Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
ЧЕРНОИСТОЧИНСКИЙ ЗАВОД ДЕМИДОВЫХ НА УРАЛЕ
П.П. Веденецкий. Холст, масло. 1836 г.
Государственный исторический музей
Размер изображения 61х97 см

ЧЕРНОИСТОЧИНСКИЙ ЗАВОД ДЕМИДОВЫХ НА УРАЛЕ.jpg


Художник П.П. Веденецкий (1791 – не ранее 1857), приехав на Урал по приглашению заводовладельцев Демидовых в начале 1830-х гг., написал несколько этюдов с панорамными видами промышленных сооружений. Позже на основе зарисовок им были созданы законченные произведения, написанные в жанре индустриального пейзажа. Одно из них – это «Вид Черноисточинского завода» на Урал – реалистичное изображение уральского горнозаводского пейзажа. Художник четко и педантично переносит на холст ландшафт, где раскинулись промышленные здания и часть заводского поселка.

На переднем плане изображены жители поселка, представители разных социальных слоев. Люди объединены в группы по интересам, каждая из которых занята своим делом. Жанровые сценки неспешны, идеализированы и больше напоминают проведение досуга. Их позы выражают благосостояние и довольство, они хорошо и даже нарядно одеты. Однако создается впечатление, что П.П. Веденецкий не соблюдает пропорции в передаче людей. На чуть заднем плане люди кажутся больше, чем на переднем. Гротеск?

Художник условно разделяет сюжет на сегменты. Общий композиционный строй картины построен на плавных и изящных диагональных линиях, что придает изображению некую декоративность. Заводской комплекс очерчен водной гладью со всех сторон, таким образом, он оказывается гармонично вписанным в горный ландшафт. Кроме этого, завод обведен тонкой линией забора. Все это указывает на главную идею – изображение завода Демидовых, который выделяется не только композиционно, но и контрастно на общем цветовом фоне. Однако П.П. Веденецкий резко прерывает перечисление промышленных объектов краем картины.

Усиливает общий колорит картины нависшее тяжелое небо с густыми облаками, написанное плотными темно-серыми оттенками. Воздушное пространство на горизонте замыкается динамичной полосой почти черных гор. Переданная художником погода наложила свой отпечаток на общий колорит картины: чувствуется, что совсем недавно прошел дождь, но скоро выглянет солнце, о чем свидетельствуют появившиеся блики и тени и заигравшая яркими красками зелень.