Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Вступительная статья
Потребность видеть и совершенствовать вúдение мира относится к базовым свойствам человека. А там, где есть потребности, возникают сложные человеческие отношения – борьба за влияние, за власть, за превосходство.

Почему, как Вы думаете, с древних времен люди, занимавшие главные позиции (шаманы, жрецы, правители), сами были искусными рисовальщиками (наскальные рисунки, петроглифы...) или покровительствовали таковым?

Создать, произвести вúдение, которое не будет исчезать и останется в общем доступе на искусственном носителе первоначально расценивалось как магия, а позднее – как уважаемое мастерство. Поэтому или ты сам маг (мастер), или маги (мастера) трудятся на тебя. Можно также условно владеть лучшими магами (мастерами) мира, скупая их визуальные произведения. Вероятно, поэтому, где есть богатство, там процветает искусство, особенно, визуальное.

В рамках проекта «Собирая железные караваны…» мы с Вами наблюдаем, как визуальная «опись» горнозаводских владений тагильской ветви Демидовых родилась не только под покровительством заводовладельцев, но и по их осознанному заказу на запечатление образов, прославляющих род и его богатство.

К концу XVIII в. внуки первого Демидова перебрались на жительство в Москву. Они благоустраивали свои дома и свою жизнь в самых модных для своего времени тенденциях. Хозяйские особняки украшались прекрасными живописными работами, скульптурами и пр., гостей баловали изысканными увеселениями и зрелищами. В первой четверти XIX в. представители рода Демидовых уже имел серьезный опыт в покровительстве самым разнообразным видам искусства, были хорошо образованы в лучших европейских традициях и искушены роскошью. Как говорят, интерес к культуре и искусству был традицией в семье и передавался от отца к сыну, а фамильная коллекция с каждым поколением значительно преумножалась. Пишут, что Демидовы-заказчики отличались высокой требовательностью к качеству исполнения.

Первым из Демидовых, кому пришло в голову использовать в оформлении своих покоев виды уральских заводов, был, судя по всему, Никита Акинфиевич (1724-1789). Он же заложил традицию обеспечения своих эстетических притязаний усилиями главной заводской конторы. Надо сказать, что служители конторы не подводили своего владельца и даже давали дельные советы. Сам заводчик, еще не искоренивший стержень инженерного мышления, требовал предельной правдивости и картографической точности исполнения заводских панорам.

Часть работ, которые были запланированы Никитой Акинфиевичем с участием заводской конторы, были завершены уже после его кончины. Наследник – Николай Никитич (1773-1828) стал преемником замыслов отца также как и всех заводских владений.

Некоторые искусствоведы пишут, что «Николай Никитич, стареющий и немощный от тяжелой болезни, в жаркой Флоренции тосковал по далекому Нижнетагильскому заводу. Для смягчения меланхолической печали он приказал «положение завода представить в четырех видах с четырех сторон и оные прислать ему». Так, в 1826 г. крепостным художником Т.К. Перезоловым, выпускником Нижнетагильской школы живописи, на металле был написан «Вид Высокогорского железного рудника».

И хоть пока нет кристальной ясности в том, кому первому принадлежала идея большой серии картин с изображением заводов Нижнетагильского горнозаводского округа, можно сказать наверняка, что в 1834 г. заказ на нее уже существовал. В 1836 г. году поступил запрос от заводской конторы Демидовых в Императорское общество поощрения художеств (оно занималось продвижением молодых талантливых художников) на поиск мастера, который может с успехом справиться с большой творческой задачей и выехать для этого на Урал.

По стечению обстоятельств одним из первых исполнителей новых чаяний заводовладельцев стал Василий Егорович Раев (1807-1870(71?). Он провел на тагильских заводах почти два года, которые назвал в личных воспоминаниях самым лучшим и светлым периодом своей жизни. За это время им было создано около 12 произведений.

Еще одним художником, который посвятил творчество уральскому горнозаводскому пейзажу, стал Павел Петрович Веденецкий (1791-1857). Он выполнял для Нижнетагильской заводской конторы самые разнообразные художественные заказы, главным среди которых стал заказ на украшение Выйско-Никольской церкви – фамильной демидовской усыпальницы. В общей сложности с нижнетагильским заводским поселком его связывали 13 лет плодотворной деятельности. За это время он написал пять видовых пейзажей.

Работая на Нижнетагильских заводах, П.П. Веденецкий и В.Е. Раев, несомненно, привлекали внимание местной художественной интеллигенции. Среди последней выделялись Павел Федорович (1802-1860) и Исаак Федорович (1807-1879) Худояровы, которые на тот момент уже были хорошо известны как мастера росписи подносов, а их семья владела художественной мастерской. Переняв опыт приезжих художников, подражая им, Худояровы самостоятельно продолжили и развили темы индустриального пейзажа и индустриального интерьера.

Виды, написанные П.П. Веденецким и В.Е. Раевым, после демонстрации на выставке 1837-го г., организованной в Нижнем Тагиле к приезду Цесаревича Александра, покинули Урал и разместились в особняках Демидовых. В начале ХХ в. часть картин попала в собрание крупного российского коллекционера П.И. Щукина, а затем в составе этой коллекции работы были переданы Государственному историческому музею, где и находятся по сей день (шесть картин). Часть серии находится в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) (одна картина) и Екатеринбургском музее изобразительных искусств (одна картина).

В собрании Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» находятся три картины Веденецкого и одна картина Раева, написанные в жанре индустриального пейзажа. История поступления этих картин интересна и связана со значимым памятником всемирного искусства – «Мадонной с вуалью» кисти итальянского художника Рафаэля Санти. После реставрации в 1930-х гг. она была передана в Московский музей изящных искусств, а Нижнетагильский краеведческий музей из Государственного фонда взамен получил 162 картины русских живописцев, среди которых были упомянутые выше четыре полотна.

Картины, написанные Худояровыми, остались на родине и в настоящее время находятся в собрании музея-заповедника. В провинциальных музеях России имеются их копии, авторство и время написания которых пока не установлено и потому требует более пристального внимания и изучения.

Дошедшие до наших дней живописные полотна, написанные в жанре индустриального пейзажа в «дофотографический» период, позволяют соприкоснуться с прошлым, реконструировать и визуализировать местный ландшафт: панорамные виды заводов и их интерьеров, подробности заводской работы мало знакомы современному человеку.

Его реализация, приуроченная к 300-летию Нижнего Тагила и 180-летию музея-заповедника, стала возможна за счет гранта Министерства культуры Свердловской области и при партнерском участии таких музеев, как Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Санкт-Петербургский Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Возмездное право на публикацию изображений из своей коллекции предоставил Государственный исторический музей.

Виртуальный компонент проекта разработан силами электронного агентства web-технологий «Umiks»

Творческая группа музейных сотрудников подготовила сценарии экскурсионного тура, составила справочно-информационные блоки. Актерами Нижнетагильского Нового молодежного театра была реализована профессиональная запись аудиосопровождения.