СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
  
	Совсем скоро наступит главный праздник христианского мира – Светлое Христово Воскресение. Он объединяет миллионы людей по всему миру и имеет богатые традиции и интересную историю.
  
  
  
  
  
  
  Икона «Воскресение Христово». ХIХ век. Дерево, паволока, левкас, темпера 
  
  
  
  
  У Пасхи нет строго закрепленной даты. Согласно церковному календарю она отмечается в период между 4 апреля и 7 мая. В 2025 году – 20 апреля.
  
   
  Слово «Пасха» («Песах») – древнееврейское, в переводе означает «переход», «прохождение», «избежание опасности». Ветхозаветная дохристианская Пасха была посвящена воспоминанию об освобождении еврейского народа от египетского рабства и стала прообразом нашей новозаветной христианской Пасхи.
  
   
  Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о его смерти на кресте и чудесном Воскресении. Новозаветная Пасха несет в себе смысл обновления и спасения мира и человека, торжество жизни над смертью, победу добра и света над злом и тьмой, Бога над дьяволом.
  
   
  
  
   
  
 
	Икона «Воскресение Христово» с «Сошествием во ад». 
 
	Медный сплав, литье, белая и синяя эмаль. Вторая половина XVII до начала ХХ века
  
  
   
  
   
  В старообрядческих семьях, составлявших основу горнозаводского населения, особое значение предавалось подготовке к этому празднику. Ему предшествует длящийся семь недель Великий пост, необходимый для духовной подготовки христиан. Особо важной считается последняя неделя Великого поста – Страстная седмица. Ей предшествует Вербное воскресенье.
  
   
  Вербное воскресенье – христианский праздник, отмечаемый в воскресенье, предшествующее Страстной седмице, в честь входа Господня в Иерусалим. Народ встречал Иисуса очень торжественно. Он, показывая, что входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжал на осле (на Востоке въезд в город на осле – символ мира, верхом на коне – символ войны). Толпа людей встречала и приветствовала въезжавшего Спасителя пальмовыми ветвями, которые на Руси были заменены ветками вербы – главным символом праздника, радости от встречи с Христом. На праздник вербу освещали и хранили ее дома весь год в переднем углу за иконами. В народе верили, что она наделяла здоровьем людей и скот, предостерегала от болезней и нечистой силы. Существует много обычаев и поверий о целебных свойствах вербы.
  
   
  
   
  
   
  
 
	Икона. Распятие Христово с избранными праздниками 
  (Воскресение Христово; Покров Богородицы; Вознесение Господне; 
  Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст) Нижний Тагил. 
  Дерево, левкас, темпера, золочение. Конец XIХ века
  
   
  
  
   
  Родители, придя из церкви с освященной вербой, начинали стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно». Также ею постегивали новобрачных или молодых девушек, чтобы у них родилось много здоровых детей. Домашний скот тоже стегали ветками, чтобы он был здоровым и плодовитым.
  
   
  Вслед за Вербным воскресеньем наступала Страстная седмица. Такое название эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя: его страданиям, крестной смерти и погребению. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной недели называются Великими. Особенно важное значение имеют последние три дня.
  
   
- Понедельник, вторник и среда посвящены воспоминанию о последних беседах Господа Иисуса Христа с народом и учениками; 
 
 
- 
	Служба Великого Четверга – воспоминанию об умовении Иисусом Христом ног своих учеников, Тайной Вечере, молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду и преданию его Иудой; 
 
 
- 
	Служба Великой Пятницы – воспоминанию о крестных страданиях Спасителя, его смерти и погребении; 
 
 
- 
	В Великую Субботу вспоминают о пребывании Иисуса Христа во гробе; 
 
 
- Самый торжественный день знаменует Воскресение Спасителя.
  
   
  
   
  
  
   
  
 
	Яйцо-шкатулка пасхальное декоративное. 
 
	Дерево, резьба, окрашивание. Начало ХХ в. 1915–1916 гг. 
 
	Предмет бытовал в семье тагильского предпринимателя конца ХIХ – начала ХХ века 
 
	Льва Герасимовича Бородина, владевшего дубильной и сапожной мастерскими 
 
	по адресу ул. Ветеринарной (первое название Береговая) дом №2
  
   
  
  
   
  Особое значение Страстная седмица имела и в ходе домашней подготовки к празднику. К Пасхе необходимо было прибраться в доме, совершить различные бытовые обряды, приготовить блюда для пасхального стола – окрасить яйца, выпечь кулич, сделать особое блюдо – творожную пасху. В Чистый четверг многие тагильчане старались исповедаться и причаститься, чтобы подготовить свою душу к радости Светлого Христова Воскресения.
  
   
  Одним из важнейших моментов праздника была утренняя трапеза.
  
   
  Окрашенное яйцо – символ чудесного Воскресения Христова. Обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия. Считается, что в день, когда он родился, одна из кур его матери снесла яйцо, покрытое красными точками. Это истолковали как знак того, что родился будущий император. Со временем у римлян вошло в обычай посылать друг другу в качестве поздравления окрашенные яйца. Причин же, по которым православные красят на Пасху яйца именно в красный цвет, называют несколько. Существует версия, что это делают потому, что в пасхальные праздники яйцо окрашено кровью Христа. Другая легенда гласит о том, что после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. На столе среди прочих блюд были жареная курица и вареные яйца. Один из гостей, вспомнив про Христа, сказал, что тот воскреснет на третий день, на что хозяин дома ответил, что это будет возможным, только если курица на столе оживет, а яйца станут красными. И в тот же миг курица ожила, а яйца покраснели. Однако чаще всего говорят, что после воскресения Христа его последователи разошлись по разным странам, разнося повсюду весть о том, что Христос победил смерть. Мария Магдалина пришла с этой вестью к самому римскому императору Тиберию. В подарок ему Мария преподнесла яйцо как символ воскресения Христа. Император же усомнился в этом и сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо тут же стало красным. Потому, несмотря на то, что яйца красят в разные цвета, традиционным цветом считается именно красный – цвет жизни и победы.
  
  
   
  
   
  
   
  
 
	Яйца-писанки «Божья ручка», «Гуцулка», «Голуби». Автор И.А. Корнеева. Яичная скорлупа, роспись. 1999 г.
  
   
  
   
 
 
  Творожная пасха – это особое сладкое блюдо из творога. Оно имеет форму усеченной пирамиды, символизирующей гроб Господень, и ее, как правило, украшают буквами «ХВ», что означает «Христос Воскресе». Она также считается символом пасхального веселья и сладости райской жизни, прообразом Царства Небесного.
 
 
 
 
 
 
 
 Форма для творожной Пасхи. Дерево, резьба. Начало ХХ века. 
 Принадлежала семье рабочего тагильского медеплавильного производства Ф.В. Кожевникова-Рыжкова, 
 отца известного тагильского краеведа А.Ф. Кожевникова
 
 
 
 
 
 
 
 Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос – хлеб, который освящается на пасхальном богослужении. В память о том, что Христос, приходя к своим ученикам после воскресения, сам вкушал с ними пищу, апостолы во время еды не занимали среднее место за столом, оставляя перед ним хлеб, будто Христос незримо присутствовал среди них. Таким образом, пасхальный артос – символ самого Иисуса. Всю Светлую седмицу (праздничную неделю после Пасхи) он занимает в храме самое видное место и раздается верующим в субботу этой недели. К настоящему времени сложился обычай и в каждой семье печь сдобный хлеб – кулич, как бы домашний артос, – и освящать его в церкви.
 
 
 
 
 
 
 
 Форма для выпекания пасхального кулича. Железо, наводка, пайка. 
 Начало ХХ в. Предмет бытовал в семье тагильчан Коньшиных и Фомичевых
 
 
 
 
 
 
 
 Начинал трапезу старший в семье, обычно – отец. Когда вся семья собиралась за столом, отец-хозяин клал яйцо на божницу и молился в голос, завершавшее молитву «аминь» домашние повторяли хором. Затем все садились, хозяин собственноручно очищал первое пасхальное яйцо, разрезал его и наделял каждого члена семьи кусочком. После этого также распределялись кулич и другие угощения. Очень часто разговляться начинали не со скоромной, а с постной пищи: с овсяного киселя, приготовленного в Чистый четверг, с ложки растительного масла или с тертого хрена.
 
 
 Следующая за Пасхой Светлая седмица открывала светскую часть праздника. Были распространены детские, иногда молодежные, обходы домов в первый день Пасхи. Войдя в дом, трижды поздравляли хозяев: «Христос Воскресе!», те отвечали: «Во истину Воскресе!» и одаривали гостей крашеными яйцами, пирогами, конфетами, давали по куску кулича и т.д. Не одарить гостей считалось зазорным. Хозяева специально готовились к их приходу, приберегая угощения. Широко были распространены игры и забавы с пасхальными яйцами – их катали по деревянным желобкам или с горок. 
  
	Завершался основной праздничный пасхальный цикл на десятый день с наступлением Радоницы – Пасхи для усопших христиан и главной родительской субботы в году. В этот день принято навещать могилы умерших родственников, поминать их молитвой и добрым словом. С наступлением Пасхи можно поздравлять друг друга в течение 40 дней после даты Праздника! 
  
	С праздником вас, дорогие друзья, со Светлым Христовым Воскресением! Христос Воскресе!
 
 
 
 
 
 
 
 Празднование Светлой Пасхи в Этнографическом комплексе 
 музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
 
 
 
 
 
 
Антон Владимирович Васенёв, научный сотрудник Этнографического комплекса