Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
ЛИСТОБОЙНЫЙ ЦЕХ
П.Ф. Худояров. Холст, масло. I пол. XIX в.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
Размер изображения 78х105 см

ЛИСТОБОЙНЫЙ ЦЕХ.jpg


Картина «Листобойный цех» тагильского крепостного художника П.Ф. Худоярова (1802-1860), по мнению искусствоведов, является одним из наиболее значимых произведений уральской живописи первой половины XIX в., одной из первых русских картин, изображающих труд заводских рабочих.


Произведение насыщенно динамикой производственного процесса по изготовлению листового кровельного железа. Полотно максимально информативно, оно словно вовлекает зрителя в напряженно-горячий рабочий ритм. Это достигается изображением крупных фигур на переднем плане, сгруппированных по различным видам работ. Линейную перспективу полотна подчеркивают расположенные слева печи, справа – дощатые стены. Подробно изображен пол, выложенный железными плитами, аккуратно сложенные стопки листового железа, которые неслучайно помещены на передний план, – это результат труда всего цеха. Все это складывается в уравновешенную, симметричную композицию, которая ограничивается дальней стеной, будто ставя точку в художественном повествовании. Наличие множества мелких деталей заставляет зрителя внимательно их рассмотреть.


Складывается впечатление, что это и есть главная задача художника – показать специфику и характер производства листового железа, максимально обозначить тяжесть и ценность такой работы, начиная с ветхости и старости помещения цеха, заканчивая передачей особенностей напряженного заводского труда.

В основе картины художник использует рыжевато-коричневые оттенки, ненавязчиво вносит мелкие мазки белого цвета для передачи бликов от язычков пламени в печах. Для разгрузки общего колорита местами использованы синие и серые оттенки.


Произведение насыщено социальными противопоставлениями: фигуры работающих мастеровых в склоненных позах и фигуры мастеров, контролирующих производственный процесс. Например, центральная группа рабочих на переднем плане укладывает листы под наблюдением мастера. Его фигура прямая, а лицо невозмутимо.


Накаленная, жаркая рабочая атмосфера сопоставлена со временем года. С первого взгляда этого можно не увидеть, но при детальном рассмотрении видно интересные детали.


В левой части картины через раскрытую дверь цеха виден заводской двор, желтое здание, с покрытой снегом крыши которого свисают сосульки. Этот маленький кусочек холодной зимы, мелькнувший за стенами цеха, подчеркивает нестерпимую жару, в которой трудятся люди, и делает более понятным зрителю тяжелые условия крепостного труда.