Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

НИЖНИЙ ТАГИЛ В ГОДЫ ВОЙНЫ. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

80 лет отделяют нас от мая 1945 года, от великой Победы, но «грозовые сороковые» живы в народной памяти. В этот знаменательный год предлагаем вам вспомнить не только о ратном и трудовом подвиге советских людей, но и о том, как люди искусства своим трудом и талантом боролись за приближение светлого праздника Победы.




1.jpg
А. Стариков. «Не ветер бушует над бором...». Бумага, акварель.




Вопреки известному выражению «Inter arma silent musae» («Когда гремит оружие, музы молчат»), в тяжелую годину испытаний музы не молчали, они тоже были в рабочем строю. Во время войны все слои населения многонационального Советского Союза были объединены общей идеей – уничтожить захватчика, защитить Родину, победить! Формированию этой идеи в обществе способствовала грамотная политика государства – акцент на патриотизм, использование духовных, идеологических и агитационно-пропагандистских возможностей всех сфер культуры. Такой подход встретил полное понимание и безоговорочную поддержку деятелей искусства.

В годы войны в Нижнем Тагиле бурно развивалась культурная жизнь. Город посещало множество именитых гостей, среди которых ансамбль танца Игоря Моисеева, скрипач Давид Ойстрах, актеры Михаил Жаров, Петр Алейников, певцы Леонид Утесов и Клавдия Шульженко, писатели Мариэтта Шагинян и Лев Кассиль, а также артист Вольф Мессинг, известный своими психологическими опытами «по чтению мыслей».

Музыка и театр


На постоянной основе в те времена в городе работали два драматических театра – Серовский драматический театр (1940–1943 гг.) и Ленинградский Новый театр (1943–1945 гг.).

В распоряжение Серовского драматического театра, который стал называться Нижнетагильским драматическим театром, был предоставлен клуб имени М. Горького – лучшая сценическая площадка Нижнего Тагила тех лет. Художественным руководителем коллектива был воспитанник МХАТа И.А. Саламатин. В 1942 г. фронтовая бригада театра выезжала на Волховский фронт. В конце сентября 1943 г. театр был переведен в город Каменск-Уральский.




2.jpg
Дом культуры им. М. Горького – лучшая сценическая площадка времен Великой Отечественной войны. 1961 г.





В стенах клуба им. Горького также выступал московский железнодорожный ансамбль песни и пляски под руководством И.О. Дунаевского (1941 г.), Свердловский театр оперы и балета им. А.В. Луначарского (1944 г.), Свердловский театр музыкальной комедии (1942, 1944 гг.). В 1944 г. Государственным симфоническим оркестром Союза ССР под управлением заслуженного артиста Н. Рахлина для тагильчан была исполнена 7-я симфония Шостаковича.

Осенью 1943 г. в Нижний Тагил по решению Советского правительства был переведен Ленинградский Новый театр, находившийся на гастролях на Дальнем Востоке, в его составе было 170 человек, в том числе и оркестр из 15 музыкантов. Возглавлял театр художественный руководитель и ведущий актер, заслуженный деятель искусств РСФСР Б.М. Сушкевич.




3.jpg
Б.М. Сушкевич, заслуженный деятель искусств РСФСР, художественный руководитель и ведущий актер Ленинградского Нового театра. 1940-е гг. Из фондов музея Уралвагонзавода



На Урал ленинградцы привезли 14 спектаклей своего репертуара. Свой тагильский период жизни они начали с «Фельдмаршала Кутузова» В. Соловьева – это спектакль глубоко патриотический, который вдохновлял советский народ на борьбу с фашизмом. В числе первых был показан и «Фронт» А. Корнейчука. Оба спектакля шли при переполненном зале и имели большой успех у публики.




4.jpg
Спектакль Ленинградского Нового театра «Фельдмаршал Кутузов». Нижний Тагил. 1943 г. Из фондов музея Уралвагонзавода




За 30 дней до Победы, 8 апреля 1945 г., театр подарил Тагилу свою последнюю премьеру военной поры – «Так и будет!» К. Симонова. За полтора года ленинградцы дали для уральцев 470 спектаклей, показали 20 постановок, 7 из которых были подготовлены в Нижнем Тагиле, а также провели 425 шефских мероприятий. Театр посетили свыше 300 тысяч человек. Артисты также приняли непосредственное участие в создании тагильского театра кукол и выступали в его спектаклях.

По решению исполкома городского Совета депутатов от 17 мая 1944 г. в Нижнем Тагиле был организован театр кукол. Режиссёр Ленинградского Нового театра Юлия Ивановна Матвеева и актриса Людмила Петровна Козлова были создателями первого профессионального театра в Нижнем Тагиле. Его открытие стало огромным событием для юных тагильчан. Первый спектакль театра кукол – «Принцесса и свинопас» по сказке Г.Х. Андерсена – состоялся 13 июня 1944 г. в Доме учителя (Ленинский переулок, 2). За 5 месяцев работы театр поставил 3 спектакля, а также дал 105 выездных спектаклей для более чем 20-ти тысяч детей.




5.jpg
Актеры Нижнетагильского театра кукол Л.П. Козлова и Г. Федоров на репетиции. 1940-е гг.




Однако Дом учителя для обслуживания детей не был приспособлен, поэтому в 1945 г. театр был перенесен в Дом пионеров (ул. Ленина, 19). В трудное военное время учреждение не смогло бы существовать без помощи городских властей. Артистов обеспечивали мануфактурой, валенками, тёплой одеждой, а сам театр – топливом и тканью для оформления спектаклей.

После возвращения Ю.И. Матвеевой в Ленинград режиссером и художественным руководителем стала Мария Георгиевна Логиновская, написавшая инсценировку «Огневушка-поскакушка» (по сказам П.П. Бажова). Этот спектакль был поставлен в 1946 г. Оформили его художники О. Бернгард и М. Крамской.




6.jpg
Художественный руководитель и режиссер Нижнетагильского театра кукол М.Г. Логиновская. 1940-е гг.




В конце 1945 г. по решению Совета Народных Комиссаров РСФСР был организован Нижнетагильский государственный драматический театр, созданный в благодарность горнякам, металлургам и танкостроителям города за их великий вклад в Победу в годы Великой Отечественной войны. Труппа театра формировалась из выпускников курса Ленинградского государственного театрального института имени А.Н. Островского и молодых актеров ленинградских театров – Академического им. А.С. Пушкина и Большого драматического. В состав труппы вошли также актеры Москвы, Ленинграда, Горького и других крупных городов нашей страны. Художественным руководителем театра был утвержден Б.Г. Рощин, заведующим музыкальной частью – ленинградский композитор В. Куплетский.




7.jpg
Здание Нижнетагильского театра кукол. Перед зданием актеры Нижнетагильского драматического З. Бестужев и Н. Чагин. 1940-е гг.




8 мая 1946 г. премьерой спектакля «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского открылся Нижнетагильский драматический театр. Музыкальное оформление создавала французская пианистка В.А. Лотар-Шевченко, сосланная на Урал в годы войны. Театр был размещен в клубе железнодорожников им. М. Горького.


Цирковая деятельность

Принято считать, что первый цирк появился в городе еще в 1885 году, однако постоянное цирковое здание было возведено лишь в 1931 году под началом Б. Муратова, будущего директора учреждения. Тогда-то и началась официальная история нижнетагильского цирка. С тех пор, даже в тяжелые военные годы, цирк не переставал радовать жителей города представлениями, увлекая их в волшебный мир и позволяя, хотя бы на время, отвлечься от изнуряющих будней. На сцене выступал известный клоун Карандаш (М.Н. Румянцев), который пользовался огромной популярностью среди тагильчан всех возрастов.


8.jpg
Нижний Тагил, улица К. Маркса. Справа – здание цирка. 1940-е гг.



Музеи, выставки, библиотеки

В годы Великой Отечественной войны, помимо прочего, были также открыты двери Нижнетагильского краеведческого музея.

В разные периоды военных лет его возглавляли Анна Акимовна Саматова (1937–1942 гг.) и Надежда Тимофеевна Грушина (1942–1946 гг.).



9.jpg

Директор Нижнетагильского краеведческого музея А.А. Саматова в годы Великой Отечественной войны. 1970 г.



10.jpg

Директор Нижнетагильского краеведческого музея Н.Т. Грушина в годы Великой Отечественной войны






В 1941 г. одно из помещений музея, предназначавшееся для экспозиции отдела социалистического строительства, было переоборудовано для 3-х классов школы № 18.



11.jpg

Экспозиция отдела социалистического строительства выставки «Нижний Тагил в Великой Отечественной войне». Нижнетагильский краеведческий музей. 1945 г.



С первых дней войны музей организовал агитационную работу на призывных участках, проводились беседы, была создана выставка «Боевой путь нашей славной Красной Армии». Залы музея почти не отапливались, но, несмотря на это, количество посетителей не только не уменьшалось, но и увеличилось в несколько раз. Это было связано с тем, что в город приехало много эвакуированных людей, интерес которых к нашему краю и городу был очень велик. Пик посещаемости (62 тыс. человек) приходился на 1943 г. В последующие годы приток людей сократился в 2-3 раза в связи с возвращением людей на освобожденные территории.




12.jpg
Экспозиция исторического отдела Нижнетагильского краеведческого музея.1944-1945 гг.





Профессор МГУ, археолог Отто Николаевич Бадер, которого в декабре 1941 г. из Москвы депортировали на Урал, работал в стройотряде № 18-74 Тагиллага НКВД. В свободное время он проводил археологические раскопки, занимался полевыми исследованиями стоянки древнего человека на реке Полуденке. За годы войны он провел обследования горы Голый Камень, Медведь-Камня, Гальянского торфяника, Ермакова городища, Вогульских кузниц и Второй Береговой стоянки на Горбуновском торфянике, собрал палеонтологический материал на карьере кирпичного завода.




13.jpg
Археолог О.Н. Бадер. 1957 г.





В 1942–1943 гг. в стенах музея были организованы городские сельскохозяйственные выставки. С 1939 г. при музее работала секция мичуринцев, в состав которой входило 40 человек. Они занимались распространением саженцев, семян, рассады и обучением приемам передовой агротехники. Овощи и фрукты значительно пополнили скудный стол населения, но оставалась другая проблема. Огромное значение имел сбор лекарственных растений, в городе была нехватка медикаментов. Данным вопросом занималась заведующая отделом природы краеведческого музея Е.П. Ожиганова. Она вела кружок юных натуралистов, искала места произрастания лекарственных трав.

Во все годы войны работала краеведческая библиотека, которой заведовала Елизавета Васильевна Боташева, внучка одного из первых тагильских краеведов Д.П. Шорина. Читальный зал был закрыт лишь однажды, в тяжелейшую зиму 1942 г., поскольку припасы дров в тот период были исчерпаны.




14.jpg
Читальный зал библиотеки Нижнетагильского краеведческого музея. 1939 г.




При читальном зале действовала школьная комната, где был сосредоточен иллюстративный материал и учебные пособия для уроков. Елизавета Васильевна посылала книги на фронт, в сентябре 1941 г. был выпущен первый номер фотогазеты «На фронтах Отечественной войны». Эта выставка из газетных фотографий и статей помещалась в окнах читального зала библиотеки. Ее содержание менялось каждый месяц. С начала и до конца войны в госпиталях, школах, мастерских, кинотеатрах «Искра» и «Горн» устраивались выставки-передвижки из книг и газетных статей, которые пользовались большой популярностью.



15.jpg
Е.В. Боташева ведет экскурсию по выставке «Мичуринское учение – передовое учение в биологической науке». Нижнетагильский музей. 1949 г.




В 1944 г. по инициативе секретаря горкома партии Е.Р. Колышева краеведческий музей приступил к подготовке экспозиции «Нижний Тагил в Великой Отечественной войне» (1946 г.). Выставку возглавил председатель горисполкома И.А. Непомнящий. Членами комитета были директор танкового завода генерал-майор Ю.Е. Максарев, начальник Тагилстроя-Тагиллага генерал-майор М.М. Царевский, редактор газеты «Тагильский рабочий», художник А.Н. Побединский и директор музея Н.Т. Грушина. К работе над выставкой были привлечены представители творческой интеллигенции: скульптор М.П. Крамской, узник Тагиллага О.Э. Бернгард, художники А. П. Бубнов, В.Ф. Штраних, Д.А. Кавалершин.

Сотрудники музея Н.Т. Грушина, А.А. Саматова, Е.В. Боташева и А.И. Калинина были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».


Художественная самодеятельность


В Нижнем Тагиле была организована и бурно развивалась художественная самодеятельность – в военные годы в клубе им. М. Горького действовали драматический и вокальный кружки, оркестр русских народных инструментов, в 1943 г. даже был объявлен набор в балетную студию. В том же году в клубе был создан тагильский железнодорожный Теа-джаз (театрализованный джаз) под руководством Николая Стремоусова. Балетный кружок действовал и в Центральном клубе Уралвагонзавода. Там же работали драматический коллектив и ансамбль песни и пляски.



16.jpg
Зрительный зал центрального клуба Уралвагонзавода. 1940-е гг.






Хотя в военное время работа отнимала у людей практически все силы и большую часть времени, многие тянулись к духовному общению, к творчеству.

В это время в Тагиле возрождается самодеятельное творчество достаточно высокого, близкого к профессиональному, уровня. Способствовало этому и то, что среди эвакуированных на Урал были профессиональные музыканты, художники, актеры, которые за недостатком работы вынуждены были возглавить самодеятельные коллективы.



17.jpg
Выступление джаз-оркестра клуба им. Горького под руководством И.Л. Стремоусова на сцене центрального клуба Уралвагонзавода. 1944 г.




Яркий пример тому – деятельность Марии Витальевны Толмачевой, выпускницы Киевской консерватории, эвакуированной в Нижний Тагил в 1941 г. При центральном клубе Уралвагонзавода в 1942 г. она организовала хор, с 1944 г. – хоровую капеллу, участниками которой стали работники завода. Первоначально в капеллу вошли 25 человек, а к концу войны в ее составе пели уже 78 хористов. Они исполняли русские и украинские песни, патриотические произведения, классику и даже местный фольклор. Капелла отличалась высоким исполнительским мастерством, неизменно занимая призовые места в городских и областных смотрах художественной самодеятельности. В августе 1945 г. состоялась поездка в Москву. Со сцены Большого театра в исполнении хоровой капеллы прозвучал «Полонез» М.И. Глинки. В 1945 г. на фестивале в Москве хористы заняли 3 место.


18.jpg
Хоровая капелла Уралвагонзавода. 1942-1947 гг.





Киноискусство и кинотеатры


В период войны в городе работало 2 кинотеатра – «Искра» и «Горн». Там для горожан показывались известные и сейчас фильмы «Георгий Саакадзе», «Антон Иванович сердится», «Веселые ребята», «Свинарка и пастух», «Светлый путь», «Цирк», «Парень из нашего города», «Юность Максима», «Битва за Севастополь», «Свадьба» (по А.П. Чехову) и другие.

Важнейшим направлением в деятельности уральских кинематографистов в период войны было создание документальных кинофильмов. На экраны регулярно выходил киножурнал «Сталинский Урал» (1-й номер от 25 июня 1941 г.), регулярно проводились съемки материала на тему «Урал – фронту» для союзного киножурнала. Свердловской студией кинохроники были созданы несколько короткометражных документальных фильмов, в том числе «Город Н» (1944 г.), «Урал кует победу».


Изобразительное искусство

С войной связан и новый этап в развитии тагильского изобразительного искусства. Здесь оказались художники и скульпторы – студенты и выпускники центральных учебных заведений: Всероссийской Академии художеств (скульптор М. Крамской, живописец Ф. Лемберский, искусствовед И. Элентух), Уральского художественно-промышленного техникума (художник О. Бернгард) и другие. Вместе с художниками-тагильчанами они активно включились в агитационно-массовую работу на предприятиях города. По примеру Москвы и Ленинграда при музее был организован выпуск «Окон ТАСС музея». Плакаты тагильских художников были необыкновенно актуальными, острыми, злободневными. В фондах музея-заповедника по сей день сохранились работы О. Бернгарда «Что ты сделал сегодня для Победы?», А. Волошина «Не уйти врагу от расплаты», А. Старикова «Не ветер бушует над бором…» и другие.



19.jpg
А. Волошин. «Не уйти врагу врагу от расплаты!». Плакат. Бумага, печать. 1942 г.





В 1942 г. в Свердловске открылась выставка «Урал в Великой Отечественной войне», на которой были представлены свыше 70 работ художников Тагила: живопись О. Бернгардта, Б. Гершойг, Ф. Лемберского, Д. Кавалершина, скульптуры М. Таежного, графика М. Дерегуса и А.Н. Побединского. Среди лучших работ была отмечена картина-плакат моториста Уралвагонзавода И.И. Воскобойникова «Седой Урал кует победу» (1942 г.). Эта работа стала символом Нижнего Тагила периода Великой Отечественной войны.


20.jpg
И. Воскобойников. Седой Урал кует Победу. Фанера, клеевые краски. 1943 г.




В мае 1942 г. в городе была создана городская организация Союза советских архитекторов СССР.

30 октября 1944 г. большой передвижной выставкой «Урал – кузница оружия» открылась городская картинная галерея. Новый музей разместился в здании бывшего Первомайского клуба (улица Уральская, 7). 1 сентября 1945 г. в Нижнем Тагиле было открыто художественное училище с тремя отделениями: живописи, скульптуры и прикладное – по художественной обработке камня и металла.




21.jpg
Каталог художественной выставки «Урал – кузница оружия», открытой 30 октября 1944 г. в Нижнетагильской картинной галерее (с 1945 г. – Нижнетагильский музей изобразительных искусств)




Таким образом, военные годы можно назвать периодом культурного ренессанса в Нижнем Тагиле. Это было время поистине бурного развития театральной и музыкальной жизни, изобразительного искусства. Были открыты собственные профессиональные театры (театр кукол, драматический театр), картинная галерея. Решающую роль в этом сыграли как отдельные представители эвакуированной и репрессированной интеллигенции, так и эвакуированные в Нижний Тагил культурные учреждения. Прежде всего, это Ленинградский государственный Новый театр, оказавший огромное влияние буквально на все аспекты культурной жизни нашего города.

Разнообразная культурная программа и организация досуга создавали бодрое настроение у тагильчан, вселяли уверенность в скором разгроме врага.

В дни празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне хочется добром вспомнить всех, кто своим трудом и талантом помог приблизить светлый праздник Победы. Низкий вам поклон!


Татьяна Владимировна Смирнова,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»