ДУША НАША – МАСЛЕНИЦА!
Вот и наступила долгожданная Масленица – народный календарный праздник, пришедший к нам из языческой Руси. В дни Масленицы люди провожают зиму и встречают весну. В 2025 году её отмечают с 24 февраля по 2 марта.
«Вид Нижнего Тагила зимой». П.П. Веденецкий. Фото из открытых источников.
Масленица относится к «переходящим» праздникам, связанным с Пасхой. Отмечают её в последнюю неделю перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Светлым Христовым Воскресением. Во время Великого поста церковь предписывает верующим воздерживаться от некоторых видов пищи, увеселений и развлечений, вот народ и стремится повеселиться «впрок». Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять, потому и пекут масленые блины. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей.
Поднос «Масленица». О.Ю. Иванова. Металл, масло, паста цвета золота, лак, штамповка, многослойная роспись, трафаретная роспись. 2004 г.
Масленица – один из самых шумных, веселых и продолжительных народных праздников, который длится целую неделю. Каждый день имеет свое название, говорящее о его обрядах и традициях.
Понедельник называется «Встреча», вторник – «Заигрыши», среда – «Лакомка», четверг – «Широкая масленица», пятница – «Тещины вечерки», суббота – «Золовкины посиделки». Завершающий день Масленицы имеет название «Прощеное Воскресенье». Вся же неделя именуется «честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа-масленица».
Масленка «Цесарка». Керамика, лепка, роспись. Первая половина ХIХ в.
К Масленице в Нижнетагильске готовились заранее. На Базарной площади (нынешняя территория уютных скверов, рядом с Нижнетагильским театром кукол) к началу масленичной недели сооружали балаганы для выступления приезжих «комедиантов» (главным образом – артистов цирка) и большую карусель, вращавшуюся под звуки шарманки, барабана и медных тарелок. Весь этот «оркестр» состоял из одного человека. Толпу народа, собиравшуюся на площади, развлекали также бродячие шарманщики, певцы, фокусники в течение всей Масленицы.
Центрами масленичного гулянья были Базарная площадь и улицы Александровская, Салдинская (ныне – проспект Ленина), Тагильская и Тагильский Криуль (нынешняя улица Черных).
Вид на Базарную площадь с колокольни Входо-Иерусалимского собора. Фото из открытых источников.
Блины – главное и самое любимое блюдо Масленицы, имеющее в народной культуре обрядовое поминальное значение. Круглый румяный блин был похож на жаркое летнее солнце, которого ждали всю долгую зиму. Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, от бабушки к внучке. Пекли блины из пшеничной, ржаной, гречневой, овсяной муки. Некоторые хозяйки ставили опару еще в ночь на понедельник, чтобы с утра, к завтраку, на столе уже высилась стопка ароматных блинчиков «с пылу, с жару».
«Масленица». Анна Черкашина. 2002 г. Фото из открытых источников.
Существовал интересный обычай: первый блин, выпекаемый на масленой неделе, выкладывали «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или съедали за упокой усопших. Если его клали на слуховое окошко «для душ родительских», то обязательно приговаривали: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!». Первый блин могли отдать нищему, чтобы он помянул всех усопших. Считалось, что под видом нищего в дом может зайти сам Христос Спаситель, чтобы испытать людские сердца на милосердие.
Румяный масленичный блин использовался также в обряде похорон Масленицы. Его давали в руки чучелу, перед тем как его сжечь.
Ели блины с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Особенной популярностью в этот период пользовались сдобные дрожжевые блины, которые продавались с лотков на каждом углу, подавались в трактирах и закусочных вместе со сметаной, грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем, медом. Запивали их чаем, сбитнем, горячим молоком.
Масленка. Глина красная, глазурь, кустарное производство, гончарный круг, полива. Первая треть ХХ в.
В первый же день Масленицы свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты наносить, как всю эту неделю праздновать.
После этого возили «масленицу», которую изображал разряженный бабою мужик, увешанный берёзовыми вениками и с балалайкой в руке. Снаряжался целый поезд. Впереди него мчались сани, запряжённые «гусем» в несколько лошадей: на каждой лошади сидело по вершнику с метлой в руках. Мужик-масленица, кроме балалайки, держал время от времени штоф с «государевым вином», помимо него иногда прикладываясь и к бочонку с пивом, стоявшему подле, обок с «блинным коробом». За первыми санями следовала вереница других, переполненных нарядными парнями, девицами и ребятами. Стоявший в воздухе звон бубенцов-погремушек смешивался с задорным треньканьем балалаек и песнями. Изо всех домов высыпал народ, бежавший следом за весёлым поездом. Передние сани назывались кораблём, поэтому они украшались воткнутыми мётлами с привязанными к ним полотенцами, изображавшими мачты с парусами.
Автор – Елена Вилкова. Фото из открытых источников.
Со вторника, «Заигрышей», начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления.
Главное в «Заигрышах» – любовь, что в сердце молодецком живет. Молодоженам разрешалось даже целоваться прилюдно. Холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых.
В третий день Масленицы – «Лакомки» – зять приходил «к тёще на блины». Семьи, как правило, были большими, и накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка «Масленица-объедуха – денег приберуха». Но ничего не попишешь: «хоть себя заложи, а Масленицу проводи!». Тещины блины – это настоящий пир горой!
С четверга Масленичные гуляния разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам. Особенно любили катание с горок, которое в Нижнетагильске было повсеместным. В нем принимали участие все – и стар и млад. Катанию с гор придавался особый смысл.
«Катание с горок». Федот Сычков. 1937 г. Фото из открытых источников.
Дети катались с гор все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды-четверга. Все поженившиеся пары должны были скатиться по одному разу. Катание с гор сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, ожидавшие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанию с гор и на лошадях активно подключалась и неженатая молодежь.
При массовых катаниях использовались большие сани, куда могли поместиться 8-10 человек во главе с «кормчим». Катались также на небольших санках, деревянных чурбаках, опрокинутых скамейках («козлы»), приспособленных коробках с намороженным днищем («морозянки»), толстых кусках льда, вырубленных в пруду.
Так как лошади имелись во многих хозяйствах, то масленичное катание, начинавшееся в среду, принимало грандиозные размеры, особенно в последние дни праздника. В субботу и воскресенье улицы Александровская и Салдинская, а также Тагильская с Тагильским Криулем были заполнены вереницами санок, кошевок, «беговушек», двигавшихся по обеим сторонам улиц навстречу друг другу. Каждый старался получше украсить свой «выезд». Лошадей запрягали в праздничные сбруи с медной фурнитурой, в гривы и хвосты им вплетали ленты, шлею убирали бумажными цветами, а к дуге подвешивали «колокольца». По главным улицам Нижнего Тагила скользили лёгкие кошёвки и санки с сиденьями, обитыми плюшем, с волчьими и медвежьими полостями для ног, принадлежавшие зажиточным слоям населения – купцам, крупным ремесленникам, заводской верхушке. А на окраинах, заселённых рабочим людом, наряду с санками и «беговушками», в которые садилось не более двух человек, можно было встретить битком набитые молодёжью тяжёлые, неуклюжие «короба», предназначенные для перевозки руды и дров.
«Масленица». Максим Фаюстов. 2006 г. Фото из открытых источников.
Постоянными атрибутами Масленицы были катание на «катушке», санках – «дровешках», карусели. «Катушка» устраивалась на Тагильском пруду. Она представляла собой большую крестовину, к которой прикреплялись восемь коробов, вмещавших по десять человек. Вращали «катушку» четыре лошади. На Тагильском пруду во время Масленицы также сооружали ледяные горки для катания. На санках («дровешках») спускались с Лисьей горы. Садились на них по двое – парень с девушкой. На этом катании обычно присутствовали матери девушек, наблюдавшие за своими дочерьми.
В «Тёщины вечерки», пятый день Масленицы, зятья приглашали тещу с тестем в свой дом на блины. Каждая теща должна была накануне, вечером отослать в дом зятя всю утварь: сковороды, плошки, котел и т.д. для замеса теста, а тесть в свою очередь должен был поставить все продукты, чтобы новоиспеченный зять смог замесить опару и испечь вкусные блины к приходу дорогих родственников. В пятницу уже закрывались конторы и магазины, прекращалась работа в мастерских, даже дети освобождались от учения.
В «Золовкины посиделки», шестой день Масленицы, молодые невестки приглашали в гости к себе золовок – сестер мужа.
«Часть старого Тагила. Улица Островского», Л.Н. Колмаков. 1991 г. Фото из открытых источников.
В последний же день Масленицы, «Прощеное Воскресение», принято просить прощения за все плохое и прощать тех, кто просит прощения у тебя, чтобы войти в Великий Пост с чистым перед Богом сердцем. В этот день катались только до четырёх часов дня – до удара церковных колоколов к вечерне, возвещающих начало Великого поста. Услышав колокольный звон, тагильчане говорили: «редька едет», – и пускали лошадей шагом. В этот момент по улицам Нижнего Тагила иногда действительно провозили «редьку» – чучело редьки, сделанное в виде огромного конуса, либо редьку, подвешенную к дуге или специальной перекладине, укреплённой на санях. Её возили не только в Нижнем Тагиле, но и в близлежащих селениях: Висимо-Шайтанске, Горбунове, Покровском и др. Она напоминала о том, что мясоед кончился и надо переходить на постное (редька с квасом, свекла, грибы).
В «Прощеное воскресенье» после удара соборного колокола большинство катающихся (молодожёны и неженатая молодёжь) ехало «прощаться» к своим родителям и старшим родственникам. Войдя в дом, трижды кланялись образам, потом здоровались с хозяевами и некоторое время гостили у них. Уходя, молились перед образами. Затем, став на колени, кланялись старшим в ноги, приговаривая: «Прости, Христа ради, тятенька (маменька, дедушка и т.д.)!». Те в ответ говорили «Бог простит. Нас простите, Христа ради!».
«Прощение» было заключительным моментом Масленицы. Вечером во всех домах начиналась подготовка к Великому посту. За ужином старались съесть всё скоромное, имевшееся в доме. Оставшуюся еду отдавали скоту, так как с понедельника все переходили на постное.
Кульминацией праздника является сжигание чучела Масленицы, символизирующее уход зимы и наступление весны. Предваряют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем или чаем, блинами, и булочками.
«Сожжение чучела Масленицы». Анна Виноградова. Фото из открытых источников.
Этот обычай, существовавший в Нижнетагильских заводах в конце ХVIII – начале ХIХ столетий, в ХХ в. уже был забыт, чтобы возродиться с новой силой в наше время. Не успеешь оглянуться, как пролетит задорная масленая неделя и зазвучат возле объятого пламенем чучела Масленицы звонкие слова:
Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, да кургузая!
Ты не в середу ушла и не в пятницу,
А ушла в неделю, кончилось веселье,
Со блинами, пирогами, да оладиями,
Со хмельным да пивом, со курным пирогом…
Антон Владимирович Васенев,
научный сотрудник Этнографического комплекса Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»