ДМИТРОВСКОЕ МАСТЕРСТВО: ПУДРЕНИЦА «ЛЕГКОАТЛЕТ»
В Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» в коллекции «Фарфор. Керамика. Стекло» хранится пудреница «Легкоатлет». Выполнена она в виде круглой шкатулки серо-зелёного цвета, с изображением на крышке знака «ГТО». Изящная вещица принадлежала Светлане Николаевне Скрябиной, преподавателю педагогического училища г. Нижнего Тагила.
Пудреница «Легкоатлет»
На донце предмета есть надглазурное клеймо Дмитровской фабрики синего цвета с изображением чайника, заключенного в окружность, внутри – серп и молот, по борту – подпись «ст. Вербилки».
Пудреница «Легкоатлет» (клеймо)
Данное изделие было изготовлено на Дмитровском фарфоровом заводе (Вербилки) – это бывший завод «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии.
Матвей Сидорович Кузнецов (1846–1911) – российский промышленник и предприниматель конца XIX – начала XX вв.
Завод был основан в 1766 г. Францем Гарднером – купцом и предпринимателем из Англии, который с 1746 г. проживал в России и, пользуясь своими связями в царском дворе, реализовывал различные деловые проекты.
Памятная доска, посвященная Ф.Я. Гарднеру
Источник – Статья «Фарфор Вербилки: как британский подданный смог основать фарфоровую империю в России?»
В 1920-х годах на заводе использовали старые традиционные формы и образцы моделей из кузнецовского прейскуранта. Мастера отбирали покупаемые росписи посуды и пускали их в производство. По сведениям «Главстекла», в сентябре 1919 г. на предприятии работало 1102 человека. В конце 1910-х – начале 1920-х гг. плановое производство фарфоровых изделий было нарушено: завод испытывал серьёзные трудности с сырьём и керамическими красками, реализацией продукции, наличием необходимого оборудования.
Скульптура «Гармонист». СССР, Вербилки, Дмитровский фарфоровый завод.
Автор модели Б.М. Кустодиев (1923). Кон. 1920-х – нач. 1930-х гг.
Бисквит, надглазурная роспись, золочение / Источник – сайт «Литфонд»
В 1920-х – первой половине 1930-х гг. в живописную практику предприятия вводилось новое идеологическое оформление посуды. В традиционную цветочную или орнаментальную композицию чайных сервизов и отдельных предметов утвари добавляли плакатно-агитационные мотивы: советские эмблемы, зубчатые колёса, снопы, колосья, портреты Героев. Было выпущено большое количество тарелок, кружек, чашек, с агитационными надписями. До настоящего времени лишь небольшое количество таких предметов «с советским убором» дошло в хорошем состоянии, т.к. идеологические рисунки были рассчитаны на механические способы воспроизведения и постоянное использование изделий в быту.
Агитационный фарфор. Сухарница.
Дмитровский фарфоровый завод. 1930-е. / Источник – сайт «Лермонтов. Антикварная площадка онлайн»
В 1920–1930-е гг. Дмитровский фарфоровый завод, взяв за основу старые кузнецовские формы, выпускал пудреницы, туалетные приборы и вазы из зелёной бисквитной массы, декорируя их рельефами, созданными с использованием современной атрибутики агитационного характера – изображениями серпа и молота, шестерни, колосьев, звёзд, тракторов. Актуальным «дополнением» служили фигуры работниц, крестьянок, пионеров, спортсменов и т.д. Ряд предметов, выполненных в 1930-е годы на Дмитровском фарфоровом заводе из зелёной бисквитной массы, хранится во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (в том числе ваза «Пионерский лагерь», пудреницы «Лыжник» и «Равноправие»).
Ваза «Пионерский лагерь».
СССР, Вербилки, Дмитровский фарфоровый завод. 1930-е. Бисквит / Сайт – «Литфонд»
В период Великой Отечественной войны выпуск художественной продукции практически прекратился. Изготавливались изоляторы, кружки для госпиталей, поильники.
1950–1960-е гг. называют временем расцвета фарфоровой скульптуры. Создавались композиции по мотивам русских сказок, литературным сюжетам, былинам, сказам П.П. Бажова. Пропагандировался спорт и скульптура на анималистическую тематику. По рисунку В.А. Чижикова завод подготовил скульптуру «Миша» – символ ХХII Олимпиады, проходившей в Москве в 1980 г.
Олимпийский медведь.
Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки) / Источник – Советский коллекционный фарфор. Гид-каталог. 2015 год
Дмитровский фарфоровый завод, 1950-1960-е гг. / Источник – Вербилки.
История фарфорового завода Ф.Я. Гарднера. Москва, Авангард, 2005, ISBN 5-9608-0010-1
В 1991-м году предприятие реорганизовано в ЗАО «Фарфор Вербилок». В 1995 году основано дочернее предприятие ДО «Промыслы Вербилок».
В 1990–2000-е гг. выпускались различные посудные формы с ручной росписью, декоративные тарелки и блюда, штофы, скульптура. Ведущим художником стал Анатолий Павлович Харитонов.
А.П. Харитонов. Тарелка «Вербилки». 1995–1996 гг.
Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник». Госкаталог.РФ
Созданные мастерами Дмитровского завода творения по сей день находят отклик в сердцах ценителей фарфорового искусства. Современная продукция, как и прежде, служит эталоном высочайшего качества и пользуется большим спросом. Раритетные же изделия хранятся в музеях и частных коллекциях, а также экспонируются на различных выставках. Пудреница «Легкоатлет» – не исключение. В разные годы ее можно было увидеть на таких выставках, как «Тагил спортивный» (2003 г.), «Русский авангард» (2021 г.) и «Красота по-советски: от «Крестьянки» до «BurdaModen» (2022 г.).
Алена Владимировна Гильчина,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»