НИЖНИЙ ТАГИЛ ЗИМОЙ
П.П. Веденецкий. Холст, масло. 1834 г.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
Размер изображения 69х138 см
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
Размер изображения 69х138 см
Очарование уральского заводского пейзажа умело передано новгородским художником П.П. Веденецким (1791 – не ранее 1857) в картине «Вид Нижнего Тагила зимой». Главной точкой повествования художник избирает вид на центральную часть поселка. После снегопада и метели наступил тихий и ясный день. Белый искрящийся снег словно укутал поселок. Белесое небо занимает более половины пространства картины.
Художник с документальной точностью передает расположение и внешний вид каждого строения заводского поселка: от больших деревянных построек на переднем плане, до еле заметных крыш домиков – на заднем. Он буквально перечисляет все главные здания исторического центра, передавая их архитектурные особенности. Слева фрагментарно изображен крутой холм Лисьей горы со сторожевой башней на вершине; добротные бревенчатые дома, выстроенные ровной линией; двухэтажное здание Горнозаводского управления с портиком, поддерживаемым восемью колоннами; величественный Входо-Иерусалимский собор; провиантские склады; художественное повествование завершают ряды светло-коричневых домов.
Белоснежную целину пруда, затянутого крепким льдом, пересекает санный путь, вдоль которого воткнуты маленькие елочки. По нему движутся конные обозы.
Декоративность и мягкость изображению придает множество плавных изящных линий: очертаний гор, дорожек и тропинок на пруду, оград и заборов.
Несмотря на спокойный солнечный день, картина полна динамики. Мы видим активное движение по ледяным дорогам Тагильского пруда, конные обозы, двигающиеся в разные стороны, катающихся на деревянной горке жителей поселка, а на переднем плане – женщин с коромыслами, рубящего дрова мужчину, маленького мальчика с санками.
Искусно прописанные художником на заднем плане силуэты уральских гор подчеркивают величественные масштабы демидовской вотчины. Прорисованные диагональные линии композиции словно подводят зрителя к сердцу заводской империи – железоделательному заводу. Однако самого завода почти не видно, только прозрачные, еле уловимые клубы дыма, которыми П.П. Веденецкий лаконично отмечает его месторасположение, связывает логикой сюжета. Полотно отличает пастельная воздушность колорита, мягкость тоновых соотношений и классическая уверенность письма.