ДА БУДЕТ СВЕТ!
Освещение играет важную роль в жизни человека. Куда бы он ни отправился, его повсюду встречает свет. Провода, лампы, выключатели стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Современный транспорт также оснащён необходимыми осветительными приборами – фарами и сигналами, которые делают его заметным даже в темное время суток.
Чем люди пользовались 100-150 лет назад, когда и электричество не всем было доступно? Конечно, фонарями. Их существует огромное количество разных видов, форм и размеров.
Например, на Уральской Горнозаводской железной дороге, которая была открыта 14 октября 1878 года, использовали железнодорожные фонари разных видов. Встречались вагонные, тормозные, сигнальные фонари, в где использовались как обычные свечи, так и керосиновые лампы.
Железнодорожные фонари из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
В экспозиции Историко-технического музея «Дом Черепановых» представлена коллекция железнодорожных фонарей. Среди экспонатов особый интерес представляет керосиновый сигнальный фонарь, который использовался для подачи сигналов машинисту.
На лицевой стороне фонаря находилось прозрачно-белое стекло. Внутри фонаря располагалась керосиновая горелка, закрытая стеклянной створкой. Две боковые стеклянные створки были окрашены в зеленый и красный цвет, их использовали при необходимости подать нужный сигнал, перекидывая на лицевую часть фонаря.
Железнодорожный фонарь из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
С противоположной стороны фонаря находилась дверца, которую можно было открыть, чтобы получить доступ к керосиновой горелке, расположенной внутри. Ручка для переноски обычно располагалась в верхней части фонаря и была расположена поперек него.
Кроме того, у железнодорожников фонари активно применялись в качестве переносного источника освещения. Ими пользовались дежурные по станции и стрелочники.
На дне фонаря имеется клеймо в виде пятиконечной звезды, в которой расположен серп и молот. Под звездой надпись: «Артель Пролетарий». Такая артель существовала в Нижнем Тагиле в 1930-е годы. Это было одно из производственных объединений, созданных в рамках программы индустриализации страны. Артель занималась производством различной продукции, включая металлические изделия, такие как фонари, инструменты и другие товары повседневного спроса.
Фото из свободных источников.
Наибольшего своего распространения железнодорожные фонари достигли в 1860–1890-е гг. В течение долгого времени они применялись на железной дороге в качестве сигнальных устройств.
Таким образом, железнодорожные фонари были незаменимыми устройствами в эпоху становления железных дорог. Их применение позволило значительно повысить безопасность движения поездов и улучшить управление транспортными потоками. Несмотря на то, что сегодня они уступили место современным технологиям, их вклад в историю железных дорог остается значительным.
Юлия Юрьевна Коновалова,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»