Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
НИЖНИЙ ТАГИЛ. ВЫЙСКИЙ МЕДЕПЛАВИЛЬНЫЙ ЗАВОД
В.Е. Раев. Холст, масло. 1836 (1838 ?) гг.
Государственный исторический музей
Размер изображения 94х144 см

НИЖНИЙ ТАГИЛ. ВЫЙСКИЙ МЕДЕПЛАВИЛЬНЫЙ ЗАВОД.jpg


Картина известного исторического живописца, академика императорской Академии художеств В.Е. Раева (1807-1870) «Вид Выйского медеплавильного завода» – один из исторических портретов Нижнего Тагила XIX века. Пейзаж написан в свойственной В.Е. Раеву романтичной манере: тонко подобрана цветовая палитра теплых, светлых оттенков, кропотливыми тщательными мазками прописаны детали. Художник с восхищением и трепетом передаёт спокойный, умиротворённый вид уральских гор, на фоне которых расположился посёлок. В его центре заводские строения, словно выбеленные вечерним солнцем.

Живопись эмоциональная, наполненная воздухом, светом и цветом.

Классический видописный пейзаж написан по всем канонам. В.Е. Раев удачно выбрал точку обзора. Широкая панорама позволяет художнику изобразить буквально все главные строения заводского поселка.

Первый план пейзажного полотна коричневато-зеленый, золотистый. Тут расположились главные герои – двое мужчин. Словно освещенные прожектором на сцене, они наблюдают за дивным явлением, главной технической новинкой того времени – двигающимся по рельсам паровозом, везущим шесть вагонов. Второй план контрастирует с первым. Широкий угол поля чуть холодных зеленых тонов с множеством крохотных домиков оказался в тени, но ненадолго. Лучи солнца уже освещают третий план и подсвечивают комплекс производственных цехов Выйского завода, по обе стороны которого находятся два примечательных здания: двухэтажный дом Черепановых и Выйско-Никольская церковь, в которой размещалась фамильная усыпальница заводчиков Демидовых.

Большую часть полотна занимает воздушное пространство с драматичными светло-голубыми облаками, чуть подчеркнутыми нежно-розовыми мазками. Замыкает цветовую динамику темно-зеленая гора – гора Высокая. Благодаря четкому построению композиции, выверенному размещению планов и тонко уловленной градации цветовых отношений, картина притягивает внимание, располагает к рассматриванию деталей.