Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

ВЫСТАВКА «ИЗ ИСТОРИИ ФОТОГРАФИИ». 1988 ГОД

В 1986-м году стационарная экспозиция краеведческого музея была полностью демонтирована, все экспонаты были перемещены в хранилище. В здание музея начался капитальный ремонт. В этих условиях перед музеем встала задача – не прекращать активную научно-просветительную работу, решить которую можно было двумя путями: многократное увеличение количества выездных лекций и создание выставок. Построение стационарных выставок, кроме этого, позволяло молодым сотрудникам приобретать и оттачивать навыки экспозиционной работы, расширять источниковую базу экспозиций, активизировать комплектование. Так как собственных выставочных залов у музея не было, под эти цели был арендован большой конференц-зал в здании горкома комсомола по улице Ленина, 28А. В этом зале и был осуществлен выставочный проект «Из истории фотографии».

Авторами его были научный сотрудники отдела фондов И.Б.Короткова, О.В. Халяева и художник А.П. Шлемов.

У этой выставки был ряд особенностей. В частности, впервые в городе широко и комплексно освещалась история фотографии вообще, и тагильской – в частности. Кроме этого, именно на этой выставке был предпринят первый коммерческий опыт музейной работы, а именно – продажа художественно оформленных фоторепродукций видов дореволюционного Тагила и попытка устройства действующего ретро-фотосалона.
Сама идея выставки, посвященной юбилею фотографии, была принята и воплощена при активном участии фотографической общественности города. В частности, членов фотостудии «Момент», работавшей во Дворце культуры железнодорожников и возглавляемой в то время Г.Е. Сунцовым.
Студия «Момент» регулярно проводила выставки тагильских фотографов, но большой интерес у них вызывала и историческая фотография. Особо горячо поддерживали музейную инициативу И.Т. Коверда – краевед, фотограф, работавший в то время в центральной лаборатории Нижнетагильского металлургического комбината им. В.И. Ленина, и В.П. Антоний – фотограф, преподаватель художественно-графического факультета Нижнетагильского государственного педагогического института.



1. На открытии выставки.JPG
На открытии выставки «Из истории фотографии».




Идея выставки по истории фотографии, безусловно, была очень привлекательной, но были и некоторые трудности: как уже указывалось, эта тема ни разу не освещалась в экспозициях и выставках, а мы не имели опыта экспозиционной работы. Но, как говорится, «идея овладела массами» и процесс пошел. Очень хорошо, что пошел он задолго до собственно юбилея, который отмечался мировой общественностью в 1989-м году. Будучи сотрудниками фондов, работая с коллекциями и осмысливая возможные направления работы, все более становилось ясно, что в одной выставке показать все богатство имеющегося фотоматериала просто невозможно. Очень постепенно, в рассуждениях и спорах с фотографами и музейными сотрудниками, наметился план этой работы: последовательно сделать две выставки. А именно, по истории дореволюционной фотографии и по истории советской фотографии. Первая выставка должна была состояться в 1988 году.

В те годы, во второй половине 1980-х годов, в отделе фондов, возглавляемом А.П. Протасовой, сложился молодой, но очень дружный, а главное, как бы сейчас сказали, креативный коллектив. Практически все сотрудники имели возраст 30 лет, плюс-минус пару-тройку лет, пришли работать почти в одно время, вместе постигали премудрости учетной и хранительской работы. В фондах царила необыкновенно дружная обстановка любознательности, интереса, взаимопонимания, взаимопомощи, совместной учебы и творчества.

Так получилось и с выставкой «Из истории фотографии», по мере ее подготовки в работу включились все хранители, предлагая свое видение, а главное наиболее подходящие, выразительные и интересные экспонаты своих коллекций.

На монтаж выставки отводилось очень мало времени: за аренду зала надо было платить, поэтому сроки монтажей выставки были максимально сжаты.

В экспозиции предполагались следующие разделы: «Изобретение фотографии», «Появление фотографии на Урале», «Дореволюционные виды уральских городов», «Фотографы дореволюционного Урала», «Фотографы дореволюционного Тагила: Г. Инглис, В. Вишняков, династия Шестаковых», «Редкие фотографии».
В центре зала должен был расположиться импровизированный ретро-фотосалон.




2. О.В. Халяева и И.Б. Короткова.JPG
О.В. Халяева и И.Б. Короткова в импровизированном фотосалоне.





И работа закипела. Мы активно отбирали экспонаты и перевозили их в зал, раскладывали, меняли, спорили, ссорились. Художником нашей выставки был А.П. Шлемов, имеющий огромный опыт оформления музейных экспозиций. Александр Павлович поражал нас тем, как лаконично и элегантно мог воплотить замысел экспозиционеров, даже таких неопытных как мы, которые излагали свои пожелания весьма сумбурно.
Но довольно быстро выстраивался экспозиционный ряд: сами фотографические материалы располагались на обтянутых тканью задниках витрин. На полках витрины мы располагали объемные экспонаты – «Горный журнал», в котором сообщалось об изобретении «светописи», фотоаппаратуру (часть старинных фотоаппаратов была взята на временное хранение и Свердловского областного музея), предметы быта и аксессуары, фигурирующие на выставленных фото. Это был увлекательный процесс, когда из вещевого и фотографического хаоса выстраивался логичный и яркий ряд, рассказывающий об этом величайшем открытии и его распространении.
Частыми гостями были и фотографы, особенно И.Т. Коверда и В.И. Антоний. Ивана Трофимовича Коверду, инженера центральной лаборатории Нижнетагильского металлургического завода, можно назвать фанатом фотографии. Именно он был автором идеи сделать увеличенные фрагменты с больших групповых дореволюционных фотографий (в частности похорон П.П. Демидова 1885 года), чтобы показать мастерство дореволюционных фотографов. Действительно, лица людей в толпе, размером с булавочную головку, в увеличенном виде фрагментов были четко видны, можно было рассмотреть и выражение лица, и прическу, и даже рисунок на платках у женщин.

Два полукруглых витринных ряда сходились к большому планшету, на котором располагался коллаж из увеличенных фотографий XIX века, по замыслу это был как бы групповой портрет тагильчан XIX века – купцов, рабочих, заводчиков и служащих.

Может сейчас, когда цифровые технологии предоставляют нам удивительные возможности, такой коллаж покажется примитивным, но выполненный «вручную» аналоговым способом – увеличенные фотокопии, наклеенные на ДСП, он производил большое впечатление, и посетители подолгу его рассматривали.

Немалую проблему представляло собой устройство ретро-фотосалона. Очень хотелось воспроизвести не просто салон, а конкретный салон тагильского фотографа Анны Андреевны Шестаковой, где фигурировала бамбуковая мебель в стиле модерн. Часть мебели сохранилась у дочки Анны Андреевны – Нины Евгеньевны Суворовой. Нам удалось убедить ее предоставить эти предметы на временное хранение на период выставки. Это была большая радость! Но, привезя стулья, мы увидели, что они «теряются» в интерьере… Тем более, мы по-прежнему мечтали, чтобы наш фотосалон был действующим, а стулья были очень хрупки… Чуть позже пришло решение: мемориальную мебель фотосалона А.А. Шестаковой мы поставили в раздел, посвященной ее деятельности. А фотосалон сделали просто, как говорится, типичным – подбирая наиболее характерную для старых снимков мебель.

Довольно сложно было смоделировать фотосалон посередине зала: пространство надо было огородить и отделить от основного экспозиционного ряда, но сделать это так, чтобы не было тяжеловесности и загроможденности, зал-то был не очень велик…
Решение, названное «японским», предложил Александр Павлович – были сделаны небольшие рамы, обтянутые серой тканью, они играли роль стен салона. Опять же сейчас, в век самых разных технологий и пластиков, это может показаться обыденным и заурядным решением, но тогда оно было достаточно неординарным.
Работа кипела. Часто приходил И.Т. Коверда, именно он настоял, чтобы символическое изображение музы фотографии на одном из старых фирменных фотобланков было перенесено в экспозицию – увеличенное во много раз оно было нанесено на ткань, и размещалось над ретро-фотосалоном.
Это получилось действительно эффектно.



3. Муза фотографии над фотосалоном.jpg
«Муза фотографии» над импровизированным фотосалоном.





Еще одной «изюминкой», украсившей выставку, стала рекламная тумба, которую мы нашли в подвале Горкома КПСС и выпросили для выставки. Её мы обклеили афишами выставки и фотокопии фирменных бланков старых фотографий.

Попутно мы осуществляли наши «коммерческие» проекты: это изготовление и продажу видов старого Тагила, и действие ретро фотосалона. Только наша молодость и неопытность позволяли нам столь смело заявить об этом проекте, «старички»-музейщики только качали головами, бухгалтер управления культуры (тогда у нас не было своей бухгалтерии) хваталась руками за голову, а мы пытались и пытались…

И.Т. Коверда печатал фоторепродукции, а В.П. Антоний оформлял их в багетные рамки. Сначала идея казалось простой, думаю, сейчас она и была бы таковой. Но тогда в эпоху дефицита требовалось найти подходящий багет, стекло, все это нарезать, подобрать картон, а потом собрать…. Но глаза боятся – руки делают, фоторепродукции на продажу делались в двух вариантах – на плотном картоне с черным орнаментом (они стоили 2 рубля 50 копеек и в багетной рамке под стеклом стояли 5 рублей). Картон очень хотелось стилизовать под старый фотографический бланк, полностью это осуществить не удалось, фотограф детского дома Н.Н. Горбатовский в кооперативе изготовил картон с черной орнаментальной рамкой. Тиражи наши были небольшие, но и они требовали очень больших усилий, поскольку фотографии печатались, клеились и собирались вручную.

Наша неопытность в коммерческих и бухгалтерских делах была просто феноменальна, но все же шаг за шагом мы преодолевали эти трудности. Прежде всего, потому что главным было желание продвинуть идею, а не сорвать куш….

День назначенного открытия приближался с катастрофической быстротой. Хотя мы работали порой до глубокого вечера и по выходным, все равно не успевали. Накануне открытия мы проработали до позднего вечера. Но все равно не успели закрыть все витрины. Последнюю закрыли, когда уже собирались гости на открытие.




4. За два часа до открытия выставки.jpg
За два часа до открытия.




Иван Трофимович и Владимир Петрович тоже изо всех сил форсировали изготовление первой партии фоторепродукций к открытию…. Напряжение и нервозность нарастали.

С большой теплотой я вспоминаю этот день, все сотрудники, и, прежде всего, сотрудники отдела фондов, фотографы, краеведы пришли на открытие выставки, которое прошло очень душевно.




5. Открытие выставки. И.Ю. Короткова И.Ь. Коверда А.П. ШлемовО.В. Халяева.jpg
Открытие выставки. И.Б. Короткова. И.Т. Коверда, А.П. Шлемов, О.В. Халяева.


Не сговариваясь, мы с Ириной оделись в черное и белое. На что Александр Павлович выдал такое наблюдение: «Я давно заметил, что экспозиционеры всегда соответствуют настроению и духу своих выставок. Вот Альфия Хусаиновна юбилейную Октябрьскую революционную выставку открывала в красном, Нина Дмитриевна – свои выставки минералов открывает в сером или зеленоватом, а вот вы, как и дореволюционная фотография – черно-белые…».

Итак, выставка была открыта, и началась текущая работа. Экспозиции по истории дореволюционной фотографии пользовалась популярностью – приходило много групп учащихся школ и техникумов, художники, краеведы. Много было пожилых людей, которые подолгу стояли у изображений старых улиц и фотопортретов, порой подходили к нам и говорили, что вот тут изображен их дальний родственник….

Фоторепродукции старого Тагила пользовались очень большой популярностью, наш «конвейер» уже не справлялся, так как иногда их покупали по 2-3 штуки, а потом приходили и спрашивали еще… Некоторые предпочитали классические изображения памятников. А некоторым были милы виды улиц. Однажды женщина в возрасте спросила меня «А у вас нет улицы Введенской только чуть подальше, там стоял наш дом…»



6. Потомки тагильских фотографов.JPG
Потомки тагильских фотографов З.В. Вишнякова и Н.Е. Суворова (Шестакова), в центре И.Б. Короткова.



Выставка эта стала хорошим толчком к комплектованию – потому что после нее активизировались поступления старых фото, горожане, осознав музейное значение старых пожелтевших изображений, несли их в музей, а также мы закупили значительное количество старых фотоаппаратов.

В ноябре на базе выставки был проведен областной семинар фотографов, на который приехали мастера из Екатеринбурга и других городов. Для них, ожидавших традиционную фотовыставку, такая экспозиция оказалась большой неожиданностью, и выставка получила высокую оценку и пожелание превратиться в стационарный музей истории фотографии.

Почетными посетителями выставки стали участники VIII Всесоюзная научно-практическая конференция «Советский научно-технический музей. Проблемы. Перспективы развития», на которой впервые директор Нижнетагильского музея И.Г. Семенов изложил основные положения концепции и программа создания первого в России музея-завода на базе намеченного к остановке металлургического завода, основанного в 1725 году.



7. Участники конференции в фотосалоне.jpg
Участники XIII Всесоюзной научно-практической конференции в фотосалоне. Третий слева – Г.Г. Григорян – директор Политехнического музея (г. Москва).




Но заканчивался 1988 год, а с ним и срок аренды зала. Договор на аренду Горком комсомола не продлил. Поэтому в конце декабря 1988 года выставку демонтировали с надеждой восстановить на других площадях. Но не случилось… Все больше назревал социально-экономический кризис, все больше становилось проблем…


Ольга Владимировна Халяева,
зав. отделом работы со СМИ Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»