Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

ГЛАВНОЕ СЛОВО В КАЖДОЙ СУДЬБЕ

День матери – праздник, который отмечают более чем в 20 странах. В России он отмечается в последнее воскресенье ноября. В разных городах в преддверии праздника проходят акции, концерты, выставки. В образовательных учреждениях дети читают стихи, поют песни и делают подарки для мам.

Слово «мама» практически одинаково звучит на всех языках. Считается, что оно произошло от звуков, которые произносит малыш. Рождение и воспитание детей приносит женщине счастье, а материнская любовь и поддержка дарит ребенку защиту и чувство уверенности на всю жизнь.





1. К.С. Петров-Водкин. Мать 1913 г. Государственная Третьяковская галерея г. Москва.jpg
К. С. Петров-Водкин  «Мать», 1913 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.






На рубеже XIX – XX веков в семьях жителей Нижнетагильского горнозаводского округа детей рождалось много. По данным на 1895 год около 60 % семей тагильских рабочих-горняков воспитывали трех-пятерых детей и около 16 % семей – шестерых детей и больше. Семьи с одним-двумя детьми составляли 26 %.



2. Дети Головановых.jpg
Фото «Дети Головановых».
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника.



Уже на третий день новорожденного крестили. Имя ребенку выбирали по святцам. Например, распространены были имена: Амос, Вавила, Евстигней, Киприан, Домна, Харитина. После крестин родственники и соседки приходили проведать молодую мать и каждая несла угощение – сладкий пирог с положенным на него гостинцем.




3. П.И. Коровин Крестины 1896 г. Государственная Третьяковская галерея г. Москва.jpg
П. И. Коровин «Крестины», 1896 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва




В уходе за младенцем преобладали деревенские способы и приемы. Необходимые приспособления для ухода часто делали самостоятельно из подручных материалов. В избе ребенок лежал в подвесной колыбели – зыбке.



4. М.И. Игнатьев. Няня 1913 г. Днепропетровский художественный музей.jpg
М. И. Игнатьев «Няня», 1913 г. Днепропетровский художественный музей.



С помощью веревок она подвешивалась к очепу (деревянной жерди) или пружине, прикрепляемой к потолку. Как правило, зыбка делалась из точеных палок, скрепленных в виде рамы, с дном из полотна. Чтобы было тепло и мягко, на дно клали какую-нибудь ветошь, под голову – подушечку; из лоскутков делалось одеяльце, из старых вещей – пеленки и распашонки. Важным элементом зыбки был полог, который защищал малыша от света и насекомых. Зыбка покачивалась и убаюкивала ребенка своими мягкими движениями. Поскольку детей в семьях было много, то колыбель часто служила не одному малышу, а иногда и нескольким поколениям.



5. Зыбка.JPG
Зыбка. Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника.



В первые месяцы ребенок питался только молоком матери, а потом его постепенно приучали к общему столу.
В качестве соски младенцам давали пережеванный с сахаром хлеб, завернутый в чистую тряпочку. Прикармливали ребенка коровьим молоком и жидкой кашей с помощью рожка – очищенного и отшлифованного коровьего рога. В вершине рога делали сквозное отверстие, которое обвязывали тряпицей, с обратной стороны рог затыкали пробкой. Рожок можно было и в зыбке ребенку дать, и в дорогу с собой взять.





6. Н.С Крылов. Русская крестьянка кормит ребенка из рожка 1830 г. Государственный русский музей г. Санкт-Петербург.jpg
Н. С. Крылов «Русская крестьянка кормит ребенка из рожка», 1830 г. 
Государственный русский музей, Санкт-Петербург.



7. Рожок для кормления.JPG
Рожок для кормления. Конец XIX-начало ХХ в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника.



Несмотря на все трудности жизни, ни в чем так ярко не проявлялись моральные устои нижнетагильской рабочей семьи, как в отношении к детям и их воспитанию. Этому в немалой степени способствовал семейный уклад тагильских рабочих, строго выработавшийся распорядок, постоянное присутствие в доме матери-хозяйки. Трудовая жизнь семьи начиналась рано. Хозяйка дома поднималась первой в 4 часа утра. Ей надо было подоить корову, затопить печь и приступить к приготовлению пищи. Почти одновременно поднимались и те, кто работал в дневную смену. Некоторые завтракали дома, но большинство, особенно молодежь, захватив кусок хлеба, а иногда вареный картофель и молоко, отправлялись на завод. Дети, в том числе школьники, поднимались часов в 7-8 утра. К этому времени мать успевала приготовить завтрак – обычно что-нибудь горячее и чай или молоко.



8. Семейный портрет c детьми. Конец XIX нач. XX вв.jpg
Фото «Семейный портрет с детьми». Конец XIX-начало ХХ в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника.




Детей старались не оставлять без присмотра, им не разрешали убегать дальше своего квартала и возвращаться домой позже определенного часа. Родители также рано приобщали сыновей и дочерей к труду. Девочки с 7 лет включались в посильные для них домашние работы. Их учили прясть шерсть, вязать, вышивать. Они также помогали матери в уходе за коровой и овцами. Девочки постарше уже стирали, мыли полы, понемногу их приучали готовить пищу. Мальчики помогали отцам в работах по дому.

Родители уделяли внимание и досугу детей. Зимой несколько семей, объединившись, сооружали для ребят ледяную горку, мастерили для девочек салазки, для мальчиков – скамейки, на которых они скатывались с горок. У детей постарше обычно были коньки. Правда, две-три пары на пятерых-шестерых ребят, которыми те пользовались поочередно. Малышам покупали игрушки, много было и самодельных.




9. Игрушка-лошадка.JPG
 Игрушка-лошадка. Дерево. Конец XIX-начало ХХ в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника.





10. Игрушка-лошадка.JPG
Игрушка-лошадка. Дерево, резьба. Начало ХХ в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника.





11. Игрушка-свистулька Птичка.JPG
 Игрушка-свистулька «Птичка». Глина, лепка, глазурь. Конец XIX-начало ХХ в.
Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника.





В семьях высококвалифицированных рабочих на Рождество для детей устраивали ёлку, которую наряжали конфетами, самодельными деревянными и вырезанными из картона игрушками.

Семья – важная часть жизни человека, его опора. И День матери – прекрасный повод поблагодарить всех мам за их заботу, воспитание и поддержку!


Марина Валерьевна Мозгалёва,
научный сотрудник Этнографического комплекса Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»