Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ. 90 ЛЕТ

«Технарь» или «машинка» – так ласково называют студенты машиностроительный техникум. К нему на Вагонке доброе, теплое отношение, а центр района невозможно представить без этого величественного здания, ставшего символом инженерного мастерства и преданности своему делу.

Сегодня наш рассказ о юбиляре: свое 90-летие отмечает Нижнетагильский машиностроительный техникум, расположенный на проспекте Вагоностроителей, 14а.




Рис.-1.-ТМ-6767,-ФТМ-1331-б.-Строительство-машиностроительного-техникума.jpg


Машиностроительный техникум, 1950-е гг.



Мало кто знает, но история этого учебного заведения была непростой. Назывался он по-другому и даже рождался дважды. Рассказываем, как это было.

В первой половине 1930-х гг. началось возведение крупнейших предприятий на Урале, в числе которых Уральский вагоностроительный завод, положивший начало существованию Дзержинского района, любовно стали называемого сегодня «Вагонкой».

Огромная стройка в 1931 году была настоящим испытанием для всех. В то время не было достаточных технических средств и механизмов. На болотистую площадку были отправлены тысячи людей, вынужденных вручную копать и возить на тачках землю, перекладывать кирпичи для будущих заводских цехов. Условия жизни были суровыми: деревянные бараки без отопления и душа, где люди жили бок о бок, деля с соседями не только кров, но и трудности.

Руководство стройки понимало, что для завода срочно потребуется армия специалистов, которых нужно готовить одновременно со строительством завода. С этой целью в декабре 1931 года открылся вечерний вагоностроительный техникум, проводивший набор на обучение по специальностям: «Технология машиностроения» и «Вагоностроение». Первоначально техникум размещался в нескольких разрозненных помещениях, а позднее в деревянной постройке в центре города, на пересечении улицы Карла Маркса и Библиотечного переулка (сейчас – улица Огаркова). Но в августе 1933 года приказом заместителя наркома тяжелого машиностроения техникум был ликвидирован как «карликовый». Через два года Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 8 августа 1935 года учреждение было повторно организовано на базе Уралвагонстроя как Машиностроительный вечерний техникум.

Без отрыва от производства на трех отделениях – сварочном, литейном и сборочно-монтажном – обучалось 164 человека. Техникум к этому времени расположился в Дзержинском районе, в деревянном здании на улице Димитрова, 15. В 1947 году техникум вновь переехал – в дом № 12 на улице Сталина, где ему отведен был весь второй этаж и несколько помещений на третьем этаже. Но места для студентов и преподавателей не хватало. Было необходимо строить отдельное и большое здание техникума с широкой материально-технической базой.

Особая заслуга в строительстве нового здания принадлежала Ивану Алексеевичу Окуневу – директору Уралвагонзавода, по чьей инициативе оно и было начато. Первый камень был заложен И. А. Окуневым и директором техникума Анной Константиновной Егоровой, строго контролировавшей затем весь процесс строительства.



Рис. 2. ФНВ-5065. Строительство Машиностроительного техникума. 1955 г..jpg


Строительство машиностроительного техникума, 1955 г.



Только в 1957 году техникум начал учебный год в новом, современном здании. Это был типовой проект, привязанный к местности московской группой архитекторов института «Мосгорстройпроект». Те же специалисты занимались проектированием генерального плана 1948 года Нижнего Тагила, включая Дзержинский район. Примечательно то, что в строительстве здания принимали участие рабочие Уралвагонзавода и студенты.



Рис.-3.-Тм-6767,-ФТМ-1331-а.-Машиностроительный-техникум.-1962-г.-Фото-Хренова-Ю.jpg



Рис.-4.-ТМ-6767,-ФТМ-1331-в.-Машиностроительный-техникум.-1967-г.jpg



Рис.-5.-ФНВ-3355-15.-Ул.-Вагоностроителей,-14А.-Машиностроительный-техникум.-1982-г.jpg




В 2003 году 1 сентября Нижнетагильский машиностроительный техникум обрел новый статус, став структурным подразделением Нижнетагильского технологического института – филиала Уральского федерального университета.

Машиностроительный техникум стал неотъемлемой частью архитектурного облика Дзержинского района города, гармонично соседствуя с более поздними постройками. В его стилевом решении отчетливо прослеживается неоклассика, черты которой оставались доминирующими на Урале до конца 1950-х гг. Это и массивность, статичность объемов, безупречная симметрия. Новым требованием в строительстве второй половины 1950-х годов стал постепенный отказ от пафосных украшений и излишества советской символики в пользу лаконичности и функциональности архитектурных форм, что в полной мере воплощает здание техникума.



Рис.6.jpg



Рис.7.jpg




Поставленное с большим отступом от красных линий, кирпичное трехэтажное здание в плане напоминает букву «Ш».



Рис. 8.png




Главный фасад развернут вдоль проспекта Вагоностроителей, имеет трехчастную симметричную композицию с центральным ризалитом и боковыми крыльями. Ризалит акцентирован шестиколонным портиком коринфского ордера и завершен антаблементом, на фризе которого выполнена надпись: «Машиностроительный техникум».




Рис.9.jpg




Строгий облик техникума оживает благодаря декоративным элементам, которые привносят определенную долю нарядности. Широкого выноса карниз украшен изящной лепниной с ионикой и модульонами. Центральную часть фасада венчает ступенчатый аттик с символичной композицией. В его сердце – герб с восходящим солнцем, олицетворяющий стремление к прогрессу, и скрещенные серп и молот, напоминающие о единстве трудового советского народа. Фланкируют герб восемь знамен и пшеничные колосья, подчеркивающие важность образования для промышленного роста и процветания страны.




Рис-10.jpg



Рис-11.jpg




По горизонтали плоскость центрального ризалита увенчана профилированным карнизом и архитравом. Три дверных проема акцентированы сверху профилированной тягой, к ним ведет крыльцо, облицованное натуральным камнем. Межоконные простенки боковых крыльев декорированы пилястрами. Оконные проемы оформлены подоконными досками, а в уровне третьего этажа окна с арочным завершением имеют профилированные архивольты.

Цветовое решение фасадов выполнено в светлых голубых и серых оттенках, выделяя техникум среди окружающей застройки. Его просто невозможно не заметить!

Отдельного внимания заслуживают интерьеры машиностроительного техникума. Внутреннее убранство, от вестибюля до мастерских, решено в неоклассическом стиле.



Рис-13.jpg



Рис-14.jpg




В вестибюле посетителя встречают высокие кессонные потолки с ажурными розетками. Пространство разделено колоннами квадратного сечения, облицованными благородным камнем. На второй этаж ведут широкие лестничные марши, оформленные фигурными балясинами, добавляя зданию еще больше величия.



Рис-15.jpg



Рис-16.jpg




Стены центрального лестничного марша украшены сюжетной тематической росписью с изображением молодых студентов, погруженных в учебу и работу своей будущей профессии.




Рис-17.jpg



Рис-18.jpg




Особое внимание привлекают полы мастерских, выложенные чугунными плитами с растительным орнаментом.




Рис-19.jpg



Рис-20.jpg




Актовый зал, в котором сохранились декоративные элементы, продолжает задавать тон торжественности. В числе богатой отделки числятся: потолочные и стеновые профилированные тяги, пилястры с капителями коринфского ордера – все это до сих пор вызывает восхищение и уважение к мастерам, создавшим такое искусство.




Рис-21.jpg



Рис-22.jpg



Рис-23.jpg



Машиностроительный техникум и сегодня остается верным хранителем профессиональных традиций, надежным источником квалифицированных кадров. Будущие специалисты получают не только знания, но и вдохновение, продолжая великие дела своих предшественников. Пожелаем имениннику долгих и счастливых лет успешной работы!




Яна Алексеевна Татаринова, научный сотрудник отдела по объектам культурного наследия