Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
НА СТАРОМ УРАЛЬСКОМ ЗАВОДЕ (КРИЧНЫЙ ЦЕХ)
П. Ф. Худояров. Холст, масло. 1830- е гг.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Размер изображения 106х73 см

НА СТАРОМ УРАЛЬСКОМ ЗАВОДЕ (КРИЧНЫЙ ЦЕХ).jpg



Картина «На старом уральском заводе» написана тагильским крепостным художником П.Ф. Худояровым (1802-1860), который имел возможность собирать материал, накапливать впечатления, наблюдать характеры заводских работников. Это позволило ему максимально достоверно показать красоту и особенность интерьера заводского цеха, и детали производственного процесса, и труд мастеровых.

На картине представлены тяжелые технологические процессы металлургического производства и рабочие, которые должны обладать немалой физической силой и профессиональной сноровкой. П.Ф. Худояров не дает портретных характеристик и даже специально располагает людей спиной к зрителю, делая акцент на их действиях, слаженных и точных.

 Однако он делает исключение. Вся композиция в картине подчинена определенному замыслу, выраженному в центральной группе людей. Зритель тоже не видит их лиц, кроме одного господина. Его портрет прописан художником детально, очевидно, это реально существовавший человек. Но вот кто он – мы можем только догадываться.

Неслучайно художником выбран именно этот момент, придающий картине особую социальную заостренность: театрально расставленные рабочие на переднем плане усердно выполняют перед важными господами свою работу. С другой стороны художника интересует реальная техническая сторона производства: оборудование, инструменты и процессы.

Общий колорит картины темный. Единственным источником освещения являются раскаленный металл и языки пламени из печи, отбрасывающие вокруг себя блики. Черные, темно-серые детали контрастируют с красными пятнами. Строгость линейной перспективы усиливает фактура стен: художник кропотливо и графично прописывает кирпичную кладку. В конце цеха сюжет прерывается черным пятном, которое размывает силуэты и грани.

В работе над произведением художник чувствует себя причастным к этому труду. Он не может быть только наблюдателем, он становится заинтересованным участником событий. Эта картина не единственный пример творческой заинтересованности уральского художника в близкой для него теме.