«СТРАШНО ТРЕЩАЛ, ПУГАЛ КОНЕЙ И ПЕШЕХОДОВ...»
Существует мнение, что Нижний Тагил – это родина не только первого паровоза, но и первого велосипеда. Известная легенда гласит, что в начале XIX в. уральский крепостной мастер Ефим Артамонов создал первый в мире металлический педальный велосипед и совершил на нем «велопробег» из Нижнего Тагила до Санкт-Петербурга и Москвы. Многие убеждены, что тот самый знаменитый велосипед представлен в Историко-техническом музее «Дом Черепановых». Но еще в 80-е гг. XX в. исследователями была проведена огромная работа по изучению этой легенды, а также металлографическая экспертиза «Артамоновского велосипеда», которая доказала, что данная модель изготовлена из мартеновского металла не ранее 70-х гг. XIX в., т.е. значительно позже.
Велосипед. Кон. XIX в. Экспозиция Историко-технического музея «Дом Черепановых»
В настоящее время факт изобретения на Урале в начале XIX в. велосипеда не доказан, как и существование самого изобретателя Ефима Артамонова. Но кто же тогда создал велосипед, представленный в экспозиции Дома Черепановых? Имя талантливого тагильского мастера пока неизвестно, однако благодаря изучению «Артамоновского велосипеда» удалось установить, кто создал первый водяной велосипед в Нижнем Тагиле.
В 1905 г. в Нижний Тагил приехал Николай Дмитриевич Казаковцев (1888–1965), слесарный мастер из Вятской губернии. Он поступил на работу в депо станции «Нижний Тагил», которая в начале XX в. относилась к Пермской железной дороге. Николай Дмитриевич жил на ул. Первая Басанина (ныне – ул. Октябрьской революции) в доме столяра-модельщика Лошкарева. При доме была небольшая слесарная мастерская. В свободное от работы время Николай Дмитриевич чинил граммофоны, замки, делал ключи к ним, занимался слесарной работой по заказу.
Н.Д. Казаковцев, слесарь Пермской железной дороги. 1910 г.
Благодаря Николаю Казаковцеву в Нижнем Тагиле появилось больше велосипедов иностранного производства и даже первые мотоциклы. Здесь в начале XX в. велосипеды фабричного производства (отечественные «Дуксы» московской фабрики Ю.А. Меллера, иностранных фирм «Дюркопп», «Свифт» и «Брок») можно было приобрести, как правило, по заказу в «Электро-Технической и Строительной конторе» И.Ф. Уткина, магазине С.О. Кагана (Когана). Велосипеды стоили очень дорого. В 1913–1914 гг. «Брок» стоил 156–176 руб., «Дукс» – 175–200 руб. Для сравнения: лошадь – 100–150 руб., корова – 60–100 руб. Как правило, этим транспортным средством пользовались мелкие чиновники, служащие, приказчики, высокооплачиваемые рабочие.
Велосипед Брок. Каталог велосипедов. Нач. XX в.
Тагильский мастер Казаковцев собирал велосипеды из деталей, выписанных из-за границы, что было дешевле, и продавал их своим знакомым. Известно, что первыми обладателями этих моделей были Виктор Тимофеевич Шерстобитов, Александр Михайлович Макаров, Алексей Кирьянович Полутаев, Анатолий Григорьевич Богданов.
Именно Николаю Дмитриевичу доверили собрать первый в Нижнем Тагиле мотоцикл, который был выписан в 1909 г. из-за границы помощником главного механика Нижнетагильского завода Л.Г. Зверевым. По воспоминаниям машиниста паровозного депо А.Г. Богданова «…мотоцикл был высоко посажен на высоких колесах, без глушителя, страшно трещал, пугал коней и пешеходов. Ездить на нем было небезопасно из-за коней и дорог того времени. Услышав на улице треск мотоцикла, даже взрослые выходили на улицу посмотреть на диковинку, а ребятишки старались бежать с ним рядом…».
Н.Д. Казаковцев с мотоциклом. 1914 г.
Известно, что в 1910 г. Н.Д. Казаковцев сконструировал водяной велосипед, возможно, самый первый в Нижнем Тагиле, т.к. более ранних сведений о данном механизме не обнаружено. Тагильского краеведа И.А. Орлова вспоминал: «К велосипеду особыми кронштейнами с обеих сторон прикрепил поплавки из 12-фунтового листового железа … длиной около трех метров, диаметром 200–250 миллиметров. Эти поплавки с помощью рычагов можно было на ходу отпускать и поднимать с седла велосипеда. Устройство на воде было устойчивым. При въезде в воду поплавки отпускались, и велосипед получался выше поплавков. Цепь передачи заднего колеса переключалась особым приспособлением на руле, установленным сзади седла деревянным винтом (пропеллером) диаметром около метра. Винт с помощью педалей вращался легко, делал большие обороты, гнал по воде велосипед с небольшой скоростью. Ездить на таком велосипеде-«амфибии» было интересно, привлекало много любопытных, но утомительно, особенно во время ветра».
«Водяной» велосипед Н.Д. Казаковцева до наших дней не сохранился.
Николай Дмитриевич постоянно придумывал необычные механизмы. Из кровельного железа он смастерил водяные лыжи квадратного сечения, но они «казались непрактичными, опасными при движении по воде». Он очень любил читать, постоянно выписывал технические журналы «Наука и техника», «Радиодеталь», «За рулем». В его личной библиотеке были также книги по географии, сочинения Ч. Дарвина. Любовь к технике и книгам Николай Дмитриевич привил своим детям, которым очень часто рассказывал о самом главном путешествии в своей жизни. Накопив достаточно средств, Н.Д. Казаковцев побывал в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве.
По воспоминаниям Ю.Н. Казаковцева, сына мастера, в начале XX в. Николай Дмитриевич был активным участником революционного и общественного движения в Нижнем Тагиле. Вместе с А.П. Бондиным он участвовал в революционных собраниях и распространял запрещенную агитационную литературу. За участие в революционной массовке в 1906 г. был арестован. В 1917 г. Н.Д. Казаковцев был избран в Совет рабочих и солдатских депутатов.
Известно, что Николай Дмитриевич увлекался музыкой. По возможности он покупал себе не только книги, пополняя личную библиотеку, но и музыкальные инструменты. Но главным увлечением Н.Д. Казаковцева оставалась техника – паровозы, велосипеды и мотоциклы…
Надежда Алексеевна Высоцкая, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»