КАК ЖЕЛЕЗНЫЙ СТОЛ СТАЛ МУЗЕЙНЫМ РАРИТЕТОМ: ИСТОРИЯ УНИКАЛЬНОЙ ЛАКОВОЙ РОСПИСИ В НИЖНЕМ ТАГИЛЕ
В коллекции Нижнетагильского музея-заповедника хранится уникальный экспонат – железный прямоугольный стол с лаковой росписью первой половины XIX века. Этот стол представляет собой единственный образец в музейной коллекции, сохранившийся до наших дней. Его уникальность заключается в ручной ковке, сложной технике изготовления и изысканной трафаретной росписи с золотым орнаментом. Конструкция стола отличается необычной формой – просечным бортиком и двухсторонним подстольем.
Металлический столик из фондов Нижнетагильского музея-заповедника
История поступления
Столик поступил в музей 8 июня 1970 года из старых фондов. К сожалению, роспись на столешнице почти не сохранилась. Но на подстолье и ножках ещё можно разглядеть следы былой красоты – цветочные гирлянды, украшенные сверху шнуром с бантом. Эти элементы выполнены трафаретной росписью с позолотой. На одной из сторон основания (царги) стола виден квадратный след краски, нанесённый поверх цветов, – возможно, это след от клейма мастера или мастерской. На другой стороне царги прикреплена небольшая металлическая квадратная пластинка, на которой в центре и по краям просматриваются неровности – скорее всего, это следы рельефного изображения, букв или орнамента. Вероятно, здесь также могло быть клеймо мастера.
Происхождение и датировка
Предположительно, стол был создан в 1830-х годах в Нижнетагильской лакировальной мастерской выпускниками местной школы живописи (1806–1820 гг.). В то время уральские мастера славились искусством росписи по металлу.
Особенности и назначение
Стол имеет значительные размеры: длина его столешницы составляет 106 см, ширина – 69,5 см, а высота ножек – 76,5 см. Как и другие артефакты, этот металлический стол с росписью прекрасно отражает временной срез своей эпохи. Жанровая живопись столешницы, манера художественного исполнения, способ изготовления – ручная ковка, просечка, клёпка – наглядно демонстрируют определённое стилевое направление в искусстве, моду и вкусы заводских служащих, представителей горнозаводской цивилизации на Урале.
Расписанный вручную, кованый из листового железа, он мог украшать гостиную богатого заводчика или чиновника. В период после Октябрьской революции стол мог использоваться в качестве письменного. Но первоначально его назначение – быть элементом декоративно-прикладного искусства в интерьере, украшать его, радовать глаз и удовлетворять эстетическим запросам.
Сохранившиеся аналоги
Сегодня известно лишь о двух железных столах с росписью, аналогичной тагильским подносам. Один хранится в фондах Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» в коллекции «Металл», другой – в Свердловском областном краеведческом музее.
Столик из Свердловского областного краеведческого музея
Второй экземпляр интересен своей историей: из Нижнего Тагила в Екатеринбург стол был перевезён 9 декабря 1914 года. Он поступил в музей благодаря членам Уральского общества любителей естествознания. Ранее столик принадлежал обер-бергауптману 5-го класса и кавалеру Григорию Васильевичу Пиленко. В инвентарной книге Свердловского областного краеведческого музея в 1935 году он значится как изделие Тагильского завода, а в книге 1978 года указан как «предмет из старых поступлений». Автор работы неизвестен.
На столешнице изображён эпизод из романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Роспись столешницы – работа тагильских мастеров XIX века. В 2010 году была начата реставрация этого металлического стола с лаковой живописью, которая может послужить образцом для восстановления стола из фондов Нижнетагильского музея-заповедника.
Столик из Свердловского областного музея до реставрации
Столик из Свердловского областного музея после реставрации
Книга поступлений. г. Екатеринбург
Истоки промысла: лаковая роспись по металлу
Искусство лаковой росписи по металлу зародилось на Урале в первой половине XVIII века благодаря производству листового железа и мастерству местных художников, многие из которых были старообрядцами. Самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой в Нижнем Тагиле относится к 1746 году, который и считается датой основания промысла.
Нижнетагильский чугуноплавильный и железоделательный завод был одним из ведущих в Российской империи. Вместе с Невьянским железоделательным заводом он стал центром особого вида живописи – росписи различных металлических изделий. Сейчас тагильский поднос, известный далеко за пределами России, – один из символов города.
Технология производства
Процесс производства уральских расписных изделий в общих чертах известен: «мастер выковывал форму, затем поднос шлифовали, шпаклевали, покрывали тёмной краской – грунтом, олифой и ставили в печь для закалки. Закалённый поднос покрывали чёрным лаком, ещё раз сушили в печи, окрашивали фон и отдавали на роспись. Расписанный поднос лакировали прозрачным лаком и закаливали в печи». В Нижнем Тагиле в конце XVIII века производили четырнадцать сортов листового и кровельного железа. Для расписных изделий использовалось и кованое железо. Для предотвращения коррозии подносы покрывались олифой и обжигались в печи. Благодаря такому воронению изделия приобретали красивый и прочный защитный слой. Суриковый грунт считается особенностью тагильского промысла. Такой грунт хорошо защищает железо от коррозии и быстро сохнет.
Расцвет промысла в XVIII–XIX веках
XVIII век стал «золотым» веком для тагильских художников-лакировщиков. Знаменитый путешественник, немецкий учёный-энциклопедист, академик Петр Симон Паллас, посетивший Нижний Тагил в 1770 году, писал: «Художество, в коем с немалою пользою здешние упражняются жители, есть лакирование: наводят лак на медные и железные чайники, на деревянные чашки, стаканы, подносные доски и прочее».
К 1790 году в Нижнем Тагиле насчитывалось двенадцать «лакировочных фабрик», которые выпускали разнообразную домашнюю утварь из железа с лаковой росписью. Активное развитие небольших частных «лакирных» мастерских было инициировано политикой владельцев завода, заинтересованных в максимально широком сбыте производимого металла и в первую очередь бракованного листового железа. Именно из такого железа, прекрасно подходившего для бытовых целей, и изготавливались различные предметы с лаковой росписью.
Мастера и их вклад
Особую славу снискали крепостные мастера Худояровы – Андрей (1722–1804) и его сыновья Федор (1740–1828) и Вавила (?–1794). Художники занимали особое положение в иерархии тагильских живописцев в последней четверти XVIII – первой половине XIX века. Им приписывается изобретение знаменитого «хрустального» лака, отличающегося особой прозрачностью и необыкновенной прочностью. Лак использовали не только для украшения: он предохранял металл и рисунок от возможных повреждений. Работы Худояровых украшали интерьеры демидовских особняков в Москве и Петербурге.
На стенных деревянных панелях одного из помещений московского слободского дома они с профессиональным мастерством и «живостью» изобразили птиц и бабочек. Эти выполненные в «китайском вкусе» лаковые росписи очень понравились хозяину дома, который наградил братьев ценным подарком (кушаки, шапки и сукно на кафтаны), а их отца – мастера «лакирных дел» и владельца мастерской по изготовлению расписных железных предметов – освободил от обязательных заводских работ.
Школа живописи и новые техники
В первой половине XIX столетия промысел по росписи металлических изделий бурно развивался, что исследователи связывают с деятельностью школы живописи (1806–1820 годы), учреждённой владельцем тагильских заводов Н.Н. Демидовым. Там учеников обучали академическим основам. Это подняло уровень промысла: появились подносы-картины с копиями гравюр, обрамлёнными золотым орнаментом.
Мастера, стремясь не отстать от заграничной моды и желая придать стильность и изысканность бытовому изделию из металла, покрывали живописью поверхность и детали стола. В данном случае – это подстолье и просечной бортик. Эти факты свидетельствуют о прочном укоренении новой для российской культуры в XVIII – начале XIX веков европейской эстетики, диктовавшей при украшении интерьерных предметов использование не применявшихся ранее принципов декорирования.
В тот же период в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий – подносов, сундуков, шкатулок – Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых. Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и заканчивая лакировкой и упаковкой подносов.
Когда заводы стали испытывать нехватку рабочей силы, заводовладельцы стали заменять мужчин-живописцев на женщин, и примерно с середины XIX века роспись подносов стала исключительно женской прерогативой.
Кризис и наследие
К концу XIX века кустарное производство переживало кризис, который не обошёл стороной и тагильский подносный промысел, требуя адаптации к ускоряющемуся темпу жизни. Конкуренция требовала удешевления, и ручную ковку заменили прессом. Однако изделия тагильских мастеров хранятся в ведущих музеях – в Русском музее и Государственном Эрмитаже, ГИМе, Музее народного искусства (Москва), Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), а также в музеях Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Перми, Тобольска, Ялуторовска и Невьянска.
Подстолье металлического стола Нижнетагильского музея-заповедника
Железный столик из Нижнетагильского музея-заповедника – не просто утилитарный предмет, а свидетельство высокой культуры уральских мастеров. Сегодня этот экспонат нуждается в срочной реставрации. Будем надеяться, что вскоре этот уникальный предмет промысла будет воссоздан.
Татьяна Владимировна Смирнова, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»