БОБР – СВЯЩЕННОЕ ЖИВОТНОЕ
В прошлом коренной народ Урала, манси, называли вогулами – дикими лесными людьми. Местом их жизни были горно-лесное Приуралье и самые глухие районы за Уралом. Существование этих людей целиком зависело от тайги и её животного мира. Духовная жизнь и религиозные верования манси формировались в общении с дикой, суровой природой.
У народа манси существует много сказаний и мифов о происхождении земли, солнца, луны, звезд, людей. Герои этих сказаний чаще всего боги и духи. Манси верили, что успех в работе, охоте и рыбной ловле зависит от этих духов. В мифах манси фигурируют также и животные.
Значительное место в мифологическом мировоззрении манси занимал бобр. Манси считали, что бобр связывает мир живых с миром мёртвых, ведь он способен жить на земле и работать под водой. С этим животным манси связывали благополучие жизни и покровительство высших сил. Изображения, шкуры и черепа бобров хранились как святыня и считались защитой рода или семьи.
Чучело. Бобр речной.
Экспозиция «Природа и человек: всегда вместе»
в Музее природы и охраны окружающей среды.
Чучело. Бобр речной.
Экспозиция «Такие близкие животные»
в Выставочных залах музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
На языке манси бобр называется «вит-уй», что в буквальном переводе означает «водяной зверь». В то же время бобр не считался строго запретным животным, более того, регулярная (хотя и не частая) его добыча была необходима. Животное ценилось не только из-за меха, но и за «бобровую струю» (пахучая железа животного, применяемая как лекарственное средство), которая стоила в несколько раз дороже самой шкурки. Распространен был ритуал очищения тлеющей «бобровой струей» в тех случаях, когда человек опасался быть оскверненным.
Образ жизни бобров породил у манси представления о существовании настоящего бобрового народа, живущего так же, как живут люди: селящегося семьями, справляющего праздники, воспитывающего своих детей, делающего хозяйственные запасы на зиму и даже имеющего бобровые кладбища. Считалось, что бобры понимают язык людей, так как сами они бывшие люди, обращенные в животных.
Резцы и челюсти бобра часто встречаются в древних захоронениях. Важно отметить, что использовались исключительно нижние челюсти либо половинки нижних челюстей.
В 1988 году, в одном из гротов Камня Дождевого, уральские исследователи обнаружили древнее ритуальное захоронение двух человек: мужчины и женщины, погибших 6,5 тысячелетий назад. Изучив найденные артефакты, специалисты пришли к выводу, что они обнаружили древнее погребение шамана и его помощницы. Позднее, исследовав кости черепа и применив метод М.М. Герасимова, удалось реконструировать образ умершего. Во фрагментах одежды погребенного мужчины был найден артефакт – подвеска в виде утки, выполненная из таранных костей бобра, а пояс был украшен десятью резцами бобра. Утка являлась представителем «верхнего мира», а бобр представителем «нижнего мира», украшения носят глубокий и сакральный смысл, сопряженный с идеей противопоставления двух миров.
Погребение. Грот на Камне Дождевом. Ю.Б. Сериков, 1988 г.
В 20-х годах прошлого века из-за активного промысла численность бобра резко снизилась, и этот пушной зверь оказался на грани исчезновения. Охранные меры помогли изменить ситуацию, и сегодня в некоторых местах популяция бобра очень высока. Однако некоторые из подвидов, такие как западносибирский и тувинский, все еще малочисленны и занесены в Красную книгу.
Если вы хотите больше узнать о животном мире Среднего Урала и о том, как коренное население края взаимодействовало с силами природы – приходите на выставки музея-заповедника: «Такие близкие животные» в Выставочных залах, пр. Ленина,1 и «Природа и человек: всегда вместе» в Музее природы и охраны окружающей среды, пр. Ленина, 1а.
Белякова Юлия Игоревна,
научный сотрудник Музея природы и охраны окружающей среды