РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП
Издавна была на Руси замечательная традиция – устраивать в рождественские праздники представления народного кукольного театра – «Рождественского вертепа». Вертеп – древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. А народный кукольный театр получил название «Вертеп» в связи с тем, что первоначально в нём разыгрывалось старинное сценическое кукольное действо, основанное на событиях из Священного Писания – Евангелия. Представление это рассказывало о том, как в пещере родился Сын Божий –младенец Иисус Христос, о поклонении ему мудрецов-волхвов и кровожадном злом царе Ироде, который повелел убить Христа-младенца и за это понес суровую кару.
Икона «Рождество Христово». Неизвестный мастер итальянской школы. I-я половина XIX в.
Спустя 9 столетий после Рождества Христова и связанных с ним исторических событий в Риме, а затем и во всей западной Европе, появилась традиция представлять в храме различные сцены из жизни Иисуса Христа. Эти представления разыгрывались людьми и могли длиться несколько дней. Сама сцена Рождества Христова никогда не разыгрывалась. Она присутствовала в храме на протяжении всего действа в виде кукольной композиции. Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы. Кукол, изображавших Деву Марию, в Италии называли марионетками.
Икона. Рождество Христово Неизвестный мастер итальянской школы. Нижний Тагил. Первая половина XIX в.
Отсюда и пошла традиция устанавливать в католических храмах рождественские вертепы. Затем стали изготавливать вертепы меньшего размера. Их помешали в ящики, изготовленные в виде храма. Так вертеп вышел из храма и пришел в дом человека.
В Россию вертепный театр проник в конце ХVII – начале ХVIII столетий через Белоруссию и Украину, где он был известен с XVI века.
Классический вертеп представлял из себя переносной ящик из досок или картона. Как правило, он состоял из двух ярусов, реже – из одного или трех. Ярусы делили домик на отдельные пространства.
Верхний ярус обозначал пространство небесное. Он назывался «небом», «пещерой» или «хлевом». Ведь с небес сходит на землю младенец Христос. Этот ярус изнутри оклеивался голубой бумагой со звездочками из фольги. На задней стене изображалась сцена Рождества, либо рядом с ней устраивалось подобие пещеры или хлева с яслями, а также устанавливались неподвижные фигурки Марии, Иосифа, младенца Иисуса Христа, домашних животных. Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.
Икона. «Рождество Христово». Ф.Ф. Звездин (?). 1835–1840 гг.
Нижний ярус – пространство земное, в котором живем мы, грешные люди, со всеми своими страстями, радостями и надеждами. Нижний ярус назывался «землей» или «дворцом», здесь разыгрывались эпизоды злодеяний и наказания царя Ирода. «Дворец» украшался яркой цветной бумагой, блестками. В центре располагался трон, на котором сидел Ирод. Около трона с обеих сторон иногда закреплялись неподвижно по три воина, вооруженных пиками и мечами. Остальные куклы «входили» и «выходили» через две двери в боковых стенках ящика.
Подразумевался ещё и третий, нижний ярус – преисподняя, куда утаскивает чёрт Ирода. Так простой кукольный домик разрастался до размеров вселенной.
Делали вертеп долгими зимними вечерами. Его размер зависел от размера самих кукол, которые должны быть не меньше указательного пальца. Ходили с вертепом как правило в канун Рождества Христова и сразу после него, в так называемые святые вечера, непосредственно связанные с этим событием. Детишки в бумажных высоких коронах, с погонами на плечах и нарядными посохами в руках изображали персидских царей – волхвов, пришедших поклониться богомладенцу. Дети возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо и войдя в сени, они спрашивали разрешения войти. Если хозяева были расположены принять вертеп, вертепщики вносили театр в горницу, ставили его на стол или на два стула, пели тропарь праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш!» и действо начиналось… Вертеп часто показывали не только в домах, но и на ярмарках. Вход на представление стоил пять-десять копеек.
Традиция вертепного действа жива и по сей день. В 2010 году сотрудниками музея-заповедника «Горнозаводской Урал» было создано театрализованное мероприятие «Рождественский Вертеп», которое неизменно по сей день собирает заинтересованную зрительскую аудиторию в гостеприимных стенах музеев Этнографического комплекса.
Театрализованное мероприятие «Народный кукольный театр «Рождественский вертеп». Этнографический комплекс. Музей истории подносного промысла. 2010-2011 гг.
В этом году, помимо привычного варианта вертепного представления, вниманию посетителей будет предложен новый формат мероприятия, в ходе которого артисты фольклорного ансамбля «Соловейка порадуют гостей музея «живым» исполнением традиционных вертепных песен. Посетители смогут увидеть некоторые рождественские обряды, подержать в руках вертепных кукол, зайти за вертеп и попробовать себя в роли настоящих артистов из народа.
Приглашаем вас посетить Музей быта и ремесел горнозаводского населения «Господский дом», ул. Тагильская, 26 и увидеть всё своими глазами! Как говорится в народе: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!».
Антон Владимирович Васенев,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал