МЕДНОРУДЯНСКИЙ РУДНИК
В.П. Худояров. Холст, масло. 1849 г.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
Размер изображения 89х114 см
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
Размер изображения 89х114 см
Первое значительное произведение тагильского крепостного художника В.П. Худоярова (1831-1891), дошедшее до наших дней, – это «Вид Меднорудянского рудника». Картина написана на раннем этапе творческого пути художника, когда ему было всего 18 лет.
На полотне изображен заводской поселок с промышленными зданиями и сооружениями. Четкие вертикали построек уверенно организуют пространство, придают уравновешенность композиции. Художником условно заданы диагональные направления: с одной стороны в виде дороги, идущей из нижнего левого угла картины, с другой – в виде группы мужчин, тянущих большое бревно и склоненных в сторону центрального здания. Таким приемом В.П. Худояров подчеркнул доминанту картины – здание с красной крышей, рядом с которым расположена высокая, прямоугольная в сечении, сужающаяся кверху ступенчатая печь, из которой идет вертикальный дым. На картине изображены еще две таких печи – у левого и правого края.
Произведение выполнено легкими и мягкими тонами золотистого оттенка.
Общий колорит картины В.П. Худоярова ненавязчиво разбавляет пятнами свежей зелени и прозрачным бело-голубым небом.
Как и большинство панорамных видов, пейзаж вытянут по горизонтали. Перед художником стояла сложная композиционная задача: документально, подробно и точно зафиксировать на переднем плане заводской вид, а на заднем плане изобразить главные архитектурные элементы поселка, которые расположены в легкой воздушной дымке.
В.П. Худояров населяет свое полотно различными многочисленными фигурками людей: рабочих и служащих, которые наполняют полотно динамикой рабочего дня. Художник погружает в тень нижний край картины, самый близкий к зрителю план, и располагает тяжелые темные камни. Такой своеобразный авторский прием подчеркивает центральную часть картины. Справа изображена часть стены какого-то строения, которая будто служит «точкой в конце рассказа» и заканчивает насыщенное художественное повествование.