Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
ГУЛЯНЬЕ НА ЛИСЬЕЙ ГОРЕ
И.Ф. Худояров. Холст, масло. 1840-е гг.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
Размер изображения 98х288 см

ГУЛЯНЬЕ НА ЛИСЬЕЙ ГОРЕ.jpg


Самой известной работой тагильского крепостного художника И.Ф. Худоярова (1807-1870) является картина «Гулянье на Лисьей горе». Это монументальное полотно без преувеличения можно назвать энциклопедией тагильской жизни 30-40-х годов XIX века. Живопись тонкая, свойственная художнику-миниатюристу, старательно точная, подробная в деталях. Картина отличается четкостью и строгостью исполнения. Высокая точка обзора создает величественную панораму, наполненную воздухом и светом, и позволяет одновременно использовать выразительные средства сразу трех жанров живописи: на переднем плане – бытовой картины, на заднем – пейзажа и горнозаводской видописи.

Картина восхищает насыщенной и разнообразной цветовой палитрой. Активную роль играет пространство летнего тагильского неба. Оно имеет сложное композиционное и колористическое построение. Сквозь пелену густых облаков золотистыми потоками на землю струятся солнечные лучи, вспыхивая яркими бликами на зелени леса отдаленных гор, одежде людей, зданиях, придавая каждой детали особую выразительность.

Несмотря на вытянутость полотна, композиция уравновешенна и создает ощущение простора и размаха. Удлиненный размер холста лучше подчеркивает широту и раздолье гулянья. Фигуры людей на переднем плане наделены четкими характеристиками. Тонкая манера письма позволили художнику максимально детализировать разнообразные красочные женские костюмы.

Поразительна документальность заднего плана, при детальном рассмотрении которого раскрывается множество деталей жизни заводского поселка. Скромные домики, строго выстроенные в ряды, создают плавные линии тагильских улиц, наполненных кипучим жизненным движением сотни людей, занятых каждый свои делом.

В процессе реставрации было обнаружено, что полотно, ранее считавшееся цельной картиной, представляет собой две части, имеющие разные по структуре и качеству холсты. Левая половина изображает вечер, правая – день. Остается тайной – было ли это первоначальным замыслом автора, либо имело место позднее вмешательство другого художника.

Интриги добавляет тот факт, что точно такой же вид Нижнего Тагила кисти И.Ф. Худоярова, написанный на железе (крышка сундука), но уже меньшего размера (53х70 см), хранится в собрании Государственного исторического музея. Кроме этого, есть сомнения по поводу авторства данного сюжета И.Ф. Худоярова, т.к. в собрании ГИМа имеется правая часть полотна «Гулянья» - под названием «Вид Нижнетагильского завода» авторства В.Е. Раева.