный Сильвестри, многократно описанный и иллюстрированный, был осуществлён только частично и в дальнейшем был значительно изменён сыном Анатолием. Николай Никитич не увидел завершение строительства, так как скончался в 1828 г., когда работы ещё продолжались. Вилла возвышалась среди садов, украшенных вольерами, теплицами, беседками, фонтанами; слева находились Одеон, административный дом, конюшни, стойло и крестьянские дома. Все сооружения вели в большой сад, в центре которого находился открытый танцевальный зал, окружённый большой аллеей для лошадиных бегов. На иллюстрациях Сильвестри в центре обширной территории можно увидеть здание в неоклассическом стиле, характеристики которого соответствуют многочисленным поместьям русской деревни. Кроме здания для театра, было также предусмотрено Полевое здание для отдыха и танцев (1834), которое напоминает знаменитые прототипы, такие как «Галерея Камерон» в Царском селе или «Галерея Воронцова» в Одессе. Размещение служебных помещений рядом с хозяйским домом, многофункциональность всего ансамбля, большое количество комнат, богатство внутреннего убранства, где находилась исключительная художественная коллекция хозяина дома, личный оркестр: всё говорит об определённом представлении жизни, хозяйских и общественных связях, эстетических и культурных моделях, которые Николай Никитич задумал и приспособил к европейской жизни. Комплекс Сан-Донато ин Польвероза поражал современников своим великолепием, а учёных некой аномальностью по отношению к традиционной типологии итальянской виллы и многочисленных европейских сельских резиденций. В самом деле, речь шла об усадьбе, расположенной за городом, в месте не совсем удобном, но задуманной по всем канонам русской культуры XVIII и XIX вв. — о необыкновенном доме, достойном настоящего барина, господина и хозяина части вселенной.


Сохранились письма Фрожера Н.Н. Демидову из Парижа за 1819 – 1823 гг. Следовательно, французская труппа в это время находилась в Париже, а не во Флоренции, как пишет Бутурлин. Письма Фрожера превосходно передают «атмосферу театрального Парижа» тех лет. Николай Никитич Демидов как страстный театрал жаждал услышать из первых уст о дорогих ему актерах, о том, что смотрят и как смотрят в парижских театрах. Фрожер рассказывал Демидову о последних театральных новинках, обнаруживая глубокое и серьезное понимание сценического искусства. В его оценке драматургии, актерской игры, музыкального оформления, костюмов прослеживается четко выраженное намерение относиться к спектаклю как к единому целому. Фрожер высказывается за демократические реформы театра, за театр «без бенефисов». Истинного актера, по мнению Фрожера, отличает простота, скромность, трудолюбие в сочетание с талантом. Также как ветерана сцены Фрожера волновала проблема взаимоотношений публики и актера. Он считал, что публика не всегда права и нельзя ориентироваться только на ее вкусы. Фрожер как администратор театра Н.Н. Демидова высылал ему новые пьесы, романы, театральные статьи, делился соображениями об актерах труппы. Бизоньи свидетельствует о Н.Н. Демидове как владельце театральной труппы: «В безмятежной эрцгерцогской Флоренции, привыкшей принимать посольства, знаменитых путешественников, большой эффект произвела эта чрезмерно богатая персона, окруженная сотней семей разного класса и звания, любителя любой изысканности и музыкального французского театра, само собой водевилей, способного содержать в доме целую театральную труппу для представлений». Сразу же по приезду Н.Н. Демидов начал по чертежам Джованни Батиста Силвестри строительство Одеона для музыкальных и театральных представлений, которое было завершено уже после смерти Демидова в 1829 г. Флоренция в те времена была центром притяжения для многих знатных русских семей (Хитрово, Бутурлины, Орловы), но далеко не каждая семья имела возможность содержать целую труппу французских актеров. Поэтому два раза в неделю русские аристократы собирались в доме Н.Н. Демидова на французские спектакли. М.Д. Бутурлин вспоминал, что «самого хозяина, разбитого параличом, перевозили из комнаты в комнату на креслах с колесами». Об особой привязанности к театру Н.Н. Демидова в последние годы жизни вспоминал М.Д. Бутурлин: «Нанимаемый им палаццо Серристори представлял пеструю смесь публичного музея с обстановкою русского вельможи прошлого века. Тут были французские секретари, итальянские комиссионеры, сибирские горнозаводские конторщики, приживалки, воспитанницы, и в дополнение ко всему этому французская водевильная труппа в полном составе. Сверх сего штата постоянно проживали у него игроки и паразиты, французскою же труппою руководил и управлял старик Фрожер, принадлежавший когда-то Петербургской императорской труппе». Н.Н. Демидов получал немало писем от французских актеров (например, от актера Гуже 15 октября 1824 г.) с жалобами и просьбами о помощи, что свидетельствовало о том, что во Франции Н.Н. Демидов славился как умный и тонкий ценитель театра. Вскоре с Гуже был заключен контракт, и он стал преемником Фрожера до смерти Н.Н. Демидова. В 1824 г. Н.Н. Демидов нанял в качестве пианиста молодого Луиджи Гордиджани для аккомпанирования водевилям в своей театральной труппе. Впоследствии Луиджи Гордиджани (1806 – 1860), музыкант, ставший популярнейшим в XIX в., написал множество песен для голоса и фортепьяно (народные песни, арии, романсы, камерную музыку), собранные в Народные мелодии Тосканы для голоса и фортепьяно.


Частная театральная труппа, следовавшая за Демидовым при его перемещениях, казалась современникам настоящей эксцентричностью, аномалией странного русского, и к тому же транжиры. Для хозяина дома, наоборот, она была необходимым приложением: в России частные дворянские театры были престижными и служили предметом гордости. Разница заключалась в том, что в России актёры были «людьми дома» (крепостные собственника), а на Западе надлежало им платить, вступая таким образом в конкуренцию с импрессарио и актёрами общественных театров. Участие в театральных спектаклях Николая Демидова имели «открытый» характер, как было и в России, хотя и предназначенные избранной публике — итальянские и иностранные артисты, русские проездом, гости высокого ранга или простые туристы с рекомендательными письмами. Частный театр, коллекция картин и произведений искусства, присутствие огромного числа помощников и слуг – всё это стало избыточным даже для такой резиденции, как палаццо Серристори.


Значительным явлением культурной жизни России I половины XIX в. стал театр. Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся «вольным» – государственным и частным. Ориентация на французский театр в России начала XIX в. была естественна и органична. Русские драматурги брали за образец французских классицистов. Возможно, именно этот факт послужил причиной странного феномена привязанности к французской театральной культуре русского дворянина Николая Никитича Демидова.



Николай Никитич Демидов (1773 – 1828).

Гравюра. Автор Ж.-Б.-Ф. де Фурнье. Флоренция. 1828 г.


Палаццо Серристори. Флоренция, набережная р. Арно.

Современная фотография.  Л.Тонини. Кабинет Ж.-П. Вьессе, Флоренция.

Из открытых интернет-источников

Л. Бартолини. Памятник Николаю Никитичу Демидову на Piazza Niccolo Demidoff во Флоренции.
Мрамор. 1870 – 1871 гг. Фото 2000 г.
 Из открытых Интернет-источников

ПРИОБРЕТЕНИЯ Н.Н. ДЕМИДОВЫМ МАЛОЛЕТНИХ «ИНОРОДЦЕВ»




Заглавный лист дела «Купчие крепости на калмыков, разных крестьян, дома,
 место под кладку металлов в Казани свидетельство на мальчика Логинова. 1755. 1717. 1731. 1721.1761. 1770.
1771. 1787. 1784. 1738. 1801. 1807. 1808. 1810. 1812. 1813. 1816. 1825. 1831» .
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».
Научный архив. Ф. 11. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-79. Публикуется впервые

Николай Никитич Демидов (1773 —1828).

Художник К. Морелли. Холст, масло. 1840 г.

Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

В научном архиве Нижнетагильского музея-заповедника хранятся купчие крепости на приобретение владельцем Нижнетагильских заводов Николаем Никитичем Демидовым малолетних «инородцев» – калмыков, каракалпаков – девочек и мальчиков для причисления их к дворовым крепостным людям и обязательного обращения их в христианскую веру. Они раскрывают еще одну сторону личности Н. Н. Демидова, который был убежденным сторонником крепостного труда. «Я сам хочу трестировать, не принимая ни от кого и никаких резонов и отговорок. Контора моя, и все мое, и я могу располагать всем как желаю», – писал Н.Н. Демидов в ордере петербургской конторе 19 ноября 1813 г.




Клавдий Лебедев. Продажа крепостных с аукциона. 1825 г.

Из открытых интернет-источников

В дореволюционной России купчие крепости – это нотариальный акт приобретения в собственность имущества, а в первой половине XIX в. и приобретение крепостных людей. Торговля людьми в России к началу XIX в. была делом вполне обыкновенным, хотя правила купли-продажи крепостных и их цена менялись много раз.


В России «рабство в Сибири» легально существовало в XVIII – I половине XIX вв. Эта тема недостаточно изучена и по ней имеется мало публикаций. Первым историком, упоминавшем о «рабстве в Сибири» в XVIII –XIX вв., был Петр Андреевич Словцов (1767 — 1843), выдающийся сибирский просветитель, автор «Исторического обозрения Сибири» (публикация в 1838 — 1844 гг.).


Изучению истории этого явления было посвящено исследование историка, публициста, этнографа Серафима Серафимовича Шашкова (1841 – 1882) «Рабство в Сибири», опубликованное в «учено-литературном» журнале «Дело» в 1869 г. Также эта проблема рассматривалась в статьях Ильи Александровича Мальцева и его диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук (2009 г.)


Присоединение народов и территорий к Российскому государству было довольно сложным историческим явлением. Российская национальная политика в отношении нерусских народов была полностью подчинена интересам государства, осуществлялась в целях обеспечения государственной безопасности – как внутренней (сохранение стабильности и порядка), так и внешней. Одним из главных принципов имперской государственности была надэтничность, предполагавшая верность престолу вне зависимости от языка и вероисповедания. Сущность и основные положения этнической политики Российской Империи были закреплены в важнейшем правовом документе и главном документальном источнике по данной теме – Своде Законов Российской Империи.



Полное собрание законов Российской империи: Собрание 1-е. Т. XXXVIII. Санкт-Петербург, 1830.

Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»Краеведческая библиотека


Православие являлось ядром русской этнонациональной идентичности. Принадлежность к вере означала принадлежность к роду. Представители населения неправославного вероисповедания в Российской империи назывались иноверцами. Это люди иной веры, следовательно, и иного рода – «инородцы», которые тоже родились на российской территории, но верили, говорили, выглядели и жили по-другому. Однако они хоть и иного рода, но были своими в отличие от иностранцев, не российских подданных. Одним из первых законодательных актов для обеспечения управления народами, проживавшими на территории Российской Империи, существенно отличавшимися по внешнему виду, языку и образу жизни, находившимися на разных этапах исторического развития и составлявшими общества различных типов, являлся документ «Учреждение для управления Сибирских губерний», принятый 22 июня 1822 г. В соответствии с параграфом 143 второго отделения «Учреждения…» «инородцами» назывались «все племена обывателей не Российского происхождения, в Сибири обитающие». В основу понятия положены два признака: происхождение и место проживания. В этом же правовом акте упоминается «Устав об управлении инородцами» – законодательный акт Российской империи, установившей систему управления, самоуправления и суда для коренных народов Сибири. Был разработан первым Сибирским комитетом, утвержден 22 июля (3 августа) 1822 г. (до этого население Сибири именовалось ясачными людьми). Устав разделил коренное население Сибири на оседлых (живущих в городах и селениях), кочевых («занимающие определенные места по временам года переменяемыя»), бродячих («или ловцы, переходящие с одного места на другое по рекам и урочищам»). Устав действовал с отдельными изменениями до 1906 г. Приведенные выше документы появились позже рассматриваемых нами купчих крепостей, но понятие «инородцы» в купчих крепостях уже применяется.


Все купчие крепости как деловые документы писались на гербовой бумаге и составлялись по определенному образцу, но некоторые отклонения в тексте допускались. Гербовая бумага - специальная бумага с изображением государственного герба (с гербовыми знаками (клеймёная)), продаваемая правительством. На ней писались всевозможные договоры и оформлялись сделки между частными лицами и организациями. Писали эти документы в 1800 - 1810-х гг. писцы (письмоводитель 14 класса, коллежский регистратор 14 класса). Цитируемые в данной статье документы подписывали чиновники – городничий, земский комиссар, директор Петропавловской пограничной таможни. Земский комиссар — глава дистриктов в России. Должность введена в результате Областной реформы Петра I в 1719 г. Являясь начальником полиции в дистрикте, земский комиссар становился причастным к судебным учреждениям. Купчая крепость от 30 октября 1811 г. подписана первым директором Нижнетагильских заводов («первоприсутствующим», по определению Н.Н. Демидова) Михаилом Даниловичем Даниловым.


Иногда мещане, которые составляли доверенность («верющее письмо») на Н.Н. Демидова, не владели грамотой, как, например, Куприян Васильев сын Васильев.


На обороте купчей крепости иногда ставили казенную печать Петропавловской пограничной таможни. Под печатью или ее рукописным изображением указывалась сумма пошлины – 1 рубль или 52 ½ копейки.


Во всех исследуемых купчих крепостях речь идет о приобретении малолетних калмыков, каракалпаков мещанами, которые выменяли их на Петропавловском меновом дворе и передавали права на них Н.Н. Демидову, в основном, в счет долга. Они становились крепостными дворовыми людьми Демидова. Обязательным условием было обращение в христианскую веру, причем в определенный срок – до «истечения» трех лет со дня приобретения. Дворовые крестьяне, или дворовые люди, известны в России в основном как домашняя прислуга. И официально в отдельную категорию их стали выделять только в XIX в. Дворовые крестьяне представляли собой одну из самых бесправных и социально незащищенную, неоднородную, но в то же время многочисленную группу крепостных.


В купчих крепостях приводятся имена малолетних «инородцев» - Анбудеку и Ульмекеню (так звали «азиатской породы» девочек-калмычек), Сержан и Мазана (мальчики «карыкалпатской породы»), два малолетних «калмычка» по имени Дослетбай и Битина. «Бай» означает богатый человек (слово «бай» ставится после имени, составная часть восточных личных имен).


В документах, исторической и художественной литературе XVIII – XIX вв. упоминается Меновой двор – торговый центр на левом берегу реки Яик, в трех верстах к югу от Оренбурга (основан в 1746 г.). Предназначался для производства торговли и обмена товарами между российскими и восточными («азиатскими») купцами.




Меновой двор. Из открытых интернет-источников


Меновой двор в г. Оренбурге. Художник А.Н. Горонович. 1860 г.

Андрей Николаевич Горонович (1818 – 1867).

Из открытых интернет-источников

Петропавловская крепость. Художник
С. Я. Рейхенберг (1914–1986). 1950-е (?) гг. Областной историко-краеведческий музей (Петропавловск).


Во всех изучаемых нами купчих крепостях встречается название Петропавловский меновой («меновный») двор, который зародился на территории Петропавловской крепости.

Старая Ишимская и Ново-Ишимская оборонительные линии на карте. 
Из открытых интернет-источников



Военная крепость Святого Петра была заложена 12 июля 1752 г. в Ново-Ишимской оборонительной линии Российского государства на юге Сибири на границе казахских степей. Статус города с присоединением к Тобольской губернии Петропавловск получил в
1807 г.
 

Меновой двор в Петропавловске. XIX в.
Из открытых интернет-источников



Российские укрепленные линии в России – система охраны и обороны границ и приграничных районов государства, заключалась в возведении укрепленных пограничных, сторожевых, оборонительных, береговых линий и засечных черт на окраинах Российского государства в XVI–XIX вв. для защиты внутренних территорий страны от нападений извне. С расширением владений России в ХVІІІ – ХІХ вв. были созданы системы оренбургских и сибирских линий, главным образом из крепостей, редутов, маяков и т.п. 

Укрепленные линии не только охраняли владения, но и служили для зашиты местного населения от разрушительных набегов кочевников. Оренбургская линия проходила от города Гурьева по реке Яик (Урал) через Оренбург до Верхнеуральска. От крепости Звериноголовской начиналась Сибирская линия.

Петропавловск. Ярмарка. XIX в.

Из открытых интернет-источников

Колодец и татарская мечеть на Меновом дворе. Оренбург. XIX в.

Из открытых интернет-источников

Петропавловск, сибирский купеческий город, российские ворота в Казахстан в XVIII – XIX вв., расположен в юго-западной части Западно-Сибирской равнины, на правом берегу реки Ишим. Меновой двор был заложен в 1744 г. в трех километрах юго-западнее Оренбурга (в наши дни – это территория Оренбурга). За его высокими каменными стенами в два ряда располагались купеческие лавки, амбары, квартиры для купцов, церковь, мечеть. Название «Меновой» неслучайное. Меновой и находящийся в трех километрах от него Гостиный дворы были центрами торговли: здесь товары обменивались на товары, а не на деньги. Как и Гостиный двор, Меновой двор являлся хорошо укрепленной крепостью. По углам он имел четыре бастиона с крепостью, где несли службу солдаты.


Как только с крепости подходил караван, сопровождаемый стадами лошадей, быков, баранов, а также груженый продукцией животноводства: овчиной, мерлушкой и т.п., раздавался барабанный звон. Это был сигнал для купцов, которые спешили на Меновой двор и выкладывали свой товар. У входа на ярмарку выстраивалась стража. После этого иноземным торговцам разрешалось входить в Меновой двор. Операция торгов проходила без денег, по принципу «товар на товар». Этот обмен товаров всегда приносил огромные барыши российским купцам. Была у Петропавловского менового двора и недобрая слава. Здесь с начала торгов и до 1825 г. был главный рынок Российской империи по продаже людей. Таким товаром, главным образом, были военнопленные казахов. Чрезвычайно выгодная торговля для российских купцов росла здесь такими темпами, что уже через несколько лет ярмарка в Петропавловске обошла по торговому обороту все ярмарки за Уралом, включая Омск и Семипалатинск, исключение составляла лишь Кяхта.

 

Текст купчей:

 

1.     Купчая крепость о продаже тобольским мещанином Василием Яковлевым Рымаревым тайному советнику, действительному камергеру и командору Николаю Никитичу Демидову девочки-калмычки. 21 сентября 1810 г.

Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

Научный архив. Ф. 11. Оп. 1. Д. 2. Л. 72-72 об. Публикуется впервые.

Л.72


Гербовая бумага

Милостивый Государь Николай Никитич

Милостивый Государь Николай Никитич

Препровождаю при сем к вам вымененную мною в Петропавловском меновном дворе азиатской породы девочку по азиатскому названию Анбудеку и данное мне на нее от Петропавловской пограничной
таможни письменной вид под № 126
. Покорнейше прошу оную калмычку желающим и право на покупку дворовых людей имеющим продать или заложить и полученные за нее денги у себя за состоящей на мне долг удержать. Однако привесть ее в христианскую веру не далее до истечения трех лет. Со оной выменки оное где следует объявить и вечно владеную выпись на нее испросить от имени моего совершить где следовать будет вместо меня росписатся и положенную законом пошлину плотить в чем я вам или вы от себя кому доверите верю и что посему законно учинено будет спорить и прекословить не буду. В протчем остаюсь вам

Милостивому государю покорнейший слуга

Табольской мещанин Василей Яковлев сын Рымарев

Сия доверенность принадлежит

Его превосходительству Господину действительному Камер геру и командору Николаю Никитичу Демидову

Сентября 21 дня 1810 года

 

Л.72 об.

Означенное верющее письмо в Петропавловском городническом Правлении явлено, и в книгу под № 61м записано а что оно писано от табольскаго мещанина Рымарева господину действительному камергеру Демидову и подписано собственною его рукою в том сим свидетельствуится за подписанием и с приложением печати сентября 22 дня 1810 года.

Городничей (подпись неразборчива)

Оттиск гербовой казенной печати «Петропавловской пограничной таможни печать» с двуглавым орлом, гербом Российской империи.

Пошлина один рубль взята.



Купчая крепость о продаже тобольским мещанином Василием Яковлевым Рымаревым тайному советнику, действительному камергеру и командору Николаю Никитичу Демидову девочки калмычки. 21 сентября 1810 г.

Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

Научный архив. Ф. 11. Оп. 1. Д. 2. Л. 72-72 об. Публикуется впервые.


Калмык. Конец XVIII века.

Из открытых интернет-источников

2.     Купчая крепость о ишимским мещанином Куприяном Васильевым сыном Васильевым действительному камергеру и командору Николаю Никитичу Демидову мальчика «карыкалпатской» народности. 30 августа 1807 г.

Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

Научный архив. Ф. 11. Оп. 1. Д. 2. Л. 61-61 об. Публикуется впервые.


Л. 61

Гербовая бумага

Ваше высокопревосходителство Николай Никитич!

Вручая при сем вымененнаго мною при Петропавловском меновном дворе карыкалпатской породы малчика по азиатскому названию Мазана, равно и данной мне от Петропавловской пограничной таможни на него письменной вид под № 107м покорнейше вас прошу онаго малчика за долг на мне состоящей у себя удержать. Однако прошу вашего превосходителства привести онаго малчика в христианской закон и до истечения трех лет со дня вымену его испросить от коль следует вечно владенную выпись. А потом от имени моего купчую или закладную совершить и где следовать будет вместо меня расписатся, в чем вам или вы кому изволите от себя поверите я верю. И что посему учинен будет спорить и прекословить не буду, в протчем остаюсь вам,

вашего превосходителства,

Милостиваго Государя покорный слуга

Куприян Васильев сын Васильев, мещанин ишимской, а по неумению грамоте прозбою ево ишимской мещанин Илья Пурсков (фамилия неразборчива – Т.С.) подписался.

Августа 30 дня 1807го года

Принадлежит

Господину тайному советнику действительному камергеру и командору Демидову

 

Л.61 об.

Сие верющее писмо у петропавловскаго чистнаго камисара явлено и в книгу пограничной таможни подлинником за № 44м записано, и что действително дано оное от мещанина Васильева, а там и засвидетельствано сентября 5 дня 1807 года

Земский чистный комисар 12 класса (подпись неразборчива – Т.С.)



Купчая крепость о ишимским мещанином Куприяном Васильевым сыном Васильевым действительному камергеру и командору Николаю Никитичу Демидову мальчика «карыкалпатской» народности. 30 августа 1807 г.

Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

Научный архив. Ф. 11. Оп. 1. Д. 2. Л. 61-61 об. Публикуется впервые.

Каракалпаки

Из открытых интернет-источников

Каракалпакская кибитка. XIX в.

Из открытых интернет-источников

Каракалпаки. XIX в.

Из открытых интернет-источников

3.     Купчая крепость о продаже ишимским мещанином Филипом Степановым Максимовым действительному камергеру и командору Николаю Никитичу Демидову девочки-калмычки. 5 ноября 1810 г.

Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

Научный архив. Ф. 11. Оп. 1. Д. 2. Л. 52-52 об. Публикуется впервые.

Л.52

Гербовая бумага.

Милостивый Государь Николай Никитич

Препровождаю при сем к вам вымененную мною в Петропавловском меновном дворе азиатской породы девочку по азиатскому названию Ульмекеню и данное мне на нее от Петропавловской пограничною таможни письменной вид под № 116м . Покорнейше прошу оную калмычку желающим и право на покупку дворовых людей имеющим продать или заложить и полученные за нее денги у себя за состоящей на мне долг удержать. Однако привесть ее в христианскую веру не далее до истечения трех лет. Со оной выменки оное где следует объявить и вечно владенную выпись на нее испросить от имени моего совершать и где следовать будет вместо меня росписатся и положенную законом пошлину плотить в чем вам или вы от себя кому доверите верю и что посему законно учинено будет спорить и прекословить не буду. В протчем остаюсь вам

Милостивому государю покорнейший слуга ишимский мещанин Филип Степанов сын Максимов

Сия доверенность принадлежит

Его превосходительству Господину действительному Камергеру и командору Николаю Никитичу Демидову

Ноября 5 числа 1810 года

 

Л.52 об.

Получено 5м числом декабря

Сие верющее писмо в Петропавловской пограничной таможни явлено и в книгу подлинном под № 414м записано. Писано собственною рукою ишимскаго мещанина Филипа Максимова в том таможня за подписанием и приложением казенной печати свидетельствует ноября 5 дня 1810 года. Директор Черняев.

Оттиск гербовой казенной печати «Петропавловской пограничной таможни печать» с двуглавым орлом – гербом Российской империи.

Коллежский регистратор Курбатов




Купчая крепость о продаже ишимским мещанином Филипом Степановым Максимовым действительному
камергеру и командору Николаю Никитичу Демидову девочки-калмычки. 5 ноября 1810 г.

Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

Научный архив. Ф. 11. Оп. 1. Д. 2. Л. 52-52 об. Публикуется впервые


Калмык. Литография. XIX в.

Из открытых интернет-источников

Калмык. Литография. I пол. XIX в. Россия (?).

Из открытых интернет-источников

4.     Купчая крепость о продаже тобольским мещанином Василием Яковлевым Рымаревым тайному советнику, действительному камергеру и командору Николаю Никитичу Демидову двух мальчиков калмыков. 28 февраля 1808 г.

Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

Научный архив. Ф. 11. Оп. 1. Д. 2. Л. 58-58 об. Публикуется впервые.


Л. 58

Милостивый Государь Николай Никитич

Вручая при сем вымененных мною при Петропавловском меновном дворе Азиатской породы двух малолетних калмычков по азиатским названием Дослетбая и Битина равно и данные мне от Петропавловской пограничной таможни на них письменные виды под № 638 и 660 покорнейше прошу вас милостивого государя оных мальчиков желающих и на покупку право имеющим продать или заложить а в полученные деньги …треба (?) за долг на мне состоящей зачесть или за собой их задержать. Однако прежде истечения трех лет прошу их привесть в христианскую веру и испросить от коль следует вечно владенную выпись. А потом от имени моего купчую или закладную совершить и где следовать будет вместо меня росписатца в чем вам или вы кому от себя доверите я верю и что посему законно учинено будет спорить и прекословить не буду.

Остаюсь вам милостивый государь покорным слугою.

Василей Яковлев сын Рымарев мещанин тобольской.

Принадлежит Гну тайному советнику Действительному камергеру и командору Демидову

Февраля дня 1808 года

 

Л. 58 об.

Сие верющее писмо в Петропавловской пограничной таможной явлено и в книгу под № 144 записано. А что оно собственною тобольскаго мещанина Василья Рымарева рукою подписано в том таможня за подписанием неприложением печати свидетельствует февраля 28 дня 1808 года. Подлинное подписали директор Черняев, письмоводитель 14 класса Сокольской

Рисунок печати (круг и слово «печать»)

Печатано с восковыми

52 ½ коп. взяты



Купчая крепость о продаже тобольским мещанином Василием Яковлевым Рымаревым тайному советнику,
действительному камергеру и командору Николаю Никитичу Демидову двух мальчиков калмыков. 28 февраля 1808 г.

Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

Научный архив. Ф. 11. Оп. 1. Д. 2. Л. 58-58 об. Публикуется впервые

5.     Купчая крепость о продаже 3й гильдии купцом Дмитрием Половневым действительному камергеру и командору Николаю Никитичу Демидову

мальчика «карыкалпатской» народности. 30 октября 1811 г.

Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

Научный архив. Ф. 11. Оп. 1. Д. 2. Л. 60-60 об. Публикуется впервые.


Л.60-60 об.

Гербовая бумага

Ваше Превосходительство Милостивый Государь

Прошлаго 1807го года курганским 3й гильдии купцом Дмитрием Половневым по прозбе моей выменен при Петропавловском меновном дворе у азиатских народов карыкалпатской породы шестилетней мальчик по азиатскому названию Сержан, на котораго мне от онаго купца Половнева дана была в том же 1807 году доверенность и полученной на него от таможенных узаконенной вид, по сходствию коих оный мальчик приведен мною в христианскую веру греческаго исповедания и при крещении наречен Еразмом, потом испрошена от Екатеринбургскаго уезднаго суда владеная выпись. Котораго мальчика Еразма препровождая при сем к вашему превосходительству и прилагаю данные на имя мое от купца Половнева доверенность и испрошенную по ней от уезднаго суда владеную выпись. Препоручаю иметь у себя в вечном владении и где следует причислить в число крепостных ваших дворовых людей в чем я вам или вы кому от себя доверите верю и что посему учините спорить и прекословить не буду. В протчем с высокопочитанием и преданностию пребуду

Вашего превосходительства покорнейший слуга

Михайла Данилов сын Данилов шихтмейстер 14 класса

Принадлежит Его Превосходительству

Господину Тайному Советнику действительному камер геру и командору Николаю Никитичу Демидову

Октября 30 дня 1811 года

Н. (Нижний – Т.С.) Тагил



Купчая крепость о продаже 3й гильдии купцом Дмитрием Половневым действительному камергеру и командору Николаю Никитичу Демидову мальчика «карыкалпатской» народности. 30 октября 1811 г.

Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

Научный архив. Ф. 11. Оп. 1. Д. 2. Л. 60-60 об. Публикуется впервые.


В публикуемых документах орфография сохранена, пунктуация практически отсутствует, для удобства чтения текст разделен на предложения, введены знаки препинания, если несколько слов написаны слитно, то каждое из них отделено друг от друга.


Горнозаводчики Демидовы, предприниматели и меценаты, оставили огромное историческое наследие. Заводы, музеи, архитектурные и художественные шедевры, библиотеки и музеи, архивы.


Документы, представленные на выставке, – письма Н.Н. Демидова Нижнетагильской заводской конторе о наборе мальчиков и девочек в театр, купчие крепости на приобретение малолетних «инородцев» – дают представление о разностороннем характере Николая Никитича и разнообразии его интересов. С одной стороны, это убежденный крепостник, который пользовался трудом крепостных и признавал его преимущества, даже приобретал детей калмыков и каракалпаков. А с другой стороны, это знаток искусства Мельпомены, театрал, театровед, владелец французской актерской труппы, он был всегда в курсе театральных новинок, хорошо разбирался в актерском творчестве и режиссуре театра.


Наверное, такое сочетание различных черт характера было присуще типичному российскому вельможе, барину в кон. XVIII – нач. XIX вв.


Н.Н. Демидов был и знатоком художественного искусства: у него была великолепная коллекция живописи, графики, произведений скульптуры. Одновременно это был талантливый предприниматель, под руководством которого Нижнетагильский горнозаводской округ стал одним из передовых в России. Таким был Николай Никитич Демидов (1773 – 1828): владелец Нижнетагильских заводов (1788 – 1828 гг.), действительный камергер (1796 г.), тайный советник (1800 г.), российский посланник в великом герцогстве Тосканском (1815 г.), меценат, благотворитель и филантроп, предприниматель и крепостник, театрал и коллекционер произведений искусства.



Список источников и литературы:

1.    Андреянова Н.Н. Понятие инородцев и их классификация в дореволюционной юридической литературе и законодательстве Российской империи XIX века // Вестник Московского городского педагогического университета. №2(4)/2009. М., 2009. С.107-114.

2.    Гуськова Т.К. Заводское хозяйство Демидовых в первой половине XIX века. Челябинск, 1995. С.31.

3.    Додеро М.-Л. Университет Генуи. Архитектурная и жилищная типология русской усадьбы // Демидовы в России и Италии. Опыт взаимного влияния российской и европейской культур в XVIII XIX вв. на примере нескольких поколений Демидовых. М.: Издательский центр «Концепт-медиа», 2013. С.49 - 79. http://www.indf.ru/wp-content/uploads/2020/11/demidoff_1-384.pdf

4.    Жихарев С.П. Записки современника. Воспоминания старого театрала: В.2-х т. Л., 1989. Т.1. С.135; http://az.lib.ru/z/zhiharew_s_p/text_0040.shtml

5.    Костерина-Азарян А.В. Театр в жизни Николая Никитича Демидова //Демидовский временник: Исторический альманах. Книга I. – Екатеринбург: Демидовский институт, 1994. – С.147-162.

6.    Мальцев И.А. Легальное рабство в Сибири и Оренбургском крае в XVIII – первой половине XIX в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. – СПб., 2007. –  Вып. 3. С.71 – 77.

7.    Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Санкт- Петербург: Типография II Отделения Собственной Его Императорскаго Величества канцелярии, 1830. Т. ХѴІ, XXVIII, XXX, XXXVIII, XL.

8.    Трепавлов В.В. «Национальная политика» в многонациональной России XVI–XIX веков // Историческая психология и социология истории. 2009. № 1. С.60 – 73.

9.    Фадеичева М.А. Этническая политика в Российской империи XIX в. «Положение об инородцах» // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской Академии наук. 2003. № 4. С. 369-382.

10.         Шашков С.С. «Рабство в Сибири» – «Дело»: учено-литературный журнал. СПб., 1869. № 1. С. 163-187; №3. С.1 -32. http://library.altspu.ru › althistory › biobibliographies.

11.         http://www.hrono.ru›lahttps://history1752.su/utrachennye-pamyatniki-podgorya/; http://wp.wiki-wiki.ru/wp/index.php/Петропавловск; Меновой двор http://www.hrono.ru › land › russ › menov_dvor

12.          Меновой двор: ворота между Россией и Средней Азией https://www.ural56.ru/news/576296



Творческая группа: Т.В. Смирнова, руководитель проекта, научный сотрудник исторического отдела музея-заповедника; Ю.А. Егорова, главный специалист по разработке и внедрению медийных программ; О.В. Халяева, заведующая отделом по работе со СМИ.